Слайд 1Деепричастие как часть речи.
Почему так названо?
Слайд 2Причастно к
Глаголу(от него образуется)
Вид
Вопрос: что делая? что сделав?
Обозначает добавочное действие
Возвратность
Переходность
Зависит
от глагола
Наречию:
Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому»)
Является обстоятельством
Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам
Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?
Слайд 3Деепричастия несовершенного и совершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают
на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша
Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши
Слайд 4Правильно употребляй деепричастия.
Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное
деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.
Слайд 5Спишите, исправляя ошибки, если они есть.
Открыв окно, я залюбовался видом города.
Открывая
дверь, она громко скрипнула.
Мама сидела, откинувшись на спинку стула.
Брат, склонив голову набок, что-то писал.
Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
Возвращаясь домой, шел дождь.
Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.
Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
Слайд 6НЕ с деепричастиями.
НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав,
не разобравшись, не спеша.
Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.
Слайд 7Допиши НЕ.
…давши слово, крепись, а давши, держись.
…зная броду, …суйся в воду.
…убив
медведя, шкуры …продают.
…поглядев на пирог, …говори, что сыт.
…поклонясь до земли,грибка…поднимешь.
…вытащив невода, рыбою…хвались.
Слайд 8Понятие о деепричастном обороте.
Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.
Ученик, заболев
гриппом, не пришел в школу.
Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)
Слайд 9Заменить причастный оборот деепричастным.
Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям.
Дети, выкупавшиеся в
реке, загорали на солнце.
Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.
Слайд 10Знаки препинания при деепричастном обороте.
1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются
запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу.
Все жители находились тут же, ожидая самозванца.
Увидев меня, он остановился.
Возвратясь, он велел подавать свою карету.
Слайд 11
2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов.
С нетерпением ожидал
я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.
Слайд 12Примечание к правилу.
Фразеологические обороты не выделяй запятыми:
Сломя голову
Засучив рукава.
Слайд 13Расставьте знаки препинания.
Чему научится он служа в Петербурге.
Отдохнув пустились мы далее.
Товарищи
заметив его беспокойство ушли.
Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище.
Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул.
Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал.
Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.
Слайд 141. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Войдя в аудиторию,
1) мной была совершена
ошибка;
2) профессор поздоровался со студентами;
3) не каждым соблюдается тишина;
4) у нас возникло чувство страха.
Слайд 152. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
.
1) у меня затряслись руки;
2) не
хочется верить, что это сделал мой товарищ;
3) я долго не мог уснуть;
4) лучше сразу уничтожить эту анонимку.
Прочитав подобную клевету
Слайд 163. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отдохнув несколько дней,
1) я вернулся к
обычной работе;
2) мною была прочитана книга;
3) часто забываются все дела;
4) у нас появились новые силы.
Слайд 174. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Гордо подняв голову,
1) не видится ошибок;
2)
у всех возникло чувство обиды;
3) она вышла из комнаты;
4) мною был никто не замечен.
Слайд 185. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обучив лошадь всем премудростям выездки,
1) наездника
ждет заслуженная награда;
2) создается впечатление, что не всадник управляет конем,
а конь- всадником;
3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе;
4) можно было выходить на соревнование.
Слайд 19Повторение изученного в разделе «Деепричастие».
Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина:
По лощинам
звезды отражая
Ямы светят тихою водой.
Журавли друг друга окликая
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в заледеневшей роще
Ждет зари дыханье затая.
Слайд 20Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.
Гром грохотал (не)переставая.
Дождь барабанил по крыше точно
сердясь и (не)годуя на кого-то.
В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи.
(Не)помня себя от восторга я побежал домой.
Слайд 21Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.
Сомневаться
Отдохнуть
Снять
Принять
Кипеть