Слайд 1Саратовское подразделение
Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций
Раздел: «Электрические аппараты и приборы,
электрические цепи тепловоза, электрические цепи электровоза»
Тема урока: «Аппараты силовой цепи»
Преподаватель: Жуков Д.А.
03 июня 2016 года
Слайд 2Аппараты силовой цепи.
Токоприемники (Л-13У)
НАЗНАЧЕНИЕ: обеспечивает скользящий контакт между высоковольтной цепью электровоза
и контактным проводом.
УСТРОЙСТВО: состоит из четырех основных частей:
Основания.
Подвижных рам.
Контактной системы (каретки и полоз).
Механизм подъема и опускания.
Основание – сварное, состоит из 2-х боковин 3, соединенных поперечинами 11. В подшипниках боковин расположены два основных поворотных вала 13, на которых размещены: два кронштейна для подъемных пружин 10, эксцентриковый рычаг и по одному кронштейну для синхронизирующей тяги 12.
Подвижные рамы. Нижние подвижные рамы 1 выполнены из труб большого диаметра, имеют Т-образные стойки и крепятся к основным поворотным валам. Верхние рамы 2 изготовлены из тонкостенных труб малого диаметра и соединены диагональными распорками 14. Нижние концы рам шарнирно, на подшипниках крепятся к Т-образным стойкам. Верхние концы рам шарнирно соединяются валиками и на концах крепятся к двум поперечным стержням кареток 5.
Слайд 3Аппараты силовой цепи.
Токоприемники (Л-13У)
Слайд 4Аппараты силовой цепи.
Групповой переключатель (ЭКГ-8Ж)
Слайд 5Аппараты силовой цепи.
Групповой переключатель (ЭКГ-8Ж)
Групповой переключатель ступеней Тягового трансформатора, или главный
контроллер ЭКГ-8Ж.
Предназначен – для переключения под нагрузкой ступеней вторичной обмотки тягового трансформатора с целью изменения напряжения в цепи ТЭД, в схеме электровоза обозначен ГП.
Состоит:
Переключателя обмоток (ПО), переключателя ступеней, 4 контакторов с дугогашением АБВГ блокировочных устройств, 30 контакторов без дугогашения, 12 для ПО (9,19,21,31,32,33.)
ПО – осуществляет переключение вторичных обмоток трансформатора (не регулируемой и регулируемых обмоток) со встречного вкл. до (17) позиции на согласные от 18 до 33 он состоит из своего кулачкового вала, на который напресованно 12 кулачковых шайб, каждая шайба управляет работой одного контактора без дугогашения.
Переключатели ступеней – осуществляют подключение к нерегулируемым частям обмоток тягового трансформатора (638 В). Определенного количества регулировочных секций обмотки в зависимости от позиций ЭКГ. Состоит из своего кулачкового вала, на который напрессовано 18 кулачковых шайб, каждый из которых управляет работой одного контактора.
Также имеются нижний и верхний блокировочные валы, на который напрессованы кулачковые шайбы, каждая из которых управляет блокировочным контактом ГП, которые стоят в цепях управления.
Работа ЭКГ:
В редукторе располагаются 2 мальтийских креста с поводками, которые служат для преобразования непрерывного вращения сервомотора, в прерывистое вращение валов ЭКГ, а именно валов ПО, ПС и блокировочных.
Для определения на какой позиции какие контактора силовые и блокировочные замкнуты или разомкнуты в электрической схеме предусмотрено диаграммы замыкания контакторов и контактов, в которых по горизонтали расположены в силовых и верхнем блокировочном вале и нижнем блокировочном вале номера позиций, а по вертикали номера контакторов и контактов.
Слайд 6Аппараты силовой цепи.
Групповой переключатель (ЭКГ-8Ж)
Слайд 7Реверсоры и тормозные переключатели электровоза
Назначение – для изменения направления вращения ТЭД
путем изменения направления тока в обмотке возбуждения. В схеме обозначается 63,64 в тех документации ПКД – 142 переключатель кулачковый двух позиционный.
Тормозные переключатели
Назначение – для переключения цепей ТЭД первой и второй тележки при переходе схемы из режима тяги в режим реостатного торможения. На схеме как 49,50. Так же ПКД – 142.
Слайд 8Реверсоры и тормозные переключатели электровоза
Устройство:
ПКД-142 состоит из следующих основных частей:
Основание, кулачкового
вала, пневмопривода. Силовых контактных элементов, которые задействованы в силовой цепи, и блокировочные контакты. Которые задействованы в цепях управления напряжением 50 В.
Основание представляет собой две стальные боковины стянутых 4-мя шпильками, вал, на который напрессованы 4 кулачковые изоляционные шайбы, которые управляют работой силовых контакторов, и шестерни которые управляют работой блокировочных контактов.
Пневмопривод.
Состоит из:
Пневмоцилиндра, в котором закреплен поршень двух стороннего действия шток которого через тягу соединен с рычагом, который жестко закреплен с валом.
Работа: При получение питания катушки одного из электропневматических вентилей открывается доступ воздуха в левую или правую часть пневмоцилиндра поршень перемещается и его шток выдвигается или на оборот вдвигается внутрь цилиндра при этом через рычаг происходит поворот кулачкового вала, что приводит к переключению силовых и блокировочных контактов переключателя. Когда катушка ЭПВ потеряет питание, произойдет выход воздуха из пневмоцилиндра в атмосферу и переключатель останется в исходном положение.
Правило для определения положения тормозных и реверсивных переключателей:
В положение тяга у тормозных и положение вперед у реверсивных своей кабиной управления шток поршня пневмопривода вдвинут внутрь, и рычаг кулачкового вала повернут, влево замкнуты два крайних силовых контакта. Это вперед своей кабиной.
Слайд 9Реверсор тепловоза
Реверсоры служат для изменения направления движения тепловоза за счет изменения
направления тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей
Реверсор состоит из следующих сборочных единиц: диафрагменного привода 1 с электропневматическим вентилем 4, сегментного барабана 6. укрепленного на шестигранном валу, неподвижных силовых контактов 8 с левой и правой стороны барабана б и барабана 5 вспомогательных контактов, расположенного между приводом и главным барабаном. Силовые неподвижные контакты выполнены в виде медных пальцев 8. шарнирно установленных по 4 шт. на стальных пальцедержателях12, закрепленных на изолированных шестигранных стойках. Контактный палец опирается на пальцедержатель штифтом 11. Нажатие контактных пальцев создается пружиной 10, опирающейся на скобу 15. Регулировочный винт 16 от самоотвинчивания предохраняется шплинтом. Отвод тока от контактных пальцев к контактным зажимам выполняется гибким соединением 14 и медной планкой 13.
Силовые подвижные контакты 7 изготовлены из латуни в виде фигурных сегментов, смонтированных попарно в группы и закрепленных на изолированном шестигранном валу. Правая часть сегмента в каждой паре отделяется от левой соседнего сегмента фибровой прокладкой. Вал сегментного барабана устанавливается в верхнем и нижнем подшипниках скольжения, снабженных масленками 2 для смазки.
Подвижные вспомогательные контакты изготовлены из медных пластинок 23 и укреплены шурупами на пропитанных изолирующим составом деревянных сегментах 20, в свою очередь укрепленных винтами на литом стальном сегментодержателе 21 с шестигранным отверстием. Сегментодержатель гранями шестигранного отверстия прижат болтами к граням шестигранного вала 22. Неподвижные вспомогательные контакты выполнены в виде контактных пальцев 18 из пружинной стали н укреплены стальной плести и кой 17 на деревянной колодке 19, пропитанной изолирующим составом.
Электропневматический привод реверсора состоит из корпуса 24. между фланцами которого и крышками 30 установлены резинотканевые диафрагмы. Между диафрагмами в корпусе установлен шток 27 с двумя упорными шайбами 28. К штоку крепится планка 26, в отверстие которой заведена сферическая головка.
На тепловозах применяются два вида реверсоров: кулачковые и барабанные
Слайд 12Электропневматические контакторы электровоза
Назначение: Пневматические контакторы типа ПК предназначены для вкл. и
откл. Силовых цепей электровоза под током.
Устройство: Состоит из изоляционного стержня, выполненного из стекло пластика, на котором укреплены элементы с низу на стержне укреплен пневмо привод, состоящий из цилиндра внутри, которого помещен поршень со штоком и возвратной пружины сверху поршня
Шток поршня через изоляционную тягу, шарнирно соединён с латунным рычагом подвижных контактов. К пневмоцилиндру подсоединен ЭПВ, который управляет подачей воздуха, к изоляционной тяге прикреплена металлическая пластина, которая соединена с подвижной колодкой блокировочных контактов, к средней части стержня укреплен латунный кронштейн подвижных силовых контактов на этом поворотном кронштейне укреплен главный и дугогасительный контакты, верхний кронштейн на котором укреплены главный и дугогасительный контакты последовательно с неподвижными силовыми контактами включена дугогасительная катушка
Слайд 13КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА КВ-1552 (тепловоз)
Слайд 14КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА КВ-1552 (тепловоз)
Слайд 15КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА КВ-1552 (тепловоз)
Контроллеры машиниста служат для дистанционного управления электрической передачей
тепловоза: изменения направления движения и регулирования мощности дизель-генераторной установки по позициям. По виду контроллеры делятся на контроллеры с ручным управлением и контроллеры с ручным и электропневматическим управлением.
Рисунок 3 — Контроллер машиниста[2,c.102]
Верхняя крышка 9 и дно корпуса 1 контроллера жестко связаны между собой двумя угольниками 4. В корпусе 3 установлен главный вал 6, один конец которого опирается на дно 1 второй проходит через крышку 9. На верхнем конце вала насажена главная рукоятка 11. На нижней части вала, имеющей квадрат сечение, размещен главный барабан 2. состоящий из набора пласт, массовых шайб с вырезами по окружности На верхней части вала 6 свободно надет реверсивный барабан 14, состоящий из втулки и жестко насаженных на нее двух шайб.
Реверсивный барабан свободно вращается на главном валу и переводится посредством рычага 5 и тяги 13 от реверсивного вала 8. Верхний конец реверсивного вала выведен над крышкой. На него надета головка реверсивного вала, в пазы которого вставляется реверсивная рукоятка 10. Нижний конец реверсивного вала вращается в отверстии кронштейна 7. неподвижно закрепленного на корпусе контроллера Главная рукоятка 11 имеет девять положений: холостой ход и восемь рабочих, она может поворачивать только шайбы главного барабана и служит для изменения частоты вращения вала дизеля. Угол поворота главной рукоятки из нулевого положения на 1-е равен 17 градусов. а на последующее — 10 градусов.
Реверсивная рукоятка 10 имеет положение «Вперед». Назад» и нейтральное Она предназначена для изменения направления движения тепловоза. Угол поворота реверсивной рукоятки от нейтрального положения в положение «Вперед» или «Назад» составляет 30 градусов. С левой и правой сторон от барабанов установлены изоляционные стойки 12. На левой стойке укреплены неподвижные контакты, состоящие из стальной планки и серебряной пластины 18. Подвижные контакты правой стойки состоят из угольника 29 и шарнирно укрепленного на нем рычага 31, на конце которого укреплен контакт 16 с серебряной пластиной 17. В средней части рычага на оси установлен ролик 20. Рычаг 31 под действием пружины 32 прижимается роликом к шайбе 28 барабана 2. Отвод тока от подвижного контакта выполняется с помощью гибкого соединения 30 на контактный винт угольника 29. При повороте рукоятки ролик 20 перекатывается по профилю шайбы 28. Если ролик находится не на вырезанной части шайбы, то контакты разомкнуты и подвижной контакт 16 пружиной 15 прижат к рычагу 31. При попадании ролика в вырез шайбы рычаг 31 пружиной 32 прижимается к угольнику 29, подвижной контакт 16 соприкасается с неподвижным 19 и отжимается от рычага 31. Нажатие на контакт осуществляется притирающей пружиной 15.
Последовательность замыкания контактов главного барабана при перемещении главной рукоятки зависит от расположения вырезов на шайбах, которые определяются схемой тепловоза. Контакты одной шайбы реверсивного барабана замыкаются только в положении «Вперед», второй — только в положении «Назад». Фиксация главного барабана на каждом положении осуществляется посредством храповика 25 главного вала 6. во впадины которого заходят стальные ролики 24, укрепленные на двух рычагах 26, поворачивающихся на неподвижной оси. Рычаги 26 при помощи пружин 27 прижимают ролики 24 во впадины храповика 25.
Фиксация реверсивного барабана выполняется храповиком 22, укрепленным на реверсивном валу 8. и фиксатором 23. прижимаемым пружиной 21. На каждом из трех положений реверсивной рукоятки зуб фиксатора 23 входит во впадину храповика 22. В нейтральном положении реверсивной рукоятки зуб фиксатора входит в среднюю впадину храповика, имеющую меньшую глубину, вследствие чего выступ фиксатора 23 при нулевом положении главного барабана входит в вырез храповика 25, и передвижение главной рукоятки оказывается невозможным.
На положениях реверсивной рукоятки «Вперед» или «Назад» зуб фиксатора 23 попадает в одну из крайних более глубоких впадин храповика 22, выходит из выреза в храповике 25 и не препятствует повороту главного барабана 2. После перевода главной рукоятки из нулевого положения в одно из рабочих вырез храповика 25 смещается и фиксатор 23 не может выйти из впадины храповика 22, так как выступ фиксатора упирается в цилиндрическую поверхность храповика 25. В »том случае поворот реверсивной рукоятки невозможен. Таким образом, осуществляется механическая блокировка, не позволяющая повернуть главную рукоятку при нейтральном положении реверсивной и реверсивную рукоятку при всех положениях главной рукоятки, кроме нулевой Кроме того. на крышке контроллера предусмотрены специальные выступы, позволяющие вынуть реверсивную рукоятку только на нейтральном положении и не позволяющие снять реверсивную рукоятку в положении «Вперед» или «Назад» .
Слайд 16Электропневматический контактор (тепловоз)
На панели 1 электропневматического контактора крепится литой кронштейн 2.
На
кронштейне установлена дугогасительная катушка 3 и неподвижный контакт 4. В нижней части панели крепится цилиндр 16 электропневматического привода. В цилиндре помешается поршень 15 со штоком 13, поршень отжимается в левое крайнее положение выключающей пружиной 14. Шток привода связан шарнирно с фигурным рычагом 9, к которому крепится изоляционная колодка 10 с подвижными вспомогательными контактами. Подвижной контакт 5 вместе с притирающей пружиной 8 шарнирно связан с рычагом 9. Силовые контакты подвижной и неподвижный закрыты дугогасительной камерой 7 с полюсами б. Фиксирующая дугогасительную камеру пружинная планка оканчивается дугогасительным рогом. При подаче напряжения на катушку электропневматического вентиля он срабатывает, и сжатый воздух из резервуара управления поступает в цилиндр. Под действием сжатого воздуха поршень 15, преодолевая усилие пружины 14, перемещается вместе со штоком 13 вправо. Конец штока при этом поворачивает фигурный рычаг 9 с укрепленным на нем подвижным контактом 5. Как только силовые контакты сомкнутся, держатель подвижного контакта сжимает притирающую пружину 8 и. поворачиваясь на собственном валике, притирает контактные поверхности. При вращении рычага 9 перемещается и укрепленная на нем колодка с подвижными контактами (пластинами). которые замыкают вспомогательные контакты 11.
При разрыве цепи катушки вентиля его впускной клапан закрывается, а выпускной открывается и сообщает цилиндр с атмосферой. Под действием выключающей пружины поршень со штоком возвращаются в исходное положение, а главные и вспомогательные контакты разрываются.
Слайд 17Электропневматический контактор (тепловоз)
Слайд 18Электропневматический контактор (тепловоз)
Слайд 19Электропневматический контактор (тепловоз)
Групповой контактор типа ПКГ-565 (ВШ1-ВШ2) применяется для подключения резисторов
ослабления возбуждения тяговых электродвигателей. Контактор имеет диафрагменный привод 9, управляемый электропневматическим вентилем 1 (типа ВВ-3). Шток 8 привода с контактодержателем 2, на которых укреплены подвижные контакты 6 мостикового типа с пружинами 7, перемещается и замыкает главные контакты под воздействием пневматического привода. Неподвижные контакты 5 укреплены на пластмассовых контакте держателях, прикрепленных к уголкам 3. Неподвижные и подвижные контакты имеют металлокерамические накладки.
Размыкание контактов происходит под действием силы тяжести подвижных частей и отключающей пружины 4 при снятии напряжения с катушки вентиля 1. Вспомогательные контакты мостикового типа. Металлокерамические контакты допускают нагрев до 125 °С (медные — до 115 °С) и выполнены без дугогасительного устройства, так как падение напряжения на обмотках возбуждения тяговых двигателей небольшое (до 20 В). Технические данные контактора приведены в табл.
Слайд 20Электропневматический контактор (тепловоз)
Слайд 21Электропневматический контактор (тепловоз)