Финансовая грамотность населения: динамика за время кризиса презентация

Содержание

Понятие финансовой грамотности – определение FSA (UK) ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Управление деньгами (ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, умение вести «бездефицитный» семейный

Слайд 1Россия, 119072, г. Москва, Болотная набережная 7, стр. 1
e-mail: info@nacfin.ru
тел./факс: (495)982-50-27
http://www.nacfin.ru

Финансовая

грамотность населения: динамика за время кризиса

Слайд 2Понятие финансовой грамотности – определение FSA (UK)
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Управление деньгами (ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, умение вести «бездефицитный» семейный бюджет, «управляемый» долг и т.п.)
Долгосрочное планирование (создание резервов на черный день, страхование, пенсионные накопления, аккумулирование средств на образование детей, покупку жилья и т.п.)
Умение делать выбор между различными альтернативами (информированность о существующих альтернативах и их характеристиках, умение читать договора перед подписанием, и т.п.)
Получение помощи, совета (понимание различий между рекламой и информацией, информированность о том, где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами)
Умение калькулировать (знание простых и сложных процентов, понимание номинальных и реальных, абсолютных и относительных величин и т.п.)



Слайд 3Динамика субъективных оценок уровня финансовой грамотности (%

от всех респондентов)

Источник: НАФИ, ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, N=1600

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, как это принято в школе, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 – наличию отличных знаний и навыков в этой сфере.


Слайд 4Принято ли в Вашей семье вести учет доходов и расходов? Какое

из высказываний точнее всего описывает принятую у Вас (в Вашей семье) практику?

Источник: НАФИ, ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, N=1600

Практики ведения бюджета доходов и расходов (% от всех респондентов)


Слайд 5В России в настоящее время работает государственная система страхования накоплений. По

Вашему мнению, на что именно распространяются эти государственные гарантии?

Знание о Системе страхования вкладов (% от всех респондентов)

Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, НАФИ, N=1600



Слайд 6Субъективная оценка знания о системе страхования вкладов

(% от всех респондентов)

Источник: НАФИ, N=1600



Слайд 7Источник: НАФИ, ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, N=1600
Какой из вариантов может оказаться «финансовой пирамидой?


(% от всех респондентов)



Слайд 8В случае возникновения конфликта с финансовой организацией по поводу оказанных Вам

финансовых услуг, насколько Вы уверены в быстром и справедливом разрешении спора (% от всех респондентов)

Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, ноябрь 2009, N=1600

Оценка вероятности справедливого урегулирования спора в случае конфликта


Слайд 9Как часто перед приобретением той или иной финансовой услуги Вы сравниваете

условия ее предоставления в различных кампаниях?

Источник: Всемирный банк, НАФИ, N=1600

Практики сравнения условий перед покупкой (% от всех респондентов)


Слайд 10Чтение договора перед подписанием (% от всех респондентов)
Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, НАФИ,

N=1600



Слайд 11Скажите, пожалуйста, в каком виде должен банк раскрывать информацию о полной

стоимости кредита для заемщика?

Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, ноябрь 2009, N=1600




Слайд 12Финансовая математика
Предположим, что в двух разных магазинах объявили распродажу товаров. В

обоих магазинах на одинаковые телевизоры, стоившие 10 000 рублей, сделали скидки. Но в одном магазине первоначальную цену уменьшили на 1500 рублей, а в другом – на 10%. Оцените, в каком магазине теперь эти телевизоры стоят дешевле?

Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, НАФИ, N=1600


Слайд 13Умение сравнивать проценты за разные периоды
Какой из банковских вкладов, с Вашей

точки зрения, предлагает более высокий процент?

Источник: НАФИ, август 2010 г., N=1600


Слайд 14Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, ноябрь 2009, N=1600
О чем россияне хотели бы знать

больше? (% от всех респондентов)

Если индекс интереса к теме ниже нуля, то доля людей, интересующихся данной темой, меньше доли не интересующихся. Список тем включал 21 вариант, в диаграмме представлены 6 наиболее популярных.


Слайд 15 Сотрудников….
Лично Вам кого бы хотелось видеть в качестве «учителя» в программе

финансовой грамотности? (% от всех респондентов)

Источник: ГУ-ВШЭ, ВЦИОМ, ноябрь 2009, N=1600


Слайд 16Выводы
Субъективная оценка уровня финансовой грамотности россиян продолжает стабильно расти. По сравнению

с июнем 2008 года доля россиян, считающих себя в той или иной мере финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов.
Однако динамика объективных показателей финансовой грамотности населения не столь оптимистична, а по некоторым показателям даже произошло ухудшение. Например, большинство наших сограждан (69%) по-прежнему не ведут учет средств семьи, причем 13% респондентов признались, что им даже приблизительно неизвестно, сколько денег получили и сколько потратили за месяц. В целом доля опрошенных, не ведущих подобный учет, не только не уменьшилась, а даже выросла с 56% в декабре 2008 г. до 69% в феврале 2010. Так же за период с июня 2008г по февраль 2010 г. значительно уменьшилась доля россиян, ведущих подсчет доходов и расходов в своей семье: с 45% до 27%.
Небольшая положительная динамика наблюдается по такому показателю, как сравнение условий перед покупкой финансовой услуги: россияне в целом стали более внимательно относиться к выбору  финансовых компаний. Если в июне 2008 г. 40% респондентов никогда не сравнивали условия предоставления услуги в нескольких компаниях перед ее приобретением, то в феврале 2010 таковых оказалось всего 16%. Соответственно выросла доля тех, кто осуществляет такое сравнение редко (с 8% до 13%) или иногда (с 14% до 20%). Однако доля россиян, для которых сравнения условий оказания услуги перед выбором является устоявшейся практикой, почти не изменилась и не превышает трети. 
Нет положительной динамики так же и по такому показателю, как умение распознать признаки финансовой пирамиды среди различных предложений вложения средств на финансовом рынке. Как показало исследование, по-прежнему только четверть россиян распознают финансовую пирамиду. 26% дают правильный ответ на этот вопрос - финансовая организация, обещающая 35%-ый рост вложений через год и гарантирующая возврат инвестиций. Тогда как 9% назвали финансовой пирамидой паевой инвестиционный фонд, сообщающий о 35% доходности его паев за предыдущий год, а 8% опрошенных таковым считают банк, предлагающий вклады под 12% годовых.


Слайд 17Эффективность программ финансового просвещения (1)
"Evidence of Impact": Review of policy evaluation

literature by Adele Atkinson of the Personal Finance Research Centre, University of Bristol, 2008
FSA попросило Adele Atkinson провести оценку эффективности программ повышения финансовой грамотности и финансового просвещения в Великобритании и мире с целью выяснения:
Что бы было, если бы этих программ не было?
Какие формы финансового просвещения есть и к каким результатам они приводят? Для каких целевых групп какие формы лучше использовать?
Полученные выводы:
Не так много пока в мире сделано, и строгая оценка влияния сделанного на установки и поведение людей пока не представляется возможной. Но предварительный вывод пока неутешителен – с помощью программ повышения финансовой грамотности очень трудно изменить установки и поведение людей.
В лучшем случае можно говорить об увеличении знаний и росте субъективных самооценок уровня финансовой грамотности.

Слайд 18Эффективность программ финансового просвещения (2)
Программы повышения финансовой грамотности молодежи:
Американский опыт оценки

эффективности школьных программ ФП – нет существенных различий в уровне знаний школьников, посещавших занятия по ФП, и тех, кто не учился по этим программам. Обнаружено влияние только для самых маленьких школьников.
Пока разработчики школьных программ плохо представляют себе в каком возрасте какой материал нужно давать.
Есть также свидетельства того, что включение финансовых задач в задачи по математике не дает никакой отдачи, а только мешает усвоению знаний по математике.
Наличие эффекта было выявлено для программы School of Finance Certificate in Financial Studies. Однако эта оценка была сделана без применения контрольной группы.


Слайд 19Программы повышения финансовой грамотности на рабочем месте:
Американский опыт финансового обучения показывает,

такие программы приводят к росту сбережений на пенсию.
Короткие курсы не эффективны.
Исследования Р. Талера - может ли программа ФП увеличить добровольные отчисления на пенсию? Ответ – нет, проще изменить формат бланка заявления, внеся в него по умолчанию необходимый процент отчисления.
Программы повышения финансовой грамотности для бедных: сложно привлечь на такие программы, особенно если это предполагает затраты (транспортные, оплата бейбиситтеров).
Даже проводимые на самом простом уровне курсы воспринимаются как сложные.
Интернет ресурсы – по самооценке пользователей после ознакомления с представленной на них информацией люди собираются применить ее в жизни и изменить поведение, однако это лишь самооценки.
Обзор сделан на основе 70 программ в США и Великобритании.

Эффективность программ финансового просвещения (3)


Слайд 20Финансовая грамотность в странах со средним и низким уровнем доходов населения
беднейшие

страны Африки - сбережения являются не личной собственностью отдельных индивидов или семейных пар, а представляют собой активы, доступные всем членам расширенной семьи (родителям, братьям, сестрам).
страны со средним уровнем жизни, высокой неопределенностью в отношении доходов и инфляции (отрицательные процентные ставки по вкладам, высокая волатильность фондового рынка и т.п.), и недостаточно развитыми финансовыми институтами (наличие возможности манипулирования и обмана потребителей) проблематичным становится долгосрочное планирование и формирование пенсионных сбережений.
В указанных странах отказ от пользования финансовыми услугами может оказаться вполне рациональным и адекватным ответом на институциональную и рыночную неопределенность, и свидетельствует вовсе не об отсутствии финансовой грамотности, а о нежелании принимать высокие финансовые риски.

Слайд 21
Запускать механизм повышения финансовой грамотности от лица государства нужно с большой

осторожностью – не надо под государственную шапку собирать как можно больше инициатив, поскольку их эффективность пока невозможно оценить, а доверие к государству легко подорвать.
Осторожно подходить к идее оценки сравнительной эффективности различных программ и отбору на их основе наиболее результативных. Пока спорными являются не только способы оценки эффективности программ, но даже и само понятие финансовой грамотности, лучше заниматься не столько отбором наиболее эффективных программ, сколько стараться оценивать и ограничивать наиболее ‘опасные’.
Не стоит делать задачей государственных программ повышения финансовой грамотности пропаганду «правильных» образцов финансового поведения, которые навязываются людям любым способом, включая методы маркетинговых воздействий.
Главная роль государственных организаций-регуляторов состоит, на наш взгляд, в том, чтобы:
во-первых, давать людям информацию о защите прав потребителя;
во-вторых, совершенствовать финансовые институты, создавая «прозрачные» и «честные» правила игры.


Слайд 22Отрицательная динамика индекса информационной прозрачности финансовых институтов делает наибольший вклад в

снижение совокупного индекса доверия

Частные индексы надежности и прозрачности финансовых институтов, баллы

НАДЕЖНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ


Слайд 23

Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ)

г. Москва, Болотная набережная, д. 7,

к.1
тел./факс +7 (495) 982 50 27
e-mail: info@nacfin.ru
Интернет-сайт: http://www.nacfin.ru

КОНТАКТЫ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика