Слайд 1Баснописцы
презентация
для 3а класса
Подготовила учитель начальных классов
гимназии №1
Пакулина
Марина Сергеевна
Слайд 2Крылов Иван Андреевич
1769 — 1844
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской
Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 - 1843 годы создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года (14 февраля н.с.) в городе Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 году отец вышел в отставку, и семья поселилась в городе Твери. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
В 1812 году стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
9 ноября (21 н.с.) 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в городе Петербурге.
Слайд 3Стрекоза и муравей.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в
глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?”
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.–
“А, так ты...” – “Я без души
Лето целое все пела”.–
“Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”
Слайд 4Эзоп
VI век до н.э.
Первым, кто стал использовать прием иносказания, а иносказание
– это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали власть, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповским языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык.
ЭЗО́П (Αἴσωπος) — др.-греч. баснописец 6 в. до н. э., считавшийся «изобретателем» или канонизатором басенного жанра. Биографические сведения о нем легендарны. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен; краткие записи этих сюжетов с 4—3 вв. до н. э. собираются в сб-ки под заглавием «Эзоповы басни» и служат сперва материалом для школьного чтения и упражнений в пересказе, а потом становятся «массовой литературой» позднеантич. и визант. эпох. Такие сб-ки сохранились в многочисленных поздних рукописях (10—15 вв.), дающих разнообразные редакции текста; в общей сложности в них входит св. 300 басен с краткими «моралями».
Слайд 5Идейная концепция эзоповской басни скептична и пессимистична (в мире царит зло;
судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом и стоять сам за себя); сюжет преим. строится по схеме «некто захотел изменить положение вещей, чтобы ему стало лучше, а ему стало только хуже»; персонажи (гл. обр. животные) откровенно условны; повествование сжато и прямолинейно; язык прост и близок к разговорному. Сюжеты Э. составили осн. фонд сюжетов европ. лит. басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.
Слайд 6Иван Иванович Хемницер
1745 - 1784
Иван Иванович Хемницер – баснописец. Он родился
4 января 1745 г. в Енотаевской крепости (теперь город Енотаевск Астраханской губернии). Отец его выходец из Саксонии, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына.
Как писатель Хемницер приобрел известность своими баснями. Их всего 91. Около трети басен Хемницера переводные, остальные – оригинальные. Он является самым видным из предшественников И.А. Крылов. Нередко Крылов повторял сюжеты Хемницера и даже отдельные выражения. Хемницер дал Крылову не только вполне готовую форму , но и интонацию отчасти даже содержание, которому талантливый преемник сумел придать новую силу и яркость. Басни И.И. Хемницера уступают крыловским в яркости образов, в них виден скорее умный человек, нежели художник, в них нет крыловского лукавого юмора, они проникнуты даже некоторой элегичностью, не совсем идущей к этому роду поэзии. Подобно Крылову, Хемницер своими баснями отзывался как на злобу дня, так и поднимал вопросы более общие. Басни И.И. Хемницера пользовались у современников большим успехом. Всего существует 28 изданий его басен.
Слайд 7Стрекоза.
Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима
пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: “Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе все вдвое заплатить”.
– “Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?” – ей муравей на это.
– “Так, виновата в том; да что уж, не взыщи
Я запастися все хотела,
Да лето целое пропела”.
– “Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи”.
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
Слайд 8Александр Ефимович Измайлов
1779–1831
Александр Ефимович Измайлов– баснописец и журналист. Происходил из
дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”. баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.
Слайд 9“Волк и журавль”.
Волк костью как-то подавился.
Не мудрено: всегда есть торопился;
Кость стала
в горле у него.
Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье,
Ну, словом, смерть пришла его,
И он хотел в грехах принесть уж покаянье.
По счастию, Журавль тут мимо проходил.
Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;
Журавль в нее свой нос предлинный опустил
И кость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
"А что ж мне за труды?" -
Спросил носатый врач. "Ах ты неблагодарный! -
Волк с сердцем отвечал. – Да как просить ты смел?
Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел".
Слайд 10Лев Николаевич Толстой
1828–1910
Граф Лев Николаевич Толстой – один из самых
широко известных русских писателей и мыслителей. В Яной Поляне он создал для крестьянских детей школу и написал для школьников свои учебники. В Букваре и книгах для чтения были и басни. Например, Толстой перевел басни Эзопа, чтобы познакомить с ними своих учеников. Чтобы они почувствовали особенности эзопова языка, он переводил басни слово в слово, называя свои переводы “буквальными”. Создавал писатель и вольные пересказы и переложения басен и нравоучительных историй.
Слайд 11Монолог “Два товарища”.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них
медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?” “А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”.
Слайд 12Львовский Марк Бениаминович
1952 — ____
Львовский Марк Бениаминович - преподаватель информатики
и физики высшей категории, г. Москва. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, лауреат Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", призёр окружного конкурса "Учитель года", победитель конкурса "Грант Москвы" в сфере образования.
Родился 12 мая 1952 г. в Днепропетровске. Отец - инженер, мать - преподаватель русского языка и музыки.
Окончил с отличием Таганрогский радиотехнический институт. Работал в научно-исследовательских институтах г. Москвы в области приборостроения, имеет более 70 публикаций и изобретений. Основные увлечения - поэзия, русская рок-музыка, компьютер, интернет, web-дизайн, рыбная ловля. Пишет стихи и публикует их в интернете.
Основные жанры - любовная, гражданская, городская лирика, стихи на школьную тему...
Слайд 13Водяной и жемчужина
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг
в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.
На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:
«Зачем ты черпаешь?»
Человек говорит:
;«Я черпаю затем, что уронил жемчуг».
Водяной спросил:
«А скоро ли ты перестанешь?»
Человек говорит:
«Когда высушу море, тогда перестану».
Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.
Слайд 14Ольга Кельчина
БАБА И КУРИЦА
Плутовка рыжая лиса
В курятник к курице зашла.
Она просилась
на постой,
Пожить недельку, день - другой.
«Пеструшка, кумушка, пусти!
За все грехи меня прости!
Сегодня я в лесу изгой,
Пусти меня ты на постой.
Ручаюсь рыжей головой,
Ты обретешь со мной покой.
Цыплятам буду я как мать,
Я научу их корм клевать.
Еще летать их научу…
И на ночь сказочку прочту.
А ты тем временем во двор,
Там петухи и вкусный корм…»
«Лиса, закончим разговор!
Несешь ты право, чушь и вздор!
Меня учила еще мать:
Тебе не стоит доверять.
К чему пустой сей разговор?»
«Прошло так много лет с тех пор…»
«Но я запомнила, лиса,
Как еле ноги унесла…
Когда явилась к нам во двор,
Лазейку, сделав сквозь забор.
Спасибо, спас меня, Трезор!
Усердно нес он свой дозор.
Ступай к себе лиса домой,
Не учинишь ты здесь разбой!
Лишь во дворе я окажусь,
Как вмиг цыплят своих лишусь.
Тебе меня не обмануть,
Иди, не стоит так тянуть!
А то, Трезора позову…»
«Да, ладно, курица! Уйду!»
Хоть льстив и сладок голосок,
Не доверяй ему, дружок.
За этим кроется обман,
И друг - не друг, а шарлатан!
Слайд 15Михаил Куншт
Красавец
Стоял у зеркала часами
И перед ним крутил усами,
Своими мышцами играл,
О
бодибилдинге всё знал,
Себя считал красавцем он,
И отрабатывал поклон.
Но только он не знал одно,
В его открытое окно
Ворона старая смотрела,
В конце концов ей надоело,
И каркнула ему она:
"Ведь не добавится ума
Коль ты пред зеркалом стоишь
И сам себя боготворишь,
Ты почитай-ка лучше книжку,
А то похож ты на мартышку".
Слайд 16Источники.
www.kostyor.ru
www.surbor.su
www.stihi.ru
www.knigafund.ru