Формирование познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников во внеурочное время презентация

Содержание

Активность ребенка Собственная активность ребенка Активность ребенка, стимулируемая взрослым

Слайд 1Формирование познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников во внеурочное

время

Сизенцова Елена Владимировна, воспитатель ГС(К)ОУ школы-интерната № 3

Воспитанники XXI группы сирот ГС(К)ОУ школы-интерната № 3


Слайд 2Активность ребенка
Собственная
активность ребенка


Активность ребенка, стимулируемая взрослым


Слайд 3Познавательная активность
Активность
Умственная
Биологическая
Социальная
Адаптивная
Продуктивная
Интеллектуальная
Познавательная
Познавательная активность – это качество, личностное образование


Слайд 4Познавательная активность определяется как:
Избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.

Рибо);
Проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л. Рубинштейн);
Особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);
Готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н.А. Половникова)

Слайд 5В современных условиях воспитание познавательной активности
учащихся (воспитанников) является важнейшей социально-педагогической

проблемой

Слайд 6Основная проблема познавательной активности в школе-интернате VIII вида
У детей, обучающихся в

школе VIII вида процесс
формирования личности осложняется прежде всего
тем, что они не умеют обобщать и использовать
накопленный общественный опыт. Это явление
Л.С. Выготский называл социальным вывихом, имея в виду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт.

Главная задача: вправить
ребенка в окружающую среду


Слайд 7Л.С. Выготский считал, что:
То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве,


он сумеет сделать завтра самостоятельно

Слайд 8Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность
Реальное
Латентное
Опосредованное
ОБУЧЕНИЕ
и
ВОСПИТАНИЕ


Слайд 9Латентное: обеспечивается на основе чувственного
и информационного опыта, который

создает базу
ясных и неясных знаний (по терминологии
Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта
может быть организовано через обогащенную
предметную среду; специально продуманную и
мотивированную самостоятельную деятельность
(бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное: которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности. Опосредованное: предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.


Слайд 10Это означает, что мы должны сообща решать следующие задачи:
способствовать развитию познавательной

сферы
ребенка и активному овладению им способами
познавательно-практической деятельности, имеющими
социальное происхождение; - обогащать познавательную сферу ребенка
информацией, лежащей за пределами непосредственно
воспринимаемой действительности; - передавать детям информацию посредством слова, т. е.
много рассказывать, черпая различные доступные и
близкие ребенку сведения из разнообразных сфер
жизни; - поощрять возникновение проблемных вопросов;

Слайд 11побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и

назначения предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
направлять поисковую деятельность детей;
помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками и опосредованно создавать проблематику познавательного общения



Слайд 12Многогранность развивающей среды специального коррекционного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих

в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих пространств

Слайд 13интеллектуального развития и творчества: образуют все игровые зоны, поскольку у любого

ребенка ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

физического развития:
в наибольшей степени стимулирующее двигательную активность детей;

игрового развития;

экологического развития;

компьютерное пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение

Слайд 14Среда, её элементы
С целью анализа структурных компонентов
развивающей среды были выделены ее

основные
элементы:
1. Предметно-игровая среда, которая должна включать:
1. крупномасштабные игровые и дидактические пособия;
2. возможность изменения цветовой и звуковой
среды;
3. вариативное использование предметов;
4. полифункциональное использование помещений;
5. зоны для релаксации;
6. наличие личного пространства каждого ребёнка

Слайд 152. Характер взаимодействия педагога с детьми:
1. установление партнерских отношений;

2. учет индивидуальных и личностных особенностей;
3. наличие творческого подхода.
3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей с целью максимального развития их способностей:
1. интегрированные занятия;
2. активное обучение;
3. развивающее обучение;
4. обучение-подготовка;
5. обучение с личным примером;
6. проблемное обучение

Среда, её элементы


Слайд 16Выводы
Своевременное и адекватное
стимулирование
познавательных интересов,
развитие процессов
познавательной активности
детей выступают первейшим
условием формирования
познавательной активности


Слайд 17Основное направление деятельности:
Стимулирование разного вида активности
детей, обеспечивающей оптимальный уровень
индивидуального развития ребенка
Реализация

единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса;
Организовывать познавательные процессы;
Обогащать и разнообразить содержание учебного материала, которым овладевают дети;
Организовывать разнообразное многостороннее насыщенное общение детей;
Побуждать детей к активной познавательной деятельности, оживляя занятия элементами занимательности, применяя индивидуальные задания, игровое обучение

Требования к
организации
развивающей
среды


Слайд 18Указатель информационных источников
Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.

– 3-е издание, доп. и пер. – СПб., 2006.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных и образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – 1984. − №3.
Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. − 1982. − №4.
Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. − 1995.− №2.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дис. к.п.н.: Омск, 1997.
Cлепович Е.С. Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.
Е.В. Комаровская. О некоторых аспектах проблемы повышения познавательной активности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (из обзора литературы). Альманах Института коррекционной педагогики. http://almanah.ikprao.ru .

Слайд 19Спасибо за внимание!
FINE!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика