Слайд 1Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе
Слайд 2Принципы дидактики – основа урока
Научности;
Систематичности и последовательности;
Сознательности и активности;
Наглядности;
Доступности;
Индивидуального и дифференцированного
подхода;
Коррекционной направленности;
Практической направленности.
Слайд 3Принцип научности
Заключается в том, что учащимся предлагаются к усвоению прочно установленные
в современной науке положения.
Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не переставая быть научными;
Уровень и объем знаний, получаемых умственно отсталыми школьниками элементарен;
Коррекция неточных иногда извращенных представлений и понятий у школьников.
Слайд 4Принцип систематичности и последовательности
Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной
логической связи;
Последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы;
Для умственно отсталых детей свойственно нарушение системности нервно-психической деятельности;
Восприятие фактов и событий во взаимосвязи;
Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия).
Слайд 5Принцип сознательности
Воспитание у детей прилежного отношения к учебной деятельности;
Формирование учебной мотивации;
Развитие
интереса к учебе;
Обеспечение полного понимания учебного материала;
Формирование умения использовать полученные знания на практике;
Формирование умения увязывать учебный материал с пройденным;
Развитие самостоятельности и элементов творчества.
Слайд 6Принцип активности
Учебный материал должен быть педагогически переработан, упрощен по содержанию и
сокращен по числу обобщений и абстракций, объем знаний на уроке должен быть намного меньше, чем в массовой школе;
Изложение материала ведется аналитическим способом с вскрытием причинно-следственных связей, подчеркиванием главного, существенного;
После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить насколько сознательно они усвоены;
Вести обучение в замедленном темпе;
Побуждение учащихся к доказательству верности выводов и подтверждению их своими примерами.
Слайд 7Принцип доступности
Учитывает уровень подготовки учеников;
Возрастные особенности;
Индивидуально-типологические особенности;
Посильная нагрузка и задания;
Учет противоречия
между темпом накопления знаний и темпом формирования умения ими пользоваться;
Использования большого количества разнообразных упражнений и заданий для выработки умений и навыков;
Установление внутрипредметных и межпредметных связей;
Рациональное сочетание слова, наглядности и практических действий учащихся.
Слайд 8Принцип прочности
Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент;
Доминирование у
умственно отсталых детей памяти опирающейся на органы (зрение, слух, обоняние, тактильные рецепторы) и эмоции, т.е. образная и эмоциональная;
Информация, представленная в вербальной форме, быстро забывается;
Необходимость организованного повторения и выполнения упражнений (многократность повторений);
Вариативность и многократность повторения необходимы для формирования более гибких умений и навыков, для выработки способности переносить полученные знания из одних условий в другие
Слайд 9Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Индивидуальный подход понимается как система целенаправленных педагогических
действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ученика;
Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей;
Фронтальная работа – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития учащихся конкретного класса.
Слайд 10Принцип наглядности
Рассматривается не только как принцип дидактики, но и как незаменимое
средство коррекционно-воспитательной работы;
Обучение восприятию и наблюдению за объектом;
Наглядность – источник знаний;
Наглядность источник информации об объекте познания;
Наглядность как средство усвоения информации об окружающем мире;
Роль практических действий с предметами.
Слайд 11Коррекционная направленность обучения
Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление
развития умственно отсталых детей;
Коррекционная и учебно-воспитательная работа на уроке – это единый процесс;
На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции;
Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей;
В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в заданиии, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.);
Общая и индивидуальная коррекция.
Слайд 12Практическая направленность обучения
Поиск практической значимости материала урока;
Создание практических ситуаций на уроке;
Расширение
возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях.
Слайд 13Методы обучения в СКШ VIII вида
Методы обучения –способы совместной деятельности учителя
и учащихся, направленные на решение задач образования.
Приемы – способы деятельности учителя, повышающие эффективность используемых методов. От количества и разнообразия приемов зависит яркость урока, заинтересованность и внимательность учеников.
Слайд 14Классификация методов
Словесные методы: источник знаний –слово: изложение учителем материала, беседа, работа
с книгой.
Наглядные методы: источник знаний – образ (наблюдаемые объекты): наблюдение, иллюстрация, демонстрация, использование ТСО.
Практические методы: источник знаний – действие: упражнения, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы.
Слайд 15Классификация приемов
Приемы создания ситуативного интереса;
Приемы, помогающие осмысливать материал;
Мнемотехнические приемы (помогают запоминать
материал, используются на этапе закрепления) и т.д.
Слайд 16Особенности использования методов и приемов в СКШ VIII вида
Методы и приемы
должны иметь коррекционную направленность;
Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия;
К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы);
Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов;
Некоторые методы используются чаще или реже.
Слайд 17Типы уроков
Пропедевтические уроки;
Уроки формирования новых знаний и умений деятельности;
Уроки совершенствования знаний
и умений;
Уроки коррекции;
Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков;
Контрольно-проверочные уроки;
Практические уроки;
Комбинированные уроки;
Интегрированные уроки;
Урок учебная экскурссия;
Уроки работы над ошибками.
Слайд 18Урок изучения нового материала
Организация учащихся;
Подготовка учащихся к восприятию нового материала;
Изучение нового
материала;
Первичное закрепление нового материала;
Задание на дом;
Подведение итогов урока.
Слайд 19Изучение нового материала
Организация восприятия и осмысление нового – психологическая основа;
Сложный учебный
материал расчленяется на части и замедляется их восприятие;
Опора на большое количество анализаторов;
Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием учеников;
Школьники обучаются анализировать результаты своих восприятий, сравнивать их с образцом.
Слайд 20Осмысливание изучаемого материала
Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему);
Постепенный
перевод от конкретного к абстрактному;
Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме;
Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию;
Постоянная помощь в вербализации получнных представлений;
Активизация мыслительной деятельности.
Слайд 21Урок формирования и закрепления знаний и умений
Целенаправленность формирования и закрепления учебного
материала;
Сознательность формирования и закрепления знаний и умений;
Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся;
Активность при закреплении и формировании знаний и умений;
Дозированность и распределение по времени закрепления.
Слайд 22Этапы этого типа урока
Организация учащихся;
Объявление темы и постановка задач;
Воспроизведение необходимых знаний;
Практическая
работа учащихся по закреплению знаний и умений:
А) выполнение заданий под руководством учителя;
Б) самостоятельная работа учащихся.
Проверка качества выполненных заданий;
Задание на дом;
Подведение итогов урока.
Слайд 23Урок повторения пройденного
Повторение материала в начале года;
Текущее повторение;
Обобщающее повторение;
Заключительное повторение.
Слайд 24Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Организация учащихся;
Определение темы и постановка
задач урока;
Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного;
Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение;
Выполнение практических заданий;
Подведение итогов урока
Слайд 25Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Тщательное продумывание системы и
форм контроля;
Фронтальный опрос;
Индивидуальный опрос;
Уплотненный опрос;
Комментированные упражнения;
Контрольные работы
Слайд 26Схема анализа урока
Общие сведения об уроке
Тема и задачи урока
Тип и структура
урока
Анализ урока по этапам:
Организация учащихся
Проверка домашней работы
Проверка знаний и умений
Изучение нового материала
Закрепление полученных знаний и умений
Домашнее задание
Соблюдение ОПР
Итоги урока
Слайд 27Второй вариант анализа урока
Тип и место данного урока в системе других
по предмету
Структура урока
Содержание материала урока
Реализация дидактических принципов на уроке
Методы и приемы, используемые на уроке
Развитие и коррекция процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся
Учет и оценка знаний и умений учеников
Поведение учащихся на уроке
Поведение учителя
Соблюдение ОПР
Выводы и предложения
Слайд 28Алгоритм поурочного планирования
Ориентировочный этап,
Составление плана-конспекта урока,
Подбор дидактических средств,
Мысленное проигрывание урока,
Подготовка классной
комнаты к уроку,
Анализ проведенного урока по свежим следам.
Слайд 29Ориентировочный этап
Изучение календарно-тематического плана, учебной программы и учебника, определение места урока
в системе учебного предмета, раздела, темы.
Постановка целей и задач.
Знакомство с содержанием конкретной темы.
Слайд 30Составление плана-конспекта урока
План-конспект – это рабочий документ учителя.
Включает: общие данные об
уроке:предмет, класс, дата, тема; цели; оборудование; ход урока (основные этапы, виды работы на каждом этапе, инструкции и (или) вопросы детям.
Слайд 31Последовательность работы над планом конспектом
Записываются задачи;
Записывается структура урока;
Подбираются методы обучения;
Готовятся или
подбираются наглядные пособия или оборудование;
Способы использования словестных и практических методов в сочетании с наглядностью;
Подбираются приемы специального назначения;
Проверяется связь между этапами;
Проверяется речевая, грамматическая и орфографическая правильность конспекта.
Слайд 32Мысленное проигрывание урока
Ответить на вопросы своей беседы;
Выразительно и четко рассказать
себе «новый материал», запомнить рассказ;
Дать себе инструкции к каждому упражнению и выполнить эти упражнения;
Подумать, как предупредить вопросы детей;
Проделать все опыты, практические работы, используя материалы и оборудование.
Слайд 33Подготовка классной комнаты к уроку
Оформление доски;
Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки
и др.
Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал;
Подготовить использование ТСО;
Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест.
Слайд 34Примеры общих и конкретных задач
Общие задачи
Развивать лексическую сторону речи;
Развивать операции анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Конкретные задачи
Учить подбирать синонимы к словам;
Учить анализировать образец поделки по плану.