Слайд 1
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Д.э.н., профессор,
зав. кафедрой политической экономии
ГАЙСИН РАФКАТ САХИЕВИЧ
E-mail: gaisin@timacad.ru
Формы и методы государственной поддержки сельского хозяйства, регулирования агропродовольственных рынков и сельского развития в западных странах и в России
Особенности конъюнктуры аграрного рынка в развитых странах на этапе неполного насыщения рынка (до 80-х гг. ХХ в.)
(сейчас в РФ так):
Спрос на продовольствие не отзывчив на рыночные сигналы (рост доходов, изменение цен). Спрос не растет или растет очень медленно.
Предложение же формируется на высоком уровне и имеет тенденцию к быстрому опережающему спрос росту, тенденция к устойчивому, затяжному перепроизводству продукции.
Отсюда – тенденция к нарастанию диспаритета цен, к понижению реальных цен и доходности фермеров
Рынок в аграрной сфере бессилен, дает сбои. Он не может повысить спрос, не может эффективно регулировать производство.
Спрос должно повышать государство!!! Отсюда прямые формы господдержки спроса, а через спрос и поддержки производства
Слайд 3
1910 1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990 1995
J
14
12
10
8
6
4
2
0
Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, продаваемые фермерам США за 1910 – 1995 годы
J – индекс цен,
цены на сельскохозяйственную продукцию
цены на ресурсы
Диспаритет цен на II и III этапах
Слайд 5Прямая и косвенная поддержка спроса населения на продовольствие (спрос малообеспеченных слоев
населения). На это расходовалось около 60% всех средств, составляющих бюджет Министерства сельского хозяйства США. Расходы на финансирование продовольственных талонов выросли с 11 млрд. долл. в 1985 г. до 40 млрд. долл. к концу 90-х гг. Кроме указанной, в США действуют программы школьных обедов, продовольственной помощи для кормящих матерей и малолетних детей и другие. Распространена практика освобождения от подоходного налога, применяется дифференцированная шкала этого налога
2. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию со стороны государства. Данное направление государственного регулирования аграрного рынка нацелено, главным образом, на поддержку производителей продукции (через госзакупки, механизм господдерживаемых цен и др. меры «желтой корзины»).
Госпрограмма РФ до 2012 г.: на регулир. рынка (спроса) с.-х. прод. и продовольствия всего лишь 7 млрд рублей из 551 млрд. руб. (1,3%)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
СПРОСА (а чрез спрос и производство) НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ (США)
Слайд 6ЗАДАЧИ «НОВОГО КУРСА», КУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ (30-70-е гг.)
Устранение диспаритета
цен
Поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей - ФЕРМЕРОВ
3. Экспансионистская политика повышения спроса и, тем самым, стимулирования роста производства
4. Финансирование программ продовольственной помощи
5. Рыночный протекционизм
Слайд 7Поддержание цен и доходов фермеров
Компенсационные платежи, субсидии (на производство),
льготное краткосрочное кредитование
Государственные закупки
Продовольственная помощь малообеспеченным
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
(30-70-е гг.)
Слайд 8
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДТОВАРНЫХ КРЕДИТОВ
(США 1938-1995 гг.)
Выдача фермерам кредита осенью под
залог полученной продукции по льготным процентам
Расчет выдаваемого кредита по залоговой ставке (поддерживающей цене)
Погашение ссуды в зависимости от уровня рыночных цен: продукцией по залоговой ставке или денежной суммой от реализации продукции (как правило весной)
Слайд 9
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ
КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
( США 1970-1995 гг.)
Установление государством «ориентировочных цен»
(ОЦ)
(МСХ рассчитывает среднюю по стране себестоимость продукции, на основе которой определяется ориентировочная цена)
Выплата фермеру компенсаций (субсидий) в размере разницы между ОЦ и макс. рыночной ценой или поддерживающей ценой
Слайд 10
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ «ФЕДЕРАЛЬНЫХ РЫНКОВ МОЛОКА» (ФРМ)
(США с 1937 г.)
(рыночный
механизм в чистом виде дает сбои)
Устанавливаются минимальные региональные (зональные) цены закупок молока, которые равняются усредненной цене молока по штатам Висконсин и Миннесота плюс стоимость транспортиров-
ки молока в данный регион.
Для поддержания цены закупки молока на уровне установленной минимальной цены государство осуществляет закупки у перера-
батывающих предприятий избыточных молочных продуктов по установленным МСХ закупочным ценам.
Базовая усредненная по стране цена молока достигла своего максимума (290 долл. за тонну) в 1981-83 гг. и понизилась к 1995 гг. до 220 долл.
Слайд 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РЫНКОВ МОЛОКА В США
Слайд 12
Администрирует
программы ТКК
МСХ
Агентство по обслуживанию ферм (АОФ)
Согласование основных мероприятий и программ
Местные власти
Финансируют
часть административных расходов
Офис АОФ
в штате
Местный офис АОФ
(сервисный центр)
Фермеры
Фермерский комитет
штата
Фермерский комитет
округа
Избирают членов
комитета
Избирают руководителя офиса, контролируют выполнение программ
Перечисляет финансовые средства
Товарно-кредитная корпорация (ТКК)
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕРМЕРСКИХ ПРОГРАММ МСХ США
Слайд 13
Производство и потребление зерна в странах ЕС
Слайд 14
Самообеспеченность стран ЕС основными продуктами питания (отношение объёма производства к внутреннему
потреблению), %
Слайд 15ЗАДАЧИ ПОЛИТИКИ РЫНОЧНОГО НЕОЛИБЕРАЛИЗМА В ОБЛАСТИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ (с 90-х гг.)
Сокращение
доли ценовой поддержки и относительный рост прямых платежей
Сдерживание или даже сокращение производства при ограниченности возможности экспорта
Поддержка экспорта, применение демпинговых цен на внешних рынках
Либерализация внутренней и внешней торговли. Ориентир на требования Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (ВТО)
Слайд 16ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ РЫНОЧНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В ОБЛАСТИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ (с 90-х
гг.)
Преимущественно рыночный механизм формирования цен.
Замена компенсационных платежей системой гибких производственных контрактов.
Введение более совершенных программ страхования сельхозтоваропроизводителей
Широкое применение мер «зеленой корзины» при ограничении мер «желтой корзины» государственной поддержки
Политика сельского развития
Слайд 17 Российское сельское хозяйство на том этапе, на котором находились западные государства
до 80-х гг. ХХ века – на этапе неполного насыщения, на котором широко используется меры прямой господдержки спроса и производства.
Слайд 18Индекс валовой продукции сельского хозяйства РФ
(в сопоставимых ценах, в % к 1990 году)
Прогноз с учетом Госпрограммы
В период 1990 г. - 1998 г. снижение составило 44%
В период 1999 г. - 2007 г. рост составит 39,3%
9
Слайд 19ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Число сельских поселений - 18996
Число сельских населенных пунктов
– 153,1 тыс.
в том числе без населения – 19,4 тыс. (13%)
Численность сельского населения – 37,5 млн. чел. (26,3%)
Слайд 20Количество сельских населенных пунктов в РФ с разным числом жителей (Источник:
Материалы Всероссийской переписи )
Слайд 21 Общее количество сельских населенных пунктов за время между переписями населения 1959-2010
годов сократилось с 294 до 153 тысяч. В последние годы появились населенные пункты без жителей. Число этих опустевших деревень достигло 19 тысяч – почти 13% от всех сельских населенных пунктов, ¾ этих поселков без жителей приходится на Центральный и Северо-Западные федеральные округа, т.е. исторический центр России.
Слайд 22Плотность населения по федеральным округам РФ (число жителей на 1 кв.
км)
Слайд 23Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по федеральным округам
РФ (километров дорог на 1000 квадратных километров территории)
Слайд 24 Политика по устойчивому комплексному развитию сельских территорий.
ЕС приняло в 1999
г. закон «По поддержке сельского развития».
Поддержка развития сельских территорий по следующим направлениям:
стимулирование производства несельскохозяйственной продукции;
диверсификация деятельности для ведения альтернативной или дополняющей деятельности, обеспечение многофункционального развития фермерских хозяйств;
сохранение и развитие жизнеспособной социальной инфраструктуры в сельской местности;
сохранение и создание рабочих мест для обеспечения лучшего использования имеющихся внутренних потенциалов;
поддержка молодых фермеров;
поддержка раннего выхода фермеров на пенсию;
совершенствование условий жизни и труда;
сохранение и развитие низкозатратных фермерских систем;
сохранение и развитие устойчивого сельского хозяйства, ориентированного на повышение ценности природы и на следование экологическим требованиям;
поддержка сельских территорий с неблагоприятными условиями развития и с экологическими ограничениями;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Слайд 25Политика развития сельских территорий в ЕС на 2007-2013
повышение конкурентоспособности сельского
хозяйства и лесного сектора;
улучшение окружающей среды и сельской местности;
улучшение качества жизни в сельской местности и содействие диверсификации сельской экономики
Слайд 26Потенциал ключевых конкурентных преимуществ России
10% всех мировых запасов пашни
20%
мировых запасов пресной воды
9% производства минеральных удобрений
наибольший резерв роста посевных площадей (более 40 млн. га)
имеется большой потенциальный объем повышения урожайности (зерно – факт урожайность 18-19 ц, среднемировая – 28 ц)
Слайд 27Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья,
млрд долл.
Слайд 28Экспорт, импорт, продовольствия и с.-х. сырья
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
2
млрд. долларов
США
Слайд 29Наличие земель сельскохозяйственного назначения
в Российской Федерации
Всего в 2010 году с/х
угодий – 190,8 млн.га
в т.ч. пашни – 115,3 млн.га
прогноз
Слайд 30Неиспользуемая пашня и ее качественное состояние
Слайд 31Регионы Российской Федерации с наибольшими площадями
неиспользуемой пашни
(по оперативным данным органов
управления АПК субъектов Российской Федерации
по состоянию на декабрь 2011 г.)
Слайд 32Различные позиции по оценке последствий присоединения России к ВТО:
От присоединения страны
к ВТО сельское хозяйство не проиграет
Сельское хозяйство страны не выдержит конкуренции и окажется в глубоком кризисе
Будут иметь место как негативные, так и позитивные последствия
Слайд 33УСЛОВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО:
Сократить размеры внутренней поддержки сельского хозяйства.
Снизить уровень
ставок импортных тарифов на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Сократить (отказаться) бюджетные ассигнования на субсидирование экспорта.
Отказаться или сократить квоты на импорт сельскохозяйственной продукции.
Слайд 34В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных
пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию — до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары — до 6,4% с 9,4%.
Цена входного билета в ВТО – снижение импортного тарифа: на промтовары на 3%, сельхозтовары – на 4,2%
На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно — с 15% до 12,5 — 12% за один-три года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
Пошлины на молоко, сухие и сгущенные сливки, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 года. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.
Слайд 35Фактор ВТО: тарифные обязательства
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
10
Слайд 36Фактор ВТО: государственная поддержка
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
11
Обязательства России по максимальному
размеру поддержки сельского хозяйства*,
млрд. долларов США
Государственная поддержка
(агрегированная мера поддержки - АМП)
Желтая корзина
Зеленая корзина
Голубая корзина
Меры, оказывающие искажающее влияние на торговлю, размер поддержки ограничен
Меры, не оказывающие искажающее влияние на торговлю, размер поддержки не ограничен
Меры, направленные на самоограничение производства, исключения по ограничению
* совокупная поддержка на федеральном и региональном уровнях
Слайд 37Меры государственной поддержки сельского хозяйства по условиям ВТО
Слайд 38Преимущества российских компаний
Административный ресурс. Использование административного ресурса оказывает определенное влияние
на успех российского бизнеса.
Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.
Дешевые энергетические ресурсы. В России цены на энергоресурсы одни из самых низких в мире.
Дешевые научные специалисты. В России еще достаточно много научных сотрудников, готовых работать за маленькие зарплаты.
Мягкие экологические требования. Экологическое законодательство в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Но даже существующие законодательные нормы нивелируются низким контролем их исполнения.
Слайд 39Преимущества компаний-импортеров
Больший управленческий опыт и использование современных управленческих технологий. Управленческие технологии
массово внедряются специализированными фирмам. В России большинство предприятий строят свои системы управления самостоятельно.
Применение современных производственных технологий. В развитых странах конкуренция настолько высока, что использование новейших производственных технологий становится вопросом выживания.
Превосходство в производительности труда. Использование новейших управленческих и производственных технологий приводит к значительному превосходству международных компаний в области производительности труда.
Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.
Слайд 40УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ BUSINESS UNIT MANAGEMENT
http://www.iteam.ru/publications/finances/section_11/article_196/
Материал предоставлен консалтинговой компанией MARTEX
Семинары:
Технологии Business Unit Management
См. http://martex.ru/2938
Слайд 41Факторы, определяющие степень влияния на регионы изменений внешнеэкономического режима в результате
присоединения России к ВТО
- отраслевая структура экономики региона;
- место региона в общей системе основных товаропотоков на территории России;
- местоположение региона (близость к основным регионам - поставщикам товаров);
- экономический потенциал региона;
- удельный вес импортной продукции во внутреннем обороте на рынках региона
Слайд 42Типы регионов в зависимости от их вовлеченности в процессы внешнеэкономической деятельности
Регионы, где доля импорта во внутреннем обороте на товарных рынках весьма заметна при низких объемах вывоза за пределы региона
Регионы, где доля импорта во внутреннем обороте на товарных рынках весьма заметна при высоких объемах вывоза за пределы региона (регионы, играющие роль перевалочных баз, высокий объем импорта «погашается» значительными объемами вывоза)
Регионы со средними и низкими показателями объемов импорта. В таких регионах оценка потенциала дальнейшего наращивания импорта возможна с привлечением данных о динамике цен и доходов экономических агентов (потребительские цены, цены производителей).
Слайд 43Первая и вторая группы регионов – это регионы наиболее подверженные как
негативному, так и позитивному воздействию изменений внешнеэкономического режима в результате присоединения России к ВТО.
Таких регионов по оценке экспертов 22 субъекта: Пермская область, Оренбургская область, Алтайский край, Кемеровская область, г. Москва, г.Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская область, Воронежская область, Курская область, Рязанская область, Краснодарский край, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Нижегородская область, Кировская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Иркутская область, Приморский край, Хабаровский край.
При этом 5 из этих регионов являются перевалочными пунктами на пути товаропотоков в другие субъекты Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Краснодарский край.
Слайд 44Возможные последствия для региона от изменения условий доступа на внутренний рынок
Последствия усиления конкуренции на рынках : ухудшение позиций предприятий-производителей, понижение рентабельности производства, уменьшение размера налоговых платежей с этих предприятий в региональные бюджет
Последствия изменения традиционных региональных товаропотоков, их переориентация с внутренних поставщиков на внешних: изменение финансового состояния тех экономических агентов, которые были связаны с обслуживанием «старых» товаропотоков: оптовое звено торговли и сопряженные с ним институты торговой инфраструктуры
Последствия социального характера: снижение доходов работников предприятий-производителей, рост числа безработных и др.
Слайд 45 Вероятность негативных последствий от обострения конкуренции с импортом особенно высока для
регионов, где высок удельный вес таких отраслей как авиационная, автомобильная, текстильная промышленность, агропромышленный комплекс. В этих отраслях по оценке экспертов наиболее благоприятные условия для активизации процессов импортозамещения.
При этом влияние присоединения России к ВТО на региональном уровне возможно на ограниченное число рынков (17 рынков): кондитерские изделия, рыбная продукция, косметические изделия, ковры и ковровые изделия, телевизоры, трактора, шины, холодильники, легковые автомобили, фанера, ДСП и ДВП, мясо и птица, полимерные пленки, одежда, минеральные удобрения, пряжа, чай и кофе в обработанном виде.
Слайд 46возможно значимые последствия будут возникать в тех регионах, где предприятия отраслей,
подвергшихся вытеснению с локальных рынков, куда осуществлялись поставки, являются бюджетообразующими (для субъекта федерации) или градообразующими для местных бюджетов. Здесь также последствия могут носить двоякий характер – с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, а с другой – рост расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем в регионах.
регионы локализации легкой промышленности (Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области). Кроме того непростая ситуация может сложиться в Волгоградской области, где к числу проблемных относится производство тракторов и поставки шин в другие регионы страны. Также – в Самарской области в сфере производства легковых автомобилей: выраженно проблемным здесь может стать бюджет г.Тольятти и вся социальная сфера города.
Слайд 47Что мы получаем
Улучшение делового и инвестиционного климата
-
транспарентность законодательства
- усиление конкуренции
Открытие внешних рынков– расширение экспорта, производства и занятости
Участие в выработке правил мировой торговли товарами и услугами
Доступ к судебной системе
Слайд 48Нейтрализация возможных негативных последствий
Мониторинг производства основных групп товаров и объема импорта
этих товаров – выявление чувствительных позиций.
При наличии возросшего импорта – применение защитных мер
Перераспределение текущих объемов и форм государственной поддержки,
Льготный режим для инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и технологий с локализацией производства
ограничение доступа иностранных товаров и услуг к госзакупкам,
Слайд 49Последствия для таможенного союза
ТС принимает все обязательства РФ – упрощение процедур
присоединения для РК и РБ
ВТО признает ТС в качестве реально функционирующего интеграционного объединения
ТС должен работать по правилам ВТО
Слайд 50
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева
Благодарю за внимание
Российский
государственный аграрный университет
– МСХА имени К.А. Тимирязева