Административная реформа и Россия-2020: будет ли в России создано государство для постиндустриального общества? презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Российское государство в международных сопоставлениях Опыт административной реформы: успехи и неудачи Перспективы административной реформы Россия-2020: новые вызовы для развития государства Государство для постиндустриального общества: шансы на успех

Слайд 1Административная реформа и Россия-2020: будет ли в России создано государство для

постиндустриального общества?

Михаил Дмитриев
Президент
Центра стратегических разработок
Москва
ВШГА МГУ
20 июня 2007 года


Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 4Россия 2020

В 2000 году главной проблемой для политиков и экономистов было

предотвратить отставание России от других среднеразвитых стран.
К 2020 году у России впервые в ее истории появляется реальная возможность перейти из стран со средним уровнем развития в группу наиболее развитых постиндустриальных стран

Слайд 5Цели 2020

Подушевой ВВП по ППП в ценах 2005 г.– не

ниже $20 000
Сектор услуг в ВВП и занятости – около 70 %
Средний класс в терминах развитых стран–около 50 %
Экономически активное население с высшим образованием – около 50%
Эффективные институты правового государства и гражданского общества

Слайд 6Цели 2020

Но российское государство все еще далеко от стандартов развитых стран
Оно

нуждается в комплексной модернизации

Слайд 7
Эффективность правительства


Слайд 8
Качество регулирования


Слайд 9
Соблюдение законов


Слайд 10
Коррумпированность


Слайд 11Незащищенность прав собственности в переходных экономиках
Источник: The World Bank. Transition: The

First Ten Years




Слайд 12
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАНЯТЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ


Слайд 13
Занятость в системе госуправления в процентах от общей численности населения



Слайд 14
ПАРАДОКС РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ: процент стран, превосходящих Россию в рейтингах


Слайд 15
«Порочный круг» реформ 1990-х годов


Слайд 16
Экономические и государственные институты


Низкая конкурентоспособность
Высокая энерго- и ресурсоемкость российской экономики
Сильная зависимость

роста от внешних условий

Неустойчивость роста в традиционных отраслях

Слабое развитие новых секторов предпринимательства, в том числе, малого бизнеса

Отток капитала, отсутствие эффективных инвестиций в модернизацию

Недоверие к государству, отсутствие социального контракта, нежелание платить налоги

НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ


Слайд 17СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 18 НАЧАЛО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Впервые основные положения административной реформы были сформулированы в стратегии

социально-экономического развития Российской Федерации, которая была подготовлена Центром стратегических разработок в начале 2000 года

Однако раздел «Реформа власти» был исключен из окончательной редакции Стратегии



Слайд 19 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Оптимизация системы исполнительной власти на федеральном и региональном уровне
Дерегулирование
Реинжиниринг деловых

процессов
Учет интересов потребителей гос. услуг
Прозрачность и борьба с коррупцией

Слайд 20 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Улучшение мотивации госслужащих
Внедрение управления и бюджетирования, ориентированного на результаты
Электронное правительство


Оптимизация сети государственных учреждений


Слайд 21Комиссии по направлениям реформ

Разграничение
полномочий
между уровнями власти и местного самоуправления
Реформа исполнительной

власти

Реформа государственной
службы

Внедрение механизмов управления и бюджетирования по результатам

Комиссия
по адм.реформе
(2003)

Комиссия
по разграничению
полномочий
(2001)

Комиссия
по реформе
госслужбы
(2001)

Комиссия
по повышению
эффективности
Бюджетных
расходов
(2004)


Слайд 22РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Несмотря на достигнутые успехи, процесс административной реформы далек от

завершения
Незавершенность реформы не позволила добиться коренного улучшения работы государственных институтов
Деловой климат улучшился
Но уровень защиты прав собственности остается низким


Слайд 23Индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума


Слайд 24Корреляция показателей качества государственного управления
Доверие
Обществмнение
Стабиль-ность
Эффек-тивность
Качество регулиро-вания
Право-вое гос-во
Корруп-ция
Доверие
Обществ мнение
Эффек-тивность
Качество регулиро-вания
Правовое гос-во
Коррупция
Источник: Всемирный

банк.

Стабиль-ность


Слайд 25РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Реорганизация исполнительной власти может быть успешной только в сочетании

с другими элементами административной реформы
Для успешного продолжения административной реформы необходимо ускорение реформ, влияющих на ее реализацию
Развитие административной реформы невозможно без предварительного создания локальных очагов эффективного управления
Основное содержание процесса административной реформы будет составлять постепенное распространение лучших практик

Слайд 26Реорганизация Правительства и другие составляющие административной реформы

ПРАВИТЕЛЬСТВО
Регламенты
Управление результатами
МИНИСТЕРСТВА
Политика, основанная на доказательствах
Управление

результатами

Слайд 27СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 28
ВЫЗОВЫ И РИСКИ
ВЫЗОВЫ
Неполный консенсус
Ограниченный потенциал управления изменениями
Специальные интересы, политические и

социокультурные барьеры
Длинный период реализации
Размеры госадминистрации

РИСКИ
Конфликтность
Неэффективная реализация


Фрагментарность реформ

Потеря преемственности

Нескоордини-рованность и медленный темп












Слайд 29
Направления повышенного риска
НАПРАВЛЕНИЯ
Разграничение полномочий между уровнями гос. власти и местного самоуправления
Реформа

гос. службы

Реинжиниринг деловых процессов и управление по результатам
Борьба с коррупцией

РИСКИ

Конфликт между элементами централизации и децентрализации
Непоследовательная реализация

Воспроизводство старых подходов и «симулирование» изменений
Медленный прогресс из-за сопротивления специальных интересов











Слайд 30
Направления повышенного риска
НАПРАВЛЕНИЯ
Административная юстиция и внесудебное обжалование

Электронное правительство


Оптимизация сети гос. учреждений


РИСКИ

Сопротивление со стороны специальных интересов

Фрагментация и плохая координация

Сопротивление специальных интересов и большие размеры сети









Слайд 31
ПЕРСПЕКТИВЫ



Слайд 32
ПЕРСПЕКТИВЫ



Слайд 33СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 34Цели 2020

Подушевой ВВП по ППП в ценах 2005 г.– не

ниже $20 000
Сектор услуг в ВВП и занятости – около 70 %
Средний класс в терминах развитых стран–около 50 %
Экономически активное население с высшим образованием – около 50%
Эффективные институты правового государства и гражданского общества

Слайд 35Государство для постиндустриального общества

Роль государства в постиндустриальном обществе усложняется
Некоторые причины:
Возрастает

роль секторов услуг с «провалами рынка»
Растет глубина финансовых рынков и их роль в экономике
Усиливается роль инноваций и человеческого капитала
Усложняется защита прав собственности (финансовые, интеллектуальные, и информационные аспекты)
Повышается важность партнерства с бизнесом и гражданским обществом

Слайд 36Вклад человеческого потенциала в экономическое развитие

Источник: Where is the Wealth of

Nations: Measuring Capital for
the 21st Century, The World Bank, Washington DC, 2006.

Слайд 37Государство для постиндустриального общества

Постиндустриальное государство не будет успешным, если оно:
Коррумпировано
Не может

регулировать развитые финансовые рынки
Не обеспечивает эффективной защиты прав собственности (особенно в таких сложных аспектах, как финансовые, информационные и интеллектуальные)
Не способно сотрудничать с гражданским обществом и бизнесом

Слайд 38
Неэффективность государства
ВВП НА ДУШУ
НАСЕЛЕНИЯ
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЯХ:
Неэффективность государственного регулирования

Низкое

качество публичных услуг

Неэффективность непосредственного участия государства в экономике


НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА -
- ПРЕПЯТСТВИЕ
РОСТУ

2020 год

2007 год



Слайд 39Долгосрочные сценарии роста


Источник: МЭРТ


Слайд 40Прямые потери в результате банковских кризисов


Слайд 41Кредитные и валютные рейтинги


Слайд 42Пример Японии




Слайд 43АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РЕФОРМ
В период 2001—2007 годов низкая эффективность исполнительной

власти была одним из главных барьеров на пути проведения необходимых социально-экономических преобразований

Слайд 44

налоговая реформа
пенсионная реформа
реформа образования
реформа электроэнергетики
реформа технического регулирования и

др.

Только одна почти завершенная реформа

реформа здравоохранения
борьба с бедностью
реформа газовой отрасли

Незавершенные реформы



Медленные темпы принятия политических решений

Отстутствие эффективных механизмов реализации решений


Не начатые реформы



Итоги пятилетия реформ

ИТОГИ ПЯТИЛЕТИЯ РЕФОРМ


Слайд 45Борьбу с бедностью
Реформы образования и здравоохранения
Пенсионную реформу
Реформу ЖКХ
Реформу местного самоуправления
Развитие рынков

земли и недвижимости
Реформу естественных монополий
Антипонопольную политику
Реформу технического регулирования
Реформы во внешнеэкономической сфере

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА



влияет на

зависит от

Бюджетной реформы
Реформы госслужбы
Судебной реформы
Реформы право-охранительной системы
Разграничения полномочий между РФ и ее субъектами

Успешность административной реформы


Слайд 46КАК АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ВЛИЯЕТ НА УСПЕХ ДРУГИХ РЕФОРМ
Борьба с бедностью
Реформы во

внешнеэкономической сфере

Распространение лучших административных практик



Политика, основанная на доказательствах
Управление результатами
Межведомственное взаимодействие
Стандарты государственных услуг
Аутсорсинг
Электронное правительство

Реформа местного самоуправления


Слайд 47КАК АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ВЛИЯЕТ НА УСПЕХ ДРУГИХ РЕФОРМ
Развитие рынков земли и

недвижимости
Реформа ЖКХ
Пенсионная реформа



Электронное правительство
Стандарты государственных услуг
Реформа государственного регулирования
Досудебное обжалование

Регламенты
Реформа государственного регулирования
Досудебное обжалование

Реформа естественных монополий
Реформа технического регулирования
Антимонопольная политика


Слайд 48КАК ДРУГИЕ РЕФОРМЫ ВЛИЯЮТ НА УСПЕХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Бюджетная реформа
Реформа госслужбы
Судебная реформа
Реформа

право-охранительной системы

Бюджетирование по результатам

Мотивация и человеческий потенциал
Конкурентоспособность госорганов на рынке труда

Административная юстиция

Борьба с коррупцией





Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами


Оптимизация функций
Дерегулирование
Регламенты
Стандарты услуг


Слайд 49ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ - 2020

Человеческие ресурсы
Институты
Интеграция в мировую экономику


Слайд 50ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ

К 2020 году трудоспособное население может снизиться на 15%
Многим странам,

близким к России по уровню развития, удавалось поддерживать устойчивый рост 7 и более процентов
Но в мировой истории нет примеров устойчивого экономического роста по 7% в год при снижении трудоспособного населения на 1% в год

Слайд 51ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ





Источник: Росстат


Слайд 52ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ

Возможный вклад демографической и миграционной политики в замедление снижения трудоспособного

населения


Слайд 53Вклад человеческого потенциала в экономическое развитие

Источник: Where is the Wealth of

Nations: Measuring Capital for
the 21st Century, The World Bank, Washington DC, 2006.

Слайд 54Вклад человеческого потенциала в экономическое развитие

Главный вызов состоит не в снижении

численности трудоспособного населения, а в неспособности России использовать свой человеческий потенциал для целей развития
Решение этой задачи возможно лишь путем проведения комплексных реформ, направленных на:
развитие институтов
повышение конкуренции
развитие рынков труда
содействие инновациям

Слайд 55Источники стабилизации предложения на рынке труда


Слайд 56Индикаторы развития институтов
Политические права


Слайд 57Индикаторы развития институтов
Эффективность правительства


Слайд 58Индикаторы развития институтов
Коррупция


Слайд 59Индикаторы развития институтов
Агрегированный страновой риск
(Global Insight)


Слайд 60Индикаторы развития институтов
Агрегированный глобальный индекс бизнес-регулирования
(экстраполяция с помощью уравнения регрессии)


Слайд 61Признаки отставания от других переходных экономик

В 2002 г. деловая среда

в России была лучше, чем в странах Восточной Европы по 16 параметрам из 21, в 2005 году – только по 11 параметрам.
Наиболее заметное ухудшение произошло по таким показателям, как неопределённость политики и коррупция
Снизилась острота лишь таких проблем, как доступ к земельным участкам и регистрация собственности на землю

Слайд 62
Институты России: сравнение с переходными экономиками
По данным опроса BEEPS; красные столбики

обозначают проблемы, по которым в России оценки оказались хуже, чем в международной выборке

Опрос 2005

Опрос 2002


Слайд 63Критическое отставание по ряду направлений

По ряду ключевых направлений состояние российских

институтов сопоставимо с показателями наименее наименее успешных стран мира
Стран-членов ОЭСР с такими институциональными показателями не существует
Вхождение России в категорию развитых постиндустриальных стран без кардинального улучшения институтов представляется маловероятным

Слайд 64УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ
По уровню коррупции Транспэренси Интернэшнл
Россия в 2005 году находилась

среди 20 процентов
наиболее коррумпированных стран

Россия

Китай


Слайд 65Экспорт товаров из России


Источник: МЭРТ


Слайд 66Тенденции в мировой торговле
потребление
сырьевых
товаров
мировой
экспорт
Темпы прироста в 2005

г., пп




мировой
ВВП

3,65%

1,5%

6%




Слайд 67Чтобы Россия развивалась темпами выше среднемирового значения в ее экспорте должна

возрасти доля обрабатывающих производств и услуг, и снизится доля сырья.




Слайд 68

Три модели
внешнеэкономического регулирования


Слайд 69

Внешнеэкономические вызовы
для институтов государства
Неполный учет глобальных тенденций и рисков
Раздробленность

внешнеэкономических органов
Барьеры между внешней и внутренней экономической политикой
Неэффективное исполнение договоров и соглашений
Слабое экспертное обеспечение
Дефицит взаимодействия с бизнес-сообществом
Неразвитость системы поддержки экспорта и инвестиций

Слайд 70СЦЕНАРИИ РОСТА ТОВАРООБОРОТА


Слайд 71Потенциал диверсификации
Индекс «густоты леса»













положение России
положение стран-членов ЕврАзЭС
положение др. стран СНГ

ВВП

на душу населения (2000)

Слайд 72СОДЕРЖАНИЕ
Российское государство в международных сопоставлениях
Опыт административной реформы: успехи и неудачи
Перспективы административной

реформы
Россия-2020: новые вызовы для развития государства
Государство для постиндустриального общества: шансы на успех



Слайд 73Что может помочь модернизации институтов государства?
Продолжение административной реформы
Присоединение к ВТО и

интеграция в глобальную экономику
Присоединение к ОЭС Р
Изменение ценностей

Слайд 74Продолжение административной реформы: пример – борьба с коррупцией
В России существует потенциал для

дальнейшего снижения коррупции
Предпринимавшиеся в прошлом меры по борьбе с коррупцией были недостаточны, чтобы обеспечить ее снижение

Слайд 75Меры борьбы с коррупцией
Принятие законодательства обеспечивающего высокий уровень транспарентности органов государственной

власти;
Продолжение дерегулирования российской экономики;
Реализация норм Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также приведение российского законодательства в соответствие с этими конвенциями;
Развитие антикоррупционной экспертизы проектов законов и других нормативно-правовых актов, а также развитие мониторинга уровня коррупции;
Реинжиниринг деловых процессов, внедрение административных регламентов и информационных технологий в органах государственного управления с учетом необходимости снижения риска коррупции;

Слайд 76Меры борьбы с коррупцией
Повышение прозрачности и снижение манипулируемости государственных закупочных процедур;
Внедрение

дополнительных антикоррупционных процедур в сферах с повышенным риском коррупции (таможенные и налоговые органы, органы управления государственным имуществом);
Внедрение стандартов доступности и качества государственных услуг;
Развитие эффективных механизмов досудебного обжалования решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц;
Расширение взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества в сфере выработки политики и правоприменения


Слайд 77Меры борьбы с коррупцией
Укрепление мотивации, повышение роли служебной этики;
контроль за конфликтом

интересов;
Развитие меритократической системы управления человеческими ресурсами в системе государственной службы;
Реформирование правоохранительных органов;
Продолжение судебной реформы.

Слайд 78Открытость экономики и прогресс реформ в странах переходной экономики


 

Источник: Всемирный банк
Прогресс

реформ (2003)

Внешнеторговый
Оборот в % к ВВП (2003)





Слайд 79Вступление в ОЭСР
Вступление в ОЭСР потребует комплексной модернизации рыночных

и государственных институтов
Существует потенциальная возможность широкого консенсуса по вопросу о присоединении к ОЭСР.

Слайд 80ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ: смена поколений и рост доходов

Источник: EBRD


Слайд 81ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ: смена поколений и рост доходов

Источник: EBRD


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика