Дидактические основы современного урока (занятие 1) презентация

Содержание

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист

Слайд 1Дидактические основы современного урока (занятие 1)


Слайд 2«Если бы в кабинете у врача, юриста или
дантиста одновременно собрались 40 человек


с разными желаниями и потребностями, а
некоторые, не имея желания там находиться,
постоянно мешали бы ему работать, а врач,
юрист или дантист должен был бы в течение 9
месяцев, применяя все свое мастерство,
добиться высоких профессиональных
результатов, вот тогда, возможно, он бы
получил некоторое представление о работе
школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн).


Слайд 3«...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»

В.Сухомлинский


Слайд 4Урок (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача,

назиданье, вперёд наука
«Урок» - (древнерусское) «урекать», «урочить» - испортить, навредить, изуродовать

Слайд 5Либо урочить, просто наполняя ученика знаниями, умениями и навыками
Либо давать урок,

развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условие для порождения их ценностей и смыслов

Слайд 6Современный = актуальный
Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный

для настоящего времени
и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым
действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный
обязательно закладывает основания для будущего

Слайд 7Урок
целостная, логически завершённая, ограниченная временными рамками, планом работы и

составом участников организационная единица учебного процесса (С.А.Смирнов)

Слайд 8 Требования с позиций компетентностного урока
Формирование предметной компетентности
Развитие познавательной активности
Формирование информационной культуры
Развитие

мышления
Формирование коммуникативной компетентности
Создание комфортной среды
Смена видов деятельности

Слайд 9Психологические требования
Учёт возрастных особенностей
Учёт психологических особенностей
Учёт психофизиологических особенностей ребёнка


Слайд 10Гигиенические требования
Температурный режим (180)
Освещённость
Критические точки усвояемости
Время

1 – 4 5 – 23 23 – 34 35 – 45
Усвояемость 60% 80% 45 – 60% 6%
Кризисы внимания
5-11 класс (8 --- 6 видов деятельности)
1 – 14 – 18 мин
2 – через 11 – 14 мин
3 – через 9 – 11 мин
4 – через 8 – 9 мин

Слайд 11По основной дидактической цели
сообщения новых знаний
закрепления
применения знаний и умений
обобщения и систематизации

знаний
проверки и коррекции знаний и умений
комбинированное
Б.П.Есипов

Слайд 12По основной дидактической цели
изучения и первичного закрепления нового учебного материала
комплексного

применения знаний
комбинированное
обобщения и систематизации знаний и умений
контроля и коррекции знаний и умений
Ю.К.Бабанский

Слайд 13По основному способу проведения
в форме беседы
лекции
экскурсии
самостоятельной работы учащихся
лабораторной и практической работы

В.А.Онищук


Слайд 14 По классификации А. А. Окунева
уроки, где ученики учатся припоминать материал
урок

поиска рациональных решений;
урок проверки результатов путем сопоставления с данными;
урок одной задачи;
урок самостоятельной работы, требующей творческого подхода;
урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;
урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;
урок - "бенефис";
лабораторные работы по геометрическому материалу младших;
урок - устная контрольная работа;
урок - зачет (тематический и итоговый).


Слайд 15Структура процесса усвоения знаний
Восприятие
Осмысление
Запоминание
Применение
Обобщение


Слайд 16По структуре процесса усвоения знаний
вводное УЗ
УЗ по изучению и первичному закреплению

знаний и способов деятельности
УЗ по закреплению знаний и способов деятельности
УЗ по комплексному применению знаний и способов деятельности
УЗ по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
УЗ проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности
П.И.Третьяков
Т.И.Шамова

Слайд 17Современная типология УЗ:

Тренировочный урок
Вводный урок
Контрольный урок
Урок закрепления ЗУНов
Урок самостоятельной работы
Урок с

компьютерной поддержкой
Урок практической работы
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок

Слайд 18Дидактический пятиугольник


Слайд 19Образовательная задача
запрограммированный результат конкретного этапа учебного занятия
системообразующая часть структуры этапа

учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование

Слайд 20Содержание учебного материала
составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия
теоретические сведения, правила,

теоремы, законы
задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающих усвоение им компонентов научного знания

Слайд 21Методы обучения
это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных

образовательных задач
определяют стиль работы учителя на уроке

Слайд 22Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
система средств, с помощью которой учитель добивается

включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы

Слайд 23Реальный результат этапа
выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях и навыках,

которые приобрели учащиеся

Слайд 24


«Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов

и их рационального сочетания»
М.М.Поташник

Слайд 25Урок как система
Содержательно-целевой
(что? и зачем?)
Организационно-практической (как?)
Контрольно-оценочной

(что в итоге?)

Слайд 26Цели обучения
(зачем учить? кого учить?)
Содержание обучения (чему учить?)
Методы (как учить?)
Средства

(при помощи чего учить?)
Формы (где и когда учить?)
Контроль, диагностика
(каковы результаты обучения?)

Слайд 27Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мыслительное) предвосхищение его

конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся
Целеполагание – процесс формирования цели, процесс её развёртывания

Слайд 28Триединая дидактическая цель (ТДЦ)
Образовательный
знания, умения, навыки
Воспитательный
взгляды, убеждения, отношения,
качества личности
Развивающий
развитие личности

как целостной
системы

Слайд 29Познавательный аспект :
объем и уровень усвоения предметных знаний для каждого обучаемого;


объем и уровень формирования способов деятельности на занятии для каждого обучаемого;
конкретные общеучебные умения и средства работы над ними;
конкретные пробелы в знаниях, умениях и навыках обучаемых

Слайд 30Воспитательный аспект:
определенные качества личности,
основные мировоззренческие идеи,
задачи гражданского, трудового, нравственного, эстетического и

физического воспитания, саморазвития и профориентации

Слайд 31Развивающий аспект:
речь
мышление
сенсорная сфера
двигательная сфера


Слайд 32МОТИВАЦИОННАЯ (адаптивная) ЦЕЛЬ :
Закрепить знания об основных положениях ТЭД, научиться различать

сильные и слабые электролиты, записывать уравнения реакции диссоциации растворов и расплавов кислот, оснований и солей
Уметь вычислять и понимать значение степени диссоциации

Слайд 33Уровни усвоения учебного материала (В.П. Симонов)
I- различение
II - запоминание
III - понимание
IV

- применение
V - перенос

Слайд 34Самоцель ранжируется на три уровня
I уровень - воспроизведение знаний (различение и

запоминание) - ученик знает, понимает, объясняет, использует;
II уровень - применение знаний в знакомой ситуации (запоминание, понимание, умения и навыки) - ученик доказывает, понимает смысл, действует и т.д.;
III уровень - применение знаний в измененной ситуации (понимания, умений и навыков, переноса) - ученик выводит, применяет в нестандартных ситуациях, сочиняет, придумывает, проектирует, рецензирует, моделирует

Слайд 35ВЫВОДЫ:
1.Планируемые результаты учебно-воспитательной деятельности выстраиваются из целеполагания
2. Грамотное целеполагание является основным

гарантом успеха всей учебной деятельности учащихся, определяется характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых


Слайд 36Домашнее задание:
выбрать тему учебного занятия, определить тип данного

учебного занятия, сформулировать цели данного учебного занятия

Слайд 37Литература
Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок
Шамова Т.И.,

Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе

Слайд 38БЛАГОДАРЮ
ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика