Слайд 1Курс «КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Слайд 2“Концепции (!) современного (!) естествознания (!)”
Слайд 3Концепция – это …
определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений
основная точка
зрения
руководящая идея
ведущий замысел
конструктивный принцип различных видов деятельности
Слайд 4Основные задачи курса -
представить панораму наиболее универсальных методов и законов
современного естествознания
продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, логику и структуру естествознания с позиций сегодняшнего дня
показать, что вопреки распространенному мнению естественные науки просты и интересны
Слайд 5Лекция №1.
Тема: «Естествознание и современный мир».
План:
Понятие науки:
специфические черты науки;
классификация науки;
наука как
особая система знаний;
компоненты научной деятельности;
общие модели развития науки.
Естествознание как система наук о природе:
предмет и цели естествознания;
аспекты и структура естествознания;
Слайд 6Структура и методы естественнонаучного познания:
соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования;
методы научного
познания.
Естествознание и нравственность:
этика научного сообщества;
этика науки как социального института
Слайд 7Понятие науки.
«ЧТО ТАКОЕ НАУКА?»
Науковедение – изучает
закономерности функционирования и развития науки;
структуру
и динамику научной деятельности;
взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Слайд 8Функции науки:
познавательная;
описательная;
объяснительная;
прогностическая.
Слайд 9Определяющие признаки науки (по Г.Гегелю):
Существование достаточного объема опытных данных.
Построение модели, систематизирующей
и формирующей опытные данные.
Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.
Слайд 10Специфические черты науки:
универсальность – фрагментарность
общезначимость – обезличенность
систематичность – незавершенность
преемственность - критичность
достоверность
– внеморальность
рациональность – чувственность
Слайд 11Классификация науки:
По предмету и методу познания:
Науки о природе – естествознание
Науки об
обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки)
Науки о познании, мышлении (логика, гносеология)
Технические науки
Современная математика
Слайд 12По степени удаленности от практики:
Фундаментальные науки – выявляют основные законы
и принципы реального мира
Прикладные науки – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем
Слайд 14Наука как особая система знаний
Наука –
это совокупность объективных знаний о
бытие (природе, обществе и человеке).
Целью науки (и высшей её ценностью) является поиск объективной истины.
Слайд 15Отрасли знания (частные науки)
Наука как особая система знаний
Предмет исследования(что изучать?)
Метод исследования
(каким способом?)
Слайд 16Предмет исследования – сторона реальности, которую выделяет и изучает отдельная дисциплина
Химия
Биология
Физика
Геометрия
Физическая география
МЕЛ
(объект исследования)
Слайд 17Критерии и нормы научности
Принцип верификации – какое-либо понятие или суждение
имеет значение, если оно сводимо непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е эмпирически проверяемо.
Принцип фальсификации (К.Поппер) – критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.
Слайд 18Наука как особый вид деятельности
Наука – это сфера человеческой деятельности функция
которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 19Компоненты научной деятельности
1.СУБЪЕКТ:
-учёные;-специалисты;
-человечество как носитель
познавательной потребности
и пользователь
научными результатами
Слайд 21
3. ЦЕЛЬ:
описание, объяснение,
предсказание, истолковывание
тех процессов и явлений,
которые стали
её объектами.
Слайд 224.СРЕДСТВА:
методы мышления;
методы эмпирического исследования;
активная и пассивная техника;
денежно-кредитное обеспечение;
универсальные средства
Слайд 235. КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ:
научное знание;
научный способ рациональности;
технические и методические новации;
нравственные ценности.
Слайд 246.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
потребности общества;
поддержка науки;
подготовка научных кадров;
вещественно-энергетическое
и коммуникационное
обеспечение
Слайд 25
7.АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА:
инициатива и творчество
самого ученого
Слайд 26Общие модели развития науки
Концепция развития науки Т.Куна:
«Нормальная наука» - форма исследования,
которую ведет группа ученых, объединенных единством взглядов и основных идей (научных догм), занимаясь планомерным решением конкретных научных задач.
Это стадия эволюционного развития науки.
Слайд 27«Парадигма» (греч. – модель постановки и решения проблем, образец) – называется
система общепринятых научных представлений, базисных принципов, которые признаются и принимаются членами научного сообщества.
«Научная революция» - процесс, сменяющий длительное господство нормальной науки, который приводит к смене парадигм.
Слайд 28Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос) – исторически непрерывное развитие науки представляет собой
конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:
Слайд 29«Жесткое ядро» - включает неопровержимые для сторонников программы исходные положения.
«Негативная эвристика»
-своеобразный «защитный пояс» программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.
«Позитивная эвристика» -ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы.
Слайд 30Естествознание как система наук о природе.
Естествознание – это наука о природе
как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое.
Слайд 31Предмет естествознания -различные формы движения материи в природе:
Их материальные носители (субстрат),
образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис;
Слайд 32Основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений
природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.
Слайд 33Цели Е. - двоякие:
1) непосредственная или ближайшая цель: находить сущность явлений
природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
2)конечная цель: раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
Слайд 34Закономерности и особенности развития естествознания :
а) обусловленность практикой (в конечном счёте);
б)относительная
самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
Слайд 35в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий,
методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естественнонаучной картины мира;
Слайд 36д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается
одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;
е)противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
Слайд 37ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в
т. ч. к исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.
Слайд 38Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных
неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.
Слайд 39В Е. можно выделить стороны:
∙ Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную
(установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);
Слайд 40∙ теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий,
выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в научном исследовании.
Слайд 41Методы Е. могут быть подразделены на группы:
а) общие методы касаются
всего Е., любого предмета природы, любой науки;
б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований
Слайд 42в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в
пределах отдельной отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли.
Слайд 43Аспекты естествознания
1)предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и
переходам одних в другие;
2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней.
Слайд 44∙ производственно-практическая сторона Е. проявляет себя как непосредственная производительная сила общества.
Современная научно-техническая революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.