Слайд 1Единицы длины. Километр.
Аникина З.Е.
Учитель начальных классов
Слайд 2Цели урока:
1. Познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром,
дать представление использования новой единицы измерения на практике.
2. Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач.
3.Совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа.
Слайд 3Предлагаем вам сегодня отправиться в путешествие на этом замечательном поезде. Он
скоростной потому что за 40 минут мы должны узнать многое, тема нашего путешествия – «Единицы длины». Наш маршрут проложен на карте.
Слайд 5Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)
Карта
путешествия
Слайд 6Какая из названных единиц самая большая?
Карта путешествия
Слайд 7
Выразите 1 дм в см и мм?
Начертите в тетради отрезки длиной
1 дм, 1 см.
Слайд 8
Начертить в тетради отрезок длиной
1 метр. Как это сделать?
Слайд 10Найти расстояние между конечными пунктами
Слайд 11Внимание!
Поезд прибыл на станцию Смекалкино
1. Какого числа не достает на
голове у третьего человечка?
3
9
?
6
14
1
17
4
2
Слайд 12 Во время ремонта дороги рабочий так прикрепил таблички, указывающие расстояние:
В
чем его ошибка? Исправьте её.
Слайд 13Станция Измерялкино
Практическая работа
1. № 168 (стр. 38 учебника)
а) Запишите в
виде неравенства получившиеся длины отрезков:
2. № 170 (1,2 столбик) – выполняется самостоятельно, взаимопроверка тетрадей.
Слайд 14Мы приближаемся к станции Задачкино
- Чтение параграфа на стр.38.
- Как называется новая единица измерения длины?
Как она обозначается кратко?
- Сколько в 1 км метров?
Слайд 15Станция Задачкино
1. № 167
– устно.
2. 2. Работа над задачей № 171:
а) Как движется транспорт?
Слайд 16 б) Ответить на вопросы:
- Как движутся автобусы на первом
чертеже?
- Сколько прошел первый? Второй?
- Какое расстояние между остановками?
-Из чего оно состоит? (Дополнить чертеж)
160 м
140 м
?
1 км
- 1 км – сколько это в метрах?
Запись решения задачи самостоятельно (1 ученик записывает на доске).
Слайд 17 в) Работа со вторым чертежом. Как движутся автобусы на втором
чертеже?
Расстояние между остановками изменится? А между автобусами?
160 м
140 м
1 км
Из чего состоит расстояние между автобусами?
г) Сравним решения 1 и 2 задач.
Слайд 18Последняя остановка – станция Вычисляйкино
№ 172 – Самостоятельная работа с последующей
взаимопроверкой.
Слайд 19Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы
1.
Заполните пропуски, так чтобы равенства были верными:
1 км = … м
1 м = … дм = … см
1 дм = … см = … мм
- Проверьте себя по учебнику (№ 169 стр. 39).
- Какая наблюдается закономерность?
Слайд 20Это интересно:
1. Как измеряют локтем длину ленты?
2. Чтобы
измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже не важно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой. В Англии так же существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм ( 2,5 см) в переводе с голландского обозначает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов) с английского «нога»; ярд это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Слайд 21 3. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень
большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
4. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
5. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
6. А кто знает какие меры длины использовались издавна на Руси?
Маховая сажень (1,76 метра) – расстояние между раскинутыми в сторону руками. Косая сажень (2,48 метра) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Он равен 71 см.
Слайд 22 Задания:
1. Измерить длину парты в локтях, ладонях.
2. Какого
роста была Дюймовочка?
3. Каков был рост человека, про которого говорят « от горшка 2 вешка»?
4. 7 футов под килем, это сколько метров?
Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см
Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм
Аршин = 71 см
Вершок = 4 см 4 мм
Дюйм = 2 см 5 мм
Работа по тетради на печатной основе: Стр. 25 №41.
Слайд 23Итоги урока
С какой новой единицей длины мы познакомились?
Домашнее задание:
№169, 170 (
3 столбик) стр. 39
Слайд 24 Учебная и учебно-методическая литература
Математика 4кл. Издательство Москва «Просвещение»
2009г. Авторы: М. И. Моро и др.
Поурочные разработки поматематике Издательство Москва «ВАКО» 2009г. Авторы: О. А. Мокрушина.
Играя учимся математике - . Издательство Москва «Просвещение» 1995 г. Автор: Чилингирова Л .