Слайд 1Философия
Гурецкая Елена Михайловна
кандидат философских наук
доцент
Слайд 3Витрувианский человек
Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да
Винчи — знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи АкадемииРисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римскогоВ соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектораВ соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
ступня составляет четыре ладони
локоть составляет шесть ладоней
высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
шаг равняется четырём локтям
размах человеческих рук равен его высоте
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
длина руки составляет 2/5 его высоты
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
длина ушей 1/3 длины лица
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV векеПовторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.
Слайд 4Человек
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии
человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органыКак можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике КорбюзьеКак можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Слайд 5Проблема человека в философии
Человек - одна из тех великих тайн бытия,
над решением которых бьются лучшие умы человечества. Особенность проблемы человека среди других загадок бытия состоит в том, что человек является не только объектом познания, но и его субъектом. Погружаясь в тайны бытия человека, он погружается в самого себя.
Слайд 6«Познай самого себя»
Проблема самопознания - одна из самых больших проблем человека.
Это было осознано еще в древности. "Познай самого себя!" - формулирует Сократ стержень и суть самой философии.
«Постарайся стать тем, кто ты есть»
Слайд 8Протагор
Лидер софистов Протагор произносит свое загадочное: "Человек есть мера всех вещей:
существующих - в том, что они существуют, и - несуществующих - в том, что они не существуют".
Слайд 9Р.Декарт
"Кто сумеет рассказать о себе все, опишет Вселенную", - верит Р.Декарт.
Слайд 10И.Кант
" И.Кант выделяет три важнейших вопроса, стоящие перед философией. Во-первых, -
что я могу знать? Ответ на этот вопрос может дать теоретическая философия. Во-вторых, что я должен делать? Здесь на помощь придет практическая философия. В-третьих, на что я могу надеяться? В ответе на этот вопрос поможет философия религии
Слайд 11Что такое человек?
в одной из своих последних работ - "Антропология с
прагматической точки зрения", И.Кант добавляет четвертый вопрос: что такое человек? И к этому вопросу, считает И. Кант, можно свести три первых, а все науки - к антропологии.
Слайд 12Антропология
. Антропология (где "antropos" означает человек", а "logos" - "знание"), по
И.Канту, - фундаментальная философская наука, "наука об отношениях всякого знания к существенным целям человеческого разума". Потому что, ответив на четвертый вопрос, человек научится тому, "каким ему надо быть, чтобы быть человеком», и придет к постижению первых трех.
Слайд 13Философская антропология
наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных
отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия
Слайд 14Попытки определения
Homo sapience (человек разумный)
Слайд 15Аристотель
Zoon politicon (политическое животное)
Слайд 16Средневековье
Ноmo Dei (человек божественный)
Слайд 17Попытки определения
Homo faber (человек делающий)
HOMO FABER. Люди суть то, чем
они заняты.
Слайд 18Человек
Toolmaker animal (животное, производящее орудия)
Слайд 19Попытки определения
Homo ludens (человек играющий)
Слайд 20Homo loqens(человек разговаривающий)
Слайд 21Человек в футляре
Человек и его «маски»
Слайд 22Попытки определения
Homo sociologius (человек–существо общественное)
Слайд 23Попытки определения
Homо aesteticus человек эстетический
Слайд 24Попытки определения
"сверхчеловек"
Слайд 25IF
Rudyard Kipling
If
If you can keep your head when all
about you Are losing theirs and blaming it on you; If you can trust yourself when all men doubt you, But make allowance for their doubting too; If you can wait and not be tired by waiting, Or being lied about, don't deal in lies, Or being hated, don't give way to hating, And yet don't look too good, nor talk too wise: If you can dream -- and not make dreams your master; If you can think -- and not make thoughts your aim; If you can meet with Triumph and Disaster And treat those two imposters just the same; If you can bear to hear the truth you've spoken Twisted by knaves to make a trap for fools, Or watch the things you gave your life to, broken, And stoop and build 'em up with worn-out tools; If you can make one heap of all your winnings And risk it on one turn of pitch-and-toss, And lose, and start again at your beginnings And never breathe a word about your loss; If you can force your heart and nerve and sinew To serve your turn long after they are gone, And so hold on when there is nothing in you Except the Will which says to them: "Hold on!" If you can talk with crowds and keep your virtue, Or walk with kings -- nor lose the common touch, If neither foes nor loving friends can hurt you, If all men count with you, but none too much; If you can fill the unforgiving minute With sixty seconds' worth of distance run -- Yours is the Earth and everything that's in it, And -- which is more -- you'll be a Man, my son!
Слайд 26Человек
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь.
Слайд 27Человек
И если ты способен все что стало
Тебе привычным
выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел.
И если можешь сердце, нервы, жилы,
Так завести чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы,
И только воля говорит: "Держись!"
Слайд 28Человек
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье можешь снова,
Без прежних сил, возобновить свой труд.
Слайд 29Человек
И если можешь быть в толпе собою,
При короле
с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить.
И если будешь мерить расстоянья
Секундами, пускаясь в дальний бег,
Земля - твое, мой мальчик, достоянье,
И более того, ты - человек!
Слайд 30Попытки определения
Не удовлетворившись данными определениями, и не компенсировав их недостаточность шуточными
афоризмами типа: "человек - млекопитающее с мягкой мочкой уха" ( Г.Гегель), "человек – животное, умеющее обещать" (Ф.Ницше), "человек - животное с несезонной сексуальностью" и т. д., философы остановились - как на варианте - на попытке понять, что такое человек, определяя не сам термин "человека", а пытаясь постичь его сущность через свойства человека.
Слайд 31Попытки определения
Одним из интересных вариантов постижения сущности человека, является попытка определить
человека отрицательно, «через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.
Слайд 32Несводимость
НЕСВОДИМОСТЬ
фиксирует в человеке то, что он не
детерминирован (не предопределен) ни законами своего биологического вида, ни законами культурной эволюции.
Слайд 33Несводимость
Человек - бесконечная, открытая потенциальность, которая, рождаясь совершенно неприспособленной к самостоятельному
существованию, формируется "здесь", в мире, а число вариантов осуществления его жизни практически безгранично.
Слайд 34Несводимость
Животное не может не делать того, что записано в его генетической
программе, а человек может не делать очень многого; например, нечего не делать даже для поддержания своего существования, предпочтя сознательно не жизнь, а смерть. И в этом также проявляется специфика его бытия
Слайд 35Несводимость
Он - ничто в сравнении со всеми другими видами животных, окостеневшими
в строгих, неизменных формах. Ни одно животное не может быть другим; животные уже миллионы лет не меняются, застыв в данной им природной форме. Человек постоянно меняется, преодолевая свое сегодняшнее состояние.
Слайд 36Несводимость
Человек никогда не может «опредметить» себя, выразить до конца в своих
делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного.
Слайд 37Несводимость
Человек - существо, трансцендирующее», преступающее самого себя, свои, положенные им самим,
или кем-то границы. Он никогда не фиксируется в конкретных рамках, он «постоянно впереди себя, или выше».
Слайд 38Несводимость
Человек - ничто, которое есть что-то (законченное и ограниченное), позволяющее ему
быть кем угодно, позволяющее не совпадать ни с одной из воплотившихся форм. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы.
Слайд 39Несводимость
Человек может сказать про себя: "Я состоялся как ученый", "Я состоялся
как педагог", но вряд ли кто даже осмелится подумать: "Я состоялся как человек". В этом смысле о человеке можно сказать, что его сущностью является ничто
Слайд 40Несводимость
Данную проблему человека тонко уловил Б.Пастернак. Его стихотворение "Быть знаменитым -
некрасиво" – как раз о том, что оставаться самим собой, жить самобытно, в чистой стихии человечности, каким делом ты бы ни занимался, в какой бы узкой отрасли ни работал - важнейшее условие человеческой жизни.
Слайд 41Незаменимость
Борис Пастернак
* * * Быть знаменитым некрасиво. Не
это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. 1956
Слайд 42Несводимость
Несводимость как фундаментальная характеристика сущности человека может осознаваться в трех вариантах:
несводимость человека к его общественному положению, профессии, социальной роли; несводимость человека к его потребностям, зачастую ложным или излишним; несводимость человека к тому психологическому образу, который навязан ему житейскими обстоятельствами, необходимостью приспособления к эмпирической реальности.
Слайд 43Несводимость
Идею свободы, совпадающей с самой сущностью человека, после стоиков развивали Р.Декарт,
Ж-П.Сартр, М.Хайдеггер, подчеркивая, что только через свободу человек может стать вестником бытия, условием любого - философского, научного, артистического, житейского - открытия мира.
Слайд 44Непредопределенность
НЕПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ человека понимается как такое его положение, при котором он не
может ведать, что с ним будет завтра. Будучи свободным в своей сущностной характеристике, человек постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношения с окружающими: он зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государства, от семьи и т.д. и т.п.
Слайд 45Свобода человека
"Человек свободен не от чего-то, не тогда, когда он может
что-либо не делать, а когда он не может не делать. В этом смысле человек, по словам Сартра, приговорен к свободе - она есть бытие человеческих явлений.
Слайд 47Свобода
Свобода - это не свобода выбора между несколькими возможностями, а внутренняя
необходимость действовать так или иначе. Свобода есть в нас то, что от нас не зависит, и голос чего мы можем не слышать, как голос совести. Нельзя распоряжаться свободой, но можно в ней участвовать. Иначе это не свобода, а капризный произвол. Свободным можно быть и от чего-то, но главное - быть свободным для чего-то, для дела, которое я призван выполнить."
Слайд 48Незаменимость , неповторимость
НЕЗАМЕНИМОСТЬ И НЕПОВТОРМОСТЬ человека выражается, прежде всего, в том,
что он должен найти то дело, ради которого пришел в этот мир. Человек появляется в этом мире, чтобы сделать то, что, никто не сделает, кроме него.
Слайд 49Незаменимость неповторимось
Проблема заключается в том, чтобы найти такое дело, такое место,
встав на которое человек займет свою уникальную, неповторимую позицию. Надо "втиснуться" в этот застывший, «слипшийся» мир, где все места уже заняты, раздвинуть его глыбы. Если не пытаться найти свое место, значит, остается занимать чужое, повторять уже известные мысли, дела, которые могут делать многие
Слайд 50Невыразимость человека
НЕВЫРАЗИМОСТЬ человека - парадокс, вытекающий из предыдущих его характеристик. С
одной стороны, человека можно познать только косвенно, прежде всего, по продуктам его деятельности, творчества, с другой стороны, как говорилось выше, человек несводим ни к чему: ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам. Человек остается загадкой как для науки, так и для самого себя, и эта, по выражению Гете, "явственная тайна», похоже, - залог существования человеческой цивилизации и культуры.
Слайд 51ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
История философии наполнена различными концепциями сущности человека.
Первые из них возникли задолго до самой философии, в религиозных и мифологических формах самосознания. В диалоге между философией и мифологией вырабатывались первые идеи, понятия, образы человека
Слайд 52Человек-не единичен
Каждый похож друг на друга, он принадлежит определенному типу.
Если люди
в большой группе, каждый думает по- своему.
Тема единомыслия
Человека можно прочитать
Чужая душа потемки
Чужую беду руками разведу
Слайд 53ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА-
В Индии, прежде всего, в памятнике древнеиндийской литературы
Ведах, и примыкающих к Ведам текстах - Упанишадах , мы находим идею нравственности человека, достигаемой на путях его освобождения от мира объектов и страстей.
Слайд 54Философия Древнего Востока
Последнее, в свою очередь, осуществляется путем растворения индивидуальной души
(атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы.
Слайд 55Конфуций
Конфуции вводит в свою систему идею "неба", как не только части
природы, но как высшую духовную силу, определяющую жизнь человека. Концепция Конфуция носит антропоцентрический характер, ибо ни "небо", ни природный мир , но человек и его земная жизнь находятся в ее центре
Слайд 56Конфуций
Идея "человека идеального", по Конфуцию, выражена непременностью следованиям его моральным законам
- дао, главными принципами которого оказываются: жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям), сяо (сыновья почтительность, уважение к родителям и старшим), ли (этикет), и (справедливость) и др.
Слайд 57Конфуций
Конфуций задолго до Канта с его «категорическим императивом», формулирует главный этический
принцип: "не делай людям того, чего не пожелаешь себе".
Слайд 58Лао Цзы
Другим направлением древнекитайской философии является даосизм, связанным с именем Лао
Цзы . Исходной идеей даосизма служит учение о дао (путь, дорога) , - невидимого, вездесущего, естественного и спонтанного закона природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Важнейшим принципом дао является бездействие и недеяние, приводящие, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию.
Слайд 59Восточная философия
. Другой важнейшей характеристикой восточной философии является идея достижения гармонии
через совершенствование внутреннего мира человека, и идея почтительного отношения как к природному, так и к социальному бытию. Из этих идей следует рекомендация уклонения от попыток улучшения общественной жизни, порядков, нравов, управления , установка на понимание человека как бога и спасителя для самого себя.
Слайд 60Восточная философия
Философский антропоцентризм (человек здесь - центр вселенной) восточной философии
неотделим от трансцендентализма - человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.
Слайд 61Атичная философия
АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской
антропологии в частности. В древнегреческой философии человек существует не сам по себе, а лишь в системе определенных, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос, отношений.
Слайд 62Античная философия
Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом,
одушевленными предметами, животными и богами , он живет в едином, неразделимом мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реально действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем, человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосма, понимаемого как живой организм.
Слайд 63Античная философия
Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих
на позициях гиллозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.
Слайд 64Протагор
Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической просветительской деятельностью софистов
и создателем философской этики Сократом. Наиболее характерной чертой, общей для всей софистики, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Оно выражено Протагором в уже цитировавшемся положении: "Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они не существуют".
Слайд 65Протагор
Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия,
Протагор доказывает, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Релятивизм и субъективизм дополняется у софистов тем, что они вводят человека в бытие как главное действующее лицо, наполняют процесс познания экзистенциальным смыслом, и обосновывают экзистенциальный характер истины.
Слайд 66Античная философия
Софисты младшей группы развивают этические и социальные идеи, выступают против
перегородок между социальными классами, доказывают, что знатность есть вымысел, что природа никого не создала рабами, и что люди рождаются свободными.
Слайд 67Сократ
Сократ впервые вносит человека и его внутренний мир в центр всех
своих рассуждений
Слайд 68Сократ
Предметом знания у него может быть только то, что доступно целесообразной
деятельности человека. Но так как, согласно Сократу, наиболее подвластна человеку деятельность его души, то главной задачей познания Сократ провозглашает самопознание, истолковав в этом, идеалистическом смысле старинную формулу дельфийского оракула: "Познай самого себя!".
Слайд 69Сократ
Не только каждое отдельное действие должно по Сократу руководиться известной целью,
но, кроме того, должна существовать единая общая высшая цель, которой подчиняются все частные цели, и которая есть безусловное высшее благо.
Слайд 70Сократ
В условиях человеческой жизни Сократ признает относительный релятивизм, неизбежный для всякой
целесообразной деятельности: благо обуславливается пользой, удовлетворением, так что хорошее есть одновременно и полезное для достижения цели, с точки зрения которой оно определяется как хорошее.
Слайд 71Сократ
Основная черта этики Сократа, тесно связанная с его взглядом на роль
понятий, состоит с отождествлением нравственной доблести со знанием. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе, и целями, вытекающими из этих понятий.
Слайд 72Сократ
Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле:
нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость - к совершенному знанию
Слайд 73Сократ
Этот этический рационализм Сократа был предметом удивления уже у древних:
Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в науку, или в познание особого рода.
Слайд 74Демокрит
Демокрит - представитель материалистического монизма в учении о человеке. Поскольку вся
природа состоит из атомов, а человек - часть природы, то он также состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела умирает и душа. Цель жизни - счастье, понимаемое не как телесное наслаждение, но как радостное и хорошее расположение духа - эвтюмия.
Слайд 75Демокрит
Важнейшее условие ее осуществления - мера, соблюсти ее человеку помогает
разум. Эвтюмия может быть достигнута только при условии, если человек делает свои удовольствия независящими от вещей преходящих
Слайд 76Демокрит
В этике Демокрита силы, движущие нравственным поведением человека, сближаются с силами
ума. Именно в действиях ума Демокрит видит причину как правильных поступков, ведущих человека к счастью, так и ошибочных, влекущих за собой несчастье.
Слайд 77Демокрит
Все дурное, в действиях человека Демокрит склонен объяснять недостатком знания: "причина
ошибки - незнание лучшего". Мудростью Демокрит называл дар не только хорошо мыслить, хорошо говорить, но и дар хорошо поступать. Этику Демокрита можно назвать интеллектуалистической, но, хотя для Демокрита знание - средство устранения того, что препятствует - эвтюмии, оно еще не есть рычаг преобразования мира. Этика Демокрита носит созерцательный характер.
Слайд 78Платон
Платон, в отличие от Демокрита, постулирует дуализм души и тела. Только
душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело враждебно ей. Душа определяет и общую характеристику человека, и его предназначение, и его социальный статус.
Слайд 79Платон
Душа сначала воплощается в человеческом теле; затем, после жизни ее на
земле, она в течение 1000 лет либо несет наказание за свои согрешения, за рабство телу, либо вкушает блаженство в награду за воздержание. После трех добродетельных жизней на земле душа возвращается в небесную сферу, откуда рок через 10000 лет снова ниспошлет ее на землю. Платон здесь повторяет исконную пифагорейскую идею палингенезии, периодической вечности.
Слайд 80Аристотель
Человек, согласно Аристотелю, - существо общественное, государственное, политическое. Эта социальная природа
человека отличает его и от животного, и от недоразвитых в нравственном смысле существ, и от "сверхчеловека".
Слайд 81Средневековье
В СРЕДНИЕ ВЕКА осмысление человека проходит под девизом, что он есть
"образ и подобие божье» , часть общего мирового порядка, установленного Богом.
Слайд 82Средние века
Судьба человека в средневековой антропологии - судьба пассивного, тварного, ничтожного
существа, главной задачей которого остается попытка спастись в день страшного суда путем приобщения к Богу.
Слайд 83Августин Блаженный
Парадигма грехопадение- искупление, где каждый сам за себя ответственен перед
Богом - суть драмы человеческой истории. Общие черты средневековой философии наиболее точно выражает в своих трудах Августин Блаженный.
Слайд 84Августин Блаженный
Он является последователем учения Платона, от которого заимствует идею
о душе и теле как независимых сущностях человека и идею о том, что человека делает человеком именно его душа как его собственная, имманентная субстанция. Своей автобиографической "Исповедью » Августин начинает жанр экзистенциального отношения к человеческой личности.
Слайд 85Фома Аквинский
В отличие от Августина, Фома Аквинский опирается на Аристотеля для
обоснования христианского учения о человеке. Человек - промежуточное между ангелом и животным существо; при том, что он единство духовного и телесного, именно душа определяет сущность человека, получая свое осуществление только через тело.
Слайд 86Возрождение
Если религиозная философия средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ставит человека на земную основу. Здесь происходит как бы второе рождение идей античной философии: та же обращенность к человеку, отказ от схоластики, а также поворот от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека.
Слайд 87Возрождение
В эпоху Возрождения утвердился обычай видеть в умственной деятельности не размышления
в монастырской тишине, целью которых является сохранение раз и навсегда установленной ортодоксии, а поиск смысла, цели существования человека и человечества, т.е. поиск истины.
Слайд 88Возрождение
Не отрицая Бога, философия Возрождения делает своим знаменем не его, а
человека. Философия Возрождения проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
Слайд 89Николай Кузанский
Николай Кузанский утверждает мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность
его ума ("человек есть его ум") как бы уподобляется Богу.
Слайд 90Пико делла Мирандола
Центральной идеей Пико делла Мирандолы была идея возвышения человека
в силу причастности его ко всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждает его творческую способность к самоопределению.
Слайд 91Лоренцо Валла
Лоренцо Валла настаивает на этичности индивидуализма, заявляя, что благоразумие
и справедливость сводятся к индивидуальной выгоде человека. Никакие социальные обязанности не могут перевесить правды собственных интересов.
Слайд 92Новое время
Духовный облик, присущий периоду истории, который обычно называют НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ,
во многих отношениях отличается от духовного облика периода средневековья
Слайд 93Новое время
Из этих отличительных черт наиболее важны две: падение авторитета церкви
и рост авторитета науки. Как следствие этих особенностей, в философской антропологии Нового Времени отчетливо выражены как примат частного интереса (Т. Гоббс), так и антропологический рационализм (Р.Декарт).
Слайд 94Т.Гоббс
В противоположность Аристотелю, Гоббс утверждает, что по своей природе человек -
существо не общественное; напротив, "человек человеку - волк", а "война всех против всех" является естественным состоянием общества. Цель жизни человека - всеобщая конкуренция; награда победителю – оказаться впереди своих конкурентов.
Слайд 95Б.Паскаль
Представления Гоббса о человеке, имеющем право защищать и развивать свои индивидуальные
права, дополняются в Новое время идеями Б.Паскаля, который считал единственным величием и достоинством человека "его способность мыслить".
Слайд 96Р.Декарт
Еще дальше по пути рационализма идет Р.Декарт, чья формула "cogito ergo
sum" (мыслю, следовательно, существую), постулирует идею, что мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования.
Слайд 97Р.Декарт
Декарт объявляет душу и тело разнокачественным субстанциями, считает тело своего рода
машиной. Так в соответствие с духом времени, зарождается механистический взгляд на человека, получивший развитие у французских материалистов XYIII в. (Ж.Ламетри, Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.-Ж.Руссо).
Слайд 98Французские материалисты
Человек, согласно их взглядам, продукт природы, абсолютно детерминированный ее законами,
а, значит, не имеющий и не могущий иметь свободы воли. Более того, отказываясь от христианской догматики и идеи об изначальной греховности человека, французские материалисты подчеркивают, что человек изначально добр и положителен, что его недостатки зависят от окружающей среды, что путь к освобождению человека от его недостатков лежит через преобразование окружающей среды.
Слайд 99Гегель
Великий представитель классической немецкой философии Г.-В.-Ф. Гегель, как и подобает рационалисту,
видит главное отличие человека от животного в мышлении. Человек - субъект духовной деятельности, носитель общезначимого духа Разума. Отличие личности от индивидуальности начинается только с осознания человеком себя как существа "бесконечного, всеобщего и свободного"
Слайд 100Гегель
В социальном плане учение Гегеля - ярко выраженный методологический и
социологический коллективизм, то есть принцип приоритета социального целого над индивидом.
Слайд 101Русская философия
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ антропологическая проблематика фокусируется вокруг двух принципиальных мировоззренческих
направлений:
- материалистического учения революционных демократов (В.Белинский, Н.Чернышевский, А.Герцен и др.) и
- религиозной философии (В. Соловьев, Н.Бердяев, Н.Федоров и др.)
Слайд 102В.Белинский
Человек представляет для революционных демократов огромную безусловную ценность, его судьба важнее
судеб всего мира, отмечает В.Белинский. Высшей ценностью мира следует считать свободу и независимость личности, достигаются же эти ценности только путем социальных преобразований. Защищая право личности на свободу развития, В.Белинский опирается на идеи атеизма и утопического социализма.
Слайд 103А.Герцен
Антропология А.Герцена носит рационалистический характер. Человек, по его мнению, преодолел животное
состояние благодаря разуму, и чем больше соответствия между разумом и действительностью, тем более свободным человек чувствует себя. А.Герцен подчеркивал влияние среды на личность, с одной стороны, и личности на среду, с другой
Слайд 104Н.Чернышевский
Н.Чернышевский в работе «Антропологический принцип в философии» защищает природно-монистическую сущность человека.
При этом, в отличие от своего прямого предшественника Л.Фейербаха, вводит в учение о человеке социальные аспекты, и видит решение проблем человека в революционном, социалистическом преобразовании общества.
Слайд 105Ф.Достоевский
Ф.Достоевский считал, что подлинно русский человек не может быть атеистом. Взгляды
Ф. Достоевского , выраженные в его бессмертных произведениях, оказали влияние на концепции и В.Соловьева, и Н.Бердяева.
Слайд 106Н.Бердяев
В понимании природы и сущности человека последние исходили из его двойственности
, из заключенных в человеке двух полярных начал – добра и зла, бога и дьявола. Трагизм человеческого существования, такой очевидный для русской философии и литературы, - результат этой двойственности. «Весь трагизм жизни, - пишет Н.Бердяев, - происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом, и человеком как природным существом, живущим в природном мире»
Слайд 107Русская религиозная философия
В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается
в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления – проблема богочеловека или сверхчеловека. В отличие о концепции Ницше, у которого сверхчеловек – это человекобог, в русской философии сверхчеловек – это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.
Слайд 108Противоречивость человека:
единство биологического и социального в человеке.
Человечество и сегодня не
решило проблему своего происхождения как вида. Философия, психология и педагогика, однако, сумели многое понять в проблеме происхождения человека как индивида. Собственно говоря, никто из сегодняшних философов не осмеливается сказать, что он постиг процесс филогенеза как процесс исторического развития человеческого вида но, безусловно, философия сумела многое понять в проблеме онтогенеза – процессе индивидуального развития человека.
Слайд 109Филогенез - Онотогенез
Собственно говоря, никто из сегодняшних философов не осмеливается сказать,
что он постиг процесс филогенеза как процесс исторического развития человеческого вида но, безусловно, философия сумела многое понять в проблеме онтогенеза – процессе индивидуального развития человека.
Слайд 110Судьба человека
Человеческая судьба так же сложна, как сложны Вселенная и Космос.
Человек не является завершенным продуктом эволюции. Также он не является и действительным подобием Бога, а только стремится им стать. В этом своем стремлении человек становится существом активным: он ищет, выбирает, ориентируется, действует, приспосабливается к обстоятельствам или изменяет их в соответствии со своими нуждами, думает, мечтает, реализует свои проекты. Изменяя окружающий мир, человек меняется сам. Постичь взаимосвязь внутреннего и внешнего в сущности человека, значит, приблизиться к его пониманию.
Слайд 111Бытие человека
Главная особенность человеческого бытия, отличающая его существование от существования остальных
живых организмов, состоит в том, что оно протекает одновременно в природе, социуме и культуре
Слайд 112Природа
В природе человек ведет витальное (от лат vitalis – живой, жизненный)
, естественно-органическое существование.
Слайд 113Социум
В социуме, с его экономическими, политическими, правовыми, идеологическими и другими сферами
он ведет жизнь с о ц и а л ь н у ю.
Слайд 114Культура
в культуре, в мире духовных ценностей религиозного, нравственного, художественного, философского характера
он живет
д у х о в н о й жизнью
Слайд 115Тело-Личность-Дух
Для этого тройственного и в то же время единого в своей
неразрывности существования у человека есть т е л о ,
(о р г а н и з м), живущие во власти природной, естественной необходимости,
л и ч н о с т ь как целостность тела и духа, наиболее полно проявляющее себя в социальной жизни, и д у х, или сверхличность….
Слайд 116Три «Я»
Можно говорить, что у человека не одно, а, по меньшей
мере, три «Я» , для каждого из которых существуют свои предпочтительные ценности, на которые оно ориентировано в первую очередь.
Слайд 117Три»Я»
Для витального «Я» это прежде всего ценности материального жизнеобеспечения, для социального
«Я» - ценности общественного самоутверждения, для духовного «Я» - ценности (идеи, принципы, образы) этического, религиозного, философского характера, позволяющие отыскивать высшие жизненные ориентиры
Слайд 118Пирамида потребностей А.Маслоу
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Экзистенциальные: безопасность
существования, комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.
Слайд 119Пирамида потребностей
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных
уровней (приоритетов):
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности
Слайд 122З.Фрейд
по теории З.Фрейда, структура личности состоит из трех частей: Оно(Id), Я
(Ego) и Сверх – Я (Super-Ego).
Хотя они тесно взаимодействуют друг с другом, каждая из них имеет свои специфические функции.
Слайд 123Оно
Оно представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических
по своей природе. Оно является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.
Слайд 124Я
в процессе онтогенеза у человека появляется Я как сознательное начало, действующее
на основе реальности, и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями Оно, необходимостью физического мира и требованиями общества.
Слайд 125Сверх-Я
Сверх-Я возникает на основе Я и воплощает в себе усвоенные индивидом
«родительские образы», моральные запреты и нормы, внушенные с детства; это, так сказать, моральная цензура, ставшая неотъемлемым внутренним элементом личности.
Слайд 126Я и Оно
Фрейд сравнивал отношения Я и Оно с отношениями между
всадником и лошадью: всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он погибнет, но он движется только благодаря энергии лошади.
Слайд 127Положение Я
Положение Я сложнее, чем положение всадника. Во-первых, Я
должно учитывать требования и условия внешнего мира (принцип реальности). Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны Оно, которое всегда сильнее , чем Я. Конфликт между требованиями внешнего мира и требованиями Оно порождает у Я внутреннюю тревогу, беспокойство. В-третьих, Я подвергается нажиму со стороны Сверх-Я, морального сознания, совести: нарушение требований Сверх-Я вызывает у человека чувство вины.
Слайд 128Оно
Этот конфликт, по мнению Фрейда, является неразрешимым и именно в нем
лежит ключ ко всем психологическим проблемам как личности, так и общества. Бессознательное Оно принципиально неустранимо в том смысле, что объем реальных переживаний человека всегда превышает возможности их осознания; мы всегда переживаем больше, чем можем осознать.
Слайд 129Основной принцип психоанализа:
Фрейд как врач, как психиатр уловил это противоречие и
положил его в основу своей терапевтической практики. Основной принцип психоанализа: « Где было Оно, должно быть Я». То есть нужно помочь человеку осознать тревожащие его переживания, и тогда он сможет приспособиться как к условиям своей жизни, так и к своей психической организации.
Слайд 130Защитные механизмы
Фрейд описывает те «защитные механизмы», которые совершено бессознательно подавляют и
вытесняют из сознания ту информацию, которая противоречит требованиям морального « цензора».
Слайд 131Витальное Я
Витальное «Я» эгоцентрично, замкнуто само на себя, оно не знает
различий между добром и злом, приличным и постыдным, красотой и безобразным, поскольку «живет» на том уровне, где упомянутые различия еще не функционируют. Этот уровень- уровень бессознательного, доцивилизованного, докультурного - своеобразное подполье, и, если можно использовать метафору «дома», надстроенного, кроме того, еще, и так называемой, жилой частью, и чердачным (мансардным) помещением.
Слайд 132защитные механизмы
Вытеснение означает бессознательное исключение из сознания импульса, возбуждающего напряжение
и тревогу. Его следует отличать от подавления какого-то осознанного желания, (н.п., я хочу закурить, осознаю это желание, но умышленно подавляю его). Вытеснение имеет дело с неосознанными импульсами.
Слайд 133Защитные механизмы
Образование противоположной реакции – изменение неприемлемой для сознания тенденции на
противоположную
Слайд 134Защитные механизмы
Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивой идеи, приписав ее
другому лицу.
Слайд 135Защитные механизмы
Специфической формой проекции является вымещение – бессознательная переориентация импульса или
чувства с одного объекта на другой, более доступный.
Слайд 136Защитные механизмы
Рационализация – самообман, бессознательная попытка рационально обосновать абсурдный импульс или
идею
Слайд 137«Сталин любил народ, но ненавидел людей!»(А.Солженицын)
Слайд 138Защитные механизмы
Сублимация – превращение социально неприемлемого импульса в социально приемлемый, переадресовка
энергии из одного канала в другой.
Слайд 139Личность
Термин «личность» позволит нам раскрыть подлинную сущность понятия «человек». Хотя
сразу же заметим, что дать определение понятию «личность», такое, которое бы остановило все последующие попытки, также невозможно, как и дать определение понятию «человек».
Слайд 140Личность
Сама этимология слова «личность» (в русском «лицо», «личина», «лик») показывает, что
оно имеет смысл лишь в контексте определенных общественных отношений. Можно даже утверждать, что именно реакция других определяет личность субъекта, что индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих. Личность в этом понимании есть «социальная стимульная ценность индивида» .
Слайд 141Личность
Личность выступает как организация или паттерн (образец, пример) в отношении различных
дискретных реакций индивида или же, что эта организация является следствием активности личности, существующей как внутри-индивидуальная сила.
Личность есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения.
Слайд 142Личность
В личности можно подчеркнуть наличие различных, и вместе с тем, типичных
попыток регуляций, осуществляемых индивидом. Кроме того, личность может восприниматься как совокупность уникальных, индивидуальных аспектов поведения индивида
Слайд 143Личность
Некоторые теоретики считают, что личность составляет сущность человека. Олпорт полагает, что
«личность есть то, что есть человек в действительности», согласно этому допущению, именно личность содержит то, что, в конечном счете, является наиболее типичной и глубокой характеристикой человека.
Слайд 144Личность
«Личностью не рождаются , личностью становятся»
Слайд 145Социализация
Известно, что новорожденный не обладает никаким социальным опытом, он –
потенция человеческой личности. Но при этом процесс социализации как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом, начинается буквально с первых минут его жизни.
Слайд 146Личность
Процесс формирования человеческой личности в онтогенезе может быть рассмотрен с двух
сторон: 1) как постепенное самораскрытие каких-то заложенных в индивиде качеств, 2) как результат внешнего воздействия, направленного и ненаправленного воспитания. Процесс воспитания, при этом, не есть внешнее, механическое наложение на индивида некоторой социальной формы
Слайд 147Личность
« человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как
пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной – совместной с другими людьми - деятельности он сформируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная ) деятельность (труд и т.д.)
Слайд 148Дух
Человек духовный – это личность, сознающая самоценность собственного внутреннего мира, свою
уникальность и вместе с тем причастность к универсальным началам бытия, представленных в общечеловеческих ценностях культуры
Слайд 151Самоактуализирующиеся люди
Эти люди достигли такого уровня личностного развития, который потенциально
заложен в каждом из нас.
Слайд 153Самоактуализированные личности
1)Они ориентированы на реальность; 2) они принимают себя, других людей,
природный мир таким, как есть; 3) они очень спонтанны; 4) они центрированы на проблеме, а не на себе; 5) в них есть некоторая отстраненность и потребность в уединении; 6) они автономны и независимы; 7) их оценка людей и вещей свежая, не стереотипная; 8) большая их часть имела глубокие мистические или духовные переживания, но не обязательно религиозные; 9) они идентифицируются с человечеством; 10) их близкие отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; 11) их ценности и отношения демократичны; 12) они не смешивают средства и цели; 13) их чувство юмора не агрессивно, а философично; 14) они обладают большими творческими ресурсами; 15) они сопротивляются подчинению массовой культуре; 16) они не смиряются со средой, а трансцендируют ее ».
Слайд 154Более эффективное восприятие реальности
Видеть действительность такой, какая она есть, а не
такой, как им хотелось бы ее видеть
Объективность в своем восприятии, надежды и страхи не влияют на оценку
Способность обнаружить фальшь и нечестность других
Слайд 155Восприятие реальности
Способность видеть эффективно распространяется на искусство, музыку, наука, политику и
философию
Ожидания, тревоги, стереотипы, ложные оптимизм и пессимизм не оказывают влияния на восприятие
Неискаженное восприятие – «бытийное, или Б-познание
Слайд 156Восприятие реальности
Толерантность к противоречивости и неопределенности
Самоактуализирующиеся люди не бояться проблем, которые
не имеют однозначных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
Слайд 157Приятие себя, других и природы
Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, как
они есть.
Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям
Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги
Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни.
Слайд 158Принятие себя, других и природы
Подобным образом они принимают других людей и
человечество в целом.
У самоактуализированных людей нет непреодолимой потребности поучать, информировать и контролировать. Они могут переносить слабости других и не бояться их силы.
Слайд 159Непосредственность, простота и естественность. Спонтанность
Отсутствие искусственности и желания произвести эффект
Внутренняя жизнь
(мысли, эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление.
Чтобы не огорчать других, могут соблюдать определенные формальности и ритуалы
Слайд 160Спонтанность
Самоактуализированные личности могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других от боли
и несправедливости.
Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения.
Они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
Слайд 161Центрированность на проблеме
Они не эго-центированы, а скорее ориентированы на проблемы,
стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией.
Они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика
Слайд 162Центрированность на проблеме
Самоактуалированные личности интересуются вопросами философии и этики.
Они не обращают
внимание на тривиальное и незначительное и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
Слайд 163Независимость: потребность в уединении
Самоактуализированные личности нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и
одиночестве.
Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.
Слайд 164Privacy
Они могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
Потребность
в уединении и уверенность в себе дает им возможность сохранять спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи.
Слайд 166Независимость
Самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться
на те мнения и чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди.
Они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условий
Слайд 167Автономия: независимость от культуры и окружения
Автономия позволяет им полагаться на свой
собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.
Самоактуализированный студент может учиться везде, потому что у него есть он сам, как «самодостаточный»организм.
Слайд 168Автономия: независимость от культуры и окружения
Высокая степень самоуправления и «свободы воли»
Они
достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности
Слайд 169Свежесть восприятия
Они способны оценивать по достоинству даже самые обычные события в
жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, экстаз.
Они ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную и неинтересную жизнь.
Их субъективный опыт богат и каждый день – захватывающее и волнующее событие
Слайд 170Вершинные, или мистические переживания
Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их
включает уже то, что они живы
В состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы
Слайд 171Общественный интерес
Чувство сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству
Слайд 172Глубокие межличностные отношения.
Умение дружить глубоко, тесно
Умение легко общаться с детьми
Слайд 173Демократичный характер
у них нет предубеждений, они уважают других людей, независимо
от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показания статуса.
Слайд 174Демократичный характер
Эти люди, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту,
но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти
Слайд 175Разграничение средств и целей
Самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем
обычные люди в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо.
Они придерживаются определенных нравственных и этических норм
Обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения
Им нравится делать что-то ради самого процесса (н.п. физические упражнения), а не потому, что это средство (н.п. здоровья)
Слайд 176Философское чувство юмора
Здорового человека более привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в
целом
Иносказания и притчи
Философский юмор вызывает улыбку, а не смех
Слайд 177Креативность
Естественная и спонтанная креативность, которая присуща неиспорченным детям
В первоклассном супе, всегда
больше творчества, чем во второсортной поэзии!
Слайд 178Сопротивление окультуриванию
Самоактуализированные личности обладают автономностью и уверенностью в себе и поэтому
их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию
Они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами
Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности
Слайд 179Сопротивление окультуриванию
Самоактуализировающиеся люди не требуют от своего окружения немедленного улучшения
Зная о
несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепнными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.
Слайд 180Вопросы для самопроверки
Вопросы для повторения:
Охарактеризуйте основные исторические этапы философского осмысления проблемы
человека.
Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?
Как Вы понимаете проблему соотношения биологического и социального в человеке?
Сформулируйте ваше понимание термина «личность».