и муниципальных районов Республики Дагестан
по итогам 2009 года
город Махачкала
город Буйнакск
город Дагестанские Огни
город Дербент
город Избербаш
город Каспийск
город Кизилюрт
город Кизляр
город Хасавюрт
город Южно-Сухокумск
Шамильский район
Гунибский район
Цунтинский район
Бежтинский участок
Тляратинский район
Чародинский район
Лакский район
Акушинский район
Дахадаевский район
Кайтагский район
Дербентский район
Кулинский район
Рутульский район
Агульский район
Хивский район
Табасаранский район
Курахский район
Сулейман-Стальский район
Магарамкентский район
Ахтынский район
Докузпаринский район
I. ВВЕДЕНИЕ
Доля протяженности дорог республиканских значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог республиканского значения в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 1,4 подпункта и составила 14,8%.
В 2008-2009 гг. в большинстве муниципальных образований капитальный ремонт автомобильных дорог не проводился, что приводит к ухудшению качества дорожного покрытия, снижению территориальной доступности и повышению транспортных издержек.
В 2009 году в 20 муниципальных районах и городских округах осуществлен капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием. В МО «Кайтагский район» произведен капитальный ремонт более половины автомобильных дорог местного значения (52,4 %).
По информации администраций МО, в 2009 году осуществлен текущий ремонт всех автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в 8 МО (в 2008 году – в 9 МО).
Не проводился текущий ремонт в 21 МО, что связано с дефицитом финансовых ресурсов в местных бюджетах, выделяемых на содержание автомобильных дорог.
На техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трех лет) переданы автомобильные дороги местного значения с твердым покрытием только в пяти МО: «Сергокалинский район» (100% дорог), «город Кизилюрт» (100%), «С. – Стальский район» (37%), «Бабаюртовский район» (28,8%) и «город Махачкала» (4,1%).
2.1. Дорожное хозяйство и транспорт
Доля отремонтированных дорог, в отношении которых произведен капитальный ремонт, %
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром МО, в общей численности населения МО, %
9
2.2. Развитие малого и среднего предпринимательства
Число субъектов малого предпринимательства, единиц на 10000 человек населения
Число малых предприятий, по данным статистики, в 2009 году по Республике Дагестан составило 4022 единицы (в 2008 году – 3956 единиц).
Подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства республики зарегистрировано как предприниматели без образования юридического лица (по данным УФНС России по РД, более 75 тыс. единиц).
Число субъектов малого предпринимательства на 10 000 человек населения выросло в 46 муниципальных районах и городских округах.
Наибольшее увеличение достигнуто в МО «Новолакский район» – на 145 ед., «Кизлярский район» – на 132 ед., «Ботлихский район» – на 118 единиц. Такой значительный рост числа субъектов малого предпринимательства произошел в основном за счет увеличения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
В 4 муниципальных районах и городских округах число субъектов малого предпринимательства на 10 000 человек населения уменьшилось: в МО «Хунзахский район» – на 121 ед., «город Кизилюрт» – на 40 ед., «Цумадинский район» – на 6 ед., «город Каспийск» – на 0,7 единицы.
Наименьшее количество субъектов малого предпринимательства зарегистрировано в МО «Чародинский район», «Тляратинский район» и «Хасавюртовский район».
В рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009-2011 годы на конкурсной основе в 2009 году было осуществлено софинансирование аналогичных муниципальных программ на общую сумму 5 млн рублей. Из 11 муниципальных районов и городских округов, подавших заявки, средства были выделены 6 МО: «Буйнакский район» (3442,1 тыс. руб.), «город Каспийск» (786,8 тыс. руб.), «Кизлярский район» (344,2 тыс. руб.), «город Хасавюрт» (209,5 тыс. руб.), «Каякентский район» (137,7 тыс. руб.) и «Гергебильский район» (78,7 тыс. рублей).
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2009 году по Республике Дагестан снизилась и составила 13,3 % (в 2008 году этот показатель по Республике Дагестан составил 15,6 %).
Доля занятых на малых предприятиях выросла в 45 муниципальных районах и городских округах, наибольшее увеличение достигнуто в МО «Новолакский район» – на 21,9 подпункта, «город Избербаш» – на 18,4 подпункта, что связано с существенным увеличением числа субъектов малого предпринимательства в этих муниципальных образованиях.
В МО «Рутульский район», «Кулинский район», «Агульский район» и «Цунтинский район» значение данного показателя в 2009 году не изменилось.
В 3 муниципальных районах доля занятого населения на малых предприятиях сократилась: в МО «Кизлярский район» – на 14,2 подпункта, «Цумадинский район» – на 8,7 подпункта, «Кайтагский район» – на 0,4 подпункта.
Развитие малого предпринимательства зависит не только от объема выделяемых бюджетных средств из бюджетов МО (в 2009 году на поддержку малого предпринимательства из местных бюджетов выделены средства 35 муниципальными образованиями). В большей степени на развитие предпринимательской активности влияют мероприятия, реализуемые ОМСУ в рамках осуществляемой государственной политики в сфере малого предпринимательства, а также Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009 - 2011 годы.
Так, например, в республике функционирует 15 информационно-аналитических центров развития предпринимательства, оказывающих юридическую и консультационную помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2009 году было создано 4 подобных центра: в МО «город Каспийск», «Гергебильский район», «Цумадинский район», «Унцукульский район».
Доля населения, занятого на малых предприятиях, в общей численности занятых, %
В 2009 году площадь земельных участков, предоставленных для строительства, по сравнению с 2008 годом увеличилась в 31 МО. Наибольший рост отмечен в МО «Гергебильский район», «Казбековский район», «Гунибский район» и «Чародинский район».
В 9 муниципальных районах и городских округах было отмечено снижение площади земельных участков, предоставленных для строительства, и еще в 8 МО земельные участки для строительства в 2009 году не были предоставлены («город Хасавюрт», «Хивский район», «Магарамкентский район», «Бабаюртовский район», «Ахтынский район», «Ахвахский район», «Цунтинский район» и «Агульский район»).
Наибольшее значение показателя «площадь земельных участков, предоставленных для строительства» установлено в МО «Карабудахкентский район» - 319,8 гектара.
Земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства были выделены только в 7 МО: «Кизилюртовский район», «город Кизляр», «Докузпаринский район», «Хунзахский район», «город Дагестанские Огни», «город Дербент» и «Кулинский район». Этими МО, кроме «Дагестанские Огни», земельные участки для комплексного освоения были предоставлены и в 2008 году.
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, га
В целом по МО площадь земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в 2009 году составила 413 га, что в 1,2 раза больше, чем в 2008 году. Наибольшая площадь земель под индивидуальное жилищное строительство была выделена в МО «Казбековский район» (17 % от общей площади земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства по муниципальным образованиям).
Увеличение площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, наблюдалось в 27 МО, наибольший рост площадей земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, отмечен в МО «Гергебильский район», «Чародинский район» и «город Буйнакск».
Уменьшение показателя отмечено в 9 МО: «Табасаранский район», «Ногайский район», «Рутульский район», «Дахадаевский район», «Кумторкалинский район», «город Каспийск», «Каякентский район», «город Избербаш», «Цунтинский район».
Итоги 2009 года свидетельствуют об увеличении числа убыточных сельскохозяйственных предприятий. Так, доля прибыльных предприятий сельского хозяйства по республике уменьшилась с 74% в 2008 году до 67,1% в 2009 году*.
В 13 МО доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий выросла, при этом в МО «Буйнакский район», «Унцукульский район», «Бежтинский участок» – более чем на 40 подпунктов и в МО «Сулейман-Стальский район», «Ногайский район» – более чем на 20 подпунктов.
В 24 МО отмечено снижение доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий. При этом в МО «Табасаранский район» допущено снижение на 71,5 подпункта, «Ахтынский район» – на 44,7 подпункта и «Хунзахский район» – на 30,4 подпункта. Снижение данного показателя более чем на 20 подпунктов отмечено также в МО «Дербентский район», «Дахадаевский район», «Кизилюртовский район», «Кумторкалинский район», «Цунтинский район», «Хасавюртовский район», «Кулинский район».
Снижение показателя в указанных МО связано с отсутствием должного внимания со стороны ОМСУ к вопросам регулирования рынка сельхозпродукции, повышения ее конкурентоспособности, создания условий для вывоза сельхозпродукции за пределы района и республики, развития перерабатывающей инфраструктуры в районах.
Дифференциация между МО по доле прибыльных предприятий сельского хозяйства увеличилась с 2,8 до 3,2 .
В МО «Ботлихский район», «Гергебильский район», «Левашинский район», «Новолакский район», «Казбековский район», «Тарумовский район», «Бежтинский участок» все сельскохозяйственные предприятия за 2009 год получили прибыль.
Наименьшее значение доли прибыльных сельхозпредприятий отмечено в МО «Цумадинский район» (8,3%).
Увеличение убыточных сельскохозяйственных предприятий связано с низкими показателями производительности труда, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота и птицы. Для улучшения финансового состояния предприятий необходимо проведение племенной и селекционной работы, повышение сортового состава сельскохозяйственных культур, а также эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий, %
*Все значения приведены по данным Минсельхоза РД
Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий по Республике Дагестан в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 2,4 подпункта и составила 92,6 %.
Увеличение доли фактически используемых сельскохозяйст-венных угодий наблюдалось в 16 муниципальных районах. Значительного увеличения показателя добились МО «Карабудахкентский район» – на 14,3 подпункта, «Кулинский район» – на 6,9 подпункта, «Хивский район» – на 6,8 подпункта и «Табасаранский район» – на 6 подпунктов. Эффективность использования сельхозугодий связана в основном с использованием междурядий садов.
Полностью используются имеющиеся сельскохозяйственные угодия МО «Ахвахский район», «Ахтынский район», «Гергебильский район», «Докузпаринский район».
Снижение доли фактически используемых сельскохозяйст-венных угодий допущено в 19 МО, при этом в МО «Магарамкентский район» – на 5,4 подпункта, «Агульский район» – на 4,6 подпункта и «Сулейман-Стальский район» – на 2,9 подпункта.
Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий зависит от улучшения состояния существующих мелиоративных сетей. Вопрос обеспечения сельхозугодий поливной водой остается одним из самых проблемных в развитии сельскохозяйственного производства муниципальных образований.
Неэффективное использование пастбищ наблюдается в муниципальных районах, где нагрузка по поголовью выпасаемого скота на 1 га (интенсивность использования) значительно превышает установленные нормативы.
Доля фактически используемых сельхозугодий в общей площади сельхозугодий МО,%
В 2009 году в 20 МО средняя заработная плата работников муниципальных учреждений оказалась выше, чем заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций. Наибольший процент превышения наблюдался в МО «Унцукульский район» (свыше 30 %) и «Чародинский район» (20% ).
Наименьший показатель отношения среднемесячной зара- ботной платы работников муниципальных учреждений к средне- месячной заработной плате крупных и средних предприятий и не- коммерческих организаций отмечен в МО «город Махачкала» – 66,8 % от уровня заработной платы крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций.
В 31 МО по сравнению с 2008 годом отмечено снижение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной заработной плате крупных и средних предприятий, что свидетельствует о росте заработной платы работников крупных и средних предприятий более высокими темпами относительно заработной платы работников муниципальной сферы.
Отношение з/п работников муниципальных учреждений к з/п крупных и средних предприятий и неккомерческих организаций, %
В 2009 году среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций по республике составила 9351,1 рубля и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 19%.
Наибольшая величина заработной платы в отчетном году зарегистрирована в МО «город Махачкала» – 12668,3 рубля (в 1,3 раза больше республиканского значения).
По отношению к 2008 году величина заработной платы увеличилась во всех МО, кроме Унцукульского района (81,9 % от уровня 2008 года), Докузпаринского района (97,9 %) и города Хасавюрта (98,6%).
Увеличение заработной платы более чем на 30% наблюда-лось в МО «Хивский район», «Каякентский район», «Дербентский район», «Новолакский район», «Кайтагский район» и «Кулинский район».
Наименьший рост заработной платы наблюдался в МО «Кумторкалинский район», «Гунибский район» и «город Дербент» (увеличение составило около 1 %).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и неккомерческих организаций, руб.
В отрасли образования среднемесячная заработная плата учителей муниципальных учреждений образования в 2009 году по республике увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 6% и составила 7537,6 рубля.
Максимальная величина заработной платы сложилась в МО «Ботлихский район» – 11 241 рубль, что выше республиканского уровня на 49 %.
В разрезе МО наибольший рост среднемесячной заработной платы учителей наблюдался в МО «Гунибский район» – на 49 %. Существенное увеличение заработной платы учителей наблюдается в МО «Буйнакский район», «Дахадаевский район», «Кизилюртовский район», «Хивский район», «Шамильский район», «Рутульский район», «Хасавюртовский район», «Дербентский район» (увеличение более чем на 20 %).
Среднемесячная заработная плата прочего персонала общеобразовательных учреждений (административно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс) по республике увеличилась в 1,5 раза и составила 5906,9 рубля.
Наибольший рост среднемесячной заработной платы прочего персонала общеобразовательных учреждений муниципальных образований наблюдается в МО «Ногайский район» (на 82,9 %) и «Новолакский район» (на 81,3%).
Показатель межмуниципальной дифференциация между МО по величине заработной платы учителей в составил 1,6, прочих работающих – 1,48.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочих работающих в муниципальных учреждениях образования , руб.
В отрасли здравоохранения среднемесячная заработная плата врачей в 2009 году в целом по республике увеличилась по сравнению с 2008 годом на 5 % и составила 13 183 рубля.
Увеличение заработной платы врачей отмечено в 36 МО, более чем в 1,5 раза – в МО «Бежтинский участок», «Унцукульский район», «Гумбетовский район», «Курахский район» и «Цумадинский район». Снижение заработной платы наблюдалось в 16 МО, наиболее значительное – в МО «Новолакский район».
Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала по республике также увеличилась на 9 % и составила 8527 рублей. Наибольшее значение величины заработной платы среднего медперсонала зафиксировано в МО «Курахский район» – на 83% (13289 рублей).
Увеличение заработной платы медперсонала более чем на 50 % наблюдалось в МО «Курахский район» и «город Кизляр».
Показатель межмуниципальной дифференциация между МО по величине заработной платы врачей составил 1,8, среднего медперсонала – 1,5.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения.
Доля медицинских учреждений, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, %
Согласно концепции развития здравоохранения приоритетным направлением развития определена стандартизация медицинской помощи.
Развитие системы стандартизации медицинской помощи в республике, совершенствование существующей системы оплаты стационарной медицинской помощи возможно на основе поэтапного внедрения медико-экономических стандартов.
В настоящее время более 70 % амбулаторно-поликлинических учреждений республики переведены на работу по медико-экономическим стандартам. Рост обеспечен за счет укрепления диагностической базы лечебно-профилактических учреждений.
Наибольшее значение показателя отмечается в городских округах республики: «город Махачкала» и «город Каспийск» – 79,0%, «город Дербент» и «город Кизляр» – 78%, «город Буйнакск», «город Дагестанские Огни», «город Кизилюрт», «город Хасавюрт» и «город Избербаш» – 77%.
Наименьшее значение показателя наблюдается в МО «Ахвахский район» – 50 %, «Агульский район» – 51 %, «Рутульский район» – 53%.
Все муниципальные медицинские учреждения Республики Дагестан переведены на оплату медицинской помощи по результатам деятельности.
Смертность населения в трудоспособном возрасте в отчетном году в целом по республике увеличилась на 4,9 % и составила 211 случаев в расчете на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста (в 2008 году – 201,9 случая в расчете на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста).
Снижение смертности наблюдалось в 19 муниципальных районах и городских округах, при этом наибольшее снижение показателя наблюдалось в МО «Каякентский район» – на 22,7 %, «Гергебильский район» – на 21,8%, «Кумторкалинский район» – на 22,0 %.
Снижение показателя объясняется тем, что улучшилась профилактическая направленность в работе учреждений здравоохранения, проводимая дополнительная диспансеризация населения позволяет выявлять заболевание на ранних стадиях и своевременно начинать лечение, в том числе онкологических больных, повышается качество медицинской помощи и ее доступность, повышается и профессиональный уровень специалистов.
Наибольший рост смертности населения в возрасте до 65 лет отмечался в 20 муниципальных районах и городских округах: в МО «Ногайский район» – на 191 %, «Шамильский район» – на 189 %, «Левашинский район» – на 161 %, «Тарумовский район» – на 157 %, «Карабудахкентский район» – на 153 %, что прежде всего связано с ростом социально значимых заболеваний, внешних причин смерти, неукомплектованностью врачебными кадрами.
Показатель смертности трудоспособного населения от инфаркта миокарда и от инсульта увеличился в 17 муниципальных образованиях.
В 2009 году показатель численности работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. человек населения увеличился на 0,5 %.
В 22 МО показатель сократился, в том числе более чем на 10 % в МО «Кумторкалинский район».
В 30 МО число работающих выросло, в том числе более чем на 10 % в МО «Хасавюртовский район» и «Кизилюртовский район».
Межрайонная дифференциация числа работающих в муниципальных учреждениях здравоохранении на 10 тыс. человек сократилась с 2,5 до 2,4.
Показатель численности врачей на 10 тыс. человек населения в республике также увеличился и составил в 2009 году 30,7 человека против 29,8 человека в 2008 году.
Показатель численности врачей на 10 тыс. человек населения сократился в 16 МО, в том числе более чем на 10% в МО «Чародинский район».
В 47 МО численность врачей на 10 тыс .человек населения ниже среднереспубликанского значения. Наименьший показатель отмечается в МО «Кизлярский район» (10,1 человека), «Ботлихский район» (11,2 человека), «Унцукульский район» (11,9 человека).
В 32 МО показатель численности врачей на 10 тыс. человек населения вырос, в том числе более чем на 10 % в 6 МО («Хасавюртовский район», «Курахский район», «Цунтинский район», «Агульский район», «Ногайский район», «Докузпаринский район»).
Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. человек населения сложился выше среднереспубликанского уровня в МО «город Кизилюрт», «город Дербент», «город Буйнакск», «город Дагестанские Огни», «город Каспийск».
Показатель межмуниципальной дифференциации численности врачей на 10 тыс. человек населения сократился с 2,5 до 2,4.
Показатель численности среднего медперсонала на 10 тыс. человек населения по муниципальным учреждениям здравоохранения увеличился на 1,5% по сравнению с 2008 годом и составил в 2009 году 81,3 работника на 10 тыс. человек населения.
Уменьшение показателя наблюдается в 22 МО, в том числе более чем на 10 % – в МО «Кумторкалинский район» и «Лакский район».
Наименьший показатель отмечается в МО «Кизилюртовский район» (35,8 человека на 10 тыс. человек населения), «Кизлярский район» (36,0 человека на 10 тыс. человек населения) и городском округе «город Махачкала» (36,1 человека на 10 тыс. человек населения). В этих МО уровень обеспеченности муниципальных учреждений здравоохранения средним медперсоналом ниже средне-республиканского значения более чем на 50 %.
Наилучшая обеспеченность муниципальных учреждений здравоохранения средним медперсоналом, превышающая среднереспубликанский показатель, отмечается в МО «Дахадаевский район» (114,7 человека на 10 тыс. человек населения), «Шамильский район» (106,2 человека на 10 тыс. человек населения), «Цунтинский район» (103,9 человека на 10 тыс. человек населения), «Чародинский район» (103,5 человека на 10 тыс. человек населения).
Показатель межмуниципальной дифференциации численности медперсонала в муниципальных учреждениях здравоохранения на 10 тыс. человек с 2008 года не изменился и составляет 2,4, однако увеличились максимальное (114,7 человека в МО «Дахадаевский район») и минимальное (35,8 человека в МО «Кизилюртовский район») значения показателя.
Уровень госпитализации, % (относительно среднего показателя по Республике Дагестан)
Уровень госпитализации в целом по республике вырос на 1,1 % и составил 17,7 случая на 100 человек населения (в 2008 году – 17,5).
В 26 МО уровень госпитализации вырос, в том числе на 10 и более процентов – в МО «Дербентский район», «город Дербент», «Цунтинский район», «Ботлихский район», что связано с проводимой дополнительной диспансеризацией, выявлением большего числа больных, нуждающихся в дополнительном, более сложном обследовании и лечении в условиях стационара.
В 23 МО уровень госпитализации снизился, в том числе более чем на 10 % – в МО «С.-Стальский район», «Магарамкентский район», «город Кизляр», «Кумторкалинский район», что связано с повышением возможности лечения больных в условиях амбулаторно-поликлинического звена и недостаточностью коечного фонда.
В 13 МО уровень госпитализации на 100 человек населения выше соответствующего среднереспубликанского значения, в том числе более чем в 1,5 раза – в МО «город Кизилюрт», «город Кизляр» и «город Махачкала».
В 39 МО достигнутое значение показателя ниже уровня госпитализации в целом по республике, в том числе более чем в 2 раза в 10 МО: «Кизилюртовский район», «Кизлярский район», «Кумторкалинский район», «Хасавюртовский район», «Буйнакский район», «Сулейман-Стальский район», «Дербентский район», «Ахтынский район», «Магарамкентский район» и «Карабудахкентский район».
Показатель межмуниципальной дифференциации по уровню госпитализации увеличился с 4 в 2008 году до 4,1 в 2009 году.
Длительность лечения в среднем по республике увеличилась на 1,6 % и составила 12,9 дня (в 2008 году – 12,7 дня), в том числе по городам – 13,0 дня; по сельской местности – 12,6 дня (в 2008 году по городам длительность лечения составляла 12,8 дня; по районам – 12,4 дня).
Длительность лечения увеличилась в 29 муниципальных образованиях. Наиболее высокий рост отмечен в городских округах «город Южно-Сухокумск» и «город Кизляр» и муниципальном районе «Докузпаринский район». В ряде случаев увеличение длительности лечения в стационаре связано с большой долей группы больных с сочетанной патологией.
В 9 МО средняя продолжительность пребывания пациента на койке выше среднереспубликанского значения: «Хасавюртовский район», «Кумторкалинский район», «Буйнакский район», «Гумбетовский район», «Курахский район», «Акушинский район», «Дербентский район», «Кизилюртовский район» и «Кизлярский район».
В 16 МО длительность лечения сократилась, в том числе более чем на 10 % - в городском округе «город Дербент».
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке ниже среднереспубликанского уровня в 42 МО, в том числе более чем на 20 % в 4 МО: «город Махачкала», «город Хасавюрт», «город Дагестанские Огни» и «город Кизляр».
Показатель межмуниципальной дифференциации по длительности лечения с 2008 года не изменился и составил в 2009 году 1,3.
В 2009 году показатель обеспеченности койками муниципальных учреждений здравоохранения увеличился на 1,2% и составил 42,9 койки на 10 тыс. человек населения против 41,4 койки в 2008 году. Рост показателя надо рассматривать как положительный фактор, учитывая, что по данному показателю республика отстает от среднего уровня обеспеченности койками по Российской Федерации. При недостаточной обеспеченности койками растет показатель занятости койки, что отрицательно влияет на эффективность затрат.
В 27 МО коечный фонд сократился, в том числе более чем на 10% в 4 МО: «Шамильский район», «город Дербент», «С.-Стальский район», «Магарамкентский район».
Сокращение коечного фонда в муниципальных учреждениях здравоохранения явилось одной из причин роста занятости койки. Среднегодовая занятость койки по республике выросла более чем на 25 дней. Рост занятости наблюдался в 34 МО, в том числе более чем на 10% в МО «Докузпаринский район», «Кизилюртовский район», «город Дербент» и «Цунтинский район».
В 21 МО показатель обеспеченности койками увеличился, при этом только в МО «Кизлярский район», «Кайтагский район», «Ногайский район» и «город Махачкала» это сопровождалось снижением показателя занятости койки.
Работа койки в 2009 году составила 345 дней (рост на 1,6%) при нормативе 320-340 дней в году. При расчете на среднее значение норматива – 330 дней в году – койка перерабатывает 15 дней.
Койка работает с недогрузкой в 7 МО, в том числе более чем на 20 дней в МО «Лакский район», «Кулинский район», «Дербентский район».
В 17 МО среднегодовая занятость койки снизилась, в том числе в МО «Кизлярский район» – на 7,7 %, «город Махачкала» – на 4,8 %, «город Кизляр» – на 3,8 %, «Дахадаевский район» – на 2,8 %, «Ногайский район» – на 2,3% за счет увеличения объема амбулаторно-поликлинической помощи.
Показатель межрайонной дифференциации занятости коек в муниципальных учреждениях здравоохранения уменьшился с 1,2 в 2008 году до 1,0 в 2009 году.
Объем стационарной помощи в расчете на жителя по республике за 2009 год сложился в размере 2,289 койко-дня (в 2008 году – 2,259 койко-дня) при нормативном показателе 2,685 койко-дня (84,1 % от норматива). Рост показателя по сравнению с 2008 годом составил 1,3 %.
Объем стационарной медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя сократился в 26 МО, в том числе более чем на 10 % в МО «С.-Стальский район», «Цунтинский район», «Лакский район», «Ахвахский район» и «город Каспийск».
В 19 МО объем стационарной медицинской помощи увеличился. Наиболее значительное увеличение отмечается в МО «Новолакский район», «Левашинский район», «Чародинский район», «Ахтынский район» – более чем на 20 %.
Значительно отстают от нормативных объемы оказания стационарной помощи (более чем в 2 раза) в МО «Кумторкалинский район», «С.-Стальский район», «Кизилюртовский район» и «город Махачкала».
Норматив объема предоставляемой стационарной медицинской помощи превышен на 10 % в 13 МО, в том числе в МО «Чародинский район» – на 67 %, «Шамильский район» – на 59 %, «Агульский район» и «Гумбетовский район» – на 44 %.
В 7 МО показатель соответствует нормативу – в городских округах «город Буйнакск», «город Кизляр» и «город Каспийск» и муниципальных районах «Ногайский район», «Хунзахский район», «Сергокалинский район» и «Цумадинский район».
Объем неэффективных расходов на стационарную медицинскую помощь увеличился и составил 195,9 млн руб. (в 2008 году – 167,3 млн рублей).
Объем амбулаторно-поликлинической помощи на 1 жителя в 2009 году составил 8,752 посещения в смену (2008 год – 8,103 посещения), что на 8 % больше уровня 2008 года и на 3,5% меньше федерального норматива (9,096 посещения на жителя).
В 22 МО показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи снизился, в том числе более чем на 10 % в МО «Бежтинский участок», «Бабаюртовский район», «Лакский район», «Кизилюртовский район» и «город Дербент». Снижение показателя связано с сохраняющейся недостаточной обеспеченностью медицинскими кадрами и уменьшением числа подлежащих по плану дополнительной диспансеризации населения в 2009 году.
В 26 МО объем амбулаторно-поликлинической медицинской помощи увеличился. Наиболее значительное увеличение отмечается в МО «Казбековский район» (33,3 %), «Кайтагский район» (27,5 %), «Унцукульский район» (23,6 %), «Кизлярский район» (22,5 %) и «Цунтинский район» (21,2 %). Рост показателя связан с улучшением оснащения диагностическим оборудованием в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», повышением эффективности работы, доступности первичной медико-санитарной помощи, уменьшением числа больных, направленных на консультации в республиканские учреждения здравоохранения.
Отставание объемов оказания амбулаторной помощи от нормативных на 10 и более процентов отмечается в 41 МО.
В 4 МО («Тарумовский район», «Докузпаринский район», «город Кизилюрт» и «город Каспийск») показатель соответствует нормативу.
Превышение норматива более чем на 10 % отмечается в МО «город Дагестанские Огни».
Показатель межмуниципальной дифференциации объемов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи сократился с 1,5 в 2008 году до 1,4 в 2009 году.
Объем неэффективных расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь в 2009 году составил 5,5 млн руб. ( в 2008 г. - 6,3 млн рублей).
Показатель объема оказанной в 2009 году скорой медицинской помощи на одного жителя по республике равен 0,222 вызова, что выше уровня 2008 года на 10% (в 2008 году – 0,211 вызова). Отставание от федерального норматива (0,318 вызова на одного жителя) в среднем по Республике Дагестан составляет 30,2%, что связано с нехваткой количества бригад скорой медицинской помощи. Для доведения количества бригад скорой медицинской помощи до норматива с учетом роста населения республики необходимо дополнительно развернуть 112 бригад.
В 14 МО объем оказанной скорой медицинской помощи сократился, в том числе более чем на 10 % - в МО «Левашинский район», «Ногайский район», «Сергокалинский район», «Кизилюртовский район», «Бабаюртовский район» за счет более эффективной работы амбулаторно-поликлинической службы и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
В 25 МО объем оказанной скорой медицинской помощи увеличился. Наиболее значительное увеличение отмечается в МО «Карабудахкентский район» (на 50%), «Агульский район» (на 45,8%), что связано с вводом дополнительных бригад скорой медицинской помощи.
Значительно ниже установленных нормативов объемы оказания скорой помощи от (в 2 и более раза) в 11 муниципальных образованиях. Наибольшее отставание от норматива отмечается в МО «Дербентский район», «Табасаранский район», «Каякентский район» и «Дахадаевский район».
В 5 МО («город Избербаш», «город Кизилюрт», «город Хасавюрт», «Унцукульский район» и «Хивский район») объем предоставленной муниципальными учреждениями здравоохранения скорой медицинской помощи соответствует нормативному значению.
Превышение норматива более чем на 40% отмечено в МО «Кулинский район», «Бежтинский участок», «Гергебильский район» и «Цунтинский район». Превышение норматива свидетельствует о неэффективности управления объемами медицинской помощи. Фактически скорая медицинская помощь выполняет функции неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинических учреждений. Стоимость вызова скорой медицинской помощи в 7,8 раза выше стоимости посещения поликлиники. В результате объем неэффективных расходов на скорую медицинскую помощь составил 11,8 млн рублей.
Показатель межмуниципальной дифференциации объемов скорой медицинской помощи увеличился с 3,9 до 4,0.
Доля капитальных расходов в общем объеме расходов на здравоохранение, %
В 2009 году общий объем расходов на здравоохранение увеличился на 13,2 % и составил 2 661 млн руб., их доля в расходах местных бюджетов муниципальных районов и городских округов уменьшилась с 9,6 % в 2008 году до 8,9 % в 2009 году.
В 13 муниципальных районах и городских округах отмечено сокращение расходов на здравоохранение, наиболее существенно в МО «Хунзахский район» – на 40%, «Гумбетовский район» – на 30,9 % и «Ногайский район» – на 22,6 %.
Во всех остальных муниципальных районах и городских округах наблюдалось увеличение расходов на здравоохранение. В 4 муниципальных районах доля расходов на здравоохранение увеличилась более чем в 2 раза: МО «Ахтынский район» (в 2009 году начато строительство больницы в с. Ахты), «С.-Стальский район» (произведен капитальный ремонт центральной районной больницы), «Левашинский район» (построена участковая больница в с. Хаджалмахи) и «город Хасавюрт» (построена детская больница на 100 коек).
Объем средств, направленных на увеличение стоимости основных средств в здравоохранении, уменьшился в 2009 году на 8,9 % и составил 824,9 млн рублей. Их доля в общих расходах на здравоохранение составила 31% (в 2008 г. – 38,5%).
В 7 МО («Тарумовский район», «Агульский район», «Ногайский район», «Гергебильский район», «Кизилюртовский район», «город Дагестанские Огни» и «город Избербаш») доля капитальных расходов в общем объеме расходов на здравоохранение составила более 50 %.
В 29 МО их доля снизилась, наиболее значительно в МО «Хунзахский район» – на 40%, что связано с завершением строительства районной больницы с поликлиникой в с. Арани.
По результатам социологического исследования, наилучших показателей удовлетворенности населения качеством медицинской помощи достигли МО: «Кумторкалинский район» – 79%, «Кулинский район» – 76,7%, «Сергокалинский район» – 76,4%, «город Махачкала» – 75,8%, «Гергебильский район» – 75% и «Лакский район» – 75%.
В большинстве МО удовлетворенность населения медицинским обслуживанием составила от 50 % до 70%.
Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в 16 МО составила менее 50%.
Наименьший процент населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, зарегистрирован в МО «Кайтагский район» – 1,4%, «город Южно-Сухокумск» – 23,3%, «Рутульский район» – 26 %, «Ахтынский район» – 27 %.
Показатель межмуниципальной дифференциации доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, составил 2,4.
Рекомендации по устранению проблем в сфере здравоохранения
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет, %
Удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, %
Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей, % от числа опрошенных
По результатам республиканского социологического исследования, средний показатель удовлетворенности населения качеством дошкольного образования по МО составил 56 ,9%.
Удовлетворенность более 80% наблюдается в МО «Сергокалинский район» (85,7%), «Гунибский район» (82,7% ).
Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования от 70% до 80% наблюдается в 10 МО.
Показатель удовлетворенности составил менее 40% от числа опрошенных в 6 МО («Кайтагский район», «С.- Стальский район», «Дербентский район», «Хасавюртовский район», «Бабаюртовский район» и «город Хасавюрт»).
Средний показатель удовлетворенности качеством дополнительного образования по МО составил 50,1%. Наибольший процент удовлетворенности по качеству дополнительного образования детей в МО «Тарумовский район» – 77,6% от числа опрошенных. Высокий результат по показателю установлен также в МО «Лакский район» – 75%, «Кизлярский район» – 71,9%, «Новолакский район» – 71,6%.
В МО «Бабаюртовский район» показатель удовлетворенности населения качеством дополнительного образования составляет 9,4 % от числа опрошенного населения района, это самый низкий показатель удовлетворенности населения в указанной сфере.
В 2009 году в МО значительно улучшились результаты сдачи единого государственного экзамена. Так, в 2008 году средний показатель удельного веса лиц, сдавших ЕГЭ, по МО составил всего 51%, в 2009 году – 95%.
В 4 МО («Ахвахский район», «Чародинский район», «Хунзахский район», «Бежтинский участок») удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в ЕГЭ, составил 100 %. В остальных МО, кроме МО «Цунтинский район», «Докузпаринский район» и «Унцукульский район», показатель составил от 90% до 100%.
Таким образом, по сравнению с 2008 годом улучшения показателя добились все МО, наиболее существенно МО «Казбековский район», «Табасаранский район», «Дербентский район», «Курахский район», «Хунзахский район» и «Кумторкалинский район». Следует отметить, что в указанных районах значения показателей в 2008 году были самыми низкими из всех муниципальных образований.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя, человек
Численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, человек
Средняя наполняемость классов, человек
Результаты проведенных опросов в муниципальных районах и городских округах по оценке удовлетворенности населения качеством общего образования показали, что в среднем по МО удовлетворенность составила 62,4% (в 2008 году удовлетворенность составила 61,4 %).
Результат удовлетворенности населения качеством образования выше 80 % от числа опрошенных установлен в 5 МО: «Кизлярский район» – 86,4%, «Кумторкалинский район» – 85,7% и «Гергебильский район» – 84%, «Гумбетовский район» и «Докузпаринский район» – 82,5%. Это лучшие показатели среди муниципальных образований.
Удовлетворенность 70% опрошенных и выше отмечена в 16 муниципальных образованиях.
Удовлетворенность менее 40% опрошенного населения отмечена в МО «Бабаюртовский район», «Ахтынский район».
Показатель дифференциации между МО по удовлетворенности населения качеством образования по сравнению с 2008 годом уменьшился и составил 1,8 раза.
Доля расходов на образование в общем объеме расходов бюджетов МО, %
Объем расходов на дошкольное и общее образование в 2009 году по республике составил 15 003,3 млн рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 21%.
В 2009 году капитальные расходы в сфере общего образования выросли на 24,7% и составили 1 396,8 млн рублей. Доля капитальных расходов в расходах на общее образование незначительно увеличилась и составила 9,3% (в 2008 году – 9%).
В 32 МО доля расходов на увеличение стоимости основных средств в общем объеме средств на образование выросла, наиболее существенно – в МО «Гергебильский район» (на 16 подпунктов), «Ногайский район» (на 15,3 подпункта), «Левашинский район» (на 10,6 подпункта), «город Буйнакск» (на 9,4 подпункта).
Высокие значения данного показателя объясняются наличием у соответствующих МО строящихся или реконструирующихся объектов системы образования.
В 20 МО доля расходов на увеличение стоимости основных средств снизилась, в том числе значительное сокращение наблюдалось в МО «город Кизилюрт», «Докузпаринский район», «Хивский район», «Курахский район», «город Избербаш».
Бюджетно-финансовая политика таких муниципальных районов не только не обеспечивает развития современной инфраструктуры, но и ведет к высокому износу основных фондов и замедлению обновления материально-технической базы.
Доля капитальных расходов на образование в общем объеме расходов бюджетов МО на образование, %
Доля неэффективных расходов в сфере общего образования от общих расходов местного бюджета МО на общее образование, %
Рекомендации по устранению проблем в сфере общего образования
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %
В 12 МО («Ахвахский район», «Гумбетовский район», «Докузпаринский район», «Кулинский район», «Курахский район», «Магарамкентский район», «Рутульский район», «Хивский район», «Хунзахский район», «Шамильский район», «Унцукульский район», «Ногайский район») доля объема отпуска коммунальных ресурсов (в основном электроэнергии), счета за которые выставлены по показаниям приборов учета, в 2008 году составила 100%. При этом не- обходимо отметить, что эти МО и в 2008 году имели значение данного показателя на уровне 100%. В большинстве указанных районов (в основном горных и высокогорных) отсутствует централизованное водоснабжение, теплоснабжение и сетевое газоснабжение. Приборы учета здесь установлены только на отпуск электроэнергии, чем и объясняется максимальное значение показателя.
В 2008 году в 7 МО отмечено увеличение значения показателя. Значительный рост показателя отмечен в МО «город Кизилюрт» – с 43% в 2008 году до 59% в 2009 году, «город Махачкала» – с 25% до 30%, «город Южно-Сухокумск» – с 30% до 33%.
В 23 МО значение данного показателя колеблется от 80% до 100%, в 8 МО значение показателя ниже 50%.
Показатель менее 50% отмечен в основном в городских округах («город Махачкала», «город Каспийск», «город Буйнакск», «город Южно-Сухокумск», «город Кизляр»), что объясняется низким уровнем установки приборов учета расхода теплоэнергии, природного газа, горячей и холодной воды в указанных муниципальных образованиях.
Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета, %
49
Уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, %
50
Рекомендации по устранению проблем в сфере ЖКХ
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
Число жилых квартир, введенных в год, в расчете на 1 тыс. человек по МО «город Дагестанские Огни» составило 6,2 ед. – это лучший показатель среди муниципальных образований. На последнем месте по показателю МО «город Кизилюрт» – 0,1 квартиры на 1 тыс. человек.
Увеличение показателя по вводу жилых квартир на 1 тыс. человек отмечено в 6 МО («Кулинский район», «Бежтинский участок», «Ногайский район», «Карабудахкентский район», «Лакский район» и «Казбековский район»).
Уменьшение показателя отмечено в 9 МО, наибольшее – в МО «Кизлярский район», «Ботлихский район» и «город Кизилюрт».
Площадь введенного жилья за год в расчете на одного человека в 2009 году в среднем по МО составила 0,28 кв. метра.
Наибольшая площадь жилья, введенного за год, приходится на одного жителя в МО «город Дагестанские Огни» и «город Избербаш» - 1 и 0,7 кв. м соответственно.
Площадь введенного за год жилья в расчете на одного жителя в 2009 году увеличилась в 7 МО, наиболее значительно – в МО «Кулинский район», «Кизлярский район» и «Бежтинский участок».
Снижение данного показателя установлено в 7 МО: «Дербентский район», «Сергокалинский район», «Новолакский район», «Акушинский район», «город Каспийск», «город Кизляр» и «город Кизилюрт».
Результаты социологических опросов показали, что в большинстве муниципальных районов и городских округов более половины опрошенного населения удовлетворено деятельностью органов местного самоуправления. В 18 МО деятельностью ОМСУ удовлетворено менее половины опрошенного населения.
Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан (без учета субвенций) в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 5,8 подпункта и составила 22,4 %.
Рост доли собственных доходов по сравнению с предшествующим годом наблюдался только в 10 МО (для сравнения: в 2008 году доля собственных доходов увеличилась во всех МО). Наиболее высокий рост доли собственных доходов зафиксирован в МО «город Махачкала» – на 12 подпунктов. Здесь же отмечено наибольшее значение показателя – 51%.
Наибольшее снижение доли собственных доходов отмечено в МО «город Дербент» – с 68 % до 48 %. Снижение связано с увеличением в 2008 году налоговой базы по НДФЛ.
Только в 10 МО доля собственных доходов в общем объеме доходов муниципального образования превысила 10 %.
Самая низкая доля собственных доходов отмечена в МО «Цунтинский район» – 2 %, «Докузпаринский район» – 3 % и «Тляратинский район» – 3 %.
Дифференциация доли собственных доходов в общем объеме бюджета МО уменьшилась с 5,9 в 2008 году до 5,1 раза в 2009 году. Это связано с резким снижением средней доли по 10 наиболее благополучным МО по сравнению в 2008 годом (с 34 до 19,7).
Доля собственных доходов местных бюджетов в общем объеме доходов бюджетов МО, %
Доля капитальных расходов от общего объема расходов бюджетов МО, %
В 2009 году подавляющее большинство муниципальных районов и городских округов не имели кредиторской задолженности по оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений.
Ликвидировать задолженность по оплате труда не удалось в 3 МО: «Кизилюртовский район», «Кайтагский район» и «город Хасавюрт». Наибольшая доля кредиторской задолженности к общему объему кредиторской задолженности МО отмечена в МО «город Хасавюрт» – 96%. Из указанных МО по сравнению с 2008 годом удалось снизить задолженность в МО «Кайтагский район» (на 6,7 подпункта) и «Кизилюртовский район» (на 12 подпунктов).
Полностью ликвидирована задолженность по оплате труда в МО «Лакский район» и «Магарамкентский район» (в 2008 году доля задолженности в указанных районах составляла соответственно 11,4% и 6,2%).
