Слайд 1"Дубровский"
А. С. Пушкин
Литературная игра 
(текст Е.Захарьиной, оформление Г.Богомоловой)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Конкурс № 2. Исторические реалии. Особенности лексики. 
Конкурс № 3. Узнайте
                                                            
                                    героев романа по описанию
Конкурс № 4. Значение имени
Конкурс № 5. Звания героев
Конкурс № 1. О каких сценах, событиях идет речь?
Конкурс № 6. Дворянские усадьбы
Конкурс № 7. «Дубровский» в цифрах
Конкурс № 8. Музыкальные вопросы
Конкурсная программа
1-е задание эрудитам
2-е задание эрудитам
3-е задание эрудитам
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
О каком герое идёт
                                                            
                                    речь? 
В какой момент он так изображается?
«Он шёл не разбирая дороги; 
сучья поминутно задевали 
и царапали его, ноги его 
поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» 
(Владимир Дубровский после похорон отца)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
2. Кто и в
                                                            
                                    какой момент 
изображен в этом отрывке: 
«.. .ужасное смятение 
изобразилось на лице его; 
багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, 
глаза засверкали, 
он произносил невнятные звуки» 
(Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
4. «Дубровский был 
отменно
                                                            
                                    сердит, прежде сего 
никогда люди Троекурова, 
известные разбойники, 
не осмеливались шалить 
в пределах его владений...» 
На что был сердит Дубровский? 
(Мужики Троекурова воровали его лес)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Конкурс № 1
О каких сценах, событиях идет речь?
5. Назовите героя и
                                                            
                                    эпизод. 
«Вдруг он поднял голову, 
глаза его засверкали, 
он топнул ногою, 
оттолкнул секретаря 
с такою силою, что тот упал». 
(Дубровский в суде после провозглашения приговора)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
«Накануне 
был отдан приказ псарям 
и
                                                            
                                    стремянным быть готовыми 
к пяти часам утра.» 
Кто такой стремянный? 
(Конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при
                                                            
                                    дерзком замечании своего холопа». 
Кто такой холоп? 
(Крепостной слуга)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
3. Кто такой гувернёр? 
(Воспитатель, учитель
                                                            
                                    в семье)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
4. Кто такой стряпчий? 
 
(Стряпчий
                                                            
                                    - ходатай по служебным делам)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
5. «На днях покровский пономарь сказал
                                                            
                                    на крестинах 
у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас 
к рукам Кирилла Петрович». 
Где служит пономарь? 
(В христианской церкви)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
6. Что такое купчая? 
(Документ на
                                                            
                                    приобретённое, купленное имущество) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
7. Кем был по профессии у
                                                            
                                    себя на родине настоящий Дефорж-француз и почему он решился стать гувернером?
(«Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондиторы - но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее» .)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
8. «-Так, видно, этот Кирилла Петрович
                                                            
                                    у вас делает что хочет.
 - И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках.» 
Кто такой исправник?
 (Начальник местной полиции)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
9. «Троекуров часто 
говаривал Дубровскому: 
«Слушай,
                                                            
                                    брат, 
Андрей Гаврилович, 
коли в твоём Володьке 
будет путь, так отдам за него
Машу; даром что он гол как сокол» 
Что обозначает выражение «гол как сокол»? 
(Беден)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
10. .«Не наше холопье дело 
разбирать
                                                            
                                    барские воли, 
а, ей-богу, напрасно 
батюшка ваш 
пошёл на Кириллу Петровича, 
плетью обуха не перешибёшь» 
Что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? О ком так говорят?
(Обух - тупая и очень прочная сторона острого орудия, топора. Так говорят о твердолобом и упрямом человеке, которого никак не переубедить.) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
11. .«Соседи рады были 
угождать малейшим
                                                            
                                    его прихотям; 
губернские чиновники 
трепетали при его имени; 
Кирилла Петрович 
принимал знаки подобострастия 
как надлежащую дань»... 
Что такое подобострастие? 
(Льстивость, угодливость) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Конкурс № 2
Исторические реалии. Особенности лексики
12. «С крестьянами 
и дворовыми обходился
                                                            
                                    он строго и своенравно, 
но они тщеславились богатством и славою своего господина». 
Что значит тщеславились? 
(Хвалились, кичились) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
«.. .в залу вошёл, 
насилу
                                                            
                                    передвигая ноги, 
старик высокого роста, 
бледный и худой, 
в халате и колпаке». 
(Андрей Гаврилович Дубровский)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
2. «Он лишился матери 
с
                                                            
                                    малолетства и, 
почти не зная отца своего, 
был привезён в Петербург 
на восьмом году своего возраста» 
(Владимир Дубровский)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
3. «Будучи расточителен и честолюбив,
                                                            
                                    он позволял себе роскошные прихоти, 
играл в карты и входил в долги, 
не заботясь о будущем...» 
(Владимир Дубровский)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
4. Этот герой «.. .выказывал
                                                            
                                    
пороки человека необразованного», «привык давать волю 
всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». 
«Надменный... с людьми самого высшего звания…, …с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» 
(Троекуров)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
5. «Маленький человечек 
в кожаном
                                                            
                                    картузе и фризовой шинели вышел из телеги.» 
 
(Заседатель Шабашкин)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
6.Ему «было около пятидесяти лет,
                                                            
                                    но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода 
изнурили его здоровье 
и положили на нём свою неизгладимую печать.» 
             (Князь Верейский)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
7. На балу в доме
                                                            
                                    Троекурова «…между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.»
               (Дефорж)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Конкурс № 3
Узнайте героев романа по описанию
8. Он, «… призывая господа
                                                            
                                    
в свидетели в том, что красная 
шкатулка его была пуста, 
не лгал и не согрешал – 
красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, 
перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой.» 
Имя, отчество и фамилия персонажа.
(Антон Пафнутьич Спицын).
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 31Конкурс № 4  Значение имени
Имя этого героя в переводе 
                                                            
                                    с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», 
а отчество – «скала, утёс, камень»
Выберите правильный вариант:
Кирилла Петрович
 Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Конкурс № 4  Значение имени
2. Имя этого героя в переводе
                                                            
                                    с греческого обозначает 
«мужественный, храбрый», 
а отчество в переводе с древнееврейского – «сильный муж или крепость.» 
Выберите правильный вариант:
Кирилла Петрович
 Андрей Гаврилович
Антон Пафнутьич
Владимир Андреевич
                                
 
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 34Конкурс № 5 Звания героев
В каком звании вышел из кадетского корпуса
                                                            
                                    Владимир Дубровский? 
Выберите правильный вариант:
Корнет
Поручик
Бригадир
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Конкурс № 5 Звания героев
2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского, 
с
                                                            
                                    которым он вышел в отставку 
Выберите правильный вариант:
Ротмистр
Капитан-поручик
Поручик гвардии
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Конкурс № 5 Звания героев
3. В каком чине вышел в отставку
                                                            
                                    Кирилла Петрович Троекуров? 
Выберите правильный вариант:
Генерал-майор
Генерал-аншеф 
Секунд-майор
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Конкурс № 5 Звания героев
4. Назовите титул героя 
по фамилии Верейский
(Князь)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 39Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
«Он ехал берегом широкого озера, из которого
                                                            
                                    вытекала речка 
  и вдали извивалась между холмами; на одном из них 
  над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля 
  и бельведер огромного 
  каменного дома; на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня». 
  Назовите имение. 
                      (Покровское)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
2. Как называется деревня Дубровского? 
 
                                                            
                                                (Кистенёвка)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Конкурс № 6 Дворянские усадьбы
3. Как называлось имение 
  князя
                                                            
                                    Верейского? 
                 (Арбатово)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
Сколько душ крестьян было 
 у Дубровского?
                                                            
                                    
Выберите правильный ответ:
          50   
             70   
                90   
                   120
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
2. Сколько кошек было спасено в загоревшейся
                                                            
                                    усадьбе Дубровского? 
                     (Одна)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
3. Сколько денег предложил 
Дубровский подлинному 
Дефоржу
                                                            
                                    за его документы? 
Выберите правильный ответ:
    3 тысячи   
              5 тысяч  
                      10 тысяч  
                               15 тысяч   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
4. Сколько денег послала 
Анна Савишна Глобова
                                                            
                                    своему сыну? 
              (Две тысячи)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
5. Сколько лет было 
Владимиру Дубровскому 
по
                                                            
                                    полицейскому описанию? 
Выберите правильный ответ:
       21 год  
              22 года  
                      23 года  
                              24 года
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Конкурс № 7
«Дубровский» в цифрах
6. Сколько душ 
крепостных крестьян 
было у
                                                            
                                    князя Верейского? 
Выберите правильный ответ:
        1 тысяча
                 2 тысячи   
                          3 тысячи                           
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 50Конкурс № 8  
Музыкальные вопросы
Какая мелодия обычно выдавала внутреннее волнение
                                                            
                                    Троекурова? 
     («Гром победы, раздавайся») 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Конкурс № 8  
Музыкальные вопросы
2. На каком музыкальном
  инструменте
                                                            
                                    играла 
  Марья Кирилловна? 
                (Фортепиано)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов 
в романе. Проставьте номера 1-12
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 53Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов 
в романе. Правильные ответы
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54Карточка № 1 (эрудиты)
Восстановите последовательность эпизодов 
в романе. Правильные ответы
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 55Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 56Карточка № 2 (эрудиты)
Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 57Музыкальное задание эрудитам
Кто автор оперы «Дубровский»? 
    
                                                            
                                              (Э.Ф.Направник) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 58 Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. /Режим доступа: http://www.saharina.ru/metod/lit/les1/
                                                            
                                    Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99
Использованные ресурсы: