Слайд 1Адаптация опыта работы Л.Н.Ефименковой по коррекции устной речи.
Составила:
Кабалия Ольга Ивановна
учитель-дефектолог
ГБДОУ ЦРР № д/с 23
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Слайд 2РАБОТА НАД СЛОВОМ.
Детям дается понятие о слове не только как о
лексической единице языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятия «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
Слайд 3 Слова, обозначающие предмет. В процессе
работы дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы, учатся изображать их графически.
Слайд 4Слова, обозначающие действие предмета. В процессе работы дети учатся правильно ставить
вопросы, учатся изображать их графически. Это помогает более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Слайд 5Слова, обозначающие признак предмета.
Слайд 6Работа над предложением.
Усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия
предметов, соединяют в простое нераспространенное предложение. Важно начинать работу именно с этого типа предложений, поскольку здесь дети фактически начинают овладевать умением чувствовать грамматическую основу предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы дети успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения. На этом этапе работы широко используются графические схемы предложений, для того чтобы сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове как единице предложения.
Слайд 7Простое нераспространенное предложение разной структуры (П.+С.,С.+П.)
Слайд 8 Распространение предложения путем
введения второстепенных членов.
Сначала
предложение распространяется путем введения дополнения, выраженного существительным в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежа единственного и множественного числа без предлога. Затем в предложение вводят определение к подлежащему и дополнению и, наконец, обстоятельство места.(знакомство с П.п.)
Параллельно с распространением предложения отрабатываем грамматические связи: согласование и управление. С этой целью поэтапно учим детей правильно согласовать существительное с глаголом в числе и роде, прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 9Введения дополнения, выраженного существительным в форме винительного падежа единственного и множественного
числа без предлога.
Слайд 10Введения дополнения, выраженного существительным в форме родительного падежа единственного и множественного
числа без предлога.
Слайд 11Введения дополнения, выраженного существительным в форме дательного падежа единственного и множественного
числа без предлога.
Слайд 12Введения дополнения, выраженного существительным в форме творительного падежа единственного и множественного
числа без предлога.
Слайд 13Составление предложения по картинкам сначала из двух, затем из трех, четырех,
пяти и более слов.
Слайд 14 Особое место занимает работа над предлогами.
Работая над предлогами,
логопед должен решить следующие задачи.
1. Сформировать представление о смысловом значении предлогов.
2. Сформировать представление о предлоге как об отдельном слове.
Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления
В графической схеме предложения условное изображение предлога вводится в виде маленького квадрата.
Слайд 17 Формирование связной речи.
Начинается работа с пересказа
(подробного, выборочного, творческого).
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.
Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
Творческий пересказ развивает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.
Затем дети осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.
Слайд 18Тексты, повествовательного характера строятся с учетом временных или причинно-следственных связей.
Методика работы
с текстом «Дрозд»
1.Чтение рассказа oдин раз.
2.Словарная работа.(дрозд, злодей)
3. Выделении глаголов, которые определяют последовательность действий, происходящих в рассказе.(заметил, влез, увидел, клюнул, фыркнул, спрыгнул)
4.Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, ребенок — предложение с этим словом.
5.Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
Слайд 19Тексты, описательного характера строятся с учетом предметных связей.
Методика работы с текстом
«Береза».
1.Чтение рассказа oдин раз.
2.Словарная работа.
3.Установление предметных связей(береза-ствол-кора-ветки-листочки-сережки.)
4.Работа с пиктограммами.
5.Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
Слайд 20Тексты, описательно-повествовательного характера строятся с учетом параллельных связей .
предмет
действие
Методика работы с текстом «Как медведь сам себя напугал».
1.Чтение рассказа oдин раз.
2.Словарная работа.
3.Установление предметных связей(медведь-веточка-белочка и т.д.)
4. Выяснение причинно-следственных связей. Вопросы: Почему медведь убежал из леса? и т.д.
5.Установление временных связей . Назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).
6.Работа с пиктограммами.
7..Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
Слайд 21
Составление плана
рассказа, использование его при пересказе.
Методика работы с текстом
«Найда». Логопед читает первый вариант рассказа.
Пересказ рассказа по контурным картинкам. Логопед читает второй вариант рассказа.
Что нового вы узнали из рассказа? Нарисуйте.
Расскажите, какая была Найда? (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Найды раскрашены.)
Аналогичная работа со щенками, конурой.
Вспомните и назовите картинки по порядку. (Собака, щенята, конура.)
Вопросы: Сколько частей в рассказе?
О ком говорится в первой части рассказа?
О ком говорится во второй части рассказа?
О чем говорится в третьей части рассказа? Логопед предлагает детям дать название каждой части рассказа. («Найда», «Щенята», «Конура».) Логопед. У нас получился план рассказа.
Пересказ рассказа «Найда» целиком по плану.
Слайд 22 Краткий пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать
самое главное из всего текста.
Слайд 23Выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения отделить одну сюжетную линию
от другой.
Слайд 24Творческие пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
Слайд 25Составление рассказов .
По серии картинок и словам-действиям.
Слайд 26Материал для работы по темам:
«Слоговой состав слова»
«Твердые и мягкие согласные»
«Звуко-буквенный состав
слова»
Слайд 27«Новое-хорошо забытое старое».
Наглядное пособие по коррекция устной и письменной речи является
дополнением к книге Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов М.: Просвещение, 1991.