Слайд 2План изучения нового материала
Периоды развития и культурные истоки древней индийской философии.
Философские школы Древней Индии. Мир и человек в индийской философии.
Периоды развития и культурные истоки китайской философии.
Философские школы Древнего Китая. Основные идеи даосизма и конфуцианства.
Слайд 3VI век до н.э. –
интенсивное развитие философии на Востоке
Слайд 4Таблица
«Периоды развития
индийской философии»
Слайд 5Культурные истоки древней индийской философии
Мифология
Эпические поэмы
Религиозная литература
Брахманизм
Слайд 6Веды (в переводе с санскрита – «знания»)–
сборники древних религиозных текстов,
складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э.
Слайд 7Основные понятия индийской философии
Сансара – учение о переселении души из тела
в тело, колесо реинкарнаций
Слайд 8Основные понятия индийской философии
Карма – закон воздаяния
Слайд 9Основные понятия индийской философии
Ахимса – непричинение вреда живому
Слайд 10Закон сансары
Душа человека является вечной
После смерти тела она переселяется в
другое тело (человека, животного, бога)
Слайд 11Закон кармы
Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение
Все поступки, хорошие или плохие,
отражаются на состоянии кармы человека
Будущее воплощение зависит от качества кармы
Слайд 12
Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца,
воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого.
Упанишады
Слайд 13Закон ахимсы
По возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам
Слайд 14Общее понятие всей древнеиндийской философии
Представление о том, что вся земная жизнь
наполнена страданием
Страдания будут продолжаться вечно, поскольку существует сансара
Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий
Слайд 15
Философские школы Древней Индии
Астика
Настика
Санкхья
Йога
Веданта
Ньяя
Вайшешика
Миманса
Джайнизм
Буддизм
Слайд 16
Обзор философских школ Древней Индии
Каждая школа предлагает свой путь избавления от
страданий
Слайд 17
Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед»
Веданта
Предлагает тщательно изучать тексты
«Вед»
Йога
Добавляет систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий
Вайшешика
Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть
Слайд 18
Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания
Джайнизм
Утверждает,
что тело – темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса
Буддизм
Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны
Слайд 19Сиддхартха Гаутама Будда
(623-544 до н.э.) – основатель буддизма
Слайд 20Буддизм
Наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии.
В настоящее время буддизм
является одной из мировых религий.
Слайд 21Буддизм
В центре буддизма – учение о «четырёх благородных истинах»:
Существует страдание
Причина страдания
Состояние
освобождения (нирвана)
Путь к освобождению.
Слайд 22«Благородный восьмеричный путь»
Праведное знание
Праведное отношение
Праведная речь
Праведное поведение
Праведное занятие
Праведное усилие
Праведное сознание
Праведное сосредоточение
Слайд 23Содержание
«восьмеричного пути»
Праведное знание есть знание «четырёх истин»
Слайд 24Праведное отношение
Праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира
и следовать путём Будды
Слайд 25Праведная речь
Праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов
Слайд 26Праведное поведение
Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не
лгать», «не употреблять алкоголь»
Слайд 27Праведное занятие
Праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и
честным трудом
Слайд 28Праведное усилие
Праведное усилие есть борьба с соблазнами
Слайд 29Праведное сознание
Праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний
Слайд 30Праведное сосредоточение
Праведное сосредоточение есть духовное самопогружение
Слайд 31
Характерные черты индийской философии
Философия рассматривается как руководство к жизни
Начальная
стадия философских учений – пессимизм
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Цель человека - нирвана
Слайд 32Таблица
«Периоды развития
китайской философии»
Слайд 33ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,
ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
«Книга песен»
«Книга истории»
«Книга перемен»
«Книга обрядов»
Летопись
Исторические рукописи
Комментарий к «Книге перемен»
Древняя китайская философия
Слайд 34
Философские школы Древнего Китая
Основные
Натурфилософская школа
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Школа имён (школа логиков)
Школа
закона (легизм)
Менее значительные
Школа эклектиков
Школа дипломатов
Школа аграрников
Школа литераторов
Слайд 35Даосизм («школа пути»)
Лао-цзы –
древнекитайский философ
VI-V вв. до н.э.,
основоположник даосизма, автор
книги «Дао дэ цзин»
(«Книга о пути и силе»)
Слайд 36Цель философии даосизма
Гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром,
приносящее удовлетворение и покой
Слайд 37Основные положения даосизма
Всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути
всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении;
Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу;
Цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой;
Развитие общества и цивилизации ведёт человека к дисгармонии с миром. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе
Слайд 38Дао
Дао –
это
естественный
ход вещей,
судьба всего
в мире
Судьба
–
вечное движение и изменение,
переход в свою противоположность, чередование инь и ян
Слайд 39Инь и ян
Графический символ инь и ян – круг, разделённый на
две равные части, взаимопроникающие друг в друга
Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство
Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие
Слайд 40Конфуцианство
Конфуций
(551-479 до н.э.) – древний мыслитель и философ Китая,
основатель философского учения - конфуцианства
Слайд 41Цель философии конфуцианства
Формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего
традиции
Слайд 42Основные идеи конфуцианства
Человек не рождается злым, но в течение жизни
он ожесточается. Его портит дурное воспитание. Следовательно, необходимо правильное воспитание
Правильное воспитание – воспитание в духе древних традиций
Слайд 43
Традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет соблюдать
все предписания, то в его поведении не будет места для зла
Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков
Слайд 44
Родители и старшие люди – воплощение традиций. Послушание и уважительное
отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности
Важно « не делать другим того, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - жень
Слайд 45
Исполнение всех требований ведёт человека по пути совершенствования.
Цель пути –
превращение человека в благородного мужа
Слайд 46
Характерные черты китайской философии
Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике
Основной
интерес древних китайских философов – поведение человека и его внутренний мир
В китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)