Слайд 1Библиотека в условиях эволюции Интернет-технологий
Десятая юбилейная библиотечная Интернет-школа
г. Усть-Каменогорск, 3
февраля 2009 г.
Слайд 2Интернет сегодня - это:
Порядка 571 миллиона хостов в мире (хост
- компьютер, имеющий оригинальный IP-адрес) на июль 2008 г.
Число пользователей на январь 2009 г. – 1 миллиард 565 миллионов человек из 233 стран мира, что составляет 23,3% населения Земли (6 миллиардов 709 миллионов).
Ежедневное число пользователей по всему миру – более 800 миллионов человек.
Суммарный объем наполнения Интернет ориентировочно оценивается более чем в 124 миллиарда документов.
Слайд 3Интернет в России сегодня - это:
Число пользователей Интернет летом 2008 года
оценивается в 33,7 миллиона человек, что составляет более 30% дееспособного населения страны (данные Фонда «Общественное мнение»).
Объем российского сегмента с включением стран СНГ на сегодня составляет свыше 4,5 миллиардов оригинальных документов, размещенных на более чем 17 миллионах сайтов (данные Яндекс).
Слайд 4Интернет в Казахстане сегодня - это:
Количество пользователей – 2,3 миллиона человек на
конец 2008 г. (14,8% жителей республики).
Ежегодный прирост пользовательской аудитории в 2007-2008 гг. составил 16%.
Число документов, размещенных на сайтах в домене .kz – около 9 миллионов (данные Google).
В 2008 году средняя скорость широкополостного доступа должна была составить не менее 256 Кб/сек.
Главный тормоз развития Интернет в Казахстане – монополизм региональных госкорпораций электросвязи, препятствующий снижению стоимости доступа для населения.
Слайд 5Отличительные черты сегодняшнего развития Интернет:
Изменение поведения пользовательской аудитории Сети.
Возрастание коммерческой составляющей
Интернет-проектов.
Увеличение мобильного доступа к Интернет.
Сверхвысокий рост приложений Web 2.0.
Широкое распространение виджетов.
Рост числа интерактивных мультимедийных научно-образовательных ресурсов и электронных библиотек.
Слайд 6Изменение поведения пользовательской аудитории Сети
Рост трафика от частных пользователей. В 2008
году он сравнялся, а с 2009 года и далее уже будет все боле превосходить бизнес-трафик.
Использование Интернет в повседневной частной жизни стало нормой для человечества.
Ориентированные на пользователей Интернет-приложения по качеству сравнялись с бизнес-приложениями.
Интернет воспринимается 80% пользователей в качестве главного канала получения информации (для сравнения: 73% - считают таковым личное общение, 68% - телевидение, по 63% радио и газеты).
Слайд 7Возрастание коммерческой составляющей Интернет-проектов
Стоимость Интернет-рекламы в США на начало 2008 составляла
$288 на домовладение. Для сравнения стоимость рекламы в газетах на тот же период составила $818.
Доля газетной рекламы поступательно сокращается, доля Интернет-рекламы стабильно возрастает.
Введение платных сервисов во всех областях. В том числе - коммерческие информационные продукты: полнотекстовые базы данных, энциклопедии, языковые переводчики, качественные образовательные ресурсы и т.п.
Слайд 8Увеличение мобильного доступа к Интернет
Еще в 2007 году 48 % всех
мобильных устройств (сотовых телефонов, коммуникаторов, MP3-плееров, устройств для чтения электронных книг и т.п.) были обеспечены возможностью доступа к Интернет. В ближайшее полтора-два года владельцы мобильных устройств (3.3 миллиарда на начало 2008 года) присоединятся к числу пользователей Интернет, получая доступ посредством мобильных гаджетов.
Мобильные устройства превращаются в компьютеры начального уровня, быстро наращивающие мощность, но не стоимость.
Гигантский рост контента, специально предназначенного для мобильных устройств, включая аудио, видео, книги (тексты), игры. Пользователи тратят на эти продукты миллиарды долларов в год.
Телевидение + Интернет + Мобильность доступа – создали для человечества новую платформу потребления информации.
Слайд 9Сверхвысокий рост приложений Web 2.0
С 1.01.07 по 1.01.08 общее число пользователей
Интернет увеличилось в среднем на 10,4 %, а число пользователей социальных сетей почти на 60 %.
В числе 10 наиболее посещаемых Интернет-ресурсов мира 6 относятся к приложениям Web 2.0.
Число пользователей сегодня в YouTube и Вконтакте выше, нежели в поисковых системах.
Сервис YouTube – 258 миллионов уникальных пользователей в год. Рост пользовательской аудитории в 2007-2008 составил 94 %.
Слайд 10Широкое распространение виджетов
Виджет – мини-приложение, представленное в виде компьютерного кода, устанавливаемое
в структуру web-страницы.
Виды: RSS (трансляция данных, например, новостей, с других сайтов), текущие котировки, часы, погода, результаты матчей и т.п. Типичные примеры – iGoogleВиды: RSS (трансляция данных, например, новостей, с других сайтов), текущие котировки, часы, погода, результаты матчей и т.п. Типичные примеры – iGoogle или BBC.
Цель использования виждетов – максимальная персонализация собственного рабочего места или содержательное обогащение страниц своего сайта/блога.
Слайд 11Рост числа интерактивных мультимедийных научно-образовательных ресурсов
Карты и панорама Земли Google, сделанная
со спутника или Google «Планета Земля».
Образовательные ресурсы для различных ступеней обучения. Пример – «Началка» компании «Кирилл и Мефодий».
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
Слайд 12Интернет, обеспечивая циркуляцию потоков данных в цифровой форме, превратился в технологический
фундамент цифрового общества, в котором Информация одновременно является главным ресурсом, товаром и инструментом.
Слайд 13Каковы перспективы для библиотек?
Слайд 14Новые возможности, определяющие направления развития библиотеки:
Использование удаленных информационных ресурсов в качестве
составной части фонда.
Размещение в Интернет собственных информационных ресурсов и развертывание информационных услуг на новой технической базе.
Эффективное использование преимуществ корпоративной работы, которые представляет Сеть.
Формирование целостной системы обслуживания посредством собственного web-сайта (поиск - заказ - электронная доставка, консультирование).
Слайд 15Использование удаленных информационных ресурсов
Без включения в состав фонда ресурсов Сети библиотека
не в состоянии выполнять свои традиционные функции.
Ресурсы открытых электронных библиотек – бесплатно, но не очень надежно.
Подписка на коммерческие полнотекстовые базы данных – надежно, но дорого.
Одна из главных задач – научиться воспринимать удаленные информационные ресурсы как составную часть фонда, включив их в стандартную систему обслуживания читателей.
Необходимое требование – оборудование читательских мест для доступа к удаленным ресурсам.
Слайд 16Размещение в Сети собственных цифровых ресурсов
Прежде всего – электронные каталоги и
базы данных.
Полнотекстовые собрания электронных документов, на которые не распространяется действие законов об интеллектуальной собственности.
Мультимедийные коллекции по профилю библиотеки (иллюстрации, аудио– и видео фрагменты).
Слайд 17Главные направления корпоративной работы:
Каталогизация документов и аналитическая роспись. Коммерческие и бесплатные
ресурсы для каталогизации.
Справочно-библиографическое и консультативное обслуживание читателей.
Участие в консорциумах по совместной эксплуатации удаленных полнотекстовых собраний.
Слайд 18Web-сайт – основа цифровой системы обслуживания
Общедоступный и высокоэффективный инструмент коммуникации.
Актуальность и
надежность представленных на сайте сведений.
Учет посещаемости web-сайта в качестве стандартного требования отчетности.
Распространение индивидуального подхода в обслуживании каждого читателя.
Слайд 19Библиотеку цифрового общества характеризует:
Обслуживание читателей вне зависимости от их местонахождения и
времени суток.
Обеспечение доступа в равной мере к печатным и цифровым документам.
Перенесение акцента с владения источником на возможность доступа к нему по требованию.
Изменение организационной структуры библиотеки (усиление консультативной и образовательной функции, снижение объемов физической работы с фондом).
Слайд 20Вместо эпилога
Главная отличительная черта нынешнего времени - замена информационной инфраструктуры, построенной
на атомах, инфраструктурой, построенной на битах.
Библиотеки должны вписаться в новую реальность информационной деятельности.
Только предоставление услуг на уровне требований цифровой эпохи позволит библиотекам (и библиотекарям!) сохраниться цифровом обществе.
Слайд 21Спасибо за внимание!
Вадим Степанов
Московский государственный университет культуры и искусств
http://www.vadimstepanov.ru
stepanov@vadimstepanov.ru