Наличие и рост просроченной кредиторской задолженности свидетельствует о ненадлежащем управлении сетью подведомственных учреждений и о низкой квалификации управленческих кадров.
Удовлетворенность населения качеством культурного обслуживания, % от числа опрошенных
Удовлетворенность населения деятельностью
ОМСУ, % от числа опрошенных
В 2009 году положительную оценку деятельности ОМСУ (более 50 % опрошенного населения) получило большинство муниципальных районов и городских округов (35 МО).
Удовлетворенность населения деятельностью ОМСУ (более 70 % от числа опрошенных) установлена в 9 МО: «Докузпаринский район», «Кумторкалинский район», «Шамильский район», «Гумбетовский район», «Буйнакский район», «город Махачкала», «Новолакский район», «Акушинский район» и «Кизлярский район».
В 11 муниципальных районах менее 40 % опрошенного населения положительно оценивают деятельность органов местного самоуправления. Наименьший процент удовлетворенности населения деятельностью ОМСУ в МО «Кайтагский район» – 1,4 %.
Показатель дифференциации доли населения, удовлетворенного деятельностью ОМСУ, составил 2,7 .
Показатель удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры в среднем по МО составил 52,2 % (в 2008 г. – 53,2 %).
Наилучшие показатели по удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры установлены в МО «Гергебильский район», «Тарумовский район» и «Сергокалинский район» – более 80 % от числа опрошенных.
Удовлетворенность населения менее чем на 20 % отмечена в МО «С. – Стальский район» (15,4%) и «Бабаюртовский район» (9,4%).
Межрайонная дифференциация по данному показателю составила 2,9.
Расходы консолидированного бюджета Республики Дагестан в части расходов на содержание работников ОМСУ в 2009 году увеличились по сравнению с предшествующим годом на 16% и составили 2698,5 млн рублей.
Высокий уровень расходования бюджетных средств на содержание аппарата управления отмечен в МО «Бежтинский участок» – 23,4% от общего объема расходов бюджета, «Гумбетовский район» – 19 % , «Новолакский район» – 13,1%, «Цумадинский район» – 12,5%.
Наименьшая доля расходов на содержание ОМСУ установлена в МО «город Буйнакск» – 2,9 % от общего объема расходов бюджета, «город Дербент» – 3,5 % и «город Избербаш» – 3,7 %.
По сравнению с 2008 годом доля расходов на содержание ОМСУ увеличилась в 21 МО более чем на 3 подпункта; в МО «город Каспийск» – на 4,1 подпункта и «город Кизилюрт» – на 4 подпункта.
Фактов превышения муниципальными районами и городскими округаминорматива формирования расходов на содержание ОМСУ в 2008 году не установлено.
Доля расходов на содержание органов местного самоуправления
По обеспеченности специализированными автомашинами для сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов наиболее благоприятная ситуация среди городских округов складывается в МО «город Дагестанские Огни» и «город Хасавюрт». Здесь на 1000 человек населения приходится одна специализированная машина. В МО «город Кизилюрт» обеспеченность специализированными машинами составила 0,09 на тысячу человек населения. Это низкий показатель среди городских округов.
При нормативе обеспеченности оборудованными местами временного хранения отходов на территории городского округа (одна площадка - 30 кв.м на 1000 человек). Этот показатель составил в МО «город Хасавюрт» 120 % от норматива, «город Избербаш» – 101%, «город Махачкала» и «город Кизилюрт» – 100 %. В остальных городах процент обеспеченности ниже установленного норматива.
Значение показателя по уровню обеспеченности населения зелеными насаждениями выше установленного норматива достигнуто в МО «город Кизилюрт» – 181%, «город Буйнакск» – 140% и «город Хасавюрт» – 130%. В МО «город Южно-Сухокумск» обеспеченность населения зелеными насаждениями составила всего 3 % от установленного норматива. Немного выше этот показатель по МО «город Дагестанские Огни».
По сравнению с 2008 годом наблюдалось улучшение ситуации с освещением улиц. Полностью освещены улицы в МО «город Кизилюрт», на 99,5 % – «город Дербент», на 82% – «город Буйнакск», на 77 % – «город Избербаш» и на 61 % – «город Хасавюрт». В остальных городских округах удельный вес улиц, обеспеченных уличным освещением, составил менее 50 %.
ОМСУ городских округов в 2009 году проведена следующая работа по благоустройству:
«город Махачкала» – проведены мероприятия по благоустройству 278 дворовых территорий жилых домов, 18 территорий школ и спортплощадок, 12 дворовых территорий детских садов;
«город Буйнакск» – в 2009 году осуществлены мероприятия по приобретению спецтехники для санитарной очистки территории городского округа в количестве 6 единиц, в том числе одного автокрана, грейдера, водовоза, мусоровоза и двух контейнеровозов;
«город Дербент» – проведены работы по замене светофорных объектов, по дорожной разметке улиц города (погонная длина – 1033 м), укладке асфальтового покрытия ( 45390 кв. м) и т. д.;
«город Кизилюрт» – капитально отремонтирован и реконструирован подземный пешеходный тоннель.
Основной задачей ОМСУ является формирование эффективной системы управления.
Достижение данной задачи возможно, прежде всего, путем введения современных методов управления, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, а именно:
оптимизацию неэффективных текущих расходов;
повышение доступности и качества предоставляемых услуг;
увеличение расходов на основные средства в целях создания необходимой инфраструктуры.
Внедрение современных методов управления должно быть признано в качестве общегосударственной задачи, реализуемой республиканскими и муниципальными органами власти совместно.
В целях стимулирования внедрения эффективных методов управления на муниципальном уровне необходимо обеспечить:
взаимосвязь предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) из республиканского бюджета Республики Дагестан с достижением показателей социально-экономического развития МО и проведением институциональных реформ;
ежегодное проведение оценки эффективности деятельности ОМСУ с поощрением муниципальных районов и городских округов, достигших наилучших значений показателей эффективности деятельности;
распространение лучшей практики муниципального управления, включая успешное проведение институциональных преобразований и улучшение качества жизни населения.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть