Слайд 1Дополнительная образовательная
программа
по фольклору и народному пению
«Школа народных традиций»
 (художественно-эстетическая направленность)
возраст детей:
                                                            
                                    7 - 14 лет
срок реализации: 3 года
Составители: 
Бочарова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Программа «Школа народных традиций» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной
                                                            
                                    народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Название программы – «Школа народных традиций» – символизирует непреходящее значение народных праздников для эстетического воспитания и нравственного совершенствования подрастающей личности. 
Таким образом хотелось привлечь внимание к традициям народной педагогики, имеющей и в настоящее время большую воспитательную и образовательную ценность.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Цель программы – воссоздание русской традиционной среды для формирования общих культурных
                                                            
                                    интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей воспитанников через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Образовательные:
 - формировать
                                                            
                                    у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
 - обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
 - помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря;
 - сформировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 62. Развивающие:
 - развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство,
                                                            
                                    музыкально-слуховые представления);
 - совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
 - развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
3. Воспитательные:
 - формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.
 - воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
 - развивать толерантность (уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям различных национальных и социальных культур);
 - воспитывать творчески активную личность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Программа «Народных традиций» рассчитана на 2 модуля, каждый модуль на 3
                                                            
                                    года обучения и предназначена для комплексного изучения фольклора детьми от 7 до 10 лет, и с 11 до 14 лет.
Такой значительный возрастной диапазон требует деления ее содержания на этапы освоения традиционной народной культуры и распределения детей по следующим группам:
первая группа включает детей дошкольного возраста (от 7 до 10 лет); Количество детей составляет примерно 12-15 человек.
 
Вторая группа – детей младшего школьного возраста (от 11 до 14 лет); Количество 8-10 человек. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8По своей форме обучение делится на:
1. групповое − во время проведения
                                                            
                                    занятий;
2. подгрупповое – во время перерыва (игровая форма с участием родителей);
3. индивидуальное – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив). 
Особенностью программы является цикличность народного календаря, повторность и периодичность обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9В освоении детьми основ народного искусства можно выделить три основных этапа,
                                                            
                                    соответствующие возрастным категориям и трехгодичному периоду обучения.
Первый этап – первый год обучения для детей дошкольного возраста от 7 до 8 лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним.
 - Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные и словесные), пение, дошкольники впервые знакомятся с народным календарем, народными обычаями и обрядами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Второй этап – второй год обучения для детей младшего школьного возраста
                                                            
                                    от 8 до 10 лет – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание фольклорному материалу, раскрывается связь фольклорных традиций с культурой Отечества, выявляется их специфика и единство. Танок, белгородский карагод, северный хоровод, плясовая и т.д. – вехи единой богатой русской культуры. 
Третий этап – третий год обучения для подростков от 11 до 14 лет. У воспитанников окончательно определяются интересы, поэтому этот этап называют временем творческого самоопределения ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующего его интересам. На третьем этапе каждый ребенок занимается по индивидуальной творческой программе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Данная программа реализуется на детских образовательных объединениях – ансамбль«Журавушка», «Застава».
В программу
                                                            
                                    «Журавушка» на каждом году обучения 
входит предмет музыкальный фольклор.
Благодаря сочетанию в программе этого предмета 
создаются условия для проявления способностей ребенка в 
различных видах деятельности:
- исполнительство, 
 - творчество, 
- слушание и музыкально-образовательная 
деятельность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Данный курс делится на три направления:
 - народный календарь, народные обычаи
                                                            
                                    и обряды;
 - семейные праздники и обряды;
 - детский песенный фольклор
Ожидаемые результаты:
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками 
знаний, умений и навыков в области многоголосного 
пения, теории музыкального фольклора, исполнения 
танцевальных движений, музицирования дает возможность
не только определить уровень освоения программы 
каждым ребенком, но и обнаружить наиболее трудные для
усвоения ее разделы и адаптировать их с учетом
возможностей детей. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13В течение учебного года педагог коллектива «Журавушка» проводит поэтапную диагностику успешности
                                                            
                                    усвоения программного материала:
Первый этап (начальный) – собеседование в присутствии психолога для определения начального уровня развития ребенка.
Второй этап (промежуточный) – зачет, открытое занятие с последующим анализом результатов.
Третий этап (итоговый) – итоговое занятие, зачет – определение индивидуального рейтинга воспитанника, участие в праздниках.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Достижения обучающихся
Образцовый ансамбль «Журавушка» - лауреат и дипломант
краевых, городских и региональных
                                                            
                                    конкурсов, радует своими 
выступлениями уже 16 лет. Ансамбль «Журавушка» имеет своё 
неповторимое звучание и индивидуальный современный подход 
к обработке народных песен.Талантливые, непосредственные и 
открытые участники ансамбля весело и непринуждённо
осваивают родную культуру.