Слайд 1Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Потрфолио».
2008/2009 учебный год
ТЕМА:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СОЛНЦА И ЗЕМЛИ»
Работу выполнила:
Шарай Ульяна Сергеевна, учащаяся 3 «Б» класса
МОУ «СОШ №16 УИОП», г.Электросталь, МО
Научный руководитель:
Сергеева Галина Анатольевна, преподаватель начальных классов
МОУ «СОШ №16 УИОП», г.Электросталь, МО
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Мною выбрана тема « Великая звезда Солнце».
Всем известно, что без Солнца
жизнь на Земле была бы невозможна. Изучение Солнца помогает нам понять, как устроены другие звезды во Вселенной.
Если спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверное, услышим, что Солнце.
Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
Значение Солнца для жизни на Земле, человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце, представлялось каким – то невероятным, сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности.
Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей – Яриле. У древних римлян был бог Солнца – Апполон. Цари и князья, чтобы возвысить свою власть, старались внушить людям, что они произошли от бога Солнца.
Мне интересно разгадать эту тайну Вселенной, узнать, что же такое Солнце. Откуда берется столько необходимого нам всем света и тепла.
Ведь всякое движение на Земле происходит главным образом за счет энергии, которая поступает к нам в солнечных лучах.
Солнце – источник жизни не Земле!
Слайд 4ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ
Земля вращается вокруг своей оси и одновременно обращается вокруг Солнца.
Это вызывает дневные и сезонные изменения температуры на Земле.
Если смотреть с поверхности Земли, то кажется, будто Солнце восходит на востоке, пересекает небо и опускается на западе. Объясняется это тем, что Земля вращается вокруг собственной оси, совершая полный оборот за сутки, и поэтому кажется, будто Солнце и звезды движутся по небу. Оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток, что составляет 1 земной год.
ВРЕМЯ
С глубокой древности люди измеряли время, наблюдая смены дня и ночи, чередование времен года и перемещение Солнца и Луны по небу.
Один оборот нашей планеты вокруг своей оси – это сутки, а один ее оборот вокруг Солнца это год. Древние люди организовывали свою повседневную жизнь в соответствии с перемещением Солнца по небу. Они делили год на 12 равных частей, а сутки на 24 часа, так для исчисления дней, месяцев и лет были придуманы календари.
ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
Весна, лето, осень, зима ежегодно сменяют друг друга. Наклон земной оси приводит к изменениям продолжительности дня и температуры на Земле.
Из – за наклона земной оси в один период года Солнце больше нагревает и освещает Северное полушарие, а в другой – Южное. Когда в Северном полушарии лето, в Южном – зима, и наоборот. Весной и осенью Северное и Южное полушария получают примерно равное количество тепла и света, и продолжительность дня и ночи в обоих полушариях одинаковая.
Слайд 6РАДУГА.
( опыт № 1)
Радуга одно из удивительных чудес на нашей планете.
Сколько раз в теплый, летний день после дождя мы наблюдали это разноцветное коромысло, которое раскинулось в пол неба. А ведь это еще одно взаимодействие великой звезды Солнце и капелек воды.
Цель опыта: определить возникновение радуги.
Материалы: таз, зеркало, фонарь, белый лист картона.
Мы поставили зеркало наклонно в таз, наполовину заполненный водой. Затем направили свет фонаря на погруженную часть зеркала, при этом картон держали вертикально напротив зеркала. Мы перемещали фонарь, пока на картоне не появился свет. То, что мы увидели – это то , что происходит в радуге.
Радуга появляется, когда солнечный свет, идущий из – за нашей спины, освещает капли дождя, которые падают перед нами. Возникновение радуги объясняется преломлением и отражением света в каплях дождя. Обычно, бывает видно все цвета, радуги, причем красный цвет на внешней стороне, а фиолетовый на внутренней. 10
Вывод: преломление солнечного света в миллионах дождевых капель и является радугой.
Слайд 8СОЛНЦЕ И РАСТЕНИЯ.
( опыт № 3)
Конечно, все мы знаем, что не
будь Солнца, не было бы и растений, потому что они растут благодаря его энергии, но из следующего моего практического занятия видно, что при определенных условиях лучи его не всегда бывают полезны.
Цель опыта: выявить негативное влияние Солнца на растения.
Материалы: садовый куст, вода.
В жаркую погоду в середине дня я полила куст водой, на листьях остались капли. После того, как Солнце капли высушило зеленые листья пожухли. Это произошло, потому что капля, воды при попадании солнечного луча, сыграла роль увеличительного стекла.
Сама по себе капелька при ближайшем
рассмотрении выпуклая, и на листочке сыграла роль выпуклой линзы.
Поскольку выпуклая линза собирает
солнечный свет, с ее помощью можно
даже зажечь бумагу или другой воспламеняющийся предмет.
Вывод: Солнце его энергия и свет,
как необходимы растениям, так при12
определенных условиях могут и погубить их.