и перемены в школе
Темы для бесед и размышлений А.С.Русаков,19.06.2014
Темы для бесед и размышлений А.С.Русаков,19.06.2014
● Становление достойного человека
● Становление ответственного участника социальной жизни
● Методы эффективного обучения
● Забота обо всех, «кто здесь»
← Стихийное влияние
← Реальные общественные интересы
← Импульсивные псевдорациональные проекты
← Утопическая социальная инженерия
Силы социальных влияний
Образование как воплощённая педагогика
Образование как социальный механизм
Ресурсы новых поколений
Школа
«от жизни»
Школа от педагогики
Школа от общества
Школа от собственной инерции
Внешкольные образовательные инициативы
(в т.ч. в школу проникающие)
Самостоятельно
растущие школы
и «школы
с человеческим лицом»
Волна распространения полуподпольно наработанных в СССР педагогических ресурсов
(«педагогика сотрудничества», «педагогика развития», «гуманная педагогика», «педагогика сообществ»…)
Краткий всплеск широкого учительского движения; формирование национального
экспертно-проектного сообщества
«Элитные» школы
для «способных» детей:
расширение
и упрочение слоя
дезинтеграция учительских сообществ;
учитель как госслужащий
Воссоздание модели советской средне-статистической школы
при повышенном уровне всеобщей безответственности
Высокая выживаемость инертных школ
в экстремальных условиях
Школа и общество: некоторые черты взаимодействия за 30 прошедших лет
экспертные педагогические сообщества с переменным успехом противостоят глобальным утопическим проектам
общественность запаздывает и никак не влияет на глобальные утопические проекты
перемены в образовании не влияют на общественную среду (2-3 исключения)
родительское влияние на обычные школы почти отсутствует («Скажите спасибо, что мы вообще работаем»)
Школа и общество: вероятные перемены в отношениях в следующие 30 лет
Национальный кризис профессионализма (как фон)
Увеличение меры неформальности педагогических поисков – хитрые игры с местной государственной властью за права и ресурсы (как фон)
Школа и общество: возможные перемены отношений в следующие 30 лет (продолжение)
Ступени образования: понятность и не очень
Начальная школа
как школа грамоты
Отдельная тема:
Что такое грамотность? Что в неё входит?..
Ступени образования: понятность и не очень
Средняя школа
как …
Ступени образования: понятность и не очень
Профессиональная
школа
2) «Средневысшее» образование
Профессиональная грамотность специалиста
Социально-коммуникативные умения
Кругозор: культурный и деловой
Предметные знания в своей области
4) Имитация высшего образования –
как реализация среднего
3) «Недовысшее» качественное
профессиональное образование
5) «Недосреднее» профобразование
Профессиональное образование
между средним – высшим – «дополнительным» образованием
Задача-загадка 1
Возможно ли настоящее общее образование без профессионального?
Или всегда необходим симбиоз?.
Воссоздание естественной среды развития школьников
Задача-загадка 3
А кроме того в связи с этим:
Каково место физической культуры в среднем образовании?
Что признаётся предметной основой
«базового среднего образования»?
Математика,
физика, химия
ЛАТЫНЬ и архетипы античной культуры
XIX век
? + ?
Романтизированная
национальная история
и литература («набор классических произведений»)
Первые три четверти XX века
Английский + какие-то умения работать с текстом
+ что-то из математики + калейдоскоп случайных знаний
+ ?
Рубеж XX-ХХI веков
ХХI век
Задача-загадка 4
Педагогика сотрудничества
Дополнительное образование
Естественные науки и математика:
Как сделать серьёзное обучение привлекательным для всех?
«Груз» обще-обязательного образования подростков
Дополнительное образование
«Желание учиться поддерживается успехом в учёбе»
«развлекаясь, увлекаемся»
Другое качество начальной школы
ЖЁСТКАЯ, ПОШАГОВАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ
Заучивание
Отношение
к информации
из учебника
Информирование,
контроль за выучиванием информации из учебника
ЛОЯЛЬНОЕ:
будем знать,
как принято думать
ИРОНИЧЕСКОЕ:
наверняка всё не так
«ГРУЗ ЗНАНИЙ»,
но не ресурсы умений
«За скобками»:
эффекты
внеучебникового,
«внесодержатель-ного»
общения учителя
и школьников
основное достоинство на фоне других учебных материалов – дидактическая проработанность
параллельное использование нескольких учебников в учебном процессе – норма учебной жизни
То, что было «за кадром» подготовки учебника – само может становиться предметом изучения:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ УМЕНИЯ
ВАЖНЕЕ АБСТРАКТНЫХ ЗНАНИЙ
Какими должны быть эти умения?..
?
?
?
учебник, созданный школьниками –возможный результат учебной работы
● Принципы отбора главного, второстепенного и незначительного
● Принципы классификации материала
● Принципы выбора стиля и логики подачи материала
● Соотношение «идеологических» и «научных» позиций в гуманитарных проблемах
● Обсуждение проблем объективности и субъективности,
точного знания и вариативных оценок
● Рассмотрение возможных альтернативных концептуальных подходов и т.п.
● Размышление над «образом автора» и «образом читателя» учебника
Общественное образование:
из первых вопросов
Отдельная тема:
Школа как участник социально-экономических
отношений местного сообщества.
Тематика социо-культурного проектирования образования и пр.
Общее образование:
чьё оно? –
Гражданское образование: развилки принадлежности
Отдельная тема:
Школа, понимающая общество – влияет на него.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть