Е.Н.Ковтун Пилотный проект презентация

Содержание

Раздел I. Общая характеристика Федеральных образовательных стандартов ВПО третьего поколения В разделе использованы материалы презентации «Об эволюции государственных стандартов в системе высшего

Слайд 1Е.Н.Ковтун Пилотный проект
Федерального государственного образовательного стандарта по

направлению подготовки ВПО «Филология»

XX Пленум Совета по филологии
УМО по классическому университетскому образованию
18-19 сентября 2007 г., г. Белгород

Слайд 2Раздел I.
Общая характеристика
Федеральных образовательных стандартов ВПО
третьего поколения





В разделе

использованы материалы презентации
«Об эволюции государственных стандартов в системе высшего профессионального образования в России» Исполнительного директора
Ассоциации классических университетов России Е.В.Караваевой

Слайд 3Государственные образовательные стандарты введены в России в 1992 году федеральным законом

«Об образовании» и предназначены для обеспечения:

качества высшего профессионального образования;

единства образовательного пространства Российской Федерации;

объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО;

признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.


Слайд 4Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки


Слайд 5Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании:
Вступление России

в «Болонский процесс» с целью вхождения в общеевропейское образовательное пространство (2003 г.).
Требования Болонского процесса:
Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор)
Классификация национальных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (ЕРК)
Компетентностный подход и использование системы ECTS для создания учебных программ

Слайд 6Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004

г.),
в которых объявлен курс на:
законодательное введение и укрепление двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр),
введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой реализации)
кредитно-модульное построение образовательных программ

Слайд 7Летом 2006 г. Минобрнауки РФ представило на рассмотрение Правительства новые законодательные

инициативы:

Концепцию проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)
Законопроект «О внесении изменений в в ФЗ «Об образовании»и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования)


Слайд 8Последние события:
4 июля 2007 г. законопроект «О внесении изменений в в

ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования) прошел второе чтение в Госдуме.
10 сентября 2007 г. Госдумой в первом чтении принят проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».

Слайд 9Реализация уровневого ВПО в Российской Федерации в рамках действующих законов
1
2
3
4
5
6
5 лет
специалист
530


специальностей
ВПО

Общее
среднее
(полное)
образование

Годы обучения

120 направлений
подготовки ВПО

4 года
бакалавр

2 года
магистр


Слайд 10Предлагаемая двухуровневая структура ВПО в соответствии с проектом нового закона
Направления

подготовки
ВПО по перечню,
утверждаемому
Минобрнауки России

Специальности (моно)
по перечню,
утверждаемому
Правительством РФ


Слайд 11ФГОС-3 разрабатывается по направлению подготовки в целом (направление подготовки рассматривается как

совокупность образовательных программ различного уровня и типа, объединяемых на базе общности их фундаментальной части).
Макет ФГОС-3 не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты.
3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (магистров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING)

Принципы формирования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
(макет ФГОС утвержден Коллегией Минобрнауки России
в феврале 2007 г.)


Слайд 12ФГОС ВПО
Общие
вопросы,
словарь
терминов
Характеристика
направления
подготовки

Требование к результатам освоения
ООП (в

виде КОМПЕТЕНЦИЙ)
и к структуре ООП отдельно для:
- бакалавров
- магистров
- специалистов

Общие
требования
к условиям
реализации
ООП

Структура ФГОС-3


Слайд 13
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ФГОС ВПО – формирование требований к результатам освоения ООП

в терминах компетенций

ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙОБЛАСТИ

УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
КАЧЕСТВА

К О М П Е Т Е Н Ц И Я

Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности


Слайд 14Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их

структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые формируются у обучающихся.
5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог кредитов в европейской системе ECTS).
6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда.

Принципы формирования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
(продолжение)


Слайд 15 Особенности
ФГОС
Направление
подготовки
Цели воспитания
и обучения
Разработка совместно с работодателями
Ориентация на
результаты
обучения
Компетентностный
подход
Трудоемкость

ООП
в зачетных
единицах

Базовая часть:
Б – не более 50%
М – не более 30%
С – не менее 70%


Слайд 16 Ближайшие задачи российской системы ВПО:
Поэтапное формирование проектов ФГОС и Перечней направлений

подготовки и специальностей для непрерывной реализации;
Создание системы внутренних «эталонов» качества ООП, разработка примерных основных образовательных программ (силами УМО или образовательно-профессиональных ассоциаций);
Совершенствование системы контроля качества ООП в условиях расширения академических свобод вузов (введение системы общественно-профессиональной аккредитации ООП вузов наряду с государственной);
Утверждение Положения «О порядке разработки, реализации и оценки качества многоуровневых образовательных программ ВПО в вузах России»

Слайд 17Раздел II.
Логика работ над проектом ФГОС-3
по направлению подготовки
«Филология»


Слайд 18Задача 1.
Анализ требований рынка к выпускникам факультетов филологического профиля вузов РФ,

получение данных о трудоустройстве и карьере выпускников





значительная «непрофильная» занятость вчерашних студентов;
падение конкурса при поступлении на филологические факультеты



Слайд 19Задача 2.
Обоснование необходимости и правомочности существования направления подготовки «Филология»


в современной российской
образовательной практике;





Отграничение направления «Филология» от иных гуманитарных направлений на основе выделения его «содержательного ядра»



Слайд 20Задача 2.




определение минимального набора теоретических дисциплин (профессиональных и «поддерживающих»),

образующих «ядро» образования по каждому из направлений

разработка гибких схем дополнения «ядра» различными прикладными, рыночно ориентированными компонентами (как в магистратуре, так частично и на уровне бакалавриата)



Слайд 21Образовательные траектории


БАКАЛАВРИАТ
магистратура


Слайд 22Задача 3.
Составление на основе «содержательного ядра»
обобщенной профессиональной характеристики
филолога с

учетом современных требований рынка, уровня развития цивилизации и опыта российской и европейской систем образования


Слайд 23Задача 3.
Филолог интерпретируется как специалист, подготовленный ко всем видам работ с

различными типами текстов (включая и устные, и виртуальные) - точнее говоря, обученный созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Слайд 24Задача 3.

Создание обобщенных «портретов квалификаций» (профессий)
филолог – это:
«научный работник»
«преподаватель»
«референт»
«редактор»
«переводчик»
«работник

в сфере коммуникации»
и т. д.



Слайд 25Задача 4.

соотнесение квалификаций (профессий), существующих на современном рынке труда, с

профессиональными ситуациями и задачами, ожидающими выпускников

«должность» - «дело»

описание спектра профессиональных ситуаций, в которых способен реализовываться выпускник (виды деятельности), и формирование списков задач, которые решает выпускник в данных профессиональных ситуациях (задачи деятельности)




Слайд 26Задача 4.



составление компетентностной модели выпускника



распределение компетенций по уровням ВПО

(бакалавр – магистр по профессии – магистр с присвоением степени)




Слайд 27Задача 4.
Пояснение:

Признано целесообразным при разработке ФГОС–3 предусмотреть гибкую схему подготовки

филологов по моделям 4+1 (бакалавриат и одногодичная магистратура) и 4+2 (бакалавриат и двухгодичная магистратура).

Предполагается, что одногодичная магистратура будет иметь как правило более практикоориентированный характер, тогда как двухгодичная сохранит привычную научную и педагогическую направленность

Слайд 28Задача 5.
разработка на основе «портретов квалификаций» структуры образовательных профилей в рамках

направления подготовки «Филология»
соотнесение с ними профилизаций в рамках бакалавриата

Слайд 29Задача 6.
Соотнесение формируемых у обучающихся компетенций (как профессиональных, так и универсальных)

с отдельными дисциплинами и группами (модулями) дисциплин образовательной программы.
Распределение учебной нагрузки между циклами дисциплин образовательной программы;
выражение учебной нагрузки в кредитных (зачетных) единицах;
выработка требований к условиям реализации образовательных программ по отдельным профилям подготовки, в том числе создание системы оценочных средств, позволяющих отслеживать формирование компетенций





Слайд 30Раздел III.
Примеры


Слайд 31ФГОС-3 по направлению ФИЛОЛОГИЯ
Объект профессиональной деятельности:






Вид профессиональной деятельности:
художественная литература (отечественная и

зарубежная) с учетом общих законов ее создания, а также закономерностей развития и бытования в различных странах и регионах;

научно-исследовательская

Слайд 32Задача профессиональной деятельности
бакалавр
анализ и интерпретация на основе существующих научных

концепций отдельных литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований

магистр (2 года)
самостоятельное исследование основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;


участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике


Слайд 33Компетенции, необходимые для выполнения задачи:

профессиональные:




универсальные:
знание литературы в

ее историческом развитии и современном состоянии (КТК-3);
понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественно-литературной ситуацией и культурой эпохи (КТК-4);
способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3);
способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4);

Слайд 34Компетенции, необходимые для выполнения задачи (дополнительные по отношению к компетенциям бакалавра):

профессиональные:




универсальные:

знание современной научной и образовательной парадигмы в области филологии и представление о динамике развития избранной отрасли науки (УТК-1);
свободное владение фундаментальными филологическими знаниями, необходимыми для решения научно-исследовательских и научно-производственных задач в области филологии (УТК-2);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (УНК-3);
способность порождать новые идеи (креативность) (СК-1);

2 года


Слайд 35ФГОС-3 по направлению ФИЛОЛОГИЯ


Объект профессиональной деятельности:




Вид профессиональной деятельности:
различные типы текстов –

как письменных, так и устных, и виртуальных (включая гипертексты и мультимедиа);


производственно-прикладная

Слайд 36Задача профессиональной деятельности
бакалавр
создание на основе стандартных методик и действующих

нормативов различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.); ведение документации в учреждении или на предприятии;
доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров;

магистр (1 год)
квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических;
квалифицированная трансформация различных типов текстов (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста и т. п.), в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов;
продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов – деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических и др. текстов, сценариев информационных кампаний и т. п.; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства


Слайд 37Компетенции, необходимые для выполнения задачи:

профессиональные:




универсальные:
владение методами и

приемами анализа и интерпретации различных типов и видов текстов (ТПК-6);
владение методами и приемами обработки и трансформации различных типов и видов текстов (ТПК-7);
владение методами и приемами создания разных типов и видов текстов (ТПК-8);
способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4);
способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-5),

Слайд 38Компетенции, необходимые для выполнения задачи (дополнительные по отношению к компетенциям бакалавра):

профессиональные:





способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности (ТПК-1);
владение навыками творческого использования полученных знаний и умений в профессиональной сфере (ТПК-2);
умение ставить и решать на основе имеющихся данных прикладные задачи, связанные с использованием языка и литературы в процессах образования, коммуникации и управления (ТПК-3);

1 год


Слайд 39Е.Н.Ковтун Пилотный проект
Федерального государственного образовательного

стандарта по направлению подготовки ВПО «Филология»

Пленум Совета по филологии
18-19 сентября 2007 г., г. Белгород

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика