Слайд 1
Лекция 3-4
тема: Базовые сервисы Интернет
Тараненко Любовь Геннадьевна
к.п.н., доцент кафедры Технологии
документальных коммуникаций
Кемеровского государственного университета культуры и искусств
Слайд 2 План:
Всемирная паутина
Электронная почта
Телеконференции
Телемагазины
Слайд 4 Служба World Wide Web (WWW) — Всемирная паутина является основной
службой Интернета.
это всемирное хранилище информации, в котором информационные объекты связаны структурой гипертекста
Слайд 5
Приведем несколько определений гипертекста:
Гипертекст - многомерное текстовое пространство, построенное на
ассоциативных связях внутри документов и между документами.
Гипертекст представляет собой нелинейную последовательность записи и чтения информации, основанную на объединении ассоциативно связанных блоков информации.
Гипертекст - это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она представлена в виде сети связанных между собой узлов.
Слайд 7История WWW
В Швейцарии находится Европейская лаборатория по изучению физических
частиц (CERN). В 1980 г. человек по имени Тим Бернес-Ли, работавший в то время в Церне, начал разработку проекта глобальной компьютерной сети, которая обеспечивала бы физикам всего мира доступ к различной информации.
На это ушло девять лет. В 1989 г. после многолетних технических экспериментов мистер Тим предложил конкретный вариант, который и явился началом World Wide Web, или сокращенно WWW.
Слайд 8Браузер "browser"
Браузер (от англ. "browser") - программа просмотра.
В системах программирования с многоканальным доступом это средства, позволяющие просматривать в группе выделенных окон текстовые и графические представления программ и данных.
Browser (англ.) означает посетитель магазина, рассматривающий товары, перелистывающий книги
(«Англо-русский словарь» под ред. Ю.Апресяна.)
Слайд 9История развития браузеров:
Еще в начале 90-х гг. существовал всего один браузер
Mosaic, распространяемый бесплатно. Его разработал Марк Андрессен
В 1994 г. люди использовали до 15 различных браузеров, однако, лидирующее место уже тогда занял браузер Netscape Navigator.
Фирма Microsoft начала конкурировать в области браузеров чуть позже, придя на рынок со своими предложениями, инвестициями и намерениями сделать свой браузер эталонным — этаким стандартом для Интернета. Вот так они и соревнуются друг с другом: Netscape Navigator и Internet Explorer
Слайд 10Популярные браузеры:
Internet Explorer,
Mozilla Firefox,
Safari,
Google Chrome,
Opera
Слайд 11Менее распространённые:
Netscape Navigator,
Flock,
Mozilla,
Maxthon,
SeaMonkey,
Avant Browser
Green Browser,
Konqueror,
и др.
Слайд 12Для портативных устройств:
Internet Explorer Mobile,
Mozilla Fennec,
Opera Mobile, Opera Mini,
Wapalta,
Safari и др.
Слайд 13
К способам активного отображения информации во Всемирной паутине относятся:
гостевые книги,
форумы,
чаты,
блоги,
wiki-проекты,
системы управления
контентом.
Слайд 14Блогилог
(англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий»)
— веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Слайд 15Классификация блогов
По автору (авторам)
Личный (авторский, частный) блог — ведётся одним лицом
(как правило его владельцем).
«Призрачный» блог — ведётся от имени чужого лица неустановленной персоной.
Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами.
Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.
Слайд 16
По тематической направленности
Персональные блоги носят личный характер. Выделяют следующие сферы жизни:
Политика
— блоги, посвященные политике.
Быт — блоги, в которых затрагиваются обычно проблемы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства.
Путешествия — блоги.
Образование — блоги.
Музыка — блоги и др.
Слайд 19По наличию/виду мультимедиа
Текстовый блог — основное содержание составляют тексты.
Фотоблог — основное
содержание составляют фотографии.
Музыкальный блог — основное содержание составляет музыка.
Подкаст и блогкастинг — основное содержание блога надиктовывается и выкладывается в виде MP3-файлов.
Видеоблог — основное содержание представлено в виде видеофайлов.
Слайд 20Услуга WWW
Ви́ки — (англ. wiki) веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи
могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
Слайд 22
Электронная почта — это система, позволяющая пользователям отправлять сообщения через
модем или сетевое соединение с одного компьютера на другой.
Преимущества электронной почты по сравнению с традиционной "бумажной“ почтой:
Оперативность доставки и получения
доставка обходится дешевле
возможно автоматическое получение уведомления о вручении
Письма не теряются и доставляются круглосуточно
Адрес привязан не к географической точке, а к конкретному человеку и др.
Слайд 24Адреса в Интернете имеют форму
пользователь@домен
представляет из себя несколько символьных полей, разделенных
точками.
Например, электронный адрес кафедры ТДК : tdk@art.kemerovonet.ru
Слайд 25 Почему значок в адресе «@» называется «собакой»?
Говорят, когда-то давно, когда компьютеры еще «не умели» рисовать на экране, была популярной одна компьютерная игра. Там надо было проходить лабиринт, который изображался значками «-», «!» и «+», а разные предметы и персонажи тоже изображались символами. И у главного героя этой игры — того, кем надо было управлять с клавиатуры, — по сюжету была маленькая собачка, которую он мог пускать вперед себя на разведку. Эта собачка как раз и изображалась символом «@».
Слайд 26У разных народов символ @ и читается, и переводится по-разному.
Чаще
других животных фигурирует обезьяна.
В Болгарии – кльомба или маймунско А – «обезьяна А».
В Нидерландах – apenstaartje – «обезьяний хвостик».
В Израиле этот символ называют «штрудель».
В Испании, во Франции и в Португалии – как и мера веса «arroba».
В немецком языке используются названия «Affenschwanz», «Affenohr», «Affenschaukel», «Klammeraffe» – «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка-обезьяна».
В Италии – chiocciola – «улитка».
В Корее, Испании, Турции и на эсперанто – «улитка».
В Дании и Норвегии – snabel-a – «рыло А».
В Голландии, Румынии, Словении – «обезьяна»
В Хорватии – маймун – «обезьяна».
В Греции – «мало макарон».
В Венгрии – «червь, клещ» и «хвостик свиньи».
Слайд 27Формат электронного сообщения
На сегодняшний день общепринятым форматом является MIME (MIME Multipurpose
Internet Mail Extensions) Любое сообщение в этом формате состоит из заголовка и тела сообщения.
Слайд 28Заголовок
обязательно включает в себя четыре основных поля:
адрес
отправителя (From);
тема сообщения (Subject:);
адрес получателя (To:);
дата (Date:).
Слайд 29Тело
Тело сообщения состоит собственно из содержания сообщения. В качестве тела может
выступать обычный текст.
Слайд 30Виды почтовых ящиков
«привязанных» к конкретному компьютеру
в Интернете
Слайд 31Адреса общедоступных почтовых серверов
www.yandex.ru
www.ngs.ru
www.mail.ru
…..
Слайд 34Почта на компьютере
Специальные почтовые программы:
Netscape Mail
The Bat
Microsoft Outlook Express
Слайд 38Правила сетевого этикета
Правила сетевого этикета ориентированы на письменное общение, прежде всего
с помощью электронной почты, и отражают специфику коммуникации, опосредованной компьютером.
Она связана с тем, что, с одной стороны, при таком общении люди не могут использовать такие дополнительные возможности передачи информации, как интонации, мимика, жесты, а с другой, – ограничены необходимостью оплаты услуг сетевых сервисов.
Слайд 39Правило 1
Если адрес получателя не был дан вам лично или не
получен из открытых источников, то полученное от вас сообщение может рассматриваться как несанкционированная получателем рассылка, которую получатель вправе не читать.
Слайд 40Правило 2
Несанкционированная массовая рассылка писем называется спамом и считается грубым нарушением
правил сетевого этикета.
Слайд 41Правило 3
Не следует открывать письма, отправитель которых вам неизвестен, и ни
в коем случае не открывать прикрепленных к таким сообщениям файлов – они могут содержать вирусы.
Слайд 42Правило 4
Поле «Тема сообщения» должно быть заполнено, письма с незаполненным полем
«Тема» получатель вправе удалять не открывая.
Слайд 43Правило 5
Сообщения, отправляемые по электронной почте, должны быть краткими.
Слайд 44Правило 6
Для акцентирования значимой информации или выражения эмоций не следует использовать
ПРОПИСНЫЕ буквы – это воспринимается как эквивалент крика и грубости.
Слайд 45Правило 7
Для выражения эмоций применяются специальные комбинации символов или графические объекты.
Они используются, как правило, в неформальном общении и только в том случае, если вы уверены, что получателю понятно их значение.
Слайд 46Сокращения в письмах:
ASAP — as soon as possible —
как можно скорее BTW — by the way — между прочим
FYI — for your information — к вашему сведению IMHO — in my humble opinion — no моему скромному мнению.
KIT — keep in touch — не теряйте контакта
TIA — thanks in advance — благодарю заранее FWD — forward — переслать
TX — thanks — спасибо
В электронной переписке также используются и более замысловатые акронимы как, например, CUL8R — see you later — увидимся.
Слайд 47Правило 8
Отправление файлов-приложений возможно только с согласия получателя.
Слайд 48Правило 9
Связь по электронной почте рассматривается как «отложенный» телефонный звонок, поэтому
ответ необходимо давать в течение 1–2 дней либо настроить опцию автоматического отправления уведомления о получении сообщения.
Слайд 49Правило 10
При обращении по адресу организации или сетевой службы можно повторно
отправлять сообщения, не дождавшись ответа в течение недели. Более частое обращение может рассматриваться как спам.
По материалам: Симонович С., Евсеев Г. Новейший самоучитель по работе в Интернете. –
Слайд 50Спасибо за внимание !
Контактная информация
Тараненко Любовь Геннадьевна
Кафедра ТДК КемГУКИ
8 384 358368
E-mail: tdk@art.kemerovonet.ru