Духовно-нравственное воспитание современных школьников презентация

Содержание

Актуальность В воспитании человека нового осевого времени (эпохи информационного общества) духовность и нравственность, без сомнения, выступают ключевыми понятиями. И.А. Колесникова Пространство духовно-нравственного воспитания – пространство жизнедеятельности школьников, педагогически организованное на началах

Слайд 1Духовно-нравственное воспитание современных школьников
Баранова Е.И., методист кафедры теории и методики воспитания

ПОПКРО

Слайд 2Актуальность
В воспитании человека нового осевого времени (эпохи информационного общества) духовность и

нравственность, без сомнения, выступают ключевыми понятиями. И.А. Колесникова
Пространство духовно-нравственного воспитания – пространство жизнедеятельности школьников, педагогически организованное на началах российской духовности и общечеловеческой нравственности. А.М. Кондаков



Слайд 3Этика (от греч. и лат. «нрав») или мораль – учение о

нравственности (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона);
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений (Википедия)
Нравственность - потребность и способность человека в своем поведении руководствоваться требованиями общественной морали и своей совести, в основе которых лежат духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также нравственные ценности и идеалы, выработанные и отобранные человеческим опытом предшествующих поколений

Нравственность


Слайд 4Поиск Бога и высшего смысла жизни,… обращение себя к Богу как

идеалу и совершенству, ощущение в себе Сына Божьего, измерение себя божественным критерием. И.Ф. Гончаров
Человеческое в человеке. В. Франкл
Способность к самосознанию. Э. Фромм
Стремление к самореализации через деяния для других. В.А. Бачинин
Форма жизнедеятельности человеческого духа, которая проявляется в способности сохранять человеческое в человеке, в стремлении к истине, добру, красоте путем самосовершенствования. Л.Н. Гумилев
Настоящая духовность есть стремление к духовности, переживание неудовлетворенности собой, преодоление противоречий, борьба между эгоистичными и бескорыстными побуждениями. Е.О. Галицких


Духовность


Слайд 5Взаимосвязь понятий «нравственность» и «духовность»
Нравственность является сущностью одухотворенного человека. Л.Н. Толстой
Духовность

есть нравственно-ориентированные воля и разум. Л.М. Лузина
Нравственность есть выражение духовности, которая помогает личности устоять против негативных воздействий. Л.А. Харисова
Нравственность – одно из проявлений духовности.
И.А. Соловцова
Нравственность – доказательство бытия Божия.
Э. Кант
Формирование нравственных ориентаций содействует общему духовному развитию ребенка. Н.Е. Щуркова


Слайд 6Из опыта построения процесса духовно-нравственного воспитания детей
Воспитание призвано формировать у детей

нравственные ориентации, этические умения, способность осмысливать нравственные отношения к жизни ( Н.Е. Щуркова, курс «Нравственные основы жизни человека)
Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование нравственных знаний, убеждений и накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающими (А.И. Шемшурина «Уроки этической грамматики»)

Слайд 7Из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009)




Духовно-нравственное развитие

- осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей

Базовые национальные ценности:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество




Слайд 8Процесс обретения духовности путем личностно-необходимого поиска, открытия, принятия или отвержения ценностных

ориентиров, идеалов и жизненных целей.

Процесс приобщения к духовности путем актуализации духовных потребностей и нравственных ценностей.
(Е.О. Галицких)
Современный национальный воспитательный идеал:
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
(Из Концепции)

Двусторонний характер процесса духовно-нравственного становления личности


Слайд 9Сферы формирования качеств личности
Сфера познания (знания, понятия, интеллектуальный потенциал, интересы)

Эмоционально-ценностная

сфера (впечатления, чувства и переживания, суждения, убеждения, ценностные ориентации и отношения)

Поведенческая сфера (проявление знаний, убеждений и отношений, нравственный выбор, поступки)



Слайд 10Задачи духовно-нравственного воспитания

помощь ребенку в накоплении истинных знаний о тех или

иных качествах и их проявлениях;
содействие формированию ценностного отношения к нравственным качествам как к осознанной необходимости и неприятия безнравственности, бездуховности;
создание условий для нравственного выбора, для проявления нравственных, духовных качеств.


Слайд 11Ценностно-ориентационные формы организации воспитания

«Собранье пестрых дел» Н.Е. Щурковой
Ценностно-смысловой диалог Е.Н.

Барышникова
Картотека форм нравственного воспитания учащихся Е.И. Ромашковой
Уроки нравственности А.А. Лиханова и А.И. Шемшуриной
Цикл классных часов «Нравственные вершины человечества» И.В. Бабуровой
Формотека классных дел гуманистической направленности (авторский коллектив псковских педагогов)


Слайд 12Методы построения воспитательного взаимодействия
Метод полилога
Метод передачи настроения, чувств
Метод примера
Методы гуманистической педагогики
Метод

реплики
Есть только два пути воспитания: путь требований и наказаний и путь взращивания внутреннего достоинства. Второй путь благороднее и надежнее (Симон Соловейчик)

Слайд 13Критерии нравственности и духовности
Критерии нравственности
Нравственное сознание
Ценностное отношение
Нравственное поведение
Критерии духовности (Е.О. Галицких)
Потребность

поиска смысла жизни, своего предназначения, призвания, цели собственного бытия
Способность искренне и бескорыстно относиться к людям, любить их и жизнь
Принятие самосовершенствования как стиля жизнедеятельности


Слайд 14Критерии духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Поступки и суждения в

ситуациях выбора, способы регулирования взаимоотношений с окружающим миром, особенности продуктов творчества (идеалы, ценности, ценностные ориентации и отношения личности, ценностно-ориентационная деятельность). И.А. Соловцова
сформированность так называемой универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше» (критерий личностного развития);
сформированность у школьника российской гражданской идентичности (критерий социального развития). А.М. Кондаков


Слайд 15Организация духовно-нравственного воспитания и развития осуществляется на основе:
нравственного примера педагога
социально-педагогического партнерства
индивидуально-личностного

развития
интегративности программ духовно-нравственного воспитания
социальной востребованности воспитания

Из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.)


Слайд 16Ступени духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (из Концепции )
Семейное

воспитание
Воспитание на этнокультурных традициях малой родины (родного села, города, района, области, края, республики)
Воспитание на культурных и духовных традициях многонационального народа РФ
Воспитание на ценностях и достижениях мировой культуры
Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина


Слайд 17Источники воспитания (по Е.О. Галицких)
Эмпирическая действительность
Философия
Наука
Искусство
Религия


Слайд 18Из Концепции
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития

страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности

Слайд 19Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. – М., 2009.
Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. – 2008. - № 9.
Соловцова И. Духовное воспитание. Стереотипы, проблемы, парадоксы // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 5.
Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика. – Мн., 2010.
Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М., 2000.
Бабурова И.В. Нравственные вершины человечества. – Смоленск, 2005.
Галицких Е.О. Духовное развитие личности. – Киров, 1997.
Лузина Л.М. Социальное и духовное в воспитании человека // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2005. - №3.
Харисова Л.А. Религиозный аспект в содержании образования. – М., 2002.




Литература


Слайд 20«Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас –

не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества)»
А.И. Солженицын

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика