Слайд 1АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
В помощь обучающимся на гуманитарном отделении
Учитель МОУ «Лицей№21» Елагина Н.И.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Стихи - художественная, ритмически организованная речь.
Ритм - равномерное чередование
повторяющихся единиц.
Стопа – регулярное сочетание ударного и безударного слогов.
Размер – чередование стоп в стихе.
Слайд 3ВИДЫ СТОП
Двусложные:
Ямб – 1 слог безударный, 2 – ударный:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Слайд 4ВИДЫ СТОП
Двусложные: Хорей – 1- ударный,2- безударный:
Раз в
крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
В. Жуковский
Слайд 5ВИДЫ СТОП
Трёхсложные:
Дактиль – 1- ударный, 2- безударный, 3- безударный:
Тучки
небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М. Лермонтов
Слайд 6ВИДЫ СТОП
Трёхсложные:
Амфибрахий - 1- безударный, 2- ударный, 3- безударный:
Как ныне сбирается
вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
А.Пушкин
Слайд 7ВИДЫ СТОП
Трёхсложные:
Анапест – 1-безударный, 2- безударный,3-ударный:
На полярных морях
и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Н.Гумилёв
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Рифма- созвучие концов стихов.
Виды рифмы:
По месту ударения различают
Женские- ударение падает на предпоследний слог стиха:
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
А.Пушкин
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Мужские рифмы- ударение падает на последний слог в стихе:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ.
Дактилические- ударение падает на третий от конца слог стиха.
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Строфа- несколько стихотворных строчек, объединённых общей системой рифмовки:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Ф. Тютчев
Слайд 11СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА
Повторы(рефрен)- повтор одного или нескольких слов или строк:
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
С. Островой
Анафора- единоначатие:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С. Есенин
Слайд 12СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА
Параллелизм- построение двух и более стихов по одно
синтаксической схеме:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм…
А. Пушкин
Эпифора- антоним анафоры:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! А. Блок
Слайд 13ЗВУКОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА СТИХА
Аллитерация- повторение согласных звуков:
Русалка плыла по волне
голубой,
Озаряема полной луной,
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
М. Лермонтов
Ассонанс- повтор гласных звуков:
«Всё моё»,- сказало злато;
«Всё моё»,- сказал булат.
А. Пушкин
Слайд 14ЗВУКОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА СТИХА
Звукопись- повторение сочетаний звуков:
Люблю грозу в начале
мая,
Когда весенний первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
Слайд 15СТИХОТВОРНЫЕ ЖАНРЫ
Ода- торжественное, прославляющее какое-либо событие или лицо произведение;
Элегия- стихотворение, содержащее
грустные размышления о несчастной любви, об одиночестве, о бренности бытия
Послание- стихи в форме письма(дружеское, любовное, гражданское, шуточное);
Эпиграмма- сатирические стихи, адресованные конкретному лицу;
Слайд 16СТИХОТВОРНЫЕ ЖАНРЫ
Мадригал- стихотворение-комплимент дружеского или шуточного характера;
Идиллия (пастораль)- стихи о влюблённых
на лоне сельской природы;
Сонет - твёрдая стихотворная форма из 14 строк, образующих два катрена и два терцета.
Поэтический памфлет- стихотворение обличающего характера.
Слайд 17ВИДЫ ЛИРИКИ
Пейзажная;
Гражданская (тема Родины, гражданской позиции);
Интимная (темы любви и дружбы);
Философская (темы
Бога,одиночества,творчества и т.д.)
Слайд 18ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
Период творчества поэта;
История создания стихотворения;
Жанр и композиция;
Тема;
Образ лирического героя;
Средства
поэтической выразительности(тропы, синтаксис, звукопись);
Особенности стиха(метр, размер, способы рифмовки);
Значение стихотворения в творчестве поэта и поэзии в целом.