Слайд 1
Задачи и перспективы развития
учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»
Слайд 2Комплект учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА»
Включен в Федеральный перечень
учебников , учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования Российской Федерации
Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования
Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров.
Обладатель книжного Оскара в номинации «Учебники ХХI века» XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки
Слайд 3 В основе проекта «Начальная школа ХХI века»- целостная
концепция начального образования. Каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценное индивидуальное развитие каждого ребенка и его успешное обучение.
Слайд 4Основные ведущие идеи УМК «Начальная школа ХХI века»
Обучение строится с учетом
психологических доминант младшего школьного возраста (актуальность для ребенка двух деятельностей -учебной и игровой; значимость наглядно –действенного и наглядно – образного мышления для развития словесно-логического мышления; целостное восприятие детьми окружающей действительности; особенность способов общения со сверстниками и взрослыми)
Слайд 52. Методика обучения чтению, письму и математике ориентирована на формирование
компонентов учебной деятельности, развитие умения и желания детей учиться;
3. Реализуется культурологический принцип обучения, рассматриваемый авторами как развитие духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества;
4. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать перспективу его развития.
Слайд 7 В настоящее время учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» представлен во
всех регионах Российской Федерации. В этом учебном году по УМК занимается каждый десятый учащийся начальной школы.
Наиболее широко комплект используется в Белгородской, Самарской, Смоленской областях. По комплекту учится одна треть младших школьников Ростовской, Свердловской, Челябинской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга.
Слайд 8
Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из центральных
задач авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века».
Слайд 9
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
Предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем
ему темпе;
Обязательная успешная деятельность; обучение в зоне «ближайшего развития».
Предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения;
Создание условий для реализации творческих возможностей ребенка;
Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;
Слайд 10Логика развертывания процесса познания
Наличие разных точек зрения (на один и тот
же вопрос)
Возникновение конфликта и его следствие – дискуссия (обсуждение)
Осуществление попытки сближения мнений
Выводы, которые убедительны для всех
«Кто начал мыслить, того уже не остановить» (Ж.Ж.Руссо)
Слайд 11
Высказывание своей точки зрения;
Восприятие образца;
Сравнение своей точки зрения с образцом
Образец
– метод сравнения своего мнения с «официальным»
Слайд 12Приоритетная цель
современной начальной школы
в УМК «Начальная школа ХХ1 века»
Слайд 13Реализация стандарта второго поколения: проблемы и трудности
УМК «Начальная школа XXI века»
Слайд 14
В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей
деятельности. Именно такая целевая установка обеспечит развитие психических и личностных новообразований младшего школьника.
То есть речь идет о том, что младший школьник работает в структуре учебной деятельности.
Слайд 15ЧТО ТАКОЕ УУД?
Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения
учиться) - совокупность способов приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи.
Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания.
Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
Слайд 16 Виды универсальных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 17Личностные универсальные действия
Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка)
Самоопределение
(гражданская идентичность, этническая принадлежность)
Слайд 18Регулятивные универсальные действия
Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
Сохранять заданную цель;
Видеть
указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого;
Контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку.
Слайд 19Познавательные универсальные действия
1. Общеучебные
формулирование цели;
поиск и анализ информации;
моделирование;
структурирование
знания;
составление устных и письменных высказываний;
оценка своих действий;
смысловое (мотивированное) чтение;
формулирование проблемы
Слайд 202. Универсальные логические действия:
выделение признаков предмета;
сравнение,
сериация,
классификация,
рассуждение,
гипотеза,
доказательство
Слайд 21
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 22Требования к метапредметным результатам
Формирование умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия.
Слайд 26Умение контролировать собственные действия
Верно ли, что в ряду пропущены два
числа? Какие?
Верно ли, что на рисунке можно найти пять треугольников?
Длину какого отрезка измерили неверно? Объясни ошибку.
Вычисли. Подчеркни результаты.
5 – 2 =3 4 + 3 = 9 – 1 =
7 – 1 = 6 – 2 = 7 + 2 =
2 + 3 = 5 – 4 = 5 – 3 =
Проверь свою работу.
6 1 4 5 7 2 8 3 9
Слайд 27Умение планировать собственные действия
--рассказать, в какой последовательности надо выполнять задание,
например, «Путешествие точки»;
-объяснить, как можно разложить в коробки 12 игрушек (по 2, по 3, по 4, по 6);
-рассказать, как решить задачу с использованием фишек:
○○○ ○ ○○
Слайд 29Формирование геометрических и пространственных представлений
Слайд 30 Овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогии,
причинно-следственные связи, отнесение к известным понятиям)
Слайд 31Классификация
Обведи замкнутой линией зелёным карандашом все зелёные фигуры; красным карандашом –
все красные фигуры; жёлтым карандашом – все жёлтые фигуры.
Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.
Слайд 33Учебный процесс ориентируется на мышление
Наглядно-образное мышление
Знаковая функция мышления
Сравнение
Анализ
Классификация
Сериация
Обобщение
Слайд 34
Учебный процесс ориентируется на воображение
Дидактическая и ролевая игра
Воображаемые ситуации
Творческие задания
Слайд 35Особенности контроля
Оцениваются только реальные достижения ребенка, которые он сам хочет предъявить
для оценки
Критерием оценки являются изменения данного ребенка
Оценивание идет параллельно с формированием самооценки
Ученик имеет право на сомнение и на исправление
Слайд 36Возможности курса математики в формировании компонентов учебной деятельности
Умения принимать и
решать учебную задачу.
Задача практическая, неучебная ( «что делать») и учебная ( «как делать») и их различия.
Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учебных задач (по математике и др.).
Планирование действий по их решению.
Последовательность учебных операций (знание соответствующих алгоритмов действий).
Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов.
Работа с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).
Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Слайд 37
Выявление и устранение причин трудностей в обучении, формирование качеств, недостаточное развитие
которых мешает усвоить учебный материал.
Обучение в гетерогенных классах.
Выделение заданий трёх уровней сложности.
Наличие коррекционно- развивающих тетрадей.
Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики).
Дифференцированное обучение
Слайд 39Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка
Обучение в гетерогенных классах.
Выделение
заданий трёх уровней сложности.
Наличие коррекционно- развивающих тетрадей.
Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
Слайд 40 Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог
учесть особенности и возможности своих учеников?
Принципиальным основанием такого процесса должна быть
педагогическая диагностика.
Слайд 41ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и
систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Слайд 423.2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования (Стандарт 2009 г.)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Слайд 434 класс. Диагностическая работа по математике. Конец учебного года.
9. Допиши единицы измерения.
Длина дорожки 50 ___.
Площадь кухни 8 ___.
Высота дома 32 ___ .
Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___ .
Высота окна 145 ___.
Длина гвоздя 100 ___
Рост школьника 1 360 ___.
Слайд 44Пример из педагогической диагностики
(умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия )
Подчеркни
правильное решение.
А) 64 : 7 = 8 (ост.8)
Б) 51 : 9 = 5 (ост.6)
В) 57 : 7 = 7 (ост.1)
Слайд 45Формирование в младшем школьном возрасте «умственных операций».
Операция – единица деятельности (А.Н.Леонтьев),
способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Одними из основных операций, из которых слагается процесс мышления, являются сравнение, анализ и синтез.
Слайд 46Как вычислить площадь этого прямоугольника?
А) 12+3
Б) 12+3+12+3
В) (12 +
3) ▪ 2
Г) 12 ▪ 3
12 см
3 см
Слайд 47Динамика решения диагностических заданий (1-2 класс)
Слайд 48Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение
Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько
знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям
( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс.
Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.