Слайд 1Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом. Он передаст …
пестрые краски осени, цветение весны, белизну снегов, голубизну неба, рокот водопада, посвист соловья, запахи леса, дуновение ветерка, полет человеческой мысли и фантазии.
Слайд 2 Главная функция
художественного стиля -
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Слайд 3
Я - стиль эмоций и эстетики,
Стиль ярких красок и поэтики,
Заставлю всех
переживать,
Смеяться, плакать и страдать.
Я сухость сдал давно в утиль.
Весь ваш... Художественный стиль.
Слайд 4Художественный стиль речи
Особенности:
Образность
Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
Использование средств других стилей
(особенно разговорного)
Слайд 5
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом
можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ.
В. Шефнер
Слайд 6Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее
на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.Ахматова
Слайд 7ирония
синекдоха
эпитет
Олицет-
ворение
метафора
литота
гипербола
Аллего-
рия
сравне-ние
Слайд 8 МЕТАФОРА -
троп,
в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
Слайд 9 Сравнение -
сопоставление
двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто).
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
Слайд 10 Олицетворение -
перенесение свойств человека на
неодушевленные предметы.
Утешится безмолвная печаль
иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа.
лиса – хитрость, змея – коварство
образное определение
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
Слайд 13 МЕТОНИМИЯ -
(переименование) – название
одного предмета вместо другого.
Читал Толстого.
Три тарелки супа съел.
Слайд 14 СИНЕКДОХА -
один
из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Слайд 15 ГИПЕРБОЛА -
чрезмерное
преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
(В.Маяковский)
Слайд 16 ЛИТОТА -
троп, противоположный
гиперболе, художественное преуменьшение
Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить.
употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
Оборот, выполняющий декоративную функцию, заменяя общепринятое название.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
Слайд 19Прозаический и поэтический подстили
Слайд 21
Риторическое обращение -
придание авторской интонации торжественности, патетичности,
иронии.
А вы, надменные потомки… (М.Ю.Лермонтов)
Слайд 22 РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -
такое построение речи, при котором
утверждение высказывается в форме вопроса.
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)
повторение слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)
повторение слов и выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)
противопоставление.
И день и час, и письменно и устно,
За правду да и нет…
(М.Цветаева)
соединение логически несовместимых понятий.
Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи…
(М.Цветаева)
Слайд 27 ГРАДАЦИЯ -
группировка однородных
членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели …
(М.Лермонтов)
Слайд 29 ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -
расчленение
конструкции.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Слайд 33
Язык – это океан.
Его можно черпать и наливать в сосуды
различной формы.
Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, хрустального шара и грязной лужи».
В. Солоухин.