ФИЛОСОФИЯ НАУКИ презентация

Содержание

КОГДА МЕТОДОЛОГИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО… Наука = философия: «Растущее зеркало»… р а з б и л о с ь

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
План:
Философия и методология.
Структура современной науки.
Концептуальная трансдукция В. А. Канке.


Принципы, законы, истина.
Модели.
Эксперимент. Индуктивный путь от данных эксперимента к закону.
Абдукция и гипотеза.
Научное открытие и его природа.
Литература и ресурсы:
http://www.gumer.info
Канке В. А. Методология научного познания. М., 2014.









Слайд 2КОГДА МЕТОДОЛОГИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО…
Наука = философия:
«Растущее зеркало»…

р а з б и л о с ь


АРИСТОТЕЛЬ 384-322 до н.э.




 1) науки теоретические: физика, математика и «первая философия» (метафизика).
2) науки практические: этика и политика.
3) науки поэтические: эстетика, риторика

Слайд 3ОБЩАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


Слайд 4ТИПЫ И ОТРАСЛИ НАУК


Слайд 5ОТРАСЛИ НАУК


Слайд 6ОТРАСЛИ НАУК


Слайд 7ОТРАСЛИ НАУК


Слайд 8ОТРАСЛИ НАУК


Слайд 9В. П. ПОРШНЕВ О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ…

Пожалуй, она позволяет пессимизма избежать
и

в то же время излишнего оптимизма, т.е.
найти золотую середину. Не хочется заниматься
карьерой, какими-то материальными делами, а
в то же время, поскольку мне знакомы многие философские
системы, зная, что нельзя найти готовую истину ни в одной
из них, может быть даже какое-то легкое чувство иронии по
отношению к действительности появляется. Именно
здоровой иронии, которая не позволяет излишне увлекаться и
становиться фанатиком какой-то идеи. ...
Ну и потом, повторяю, нужно иметь какую-то картину целостную, без философии это невозможно, иначе все науки раздробятся, утекут друг от друга ручейками, и мы опять за деревьями не будем видеть леса.

Слайд 10ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
На вопрос, что такое наука отвечает философия. А на

вопрос какими способами следует наращивать научное знание отвечает методология.

МЕТОДОЛОГИЯ
Meta - к
Hodos - путь
Logos – учение
Путь к учению.

Методология выражает управленческий аспект науки. У нее ищем ответа на вопрос: «Что нужно делать?»


Слайд 11ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИИ
объект: наука
ОО
предмет:
СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СИСТЕМА КОНЦЕПТОВ


Слайд 12КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТРАНСДУКЦИЯ В. А. КАНКЕ
Методология – система концептуальной трансдукции (КТ), а
научные

методы – ее циклы.
Трансдукция (transitus – лат.: переход; + ductus – лат.: ведение).
Концепция КТ:
1) позволяет показать единство
всех научных методов;
2) акцентирует концептуальную
сущность науки.



Слайд 13ПУТЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ИЛИ УСТРОЙСТВО НАУКИ
Принципы … Дедуктивные законы


…Факты

… Экспериментальные законы и принципы2
… Уточненные принципы

ДЕДУКЦИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

ИНДУКЦИЯ

АБДУКЦИЯ


Слайд 14МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
Теория – некая целостная совокупность предложений или суждений.


Она научна:
*если проверяема,
*если ее положения могут быть опровергнуты.

Принцип – исходное звено теории, которое наделяет содержащимся в нем смыслом все остальные компоненты теории.
Principium – лат.: начало, основание, исходная причина, основное положение.

Принципы:
1) независимы, если они не могут быть выведены;
2) не должны противоречить друг другу;
3) объяснять любое положение данной теории.

1+2+3 = теория аксиоматизируема.



Слайд 15ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНЫ?

Рудольф Карнап (1891-1970):
«законы это некоторые регулярности,
наблюдаемые во все

времена и во всех
местах без исключения».

Общая форма научного закона:
«Для всякого объекта из данной предметной области верно, что если он обладает свойством А, то он с необходимостью имеет также свойство В».

Виды законов: дедуктивные и эмпирические, первые стоят выше вторых и на них опираются.


Слайд 16ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОВ
3 особенности законов:
1) выражают смысл принципов,
2)фиксируют связи не

всех признаков, а некоторых из них, 3) относятся ко всей совокупности признаков, которые указываются в их формулировках.

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ
Принципы ≠ законам.
А каково их соотношение?
Покажите это соотношение, используя термин «контекст».

Слайд 17ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ


Слайд 18ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ


Слайд 19ВЕРИФИКАЦИЯ И ФИЛЬСИФИКАЦИЯ
Верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что

установленные требования были выполнены…






Карл
Поппер
1902-1994







Фальсификация: опровержение теории путём постановки того или иного эксперимента…









Слайд 20МОДЕЛИ
Принципы … Дедуктивные законы


…Факты
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Дедуктивные законы модели… ЭКСПЕРИМЕНТ


Модель – конструкция изоморфная (равная, одинаковая, подобная) оригиналу.
Оригинал и модель изоморфны друг другу, если между некоторыми или всеми их элементами и отношениями существуют соответствия.

Два подхода к моделированию: объектный (замещает оригинал) и концептуальный (представляет оригинал)

_____
Аппроксимация – замена одних объектов другими подобными.


ДЕДУКЦИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

АППРОКСИМАЦИЯ*


Слайд 21ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (греч. рeira – испытание, проба)
Эксперимент – испытание моделей, представляющих

изучаемые явления в контролируемых и управляемых условиях.

Три условия успеха эксперимента:
Наблюдение: результаты эксперимента должны так или иначе проявиться.
Относительность к средствам наблюдения: результаты эксперимента должны быть зафиксированы в определенных измерительных, оценочных понятиях и шкалах.
Операционализм: научный результат доложен быть измеряем.





Слайд 22НАСТУПАЕТ ОЧЕРЕДЬ ИНДУКЦИИ…
Принципы … Дедуктивные законы


…Факты

… Экспериментальные законы и принципы

ДЕДУКЦИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

ИНДУКЦИЯ



Слайд 23ПРОБЛЕМА ИНДУКЦИИ (induction – выведение)
Полная индукция: «все студенты данной группы

занимаются спортом, следовательно, все студенты данной группы – спортсмены».

Неполная индукция: «некоторые студенты группы занимаются спортом, вероятно, все студенты этой группы – спортсмены».

К. Поппер (критический рационализм): индукция – не научный метод. Из эмпирических свидетельств нельзя вывести правильную теорию.
ИЛИ: изобретение законов ? дедукция ? фальсификация посредством фактов.

Х. Рейхенбах и Р. Карнап (неопозитивизм): теории являются результатом обработки эмпирических данных, индукция – важнейший научный метод.
ИЛИ: индуктивный вывод законов ? дедукция




Слайд 24ПРОБЛЕМА ИНДУКЦИИ У В.А.КАНКЕ
Трансдуктивисты (Канке):
1)переход от принципов к дедуктивным законам

?
2)аппроксимации (модели) ?
3)экспериментирование ?

- индукция

4) обобщение эмпирических законов до уровня дедуктивных законов и принципов (т.е. изобретение новой теории).



Слайд 25НАСТУПАЕТ ОЧЕРЕДЬ АБДУКЦИИ…
Принципы … Дедуктивные законы


…Факты

… Экспериментальные законы и принципы
… Уточненные принципы.

*Дедукция объясняет факты посредством гипотезы.
*Индукция подтверждает или опровергает гипотезу фактами.
*Абдукция позволяет выдвинуть гипотезу.


ДЕДУКЦИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

ИНДУКЦИЯ

АБДУКЦИЯ




Слайд 26АБДУКЦИЯ В СРАВНЕНИИ С ДЕДУКЦИЕЙ И ИНДУКЦИЕЙ
Дедукция: есть универсальный закон А

и факты a, b, c, этот закон подтверждающие. Надо интерпретировать факт d, как подтверждающий закон А.

Индукция: есть факты a, b, c, d – надо вывести закон А.

Абдукция: есть факты a, b, c, d – надо определить , под какой закон они подпадают и как им регулируются.





Слайд 27АБДУКЦИЯ & ГИПОТЕЗА
1. Наблюдается некоторое примечательное явление Р.
2.

Р было бы объяснено, если гипотеза H была истинной.
3. Следовательно, имеется основание думать, что гипотеза H истинна.

На первый взгляд кажется, что абдуктивное рассуждение мало чем отличается от гипотетико-дедуктивного заключения, поскольку предполагает гипотезу истинной. Однако ход рассуждения в нем прямо противоположен гипотетико-дедуктивному умозаключению, которое начинается с заранее установленной гипотезы и вывода из нее следствий, в то время как в абдукции рассуждение начинается с анализа и оценки, точно установленных фактов, которые обусловливают выбор гипотезы для их объяснения. Именно так поступают ученые в своих конкретных исследованиях, поскольку в самом начале имеют дело именно с фактами и только потом ищут им объяснения.

Слайд 28ФИЛОСОФЫ-АНАЛИТИКИ О ПРИРОДЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ
1. Открытие – результат последовательной дедукции (Гегель).
2.

Открытие – результат абдуктивного вывода (Ч. Пирс).
3. Открытие – результат последовательного проведения операции индукции (Дж. Локк и Р. Карнап).
4. Открытие – догадка, которую невозможно представить в логической форме (К. Поппер, А. Эйнштейн).
5. Открытие – результат образования абстракций и идеализаций (Дж. Локк).


Проверим наши
знания?





Слайд 29






D





C Автор?


B


А


1

0

2

3

4





5


6


7


НАУКА





Автор? Заполни …
1)цель любого действия – …
2)абдукция - … - дедукция.
3)Принцип прагматизма: …







фиксируется проблемная ситуация;
подбираются отражающие ситуацию факты, проблема формулируется;
выдвигается гипотеза решения;
критическая оценка и эмпирическая проверка гипотезы;
данный опыт завершается = приобретены знания, нужные для практики.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика