Слайд 1Экспериментальная музыкальная лаборатория под руководством музыкального руководителя
р. п. Лысые Горы
Саратовской области
МДОУ- д / с « Радуга»
Алёшиной Людмилы Анатольевны
Слайд 2Занятие №1-2
Тема: Знакомство со старинными инструментами патефоном
и детской шарманкой
Цель: Развивать любознательность, музыкальность
детей с помощью старинных инструментов
Слайд 3Патефо́н — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.
В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.
Слово патефон образовалось из двух составляющих:
Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.
Слайд 4Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.
Патефон портативный
« Артель Граммофон»
Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.
Слайд 5Граммофон "His Master's Voice".
Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный
чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.
Слайд 6Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона,
но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.
Слайд 8Патефон – заводная ручка спереди
Слайд 11Шарманка
Что такое шарманка, откуда она появилась, что она значила в те
древние времена отсутствия МП3 плееров, телефонов с функцией МП3, да и вообще до появления грамофонов, патефонов, и магнитофонов "Весна-3"?
Это была доступная душещипательная музыка на улицах многих городов в разных странах.
Слайд 12Шарманщик
Ты усталый паяц, ты смешной балаганщик
С обнаженной душой ты не знаешь
стыда !
Мчится бешеный шар, и летит в бесконечность
И смешные букашки облепили его
Бьются, бьются шуршат
И с расчетом на вечность
Улетают как дым, не узнав ничего
А высоко вверху в небе старый шарманщик
Как пылинки с цветов с них сдувает года
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик
Этой песни нам лучше не знать, никогда, никогда"
Слайд 13
В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII
века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.
Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».
Слайд 14Текст этой песни в переводе С. В. Максимова (около 1817 года).
Во
всей деревне Катенька
Красавицей слыла,
И в самом деле девушка,
Как розанчик, цвела;
Прекрасны русы волосы
По плечикам вились,
И все удалы молодцы
За Катенькой гнались...
Слайд 15Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до
вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Актёр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с куклами, а музыкант – тяжёлую, до тридцати килограммов, шарманку.
Остановившись на сельской базарной площади, музыкант опирал на ногу-подставку шарманку, и начинал играть, собирая зрителей. Петрушечник же в это время, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот «пищик», и представление начиналось.
Слайд 17
Когда представление заканчивалось, музыка смолкала, редкие медяки падали в шапку, положенную
на землю возле ширмы; потом актёры собирали свои пожитки, и шли дальше, в следующий двор, или следующую деревню.
100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.
Слайд 23Спасибо за внимание
Ресурсы
http://gorod.tomsk.ru/index-1279833092.php
: http://christian.bigaud.free.fr/, http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post103302568/, http://www.orgues-de-barbarie.com/