Слайд 1муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПУНКТА
с детьми 6-7 лет
на 2016-2017 учебный год
Составила:
учитель-логопед
Гончарова Е.Н.
г. Оленегорск
Слайд 2Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии
с нормативными документами:
• Конвенция ООН
о правах ребенка;
• Декларация прав ребенка;
• Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО);
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Положение о логопедическом пункте ДОУ.
Слайд 3
Цели адаптированной образовательной программы:
- обеспечение системы средств и условий для
устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ФНР, ФФНР и ОНР III) и осуществление своевременного и полноценного личностного развития;
- обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Слайд 4
Задачи адаптированной
образовательной программы.
1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.
2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми:
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе.
4. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад.
Слайд 5
Достижение поставленных целей и
решение задач осуществляется с учетом
следующих принципов:
1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой.
2. Принцип развивающего подхода (основывается на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
4. Принцип сознательности и активности детей. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей ребенка и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий.
6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Слайд 6 Аналитическая справка
по логопункту.
В сентябре 2016 года на логопедический пункт МДОУ № 2 были зачислены 20 детей со следующими нарушениями речи:
- 2 ребенок с логопедическим заключением ФНР, дислалия;
- 6 ребенок с логопедическим заключением ФФНР, полиморфная дислалия;
- 12 детей с логопедическим заключением ОНР III ур.р.р.
Слайд 7 Примерная продолжительность
занятий:
- с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, и 12 месяцев – с детьми, имеющими ФНР с элементами лексико-грамматического недоразвития;
- ФФНР – 12 месяцев;
- ОНР III – 12 месяцев.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Слайд 8
Краткая характеристика контингента.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказываний.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи.
Слайд 9
Основная форма коррекционной работы с детьми в
условиях логопедического пункта – коррекционная непосредственная образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная).
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-7 лет – 30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 4 до 6 человек. Состав подгрупп может периодически меняться в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции звукопроизношения каждого ребенка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, 2 раза в неделю.
группах осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Слайд 11 Индивидуальная коррекционная работа проводится:
- по активизации
и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- по подготовки артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
- по постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Планируемые результаты по образовательной области
«Речевое развитие»
Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
1. Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцирует все звуки.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
3. Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.