Перемены в обществе и перемены в школе презентация

Содержание

Слайд 1
Если взглянуть на 30 лет назад
и загадать на 30 лет вперёд
Перемены

в обществе
и перемены в школе

Темы для бесед и размышлений А.С.Русаков,19.06.2014


Слайд 2
ШКОЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
КАРТИНА ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН – в первом приближении

Ресурсы инерции (комплексные)

Потенциал

педагогических возможностей

● Становление достойного человека
● Становление ответственного участника социальной жизни
● Методы эффективного обучения
● Забота обо всех, «кто здесь»

← Стихийное влияние
← Реальные общественные интересы
← Импульсивные псевдорациональные проекты
← Утопическая социальная инженерия


Силы социальных влияний





Образование как воплощённая педагогика

Образование как социальный механизм


Слайд 3

ОБНОВЛЕНИЕ
ШКОЛЬНОГО МИРА
КАРТИНА ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН – чуть уточняем

Ресурсы инерции (комплексные)

Потенциал педагогических возможностей

Силы

социальных влияний




Ресурсы новых поколений


Школа
«от жизни»




Школа от педагогики

Школа от общества

Школа от собственной инерции


Слайд 4

30 ЛЕТ:
СРЕДИ
ПЕРЕМЕН
В ШКОЛЬНОМ МИРЕ
«Модернизационные» утопии:
выживают, когда входят в

резонанс с инстинктами советского управления школой

Внешкольные образовательные инициативы

(в т.ч. в школу проникающие)


Самостоятельно
растущие школы
и «школы
с человеческим лицом»

Волна распространения полуподпольно наработанных в СССР педагогических ресурсов
(«педагогика сотрудничества», «педагогика развития», «гуманная педагогика», «педагогика сообществ»…)

Краткий всплеск широкого учительского движения; формирование национального
экспертно-проектного сообщества

«Элитные» школы
для «способных» детей:
расширение
и упрочение слоя

дезинтеграция учительских сообществ;
учитель как госслужащий

Воссоздание модели советской средне-статистической школы

при повышенном уровне всеобщей безответственности

Высокая выживаемость инертных школ
в экстремальных условиях











Слайд 5общественное и педагогическое развитие идут параллельными курсами
большинство школьных инициатив – из

педагогических сообществ

Школа и общество: некоторые черты взаимодействия за 30 прошедших лет


экспертные педагогические сообщества с переменным успехом противостоят глобальным утопическим проектам
общественность запаздывает и никак не влияет на глобальные утопические проекты

перемены в образовании не влияют на общественную среду (2-3 исключения)

родительское влияние на обычные школы почти отсутствует («Скажите спасибо, что мы вообще работаем»)


Слайд 6 Большинство образовательных инициатив – от родительской общественности и местных сообществ

Выбор активных родителей:
– Качание прав («Дайте мне, что положено!..»)
– Установка на сотрудничество («Как мы можем вместе сделать лучше?»)
Признание неформальности качественного педагогического образования
Радикальное размывание «учительской касты»

Школа и общество: вероятные перемены в отношениях в следующие 30 лет

Национальный кризис профессионализма (как фон)
Увеличение меры неформальности педагогических поисков – хитрые игры с местной государственной властью за права и ресурсы (как фон)


Слайд 7Вынужденный поиск подходов к решению проблем, которые не решались:

– Что такое

среднее образование?
– Где и как среднее образование граничит с профессиональным? Характер взаимовлияния?
– Что такое образование общественное?

Влияние ресурсов педагогической мысли и опыта – на возможности общественной мысли, практики, проектной работы

Школа и общество: возможные перемены отношений в следующие 30 лет (продолжение)


Слайд 8
Освоение грамотности как основ национальной культуры
«Выпускник» – адекватный участник бытовой жизни

местного сообщества
Интерес/уважение к познанию, «учёности» и «умелости»

Ступени образования: понятность и не очень

Начальная школа
как школа грамоты

Отдельная тема:
Что такое грамотность? Что в неё входит?..


Слайд 9
Освоение основ рациональной «космополитической» культуры
Выпускник – как ответственный участник социальной и

деловой жизни своей страны
Готовность к выбору своего профессионального пути
База знаний и умений, позволяющие встать на этот путь

Ступени образования: понятность и не очень

Средняя школа
как …


Слайд 10


1) «Высокое» высшее образование:
экспертная позиция в своей предметной области
готовность к научно-исследовательской

и/или руководящей работе
опыт взаимодействия с людьми высшего научного круга
«элитная» позиция в национальном мире как представителя современных «космополитических» знаний

Ступени образования: понятность и не очень

Профессиональная
школа

2) «Средневысшее» образование
Профессиональная грамотность специалиста
Социально-коммуникативные умения
Кругозор: культурный и деловой
Предметные знания в своей области

4) Имитация высшего образования –
как реализация среднего

3) «Недовысшее» качественное
профессиональное образование

5) «Недосреднее» профобразование


Слайд 11
Многолетняя систематичность или интенсивные курсы?

Освоение профессии – через неформальное, «дополнительное»

образование
…И наоборот: использование профессионального образования для самообразования

Профессиональное образование внутри школьного?
…Общее школьное внутри профессионального?

Варианты сложных конструкторов?

Профессиональное образование
между средним – высшим – «дополнительным» образованием

Задача-загадка 1

Возможно ли настоящее общее образование без профессионального?
Или всегда необходим симбиоз?.


Слайд 12Мера ответственности школы
за общее образование
Задача-загадка 2
«Неформальное»
дополнительное
образование
«Информальное»
индивидуальное,
«по жизни»
Школьное образование
не

замечает и действует по своей программе?
← организует и направляет?
опирается на…?
↓ вбирает в себя?

Слайд 13
Школа привыкла опираться на естественную среду развития детей как на данность
Эта

среда для многих детей и во многом радикально изменилась
Среди важнейших педагогических задач:
- или воссоздание естественной среды
искусственными средствами
- и/или пересмотр приоритетов в обучении и
главных методов организации уклада учебной жизни

В какой мере это посильно школе?

Воссоздание естественной среды развития школьников

Задача-загадка 3

А кроме того в связи с этим:
Каково место физической культуры в среднем образовании?


Слайд 14



Вплоть до XIX века
ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Новоевропейские языки + латынь + что-то античное


+ немного математики и современной культуры


Что признаётся предметной основой
«базового среднего образования»?

Математика,
физика, химия


ЛАТЫНЬ и архетипы античной культуры

XIX век

? + ?

Романтизированная
национальная история
и литература («набор классических произведений»)

Первые три четверти XX века


Английский + какие-то умения работать с текстом
+ что-то из математики + калейдоскоп случайных знаний
+ ?

Рубеж XX-ХХI веков

ХХI век

Задача-загадка 4


Слайд 15
Надо ли научить всех основам естественных наук?
И возможно ли научить?
Задача-загадка

5

Слайд 16






















«Груз» обще-обязательного образования подростков
Естественные науки и математика:
Привычный механизм: испытываем всех, отбираем

тех,
кто почему-то сам готов учиться тому, чему велят

Слайд 17





Edutainment
Переосмысление содержания общего образования
право на выбор и самоопределение относительно учебных предметов.
Переосмысление

задач ест.-науч-ного образования в школе («не набор сведений, а культура мышления»).

Педагогика сотрудничества

Дополнительное образование


Естественные науки и математика:
Как сделать серьёзное обучение привлекательным для всех?

«Груз» обще-обязательного образования подростков

Дополнительное образование

«Желание учиться поддерживается успехом в учёбе»

«развлекаясь, увлекаемся»



Другое качество начальной школы




Слайд 18
Гуманитарные предметы
Прощание с учебником
Задача-загадка 6


Слайд 19












Научно-педагогические учреждения
Механизм гуманитарного обучения
как «обучебникования»




Политическое руководство
Научная корректность
Идеологическая
правильность
Выбор концепции
УЧЕБНИК


=
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЖЁСТКАЯ, ПОШАГОВАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ





Заучивание


Отношение
к информации
из учебника

Информирование,
контроль за выучиванием информации из учебника



ЛОЯЛЬНОЕ:
будем знать,
как принято думать

ИРОНИЧЕСКОЕ:
наверняка всё не так


«ГРУЗ ЗНАНИЙ»,
но не ресурсы умений

«За скобками»:
эффекты
внеучебникового,
«внесодержатель-ного»
общения учителя
и школьников


Слайд 20



Некоторые тенденции гуманитарного обучения

УЧЕБНИК
-
отражение
определённой гуманитарной концепции, варианта систематизации учебного
материала
лишь один из

видов учебных материалов наряду со многими другими

основное достоинство на фоне других учебных материалов – дидактическая проработанность

параллельное использование нескольких учебников в учебном процессе – норма учебной жизни

То, что было «за кадром» подготовки учебника – само может становиться предметом изучения:


ПРАКТИЧЕСКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ УМЕНИЯ
ВАЖНЕЕ АБСТРАКТНЫХ ЗНАНИЙ

Какими должны быть эти умения?..

?

?

?

учебник, созданный школьниками –возможный результат учебной работы

● Принципы отбора главного, второстепенного и незначительного
● Принципы классификации материала
● Принципы выбора стиля и логики подачи материала
● Соотношение «идеологических» и «научных» позиций в гуманитарных проблемах
● Обсуждение проблем объективности и субъективности,
точного знания и вариативных оценок
● Рассмотрение возможных альтернативных концептуальных подходов и т.п.
● Размышление над «образом автора» и «образом читателя» учебника


Слайд 21
Общественное, «гражданское»
образование



Третья сфера общего образования,
наряду с естественно-научными
и гуманитарными дисциплинами?
Задача-загадка

7

Слайд 22
Каковы идеалы гражданского образования?
Что школьникам нужно узнавать о социальных закономерностях вообще

– и про общество, в котором они живут?
Какие умения и навыки гражданского поведения необходимо выносить из школы?
Какие методы обучения для этого необходимы?
Как в связи с этим школе взаимодействовать с окружающим социальным миром?
Какие стратегии универсальны, а какие – исключительно «по обстоятельствам»?

Общественное образование:
из первых вопросов

Отдельная тема:
Школа как участник социально-экономических
отношений местного сообщества.
Тематика социо-культурного проектирования образования и пр.


Слайд 23
если общественное – то орган общественной жизни
если государственное – то учреждение,

действующее по регламентам
если принадлежит участникам образовательного процесса – то договорное, проектное
если это «преднаучный» и/или «предпрофессиональный» недоуровень образования – то содержание задаётся наукой и/или производством
если мир школы – прежде всего педагогический – то содержание образования и/или уклад школьной жизни задаются педагогическим сообществом

Общее образование:
чьё оно? –

Гражданское образование: развилки принадлежности

Отдельная тема:
Школа, понимающая общество – влияет на него.


Слайд 24Гражданское образования:
развилки в понимании общественных идеалов
Вариации:
Шизофреническая: шовинизм + изучение правового

демократического государства
Исследовательская: давайте посмотрим, что там на практике в нашем обществе…

Слайд 25Примеры возможных “зеркал” педагогических практик для практик социальных
о механизмах анализа социо-культурной

ситуации и вариантах стратегий развития местного сообщества
об этапности в формировании «свободоспособности» человека: возможных тактиках поддержки в переходе от затравленности людей к договороспособности
о закономерностях формирования и развития коллективов, команд, творческих групп
о подходах к структурированию содержания и выборе методики работы с разными его частями
об использовании образовательных проблем для налаживания согласия и взаимодействия в местном сообществе между людьми различных убеждений
об использовании «детского измерения» социальной действительности как приемлемого для всех основы пространственной организации местной жизни, выбора приоритетов и правил местного сообщества и т.д.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика