Слайд 1Античные образы в искусстве конца XIX –начала XX веков
Слайд 2Представление об античности как о счастливом «детстве человечества» основано на вере
древних греков в возможное совершенство человека, на их влюбленности в мир и ощущении его как тайны. Античное искусство пронизано радостно-непосредственным восприятием жизни и сознанием могущества окружающего человека мира природы.
Слайд 3Рождение Афродиты. 5 в. до н.э.
Слайд 4
Храм Ники Аптерос. 5 в. до н.э.
Храм Афины на острове Эгина.
5 в.до н.э.
Слайд 5Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в. до н.э.
Храм Зевса в Афинах.
Слайд 6Артемида. 4 в. до н.э.
Скопас. Потос.
Слайд 7Современный вид афинского Акрополя.
Слайд 8«Тяга к греческой традиции волной прошла по искусству конца XIX и
начала XX века. Сочетаясь с прочным отвращением к академизму, она неожиданно несла на себе отсвет как бы некой греческой «подлинности». Майоль не был ни классицистом, ни неоклассицистом, он был самобытен и современен, но в современности явился носителем духа греческой гармонии. По-иному и по-своему это сквозило у Сезанна, у Матисса. Нам нельзя забыть и о русских художниках, Врубеле и Серове, воскресивших поэзию античного мифа»
Н.Дмитриева
Слайд 9Стефан Малларме
Морской ветер
Увы, устала плоть и книги надоели.
Бежать, бежать туда, где
птицы опьянели
От свежести небес и вспененной воды!
Ничто – ни пристально глядящие сады
Не прикуют души, морями окропленной,-
О, ночи темные! – ни лампы свет зеленый
На белых, как запрет, нетронутых листах,
Ни девочка – жена с ребенком на руках.
Уеду! Пароход, к отплытию готовый,
Срываясь с якорей, зовет к природе новой.
Издевкою надежд измучена, Тоска
К прощальной белизне платков еще близка…
А мачты, может быть, шлют бурям приглашенье,
И ветер клонит их над кораблекрушеньем
Уже на дне, без мачт, вдали от берегов…
Душа, ты слышишь ли – то песня моряков?
Слайд 10СИМВОЛИЗМ – литературное течение конца XIX – начала XX вв., широко
распространившееся в Европе, а затем и в России. Представители символизма – Ст. Малларме, А. Рембо, П. Верлен во Франции, Ж. Роденбах, Э. Верхарн, М. Метерлинк в Бельгии, Р. М. Рильке, Г. Фон Гофмансталь в Австрии, О. Уайльд в Англии, Г. Ибсен в Норвегии. В России символизм связан с творчеством Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока.
Символизм развивается в условиях назревающего кризиса буржуазной культуры, в переломные годы кануна войн и революций; его представители с исключительной остротой переживают трагедию личности в обществе. Отсюда крайний индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности. Который приводит к протьесту против общества.
Слайд 11Недаром символисты говорили о непознаваемости мира, а Стефан Малларме – один
из теоретиков символизма – заявлял, что поэзия – в невысказанном, сверхчувственном.
Искусство символизма основано на субъективном принципе создания символов, преобразующих «грубую и бедную» жизнь в «сладостную легенду» (Ф. Сологуб). В символах можно было запечатлеть и трагедию разоряемой деревни, и гримасы капиталистического города («Галлюцинирующие селенья» и «Города – спруты» Верхарна), передать смутную, но исполненную гуманистического смысла мечту о благородном человеческом призвании.