Курс КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ презентация

Содержание

“Концепции (!) современного (!) естествознания (!)”

Слайд 1Курс «КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»



Слайд 2“Концепции (!) современного (!) естествознания (!)”


Слайд 3Концепция – это …
определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений
основная точка

зрения
руководящая идея
ведущий замысел
конструктивный принцип различных видов деятельности


Слайд 4Основные задачи курса -
представить панораму наиболее универсальных методов и законов

современного естествознания
продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, логику и структуру естествознания с позиций сегодняшнего дня
показать, что вопреки распространенному мнению естественные науки просты и интересны

Слайд 5Лекция №1. Тема: «Естествознание и современный мир».
План:
Понятие науки:
специфические черты науки;
классификация науки;
наука как

особая система знаний;
компоненты научной деятельности;
общие модели развития науки.

Естествознание как система наук о природе:
предмет и цели естествознания;
аспекты и структура естествознания;



Слайд 6Структура и методы естественнонаучного познания:

соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования;
методы научного

познания.

Естествознание и нравственность:

этика научного сообщества;
этика науки как социального института

Слайд 7Понятие науки.
«ЧТО ТАКОЕ НАУКА?»
Науковедение – изучает
закономерности функционирования и развития науки;
структуру

и динамику научной деятельности;
взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.


Слайд 8Функции науки:
познавательная;
описательная;
объяснительная;
прогностическая.


Слайд 9Определяющие признаки науки (по Г.Гегелю):
Существование достаточного объема опытных данных.
Построение модели, систематизирующей

и формирующей опытные данные.
Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.



Слайд 10Специфические черты науки:
универсальность – фрагментарность
общезначимость – обезличенность
систематичность – незавершенность
преемственность - критичность
достоверность

– внеморальность
рациональность – чувственность



Слайд 11Классификация науки:
По предмету и методу познания:
Науки о природе – естествознание
Науки об

обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки)
Науки о познании, мышлении (логика, гносеология)
Технические науки
Современная математика


Слайд 12По степени удаленности от практики:
Фундаментальные науки – выявляют основные законы

и принципы реального мира
Прикладные науки – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем

Слайд 14Наука как особая система знаний
Наука –
это совокупность объективных знаний о

бытие (природе, обществе и человеке).

Целью науки (и высшей её ценностью) является поиск объективной истины.


Слайд 15Отрасли знания (частные науки)
Наука как особая система знаний


Предмет исследования(что изучать?)
Метод исследования

(каким способом?)

Слайд 16Предмет исследования – сторона реальности, которую выделяет и изучает отдельная дисциплина
Химия
Биология



Физика


Геометрия
Физическая география

МЕЛ
(объект исследования)


Слайд 17Критерии и нормы научности
Принцип верификации – какое-либо понятие или суждение

имеет значение, если оно сводимо непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е эмпирически проверяемо.
Принцип фальсификации (К.Поппер) – критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.

Слайд 18Наука как особый вид деятельности
Наука – это сфера человеческой деятельности функция

которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Слайд 19Компоненты научной деятельности
1.СУБЪЕКТ:
-учёные;-специалисты;
-человечество как носитель
познавательной потребности
и пользователь
научными результатами




Слайд 21
3. ЦЕЛЬ:
описание, объяснение,
предсказание, истолковывание
тех процессов и явлений,
которые стали


её объектами.

Слайд 224.СРЕДСТВА:
методы мышления;
методы эмпирического исследования;
активная и пассивная техника;
денежно-кредитное обеспечение;
универсальные средства


Слайд 235. КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ:
научное знание;
научный способ рациональности;
технические и методические новации;
нравственные ценности.


Слайд 246.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
потребности общества;
поддержка науки;
подготовка научных кадров;
вещественно-энергетическое
и коммуникационное
обеспечение


Слайд 25
7.АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА:
инициатива и творчество
самого ученого


Слайд 26Общие модели развития науки
Концепция развития науки Т.Куна:
«Нормальная наука» - форма исследования,

которую ведет группа ученых, объединенных единством взглядов и основных идей (научных догм), занимаясь планомерным решением конкретных научных задач.
Это стадия эволюционного развития науки.

Слайд 27«Парадигма» (греч. – модель постановки и решения проблем, образец) – называется

система общепринятых научных представлений, базисных принципов, которые признаются и принимаются членами научного сообщества.
«Научная революция» - процесс, сменяющий длительное господство нормальной науки, который приводит к смене парадигм.


Слайд 28Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос) – исторически непрерывное развитие науки представляет собой

конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:

Слайд 29«Жесткое ядро» - включает неопровержимые для сторонников программы исходные положения.
«Негативная эвристика»

-своеобразный «защитный пояс» программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.
«Позитивная эвристика» -ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы.


Слайд 30Естествознание как система наук о природе.
Естествознание – это наука о природе

как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое.

Слайд 31Предмет естествознания -различные формы движения материи в природе:
Их материальные носители (субстрат),

образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис;

Слайд 32Основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений

природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.



Слайд 33Цели Е. - двоякие:
1)  непосредственная или ближайшая цель: находить сущность явлений

природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
2)конечная цель: раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.


Слайд 34Закономерности и особенности развития естествознания :
а) обусловленность практикой (в конечном счёте);
б)относительная

самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;


Слайд 35в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий,

методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естественнонаучной картины мира;


Слайд 36д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается

одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;
е)противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;


Слайд 37ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в

т. ч. к исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.


Слайд 38Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных

неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.


Слайд 39В Е. можно выделить стороны:
∙       Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную

(установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);

Слайд 40∙       теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий,

выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в научном исследовании.

Слайд 41Методы Е. могут быть подразделены на группы:
а) общие методы касаются

всего Е., любого предмета природы, любой науки;
б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований

Слайд 42в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в

пределах отдельной отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли.

Слайд 43Аспекты естествознания
1)предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и

переходам одних в другие;
2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней.


Слайд 44∙     производственно-практическая сторона Е. проявляет себя как непосредственная производительная сила общества.

Современная научно-техническая революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика