Слайд 1
Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и
светской этики» (ОРКСЭ)
Москва, 2010
Слайд 2Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Напомню норму
Конституции России.
В статье 14 говорится
о том, что религиозные
объединения отделены
от государства и
равны перед законом.
При этом каждому
гарантируется
свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28.
Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений
на каждом этапе реализации
согласованных планов
Слайд 3Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
…каждый нормативный
акт в этой
сфере, видимо,
должен будет пройти
соответствующую
общественную экспертизу
Слайд 4Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
…все эти вопросы будут
погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо
для обучения,
сообразуясь
с представлениями
самих учеников,
их родителей
Слайд 5Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Ученики и их родители
должны будут
самостоятельно
выбрать предмет
обучения.
Выбор учеников и их
родителей, конечно,
должен быть абсолютно добровольным
– это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
Слайд 6Поручение Президента
Прошу обеспечить решение
организационных и финансовых
вопросов, касающихся
введения в
2010 году в 18-ти
субъектах Российской Федерации,
а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
и основы светской этики
для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
Слайд 7Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р
Утвердить:
план мероприятий по апробации
в 2009-2011 годах
комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
"Основы религиозных культур
и светской этики", включающего
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
и основы светской этики (далее - план);
перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса.
Слайд 8Принципы апробации
1. соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства, отделения религиозных
объединений от государства и их равенство перед законом;
2. сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению;
4. обеспечение учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики
Слайд 9Международные нормы
«Государство при
осуществлении любых функций, которые оно
принимает на себя в области
образования и
обучения, уважает право родителей
обеспечивать, чтобы такие образование и
обучение соответствовали их собственным
религиозным и философским убеждениям»
(Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией
в области образования,
Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы
о защите прав человека и основных свобод)
Слайд 10Закон РФ «Об образовании»
Ст. 14. п. 5.
Содержание образования
в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
Слайд 11Подготовка апробации курса ОРКСЭ
- Минобрнауки России заключило соглашения о взаимодействии по
вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования;
сформирован под руководством Министра образования и науки РФ и начал действовать Межведомственный координационный совет
по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, который осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий
Слайд 12Межведомственный координационный совет
Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России.
В него входят
представители:
1. Религиозных организаций
2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств
3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России
4. РАН и РАО
5. ФИРО и АПКиППРО
и координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса
Слайд 13Функции МКС, рабочей группы, тренеров
* Межведомственный координационный совет (МКС) управляет апробацией:
координирует
всю работу всех участников апробации
принимает решения по основным этапам, документам и проектам в рамках апробации
* Рабочая группа
осуществляет разработку и взаимное согласование учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ
принимает участие во внеочередном дополнительном повышении квалификации педагогических работников
* Тренеры- преподаватели
совместно с АПКиППРО, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организуют внеочередные дополнительные курсы повышении квалификации учителей в субъектах РФ
обеспечивают дальнейшее сопровождение апробации
Слайд 14Соглашение: права и обязанности сторон
Министерство обеспечивает:
УМК (учебные пособия, материал для учителей,
родителей)
Тиражирование материалов
Проведение курсов повышения квалификации
Мониторинг
Рабочие совещания
Сайт
Итоговая конференция
Слайд 15Соглашение: права и обязанности сторон
Регионы:
Внесение изменений в нормативные правовые акты субъекта
РФ, обеспечивающих реализацию комплексного учебного курса
Информационное сопровождение
Направление кадров на повышение квалификации и содействие в его проведении
Контроль на региональном уровне
Участие в федеральном мониторинге
и совещаниях, отчетность
Слайд 16Основные характеристики курса
Курс ОРКСЭ включает 6 самостоятельных составляющих (модулей);
Курс рассчитан
на две школьные четверти: IV четверть 4-го и I четверть 5-го классов по 2 уч./ч. в неделю;
Курс является культурологическим, призван способствовать формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывает уже имеющийся у них круг знаний;
4. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы
Слайд 17Структура курса ОРКСЭ
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1 (общий
для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов);
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов)
Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Слайд 18Характеристика содержания блоков
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и
нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе
Блоки 2-3 знакомят обучающихся с основами религиозных культур и светской этики
По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов обучающихся
Слайд 19Характеристика содержания блоков
Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный
- предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители
- В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме
В ходе презентации проектов все обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России
от своих одноклассников
Слайд 20Проделанная работа
1. Проработан механизм выбора учащимися и их родителями (законными представителями)
одной из составных частей комплексного учебного курса
2. Утверждены примерная программа комплексного учебного курса ОРКСЭ и структура учебных пособий для школьников
3. Сформирована группа разработчиков учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса ОРКСЭ, разработаны и направлены в печать учебные пособия.
4. Обучены преподаватели-тренеры дополнительного внеочередного повышения квалификации учителей во всех субъектах РФ – участниках апробации
Слайд 21Основные этапы работы в 2010 году
1. Завершение основной работы по подготовке
учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса ОРКСЭ
2. Проведение внеочередного дополнительного повышения квалификации тренеров по комплексному учебному курсу
Организация и проведение внеочередного дополнительного повышения квалификации учителей по комплексному учебному курсу (в регионах РФ)
Апробация курса ОРКСЭ в 19 субъектах РФ
январь
январь-февраль
февраль-март
апрель-май
Слайд 24МИФЫ о проекте
Преподавание будет вестись 1 час в неделю
Слайд 25МИФЫ о проекте
В рамках курса будет преподаваться религия, а преподавать
будут священнослужители
Слайд 26МИФЫ о проекте
Учебные пособия будут готовить непрофессиональные авторы, и их
содержание не будет проходить экспертизу
Слайд 27МИФЫ о проекте
Каждый модуль будет разрабатываться и вводиться самостоятельно, несогласованно
с другими модулями
Слайд 28МИФЫ о проекте
Нет времени разрабатывать новые учебные пособия, и поэтому
будут взяты учебники, разработанные ранее
Слайд 29МИФЫ о проекте
Учителя не будут подготовлены к преподаванию нового курса
Слайд 30МИФЫ о проекте
Детей распределят учителя
по национальному и конфессиональному признаку