Департамент образования Вологодской области ГОУ Вологодский детский дом № 2 презентация

Содержание

Инновационные направления деятельности ГОУ «Вологодский детский дом № 2» устройство воспитанников в замещающую семью реинтеграция воспитанников в кровную семью профилактика социального сиротства

Слайд 1Департамент образования Вологодской области ГОУ «Вологодский детский дом № 2»
Е. Н.

Рындина, директор ГОУ «Вологодский
детский дом № 2»,
«Заслуженный учитель РФ»,
кандидат педагогических наук

Возврат ребенка в родную семью - сложности и пути их преодоления

Вологда, 2008


Слайд 2Инновационные направления деятельности ГОУ «Вологодский детский дом № 2»
устройство

воспитанников в замещающую семью
реинтеграция воспитанников в кровную семью
профилактика социального сиротства

Слайд 3Воспитание ребенка не в кровной семье сопровождается множеством потерь для него


потеря генетической, культурной, медицинской истории;
потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.);
географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка;
потеря родных родителей и кровных родственников – семьи;
потеря (разлучение) с сиблингами;
потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого
потеря культурных, национальных традиций, фольклора, семейных традиций;
потеря осознания своего сходства с кем-то из своих родственников – физического сходства;
потеря места на родословном древе;
потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший);
потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных; предметы и вещи);
потеря религиозных взглядов;
иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя;
потери в самосознании и самооценке;
потеря возможности чувствовать себя частью большинства (относиться к большинству людей). Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в общественном сознании относятся к меньшинству.

Семья Г.В. Основы психологической защищенности при национальном и международном усыновлении детей-сирот. – М.: СИМС, 2004. – С.86.


Слайд 4«… родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если

они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка».
Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям.

Семейный Кодекс (ст. 69, 72, 73, 76)


Слайд 5Анализ причин лишения
родителей родительских прав
на детей за 1995-2008гг.
алкоголизм родителей

– 226 чел. (80, 4 %)

жестокое обращение - 2 чел. (0,7%)

не выполнение родительских обязанностей (отказы в роддомах, оставление детей без присмотра, ненадлежащий уход, заключение в местах лишения свободы)- 46 чел.( 16, 4 %)

болезнь и инвалидность родителей – 7 чел. (2, 5 %)

Слайд 6Работа с кровной семьей
с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы;
розыск

родственников - потенциальных усыновителей;
с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин;
с родителями, ограниченными или лишенными родительских прав;
с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.

Слайд 7В работе с биологическими родителями необходимо уделять особое внимание:
изучению

степени сохранности родительских ориентаций;

осознанию причин лишения или ограничения в родительских правах;

оценке возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;

определению характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций;

разработке индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений.

Слайд 8Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс

поэтапной деятельности администрации и педагогов детского дома, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

Слайд 9Классификация воспитанников (4 группы воспитанников)
Дети, адекватно понимающие ситуацию; существует взаимное

доверие между родителями и детьми; идет восстановление семьи.
Дети воспринимают родителей, в основном мать, но нет доверия, тепла в отношениях. Быстро идет восстановление родительско - детских взаимоотношений, но часто семья не восстанавливается по нескольким причинам: не соответствуют жилищно-бытовые условия; родители больны; родителей (в основном одинокая мать) устраивает положение вещей, когда она не может создать соответствующие условия своему ребенку.
Дети не принимают родителей, потеря интереса к своей семье, часто желание попасть в новую семью.
Дети полностью отвергают собственную семью (стрессовая ситуация).

Слайд 10Классификация кровной семьи (4 группы)
Родители со стойкими родительскими привязанностями, искренними материнскими

или отцовскими чувствами, имеющие крепкие эмоционально-чувственные с ребенком и заинтересованные в его судьбе;
Родители со слабо проявляющимися родительскими привязанностями, безвольные, ведомые, безответственные, родительские чувства их поверхностные, нестойкие;
Родители, имеющие крайне низкий уровень родительских привязанностей или не проявляющие их совсем по отношению к ребенку, иногда даже отвергающие его;
Родители - больные (психически или физически) или имеющие еще на иждивении ребенка-инвалида.

Слайд 11Анализ мотивации биологических родителей воспитанников
на восстановление в родительских правах


Слайд 12Критерии оценки способности родителей выполнять родительские функции

основной уход (удовлетворение базовых потребностей

ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской и стоматологической помощи);
обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, неизбежность жестокого обращения);
эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми.

Слайд 13Проблемы при восстановлении родителей в родительских правах:
Основная часть восстановленных в родительских

правах- это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».
Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.
Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде.
Изначально родители боятся придти в детский дом. И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов детского дома для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.
Проблема социального иждивенчества родителей. Они видят, что ребенок накормлен, одет, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»
Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками.
Много проблем существует при восстановлении родительско-детских отношений, когда родители находятся в М.Л.С.
Проблемы послетюремной адаптации биологических родителей.

Слайд 14Проблемы личностного характера
слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;

пассивность родительской позиции;
несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;
отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;
недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.

Слайд 15Позитивная результативность работы с кровной семьей будет при
учете



Личностный фактор
Социальный фактор


Слайд 16Результат работы
С 1995 года устроено в семью - 144 воспитанника детского

дома
Из них возвращены в кровную семью - 50 воспитанников
Опыт детского дома опубликован в 23 изданиях (12 российских, 11 областных)
С января 2008г детский дом является ресурсным центром Вологодской области по устройству воспитанников детских домов в семью

Слайд 17Паркер Т.А. была ограничена в родительских правах, восстановилась в правах в

2000 году. Дети находились в детском доме полгода. Снимок сделан в марте 2007 года.

Слайд 18Смирнова Е.А. была лишена родительских прав в 2002 г., восстановилась в

правах на двоих детей: сына Алексея в 2004 году (находился в детском доме 2 года), дочь Анастасию в 2006 году (находилась в детском доме 1 год). Снимок сделан в марте 2007 г.

Слайд 19Виноградова Е.П. была лишена родительских прав в 1994г., восстановилась 22 февраля

2007 г. Дочь Анна- 17 лет, сын Андрей- 15 лет. Снимок сделан в марте 2007 г.

Слайд 20Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика