ФИЛОСОФИЯ презентация

Содержание

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ http://www.smirnovaom.com/ Для скачивания материалов и использования тестов при подготовке необходима регистрация (фамилия имя в качестве логина, имени пользователя, пароля)

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ
СМИРНОВА
ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Доцент кафедры философии, кандидат философских наук


Слайд 2
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ
http://www.smirnovaom.com/
Для скачивания материалов и использования тестов при подготовке
необходима

регистрация
(фамилия имя в качестве логина, имени пользователя, пароля)



Слайд 3Почта:

student.philosophie@gmail.com

Обратная связь на сайте


Слайд 4ФИЛОСОФИЯ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА


Слайд 5МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Место человека в мире
Сущность мира и человека
Подлинное и неподлинное существование
Смысл

жизни и смерти
Что доступно человеческому познанию
Поиск достойных путей в жизни

Слайд 6РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Мировоззрение:
важнейшая часть внутреннего мира человека
система главных ориентиров

его жизни
мощный защитный механизм бытия


Слайд 7ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, ВЕРОВАНИИ И УБЕЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА,
ВЫРАЖАЮЩАЯ ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА И

СВОЕГО МЕСТА (НАЗНАЧЕНИЯ) В НЕМ,
ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕМУ ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ


Слайд 8ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО –ИСТОРИЧЕСКИЕ:
АРХАИЧЕСКОЕ (АНИМИЗМ И ДР.),
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ,
РЕЛИГИОЗНОЕ,
НАУЧНОЕ,
ФИЛОСОФСКОЕ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ:
СТИХИЙНОЕ,
ДОГМАТИЧЕСКОЕ,
РЕФЛЕКСИВНОЕ



Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ -последовательное проведение в мировоззренческом вопрошании исходных

принципов
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ -взаимосогласованное решение комплекса мировоззренческих вопросов

Слайд 10ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - обобщенный характер (не ответы на конкретные

вопросы, а общие правила поиска ответов)
КРИТИЧНОСТЬ - открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы


Слайд 12КРИТИЧНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во

все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру.
Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности.
Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в костную и догматичную теорию, в идеологию.


Слайд 13РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Рефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия -бесконечна
Рефлексия

дает философии ее самосознание
Рефлексия оживляет, наличное, распредмечивает опредмеченное.
Рефлексия - осознание субъектом своих собственных ментальных состояний и движений

Слайд 14Гуманистичность философии
Философия исследует мир, отображенный на человека, и человека отображенного на

мир.
Судьба человека - -центральный пункт всякого серьезного философствования.
Протагор: человек есть мера всех вещей
Философия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человеке.


Слайд 15Основной вопрос философии
Основной вопрос философии - вопрос об отношении духа к природе,

мышления к бытию - категориально-рефлексивное выражение центральной проблемы мировоззрения.


Слайд 16
Основной вопрос философии
ЧЕЛОВЕК
МИР
ДУХ, МЫШЛЕНИЕ
ПРИРОДА, БЫТИЕ
?
?
ЧТО ПЕРВИЧНО?
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?


Слайд 17ЧТО ПЕРВИЧНО?
МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ?
МАТЕРИЯ
СОЗНАНИЕ
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ
МНОЖЕСТВО НАЧАЛ








МАТЕРИАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ
ДУАЛИЗМ
ПЛЮРАЛИЗМ


Слайд 18Познаваем ли мир?
да
нет




ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
АГНОСТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ


Слайд 19ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ,
ЛОГИКА, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, АНТРОПОЛОГИЯ...

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ,

ПОЛИТИКИ...

ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Слайд 20ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

КРЕАТИВНАЯ
- раскрепощение и творческое расширение сознания


Слайд 21МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ
НАУКА

- ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ПРАВОСОЗНАНИЕ – ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
МОРАЛЬ – ЭТИКА
РЕЛИГИЯ – ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
ИСКУССТВО - ЭСТЕТИКА

Слайд 22ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО
ФИЛОСОФИЯ И НАУКА


Слайд 23ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ (ДЕФИНИЦИЯ)

ФИЛОСОФИЯ
ЕСТЬ УЧЕНИЕ О КОНЕЧНЫХ
ПРИЧИНАХ, ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ И


ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ ОРИЕНТИРАХ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ.


Слайд 24 Ранняя греческая натурфилософия
Милетская школа: проблема единого первоначала
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор
Гераклит:

проблема изменчивости
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид, Зенон

Слайд 25Милетская школа

Милет
Фалес (ок. 640-562)
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)


Слайд 26Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Философ
Первоначало

Фалес
Вода
Анаксимандр
Апейрон (беспредельное, неопределённое)
Анаксимен
Воздух









Анаксагор
Земля


Слайд 27Гераклит

Милет

Эфес

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни

из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

Слайд 28Гераклит
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь.
Мир вечен, но

не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

Слайд 29Элейская школа

Милет

Эфес

Элея
Парменид (род. 540/539)
Зенон (ок. 490 - 430)


Слайд 30Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Сущее

не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Одно и то же – мысль и предмет мысли.

Парменид


Слайд 31зенон
Апория (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение;) понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.


Слайд 32Апория «Ахилл и черепаха»


Слайд 33Античный атомизм
Левкипп (500? - 440?)
Демокрит (ок. 460-370)
Эпикур (341-271)
Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)
Ранние атомисты (V-IV в.

до н.э.)

Эпикурейцы (IV-I в. до н.э.)


Слайд 34


























СВОЙСТВА АТОМОВ
Вечные
Неделимые
Неизменные
Мельчайшие элементы материи
Находятся в постоянном движении
Движение происходит в пустоте
Причина движения

– столкновение атомов


Слайд 35Необходимость и случайность Эпикур

Если ж движения все непрерывную цепь

образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля?

Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей».


Слайд 36СОКРАТ (469-399 г. до н.э.)
«Мир творение божества великого и всемогущего»
Сократ.
Предметом философии

являлось изучение человека, его души и нравственности.
Главной задачей познания
– самопознание.
Много внимания понятиям «благо», «счастье», «доблесть», «справедливость».
«Познай самого себя»
Сократ.
«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократ.

Слайд 37МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ

ИРОНИЯ


МАЙЕВТИКА

ИНДУКЦИЯ
ДЕФИНИЦИЯ


Слайд 38 Платон Корни платоновского идеализма
Пифагор (VI в. до н.э.)
Платон (428/427-348/347)
Сократ (469-399)


Слайд 39Обоснование идеализма
Гносеологическая аргументация
Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.
Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически.
Онтологическая аргументация
Аксиологическая аргументация

Идеи

Вещи
Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично
логически (и онтологически).
Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически).
Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и

онтологически).

Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.



Слайд 40ВИДЫ ЗНАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ = УМОЗРЕНИЕ, ПРИПОМИНАНИЕ, АНАМНЕЗИС
РАССУДОК
ЧУВСТВЕННОЕ
ВЕРА
ПОДОБИЕ


Слайд 41САМОКРИТИКА
?
«Аргумент третьего человека»


Слайд 42Государство Платона
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ:

ТИМОКРАТИЯ
ОЛИГАРХИЯ
ДЕМОКРАТИЯ
ТИРАНИЯ


Слайд 43«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»

СОСЛОВИЯ

ДОБРОДЕТЕЛИ
РАБОТНИКИ УМЕРЕННОСТЬ

ВОИНЫ ХРАБРОСТЬ

ПРАВИТЕЛИ МУДРОСТЬ






Слайд 44(384 - 322 до н. э.)
А Р И С Т О

Т Е Л Ь


Слайд 45Основные сочинения
Метафизика
О душе
Категории
Первая аналитика
Вторая аналитика
Физика
Никомахова этика
Политика
Поэтика
Аристотель (384-322)


Слайд 46Критика платоновской теории идей
Претензии общего характера
Ненаучный характер основных понятий теории
Понятие «причастности»
Понятие

«образца»
Претензии формально-логического характера
Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством)
Эйдосы отрицаний
Эйдосы преходящего
Эйдосы отношений
Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
Проблема эйдосов для эйдосов
Претензии общефилософского характера
Удвоение (умножение) действительности
Отрыв сущности вещи от самой вещи
Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления

Слайд 47ОСНОВА МЕТАФИЗИКИ
Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно

чувственно воспринимаемо.
Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся.
Общее составляет предмет науки и постигается умом.


Слайд 48Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая единичная вещь есть

единство "материи" и "формы", причём "форма" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им.





Бронза – материя, цилиндр – форма

Серебро – материя, цилиндр – форма

Бронза – материя, куб – форма

Серебро – материя, куб – форма

Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).


Слайд 49Возможность и действительность
Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать

[другую] форму).

Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. εντελέχεια) как целевая завершённость.

Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, λόγος), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).


Слайд 50
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
Материальная причина – глина
Формальная причина – вид (эйдос)
Действующая причина – горшечник
Целевая

причина – назначение







Слайд 51ФОРМА ВСЕХ ФОРМ = БОГ = «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» = ДЕМИУРГ =

НУС

Аристотель видел в материи только пассивное начало (возможность стать чем-либо).
Вся активность приписывается остальным трём причинам, причём – «форме всех форм» – вечность и неизменность.
Источник же всякого движения - неподвижное, но движущее начало – бог – «вечный двигатель» – демиург – нус.


Слайд 52ГНОСЕОЛОГИЯ
ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ =ЗАКОНЫ БЫТИЯ
«диалектическое»
познание
«мнение»,
получаемое из опыта
«аподиктическое»
познание
высшие принципы

знания созерцаются
умом непосредственно




Слайд 53ЛОГИКА – ОРУДИЕ НАУКИ
Цель науки в полном определении
предмета, достигаемом

только путём
соединения дедукции и индукции:
знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - силлогизмом.

Слайд 54




Логика Формы мышления
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Лошадь
Животное
Лошадь
животное

Луна
Спутник

Луна

спутник Земли

Все животные

нуждаются в пище
Лошади

животные
След., лошади

нуждаются в пище


Слайд 55ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Законы мышления
Закон тождества
Закон [запрета] противоречия
Закон исключённого третьего
A ≡ A
~ [A Λ (~A)]
Не могут

быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.

A V (~A)

Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.

Логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.


Слайд 56СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Монархия

Аристократия

Полития

Правильные
формы
Число
правящих
Неправильные
формы


Слайд 57ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
синкретичность
космоцентричность
развитие абстрактно-понятийного аппарата
этика добродетелей, а не

этика долга или ценностей
функциональность

Слайд 58СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ГНОСТИЦИЗМ

АПОЛОГЕТИКА
ПАТРИСТИКА

СХОЛАСТИКА


Слайд 59Основные черты апологетики
эсхатологизм
провиденциализм
креационизм
теоцентризм


Слайд 60Средневековая философия Патристика
Философское осмысление христианской догматики
Проблема триединства Бога
Проблема Боговоплощения
Проблема иконопочитания
Проблема

теодицеи
Зло как недостаток блага
Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
Зло как злоупотребление свободой воли

Философия истории
Смена цикличной парадигмы линейной
История как мистическая драма


Слайд 61Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Телеологическое

доказательство
Проблема универсалий
Реализм
Номинализм
Концептуализм

Слайд 62РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия итальянского гуманизма.
Данте Алигьери (1265-1321)
Франческо Петрарки

(1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375)

Ренессансный пантеизм.
Николай Кузанский (1401-1464)

Философия ренессансного естествознания .
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Николай Коперник (1473-1543)
Политическая философия
Никколо Макиавелли (1469-1527)

Натуралистический пантеизм
Джордано Бруно (1548-1600)
Социальный утопизм
Томас Мор (1478-1535)
Томаззо Кампанелла (1568-1639)

Слайд 63Особенности Ренессанса
Культура ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности

Вселенной.
Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания.
Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь.
Обожествление человека взламывает средневековую иерархию бытия и включает человека в общий природный ряд.
Аристотелевская статика заменяется динамической гармонией мира.

Слайд 64ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЭМПИРИЗМ ("emperia" - "опыт", считает единственно истинным познание вещей

через чувственное восприятие) Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704)



РАЦИОНАЛИЗМ ("ratio" - "рассудок", считающий, что истина познается лишь мышлением) Рене Декарта(1596-1650), Спиноза (1632-1677)

Слайд 65ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование эмпиризма
Учение о «призраках» («идолах») разума
Идолы рода
Идолы

пещеры
Идолы площади (рынка)
Идолы театра
Природа научного познания
Опыт как источник знания
Опыт и эксперимент
Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные
Индуктивная логика как орудие научного познания
Таблицы сущности и присутствия
Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
Таблицы степеней, или сравнений
Modus tollendo ponens

Слайд 66

Учение о «призраках» («идолах») разума
Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей






Идолы площади
Идолы рода
Идолы

пещеры

Идолы театра


Слайд 67

Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся

в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая.

Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

Итак, следует совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнём, но разумом, который есть как бы божественный огонь.

Поэтому первое дело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт.


Слайд 68РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический рационализм
Гносеология Декарта
Радикальное сомнение
«Я мыслю, следовательно, существую»


Идея Бога
Естественный свет разума
Метод достижения истины
Онтология Декарта
Дуализм духа и материи
Субстанции и их атрибуты
Отрицание пустого пространства и психики животных
Проблема взаимодействия субстанций
Естественный свет разума («врождённые идеи»)
«Шишковидная железа»
Психофизический параллелизм
Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша


Слайд 69Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
y = x2
Бог вложил в человеческую душу идею

материальной субстанции и знание об основных законах, которым она подчинена.

Слайд 70Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна

(Ирландия)
Учёба в Дублинском университете (1700-1704)
Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж) (1707-1724)
Поездки в Лондон
Поездки в Италию (1713-1714, 1716-1720)
Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731)
Епископ клойнский (с 1734)
Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде

Джордж Беркли (1685-1753)


Слайд 71

Цвет
Звук

Вкус
Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств


Слайд 72БОГ

Человек
Идея
Идея
Идея



Критика понятия материи как причины ощущений (идей)
Точка зрения Беркли


Слайд 73Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений
Объект и ощущение – одно и то же.
Бытие

вещей состоит в их воспринимаемости.

Esse est percipi.


Слайд 74Субъективный идеализм Джорджа Беркли

Имматериализм
Критика концепции первичных и вторичных качеств
Критика понятия

материи
как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей
как действующей причины ощущений
как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума
Радикальный номинализм
Субъективный идеализм
Вещи как комплексы ощущений
«Носитель» идей – не материя, а дух
Проблема непрерывности существования
Проблема реальности нечувственного
Два вида ментальных сущностей
Бытие других сознаний
Солипсизм

Слайд 75Давид Юм (1711-1776)
Трактат о человеческой природе (1739-1740)
Опыты моральные и политические (1741-1742/1777)
Исследование

человеческого познания (1748/1751)
Диалоги о естественной религии (1779)

Слайд 76Самокритика эмпиризма
Субъективный идеализм: гносеологическая версия
Причины ощущений, а следовательно – и

природа реальности, непознаваемы
Гносеология Юма
Два вида восприятий (перцепций)
впечатления
идеи
Принципы ассоциации идей
сходство
смежность
причинность
Субъективность причинности

Слайд 77






Субъективность причинности
Умозаключение о наличии каузальной связи на основании последовательности во времени – результат логической

ошибки.

«После» не значит «вследствие».

Post hoc non est propter hoc.


Слайд 78Иммануил Кант (1724-1804)
Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге
Учёба в Кёнигбергском

университете (1740-1746)
«Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770)
«Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801)
Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге

Слайд 79Трансцендентальная эстетика и аналитика
Возможность априорных синтетических суждений

Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические

суждения в математике
Синтетическая работа созерцания
Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания

Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий)
Схематизм чистых рассудочных понятий
Синтетические основоположения чистого рассудка

Слайд 80Возможность априорных синтетических суждений
Апостериорные
Априорные
Синтетические
Аналитические

Все аналитические суждения априорны.
Апостериорные суждения синтетичны.
Возможны ли априорные синтетические суждения?
?


Слайд 81Трансцендентальная аналитика Общий вывод
Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.


Слайд 82Идеи чистого разума
Идеи (категории, расширенные до безусловного)
Душа
Мир
Бог
Абсолютное единство мыслящего субъекта
Абсолютное единство ряда условий явлений
Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще
Безусловное категорического синтеза в

субъекте

Безусловное гипотетического синтеза в объекте

Безусловное разделительного синтеза в системе


Слайд 83Категорический императив
Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон.
Нравственные предписания
Максимы
Императивы
Гипотетические императивы
Категорический императив
личные принципы поведения
общезначимые предписания
условные принципы

поведения

безусловный принцип поведения


Слайд 84Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Феноменология духа (1807)
Наука логики (1812, 1813, 1816)
Энциклопедия

философских наук (1817)

Основные сочинения


Слайд 85Гегель Абсолютный идеализм
Основные принципы философии Гегеля
Тождество субстанции и субъекта
Действительность как процесс

саморазвития
Структура абсолютной реальности (система Гегеля)
Логика (дух «в себе»)
Природа (инобытие духа)
Дух («в себе и для себя»)
Диалектика (метод Гегеля)
Соотношение между системой и методом
Противоречие между системой и методом
Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Принцип и законы диалектики
Единство противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания

Слайд 86Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики
Источник развития находится не вовне, а

внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей.
«Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные.
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

Истинное развитие есть саморазвитие.


Слайд 87Конец классической немецкой философии
Младогегельянцы
Противоречие между системой и методом Гегеля
Действующая сила

истории: «субстанция» или «самосознание»?
Людвиг Фейербах: антропологический материализм
Антропологический принцип в философии
Философия религии
Карл Маркс: исторический материализм
Антропология Маркса
Понятие отчуждения
Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Материалистическое понимание истории
История как объективно детерминированный процесс
Проблема социальной (исторической) закономерности
Общественные классы как субъекты закономерной деятельности
Понятие материального производства
Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка
Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

Слайд 88Людвиг Фейербах Антропологический материализм
К критике философии Гегеля» (1839)
Сущность христианства (1841)
Основные положения философии

будущего (1843)
Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846)
О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866)
Эвдемонизм (1866-1869)

Слайд 89Антропологический принцип в философии
Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия

тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления.
Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой:
стремление к единению с другим («Я» с «Ты»)
пробуждает осознание принадлежности к роду,
каковое и есть разум (= любовь);
причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.
Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде.
Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Слайд 90Философия религии
Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и

используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме).
Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».
В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.
Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии.
Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Слайд 91Карл Маркс Исторический материализм
Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)
Святое семейство (1845)
Немецкая идеология (1845-1846)
Нищета

философии (1847)
Манифест Коммунистической партии (1848)
К критике политической экономии (1859)
Капитал (1867 и сл.)

Слайд 92Понятие отчуждения
Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности

человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Слайд 93Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

… Маркс положил конец воззрению

на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.

Слайд 94

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика