Слайд 1"Дубровский"
А. С. Пушкин
Литературная игра
(текст Е.Захарьиной, оформление Г.Богомоловой)
Слайд 2Конкурс № 2. Исторические реалии. Особенности лексики.
Конкурс № 3. Узнайте
героев романа по описанию
Конкурс № 4. Значение имени
Конкурс № 5. Звания героев
Конкурс № 1. О каких сценах, событиях идет речь?
Конкурс № 6. Дворянские усадьбы
Конкурс № 7. «Дубровский» в цифрах
Конкурс № 8. Музыкальные вопросы
Конкурсная программа
1-е задание эрудитам
2-е задание эрудитам
3-е задание эрудитам
Слайд 3Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
Слайд 4Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
О каком герое идёт
речь?
В какой момент он так изображается?
«Он шёл не разбирая дороги;
сучья поминутно задевали
и царапали его, ноги его
поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.»
(Владимир Дубровский после похорон отца)
Слайд 5Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
2. Кто и в
какой момент
изображен в этом отрывке:
«.. .ужасное смятение
изобразилось на лице его;
багровый румянец заступил место обыкновенной бледности,
глаза засверкали,
он произносил невнятные звуки»
(Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)
Слайд 6Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
4. «Дубровский был
отменно
сердит, прежде сего
никогда люди Троекурова,
известные разбойники,
не осмеливались шалить
в пределах его владений...»
На что был сердит Дубровский?
(Мужики Троекурова воровали его лес)
Слайд 7Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
5. Назовите героя и
эпизод.
«Вдруг он поднял голову,
глаза его засверкали,
он топнул ногою,
оттолкнул секретаря
с такою силою, что тот упал».
(Дубровский в суде после провозглашения приговора)
Слайд 8Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
Слайд 9Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
«Накануне
был отдан приказ псарям
и
стремянным быть готовыми
к пяти часам утра.»
Кто такой стремянный?
(Конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)
Слайд 10Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при
дерзком замечании своего холопа».
Кто такой холоп?
(Крепостной слуга)
Слайд 11Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
3. Кто такой гувернёр?
(Воспитатель, учитель
в семье)
Слайд 12Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
4. Кто такой стряпчий?
(Стряпчий
- ходатай по служебным делам)
Слайд 13Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
5. «На днях покровский пономарь сказал
на крестинах
у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас
к рукам Кирилла Петрович».
Где служит пономарь?
(В христианской церкви)
Слайд 14Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
6. Что такое купчая?
(Документ на
приобретённое, купленное имущество)
Слайд 15Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
7. Кем был по профессии у
себя на родине настоящий Дефорж-француз и почему он решился стать гувернером?
(«Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондиторы - но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее» .)
Слайд 16Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
8. «-Так, видно, этот Кирилла Петрович
у вас делает что хочет.
- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках.»
Кто такой исправник?
(Начальник местной полиции)
Слайд 17Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
9. «Троекуров часто
говаривал Дубровскому:
«Слушай,
брат,
Андрей Гаврилович,
коли в твоём Володьке
будет путь, так отдам за него
Машу; даром что он гол как сокол»
Что обозначает выражение «гол как сокол»?
(Беден)
Слайд 18Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
10. .«Не наше холопье дело
разбирать
барские воли,
а, ей-богу, напрасно
батюшка ваш
пошёл на Кириллу Петровича,
плетью обуха не перешибёшь»
Что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? О ком так говорят?
(Обух - тупая и очень прочная сторона острого орудия, топора. Так говорят о твердолобом и упрямом человеке, которого никак не переубедить.)
Слайд 19Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
11. .«Соседи рады были
угождать малейшим
его прихотям;
губернские чиновники
трепетали при его имени;
Кирилла Петрович
принимал знаки подобострастия
как надлежащую дань»...
Что такое подобострастие?
(Льстивость, угодливость)
Слайд 20Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
12. «С крестьянами
и дворовыми обходился
он строго и своенравно,
но они тщеславились богатством и славою своего господина».
Что значит тщеславились?
(Хвалились, кичились)
Слайд 21Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
Слайд 22Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
«.. .в залу вошёл,
насилу
передвигая ноги,
старик высокого роста,
бледный и худой,
в халате и колпаке».
(Андрей Гаврилович Дубровский)
Слайд 23Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
2. «Он лишился матери
с
малолетства и,
почти не зная отца своего,
был привезён в Петербург
на восьмом году своего возраста»
(Владимир Дубровский)
Слайд 24Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
3. «Будучи расточителен и честолюбив,
он позволял себе роскошные прихоти,
играл в карты и входил в долги,
не заботясь о будущем...»
(Владимир Дубровский)
Слайд 25Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
4. Этот герой «.. .выказывал
пороки человека необразованного», «привык давать волю
всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
«Надменный... с людьми самого высшего звания…, …с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»
(Троекуров)
Слайд 26Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
5. «Маленький человечек
в кожаном
картузе и фризовой шинели вышел из телеги.»
(Заседатель Шабашкин)
Слайд 27Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
6.Ему «было около пятидесяти лет,
но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода
изнурили его здоровье
и положили на нём свою неизгладимую печать.»
(Князь Верейский)
Слайд 28Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
7. На балу в доме
Троекурова «…между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.»
(Дефорж)
Слайд 29Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
8. Он, «… призывая господа
в свидетели в том, что красная
шкатулка его была пуста,
не лгал и не согрешал –
красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые,
перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой.»
Имя, отчество и фамилия персонажа.
(Антон Пафнутьич Спицын).
Слайд 31Конкурс № 4 Значение имени
Имя этого героя в переводе
с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель»,
а отчество – «скала, утёс, камень»
Выберите правильный вариант:
Кирилла Петрович
Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич
Слайд 32Конкурс № 4 Значение имени
2. Имя этого героя в переводе
с греческого обозначает
«мужественный, храбрый»,
а отчество в переводе с древнееврейского – «сильный муж или крепость.»
Выберите правильный вариант:
Кирилла Петрович
Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич
Слайд 34Конкурс № 5 Звания героев
В каком звании вышел из кадетского корпуса
Владимир Дубровский?
Выберите правильный вариант:
Корнет
Поручик
Бригадир
Слайд 35Конкурс № 5 Звания героев
2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского,
с
которым он вышел в отставку
Выберите правильный вариант:
Ротмистр
Капитан-поручик
Поручик гвардии
Слайд 36Конкурс № 5 Звания героев
3. В каком чине вышел в отставку
Кирилла Петрович Троекуров?
Выберите правильный вариант:
Генерал-майор
Генерал-аншеф
Секунд-майор
Слайд 37Конкурс № 5 Звания героев
4. Назовите титул героя
по фамилии Верейский
(Князь)
Слайд 39Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
«Он ехал берегом широкого озера, из которого
вытекала речка
и вдали извивалась между холмами; на одном из них
над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля
и бельведер огромного
каменного дома; на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня».
Назовите имение.
(Покровское)
Слайд 40Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
2. Как называется деревня Дубровского?
(Кистенёвка)
Слайд 41Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
3. Как называлось имение
князя
Верейского?
(Арбатово)
Слайд 42Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
Слайд 43Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
Сколько душ крестьян было
у Дубровского?
Выберите правильный ответ:
50
70
90
120
Слайд 44Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
2. Сколько кошек было спасено в загоревшейся
усадьбе Дубровского?
(Одна)
Слайд 45Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
3. Сколько денег предложил
Дубровский подлинному
Дефоржу
за его документы?
Выберите правильный ответ:
3 тысячи
5 тысяч
10 тысяч
15 тысяч
Слайд 46Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
4. Сколько денег послала
Анна Савишна Глобова
своему сыну?
(Две тысячи)
Слайд 47Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
5. Сколько лет было
Владимиру Дубровскому
по
полицейскому описанию?
Выберите правильный ответ:
21 год
22 года
23 года
24 года
Слайд 48Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
6. Сколько душ
крепостных крестьян
было у
князя Верейского?
Выберите правильный ответ:
1 тысяча
2 тысячи
3 тысячи
Слайд 50Конкурс № 8
Музыкальные вопросы
Какая мелодия обычно выдавала внутреннее волнение
Троекурова?
(«Гром победы, раздавайся»)
Слайд 51Конкурс № 8
Музыкальные вопросы
2. На каком музыкальном
инструменте
играла
Марья Кирилловна?
(Фортепиано)
Слайд 52Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Проставьте номера 1-12
Слайд 53Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Правильные ответы
Слайд 54Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Правильные ответы
Слайд 55Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа
Слайд 56Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа
Слайд 57Музыкальное задание эрудитам
Кто автор оперы «Дубровский»?
(Э.Ф.Направник)
Слайд 58 Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. /Режим доступа: http://www.saharina.ru/metod/lit/les1/
Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99
Использованные ресурсы: