"Дубровский" презентация

Содержание

Конкурс № 2. Исторические реалии. Особенности лексики. Конкурс № 3. Узнайте героев романа по описанию Конкурс № 4. Значение имени Конкурс № 5. Звания героев Конкурс № 1. О каких

Слайд 1"Дубровский"
А. С. Пушкин
Литературная игра
(текст Е.Захарьиной, оформление Г.Богомоловой)


Слайд 2Конкурс № 2. Исторические реалии. Особенности лексики.
Конкурс № 3. Узнайте

героев романа по описанию

Конкурс № 4. Значение имени

Конкурс № 5. Звания героев

Конкурс № 1. О каких сценах, событиях идет речь?

Конкурс № 6. Дворянские усадьбы

Конкурс № 7. «Дубровский» в цифрах

Конкурс № 8. Музыкальные вопросы

Конкурсная программа

1-е задание эрудитам

2-е задание эрудитам

3-е задание эрудитам


Слайд 3Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?


Слайд 4Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
О каком герое идёт

речь?
В какой момент он так изображается?

«Он шёл не разбирая дороги;
сучья поминутно задевали
и царапали его, ноги его
поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.»

(Владимир Дубровский после похорон отца)

Слайд 5Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
2. Кто и в

какой момент
изображен в этом отрывке:
«.. .ужасное смятение
изобразилось на лице его;
багровый румянец заступил место обыкновенной бледности,
глаза засверкали,
он произносил невнятные звуки»

(Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)

Слайд 6Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
4. «Дубровский был
отменно

сердит, прежде сего
никогда люди Троекурова,
известные разбойники,
не осмеливались шалить
в пределах его владений...»


На что был сердит Дубровский?

(Мужики Троекурова воровали его лес)

Слайд 7Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
5. Назовите героя и

эпизод.

«Вдруг он поднял голову,
глаза его засверкали,
он топнул ногою,
оттолкнул секретаря
с такою силою, что тот упал».


(Дубровский в суде после провозглашения приговора)

Слайд 8Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики


Слайд 9Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
«Накануне
был отдан приказ псарям
и

стремянным быть готовыми
к пяти часам утра.»

Кто такой стремянный?

(Конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)

Слайд 10Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при

дерзком замечании своего холопа».

Кто такой холоп?


(Крепостной слуга)

Слайд 11Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
3. Кто такой гувернёр?


(Воспитатель, учитель

в семье)

Слайд 12Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
4. Кто такой стряпчий?




(Стряпчий

- ходатай по служебным делам)

Слайд 13Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
5. «На днях покровский пономарь сказал

на крестинах
у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас
к рукам Кирилла Петрович».

Где служит пономарь?

(В христианской церкви)

Слайд 14Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
6. Что такое купчая?





(Документ на

приобретённое, купленное имущество)

Слайд 15Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
7. Кем был по профессии у

себя на родине настоящий Дефорж-француз и почему он решился стать гувернером?

(«Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондиторы - но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее» .)


Слайд 16Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
8. «-Так, видно, этот Кирилла Петрович

у вас делает что хочет.
- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках.»

Кто такой исправник?


(Начальник местной полиции)

Слайд 17Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
9. «Троекуров часто
говаривал Дубровскому:
«Слушай,

брат,
Андрей Гаврилович,
коли в твоём Володьке
будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол»

Что обозначает выражение «гол как сокол»?

(Беден)

Слайд 18Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
10. .«Не наше холопье дело
разбирать

барские воли,
а, ей-богу, напрасно
батюшка ваш
пошёл на Кириллу Петровича,
плетью обуха не перешибёшь»

Что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? О ком так говорят?

(Обух - тупая и очень прочная сторона острого орудия, топора. Так говорят о твердолобом и упрямом человеке, которого никак не переубедить.)

Слайд 19Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
11. .«Соседи рады были
угождать малейшим

его прихотям;
губернские чиновники
трепетали при его имени;
Кирилла Петрович
принимал знаки подобострастия
как надлежащую дань»...

Что такое подобострастие?

(Льстивость, угодливость)

Слайд 20Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
12. «С крестьянами
и дворовыми обходился

он строго и своенравно,
но они тщеславились богатством и славою своего господина».

Что значит тщеславились?

(Хвалились, кичились)

Слайд 21Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию


Слайд 22Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
«.. .в залу вошёл,
насилу

передвигая ноги,
старик высокого роста,
бледный и худой,
в халате и колпаке».



(Андрей Гаврилович Дубровский)

Слайд 23Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
2. «Он лишился матери
с

малолетства и,
почти не зная отца своего,
был привезён в Петербург
на восьмом году своего возраста»


(Владимир Дубровский)

Слайд 24Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
3. «Будучи расточителен и честолюбив,

он позволял себе роскошные прихоти,
играл в карты и входил в долги,
не заботясь о будущем...»


(Владимир Дубровский)

Слайд 25Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
4. Этот герой «.. .выказывал


пороки человека необразованного», «привык давать волю
всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
«Надменный... с людьми самого высшего звания…, …с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»

(Троекуров)

Слайд 26Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
5. «Маленький человечек
в кожаном

картузе и фризовой шинели вышел из телеги.»


(Заседатель Шабашкин)

Слайд 27Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
6.Ему «было около пятидесяти лет,

но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода
изнурили его здоровье
и положили на нём свою неизгладимую печать.»


(Князь Верейский)

Слайд 28Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
7. На балу в доме

Троекурова «…между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.»


(Дефорж)

Слайд 29Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
8. Он, «… призывая господа


в свидетели в том, что красная
шкатулка его была пуста,
не лгал и не согрешал –
красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые,
перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой.»

Имя, отчество и фамилия персонажа.

(Антон Пафнутьич Спицын).

Слайд 30Конкурс № 4 Значение имени


Слайд 31Конкурс № 4 Значение имени
Имя этого героя в переводе

с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель»,
а отчество – «скала, утёс, камень»

Выберите правильный вариант:

Кирилла Петрович
Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич


Слайд 32Конкурс № 4 Значение имени
2. Имя этого героя в переводе


с греческого обозначает
«мужественный, храбрый»,
а отчество в переводе с древнееврейского – «сильный муж или крепость.»

Выберите правильный вариант:

Кирилла Петрович
Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич


Слайд 33Конкурс № 5 Звания героев


Слайд 34Конкурс № 5 Звания героев
В каком звании вышел из кадетского корпуса

Владимир Дубровский?

Выберите правильный вариант:

Корнет
Поручик
Бригадир


Слайд 35Конкурс № 5 Звания героев
2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского,
с

которым он вышел в отставку

Выберите правильный вариант:

Ротмистр
Капитан-поручик
Поручик гвардии


Слайд 36Конкурс № 5 Звания героев
3. В каком чине вышел в отставку

Кирилла Петрович Троекуров?

Выберите правильный вариант:

Генерал-майор
Генерал-аншеф
Секунд-майор


Слайд 37Конкурс № 5 Звания героев
4. Назовите титул героя
по фамилии Верейский
(Князь)


Слайд 38Конкурс № 6 Дворянские усадьбы


Слайд 39Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
«Он ехал берегом широкого озера, из которого

вытекала речка
и вдали извивалась между холмами; на одном из них
над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля
и бельведер огромного
каменного дома; на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня».

Назовите имение.

(Покровское)

Слайд 40Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
2. Как называется деревня Дубровского?






(Кистенёвка)

Слайд 41Конкурс № 6 Дворянские усадьбы

3. Как называлось имение
князя

Верейского?






(Арбатово)

Слайд 42Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах


Слайд 43Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
Сколько душ крестьян было
у Дубровского?





Выберите правильный ответ:


50
70
90
120




Слайд 44Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
2. Сколько кошек было спасено в загоревшейся

усадьбе Дубровского?



(Одна)

Слайд 45Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
3. Сколько денег предложил
Дубровский подлинному
Дефоржу

за его документы?


Выберите правильный ответ:

3 тысячи
5 тысяч
10 тысяч
15 тысяч

Слайд 46Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
4. Сколько денег послала
Анна Савишна Глобова

своему сыну?




(Две тысячи)

Слайд 47Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
5. Сколько лет было
Владимиру Дубровскому
по

полицейскому описанию?


Выберите правильный ответ:

21 год
22 года
23 года
24 года

Слайд 48Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
6. Сколько душ
крепостных крестьян
было у

князя Верейского?


Выберите правильный ответ:

1 тысяча
2 тысячи
3 тысячи

Слайд 49Конкурс № 8
Музыкальные вопросы


Слайд 50Конкурс № 8
Музыкальные вопросы
Какая мелодия обычно выдавала внутреннее волнение

Троекурова?




(«Гром победы, раздавайся»)


Слайд 51Конкурс № 8
Музыкальные вопросы
2. На каком музыкальном
инструменте

играла
Марья Кирилловна?




(Фортепиано)

Слайд 52Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Проставьте номера 1-12


Слайд 53Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Правильные ответы


Слайд 54Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов
в романе. Правильные ответы


Слайд 55Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа


Слайд 56Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа


Слайд 57Музыкальное задание эрудитам
Кто автор оперы «Дубровский»?




(Э.Ф.Направник)

Слайд 58 Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. /Режим доступа: http://www.saharina.ru/metod/lit/les1/

Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99

Использованные ресурсы:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика