ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского. презентация

Содержание

Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
состояния конкуренции на рынке услуг розничной

торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2008-2009 гг. в географических границах муниципальных районов и городских округов

2011 г.


Управление контроля социальной сферы и торговли


Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Основания проведения анализа:
приказ ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане

работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы»;
поручение ФАС России от 07.05.2010 №АК/13966 «Об анализе рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2008-2009 гг.».
Цели анализа:
оценка состояния конкурентной среды на локальных рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2008 и 2009 гг.;
актуализация данных в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;
использование результатов анализа для предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Исходная информация:
сведения от действующих на рынке хозяйствующих субъектов;
информация Росздравнадзора и его региональных управлений;
информация органов статистики, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.



Слайд 3ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА




Слайд 41. ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Динамика

количества хозяйствующих субъектов и принадлежащих им аптечных учреждений в 2008-2009 гг., ед.


В 2009 году в рассмотренных ГОиМР действовало 8757 хозяйствующих субъектов (далее – ХС), владеющих 32040 аптечными учреждениями (далее – АУ), что на 670 (на 8,28%) хозяйствующих субъектов и на 1327 (на 4,32%) аптечных учреждений больше, чем в 2008 году.


То есть на одного ХС в среднем приходилось 3,7 аптечных учреждений.
Наименьшее количество хозяйствующих субъектов и аптечных учреждений действовало в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.


Слайд 5
В 2009 году продолжилась тенденция роста доли частных розничных продавцов и

принадлежащих им аптечных учреждений по отношению к государственным и муниципальным. Сокращение доли государственных и муниципальных АУ по отношению к частным является стабильной тенденцией последних лет. Так, за 2001-2009 гг. она сократилась на 18,1%.

Динамика соотношения аптечных учреждений, принадлежащих различным по форме собственности компаниям, в 2001-2009 гг., %


Слайд 6
Соотношение частных и государственных (муниципальных) АУ в субъектах РФ в 2009

г., %

Аптечные учреждения частной формы собственности преобладают над государственными и муниципальными практически во всех рассматриваемых субъектах Российской Федерации.
Исключение составляют Республика Мордовия, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Еврейская автономная область и Красноярский край.
В Республике Калмыкия в 2007-2009 гг. действовали аптечные учреждения только частной формы собственности.


Слайд 7
В разрезе по муниципальным образованиям наибольшее количество хозяйствующих субъектов действует в

крупных городах.
Средние значения количества хозяйствующих субъектов в различных по численности населения муниципальных образованиях в 2007-2009 гг., ед.










Еще больше различаются муниципальные образования разной величины по количеству действующих в них АУ. Так, АУ в городах-миллионниках в среднем в 6 раз больше, чем в больших городах с численностью от 100 до 500 тыс.чел. и в 48,5 раз больше, чем в небольших городах и муниципальных районах с численностью до 50 тыс.чел.



Слайд 8В небольших ГОиМР аптечных учреждений гораздо меньше, особенно в небольших сельскохозяйственных

и отдаленных от региональных центров муниципальных образованиях с низкой численностью и плотностью населения. Это связано с ограниченным спросом и низкой платежеспособностью населения таких муниципальных образований. Так, по данным УФАС России в 2009 году в 198 ГОиМР действовало по два АУ, а в 158 муниципальных образованиях - всего по одному АУ.
Ранжирование ГОиМР по количеству действующих в них аптечных учреждений в 2008-2009 гг., %











В 304 ГОиМР (13,44%) в 2009 г. действовало только по одному розничному продавцу (ХС). Достаточно много таких муниципальных образований выявлено в Свердловской области и Республике Дагестан (по 20 ГОиМР), в Пермском крае (14 ГОиМР), в Ханты-Мансийском автономном округе (13 ГОиМР), а также в Тверской и Кировской областях (12 и 10 ГОиМР соответственно).




Слайд 9
2. ГОДОВОЙ ТОВАРООБОРОТ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Суммарный объем продаж аптечных учреждений, рассмотренных

в ходе проведения анализа, в 2009 году составил более 300 млрд.руб., то есть 80,4% от объема розничных продаж лекарственных средств на российском коммерческом рынке по итогам 2009 г. (373 млрд.руб.)

Суммарный товарооборот АУ в субъектах Российской Федерации


Слайд 10Наибольший суммарный товарооборот аптечных учреждений в 2009 году зафиксирован в:
Московской области

(4,61% АУ формируют 7,41% товарооборота АУ всех рассматриваемых субъектов РФ);
Самарской области (4,6% суммарного товарооборота);
Ярославской области (3,8% суммарного товарооборота);
Ростовской области (3,6% суммарного товарооборота).

Соотношения долей лидирующих в 2009 г. субъектов РФ по количеству АУ и по их суммарному товарообороту, %



Слайд 11Высокий уровень концентрации рынка выявлен в подавляющем большинстве муниципальных образований –

в 1939 ГОиМР или 86,33% всех ГОиМР.
Развитая конкуренция на рассматриваемом рынке выявлена лишь в 47 муниципальных образованиях, составляющих 2,09% всех рассматриваемых ГОиМР.

3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ


Количество рассмотренных городских округов и муниципальных районов, имеющих определенный уровень концентрации рынка в 2008-2009 гг., ед.


Слайд 12В большинстве муниципальных образований с численностью населения до 100 тыс.чел. в

2008-2009 гг. был выявлен высокий уровень концентрации (CR3 более 70%).
В муниципальных образованиях с населением от 100 до 500 тыс. чел. рынок умеренноконцентрированный, тяготеющий к высококонцентрированному.
Высокий уровень концентрации рынка выявлен даже в таких крупных городах, как г. Рязань (CR3 составил в 2008 и 2009 гг. 72,78% и 74,63% соответственно), г. Челябинск (в 2008 г. коэффициент CR3 составил 71,74%) и г. Липецк (в 2008 г. коэффициент CR3 составил 72,09%).
Из всех рассмотренных ГОиМР с численностью населения более 100 тыс.чел. лишь 17,9% (39 ГОиМР) в 2009 г. имело низкий уровень концентрации рынка и развитую конкурентную среду.

Средний уровень показателей CR1 и CR3 в различных по численности населения ГОиМР в 2008-2009 гг., %




Слайд 13




Доли ГОиМР субъектов Российской Федерации, имеющих определенные уровни конкуренции, %
Неразвитая конкуренция

во всех рассмотренных ГОиМР в 2009 г. выявлена в Рязанской, Курганской и Новгородской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Чукотском и Ненецком автономных округах, Республике Калмыкия и Еврейской АО.
Наименьшая доля муниципальных образований с неразвитой конкуренцией выявлена в Ставропольском крае, Республике Адыгея, Самарской, Московской, Ленинградской и Курской областях.

Слайд 144. ДОМИНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ
В подавляющем большинстве рассмотренных

муниципальных образований - в 81,21% или 1824 ГОиМР или выявлены хозяйствующие субъекты с долей более 35%.
В 60,28% или 1354 рассматриваемых ГОиМР на рынке имеются хозяйствующие субъекты с долей более 50%.
Это объясняется наличием в стране большого количества ГОиМР с низкой численностью населения, в которых действует небольшое количество участников.

Количество ГОиМР, в которых имеются хозяйствующие субъекты, занимающие определенные доли в 2008-2009 гг., ед.



Слайд 15
В ГОиМР от 100 тыс. чел. характерной особенностью является развитие рынка

по олигопольному признаку, когда основное место занимают 2-3 субъекта, совокупная доля которых составляет более 50% рынка или 4-5 субъектов с совокупной долей свыше 70%.
Хозяйствующие субъекты с признаками доминирования в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции имеются в 2161 или в 96,22% всех рассмотренных ГОиМР. Если в небольших муниципальных образованиях это чаще всего связано с недостатком аптечных учреждений из-за низкого спроса и низкой рентабельности, то в муниципальных образованиях с большим количеством аптечных учреждений доминируют, в основном, крупные аптечные сети.


Доли различных по численности населения ГОиМР, имеющих хозяйствующих субъектов с долей более 35%, %


Слайд 16
По количеству ХС с долей более 50% лидируют Свердловская, Кировская, Тверская

и Челябинская области, Красноярский и Алтайский края и Республики Дагестан и Башкортостан, а по количеству ХС с признаками коллективного доминирования - Московская, Ростовская, Нижегородская и Пензенская области, Алтайский и Ставропольский края, Республики Татарстан и Башкортостан.
Из 1434 ХС, занимающих доли более 35%, 825 (или 57,5%) являются аптечными сетями и группами лиц.

Количество хозяйствующих субъектов, занимающих хотя бы на одном из рынков ГОиМР определенные доли, ед.

Вместе с тем, большая часть действующих на рассматриваемом рынке ХС (83,62% в 2009 г.) не занимала существенных долей ни в одном из ГОиМР. Количество ХС, имеющих хоть на одном из рассматриваемых локальных рынков долю более 50%, в 2009 г. составило 10,41% от общего числа ХС.


Слайд 17
В 2009 г. территориальными органами ФАС России было выявлено 3,7 тыс.

групп лиц и аптечных сетей, в составе которых действовало 27,2 тыс. аптечных учреждений, что составляет 85,03% всех рассмотренных в анализе аптечных учреждений.


5. РАЗВИТИЕ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ


В большинстве субъектов Российской Федерации доля аптечных учреждений из аптечных сетей составила в 2009 г. более 80% от общего количества аптечных учреждений. Наибольшее число таких аптечных учреждений выявлено в Московской (1244 АУ), Ростовской (1100 АУ) и Нижегородской (976 АУ) областях, в Республиках Татарстан (971 АУ) и Башкортостан (904 АУ), Самарской (754 АУ), Челябинской (751 АУ) и Саратовской областях (749 АУ).


Динамика изменения количества аптечных сетей в отдельных субъектах Российской Федерации, ед.


Слайд 18



Крупнейшие аптечные сети по количеству АУ*, ед.
По количеству аптечных учреждений наиболее

крупными выявленными аптечными сетями являются:
аптечная сеть 36.6 (576 АУ);
ГУП МО «Мособлфармация» (435 АУ);
ГУП «Башфармация» (409 АУ);
ООО «БИОТЭК» (393 АУ);
аптечная сеть «Доктор Столетов» (360 АУ);
аптечная сеть ГП Красноярского края «Губернские аптеки» - «СалюсФарм» (341 АУ);
аптечная сеть Поволжья «Вита» (299).

* Без учета Москвы, С-Петербурга, Чеченской и Ингушской Республик и 83 ГОиМР в 23 субъектах РФ.


Слайд 19
По географии присутствия лидируют аптечные сети «Вита» (31 субъект РФ и

58 ГОиМР присутствия), «36.6» (26 субъектов РФ, 96 ГОиМР), «Мелодия здоровья» (21 субъектов РФ и 37 ГОиМР), «Радуга» (17 субъектов РФ и 39 ГОиМР), «Фармакор» (17 субъектов РФ и 37 ГОиМР), «Доктор Столетов» (10 субъектов РФ и 95 ГОиМР), «Ригла», включая О3 (10 субъектов РФ и 35 ГОиМР) и «БИОТЭК» (8 субъектов РФ, 124 ГОиМР присутствия).
Некоторые из них занимают значительные доли на рынках ГОиМР в двух и более субъектах Российской Федерации. Так, например, аптечная сеть «36,6» имеет признаки доминирования на 33 локальных рынках 11 субъектов Российской Федерации. Группа лиц, включающая в себя компанию «Доктор Столетов», имеет признаки доминирования на 30 локальных рынках 5 субъектов Российской Федерации. Аптеки компании ООО «Биотэк» имеют признаки доминирования в 32 ГОиМР 4-х субъектов Российской Федерации.
Несмотря на общие положительные тенденции развития на рассматриваемом рынке сетевого ритейла, финансовый кризис повлиял на рост количества убыточных аптечных учреждений и объемов их задолженности перед поставщиками, что привело к снижению доли рынка большинства крупных аптечных сетей в пользу небольших более устойчивых региональных компаний.
По причине дефицита собственных и заемных финансовых средств крупнейшие аптечные сети вынуждены объединяться с лидерами оптового сегмента лекарственной торговли. Усиление государственного регулирования цен на лекарственные средства и ограничение оптовых и розничных надбавок послужило дополнительным стимулом такой консолидации, которая позволяет объединенному продавцу суммировать оптовые и розничные наценки.

Слайд 20
БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК


В качестве основных барьеров входа на рынок

наибольшее число УФАС России УФАС России назвали трудности получения лицензий и разрешений (47 УФАС России), низкую платежеспособность населения (43), жесткое регулирование цен на лекарственные средства (39), высокую арендную плату помещений (39) и дефицит квалифицированных кадров (33).
Для решения указанных проблем предлагается:
перейти от лицензирования к уведомительному порядку осуществления фармдеятельности с одновременным усилением контроля со стороны Росздравнадзора;
разрабатывать государственные программы лекарственного обеспечения населения небольших муниципальных образований;
устанавливать экономически обоснованный уровень розничных надбавок на ЖНВЛП;
предоставлять выполняющим социальные функции аптечным учреждениям преференции по заключения договоров аренды муниципальных помещений и льготы по арендной плате.

Слайд 21
ВЫВОДЫ


В 2009 году продолжилась тенденция последних лет, связанная с сокращением доли

государственных и муниципальных аптечных учреждений по отношению к частным. Аптечные учреждения частной формы собственности преобладают над государственными и муниципальными практически во всех рассмотренных субъектах Российской Федерации.
Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений в различных муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции (вплоть до отсутствия конкурентной среды) на различных по численности населения рынках.
С целью лекарственного обеспечения населения небольших муниципальных образований необходима разработка и реализация государственных программ, предусматривающих меры по развитию аптечных учреждений в отдаленных и труднодоступных муниципальных образованиях, а также в городских округах и муниципальных районах с низкой численностью и плотностью населения.
В 2008-2009 гг. продолжался рост количества аптечных сетей и входящих в их состав аптечных учреждений. В 2009 г. в аптечные сети вошло 85,03% всех рассмотренных в анализе аптечных учреждений. Аптечные сети формируют основные объемы продаж на рассматриваемом рынке. Вместе с тем, по причине дефицита собственных и заемных финансовых средств крупнейшие аптечные сети продолжают объединяться с лидерами оптового сегмента лекарственной торговли.
Несмотря на продолжающийся рост количества аптечных учреждений и аптечных сетей в субъектах Российской Федерации, высокий уровень концентрации рынка выявлен в 86,33% муниципальных образованиях, в том числе в 29,4% ГОиМР с численностью более 100 тыс. человек.
Хозяйствующие субъекты с долей более 35% выявлены в 81,21% рассмотренных муниципальных образованиях, с долей более 50% - в 60,28% ГОиМР. Вместе с тем, большая часть действующих на рассматриваемом рынке хозяйствующих субъектов (83,62%) в 2009 г. не занимала существенных долей ни в одном из ГОиМР.
В результате проведенного в 2010 году анализа по итогам 2008-2009 гг. число включенных в реестр хозяйствующих субъектов и групп лиц, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, увеличилось по сравнению с 2007 г. на 323 ед. и составило более 1,3 тыс.ед.

Слайд 22


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика