Авторы: Дацова Наталья Геннадьевна Новикова Эвелина Вячеславовна 2010 г. презентация

Содержание

Цель проекта: 1. Исследовать историю происхождения игрушек в разных странах мира. 2. Познакомить наших одноклассников и гостей с результатами нашей исследовательской работы. 3. Доставить эстетическое удовольствие всем присутствующим и себе в

Слайд 1ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384 Игрушки

народов мира



Авторы: Дацова Наталья Геннадьевна
Новикова Эвелина Вячеславовна







2010 г.


Слайд 2Цель проекта:
1. Исследовать историю происхождения игрушек в разных странах мира.
2. Познакомить

наших одноклассников и гостей с результатами нашей исследовательской работы.
3. Доставить эстетическое удовольствие всем присутствующим и себе в том числе.
4. Напомнить простую истину:
«Все мы родом из детства».

Слайд 3Игрушка — извечная спутница человечества. Кто скажет, что расставание с детством

всегда происходит безболезненно? Разве мало мы встречаем взрослых людей, оставшихся верными изначальным впечатлениям бытия, задорно-радостной стране, названной Детство?

Слайд 4Максим Горький писал:«…наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы

фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов,



как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чёрта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство.

Слайд 5История возникновения игрушки
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим

поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Игрушка выступает своеобразной иллюстрацией эпохи, поэтому изучая ее можно встретить много интересного. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Слайд 6История создания
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко

жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте.   Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.   Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Слайд 7Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и
реальность, современность и

традиция. С помощью игрушки ребенок открывает
для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Созданные мастерами рукотворные
изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей,
как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы,
труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником
народного творчества, исторической памятью народа. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи,
достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера
учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными
материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех
нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.



Слайд 8Игрушки народов мира
Все мы в детстве во что то играли.

Кто в машинки, кто в солдатики. Но куклы всегда стояли на особом месте, по крайней мере у всех маленьких девочек.

Куклы Германии уже более приближены к простым детям. Не такой пышности нарядов, как у французов. Взгляд вот кукол только не очень понятен. Какой слишком серьезный. Видимо отпечаток времени на них наложен.

Кукла – это вещь родом из детства. История кукол насчитывает почти столько же лет, сколько и человечество. В наше время кукла, в большинстве случаев, считается игрушкой или милым сувениром. Но наши предки вкладывали в нее и мистический смысл, проводили обряды на привлечение удачи, богатства, любви…


Слайд 9Наши же куклы всегда наши. И взгляд веселый и лица кукол

больше похожи на детские. И играть с ними намного веселее.

Куклы Франции - это пышность костюмов, сразу видно что играли в них в основном дети их зажиточных, богатых семей. Не увидели мы простых французских кукол, для простых детей. И взгляд у них какой то не детский, не живой.


Слайд 10Овсень, Петрушка, потешные молодцы и ребячьи игрушки
Многие обычаи ведут свое начало

еще со времен Перуна. Столетиями на Руси в городах и весях потешали народ скоморохи. Несмотря на преследование со стороны властей, странствующие актеры были любимы, без них не обходился ни один праздник.

Древняя Русь любила обрядовые игры, любила веселье, всевозможные театральные действа, ряженых, скоморохов - потешных молодцов, уличных акробатов, кулачные бои, катание в санях, хороводы, лапту.


Слайд 11Петрушка - проявление народного оптимизма, насмешка бедноты над власть имущими и

богатыми. Со своими врагами Петрушка расправляется беспощадно и весело, он развенчивает лицемерие, тщеславие и глупость. Петрушка сметлив, жизнелюбив и смел. Нормы общепринятой средневековой морали его мало смущают. Поэтому, мягко говоря, нескромные сценки - почти непременная принадлежность кукольной комедии.
Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла), Франции (Полишинель), Великобритании (Панч), Турции (Карагёз), Германии (Гансвурст), Испании (Дон Кристобаль) и ряде других.



Слайд 12Появление матрёшки на Руси
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей

страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Слайд 13Матрёшки
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде

полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Как же появляется на свет матрёшка? Сначала надо выбрать дерево. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись.


Слайд 14Трещотки
Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот

инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.


Слайд 15Богородская миниатюрная скульптура
  Предельно обобщенные основные объёмы, одна -две характерные детали,

без которых невозможно понять сущность изображенного, - таков творческий  метод мастериц деревни Хлуднево. Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз.   В глиняных, грубоватых на вид игрушках, деревни Хлуднево удивительным образом чувствуется самая седая наша древность. У старых мастериц архаика полнейшая, но очень выразительная, очень образная, забавная, даже озорная.   Многие годы и даже тысячелетия отрабатывались приёмы лепки наиболее рациональных форм. Самые удачные находки передавались от мастерицы к мастерице, из поколения в поколение.

Слайд 16Погремушки
В древнем мире они выражали космогонический символ кроны Мирового дерева –

Небесного мира, имели благословляющий ребенка характер, а также использовались для призывания к младенцу защитных сил – духов или ангелов и недопущения темных. На Руси их делали, например, из глины, закладывая внутрь двух полых половинок глиняные же шарики и затем их соединяя. А еще – из дерева, бересты, лозы.

И форма была разная – от округлой до цилиндрической и крестовой. Наполнялись они камешками, горошинами, маковыми головками. И назывались по-разному: шаркунок, грематушка, побрякушка. В этом ряду шаркунок (или шаркун) – особая статья. Он повторял модель мирозданья, и представлял собой очень сложную конструкцию. Забавляясь с ним, ребенок впервые в жизни соприкасался с устройством мира.


Слайд 17Сюжеты, обереговый характер хлудневской игрушки
Создатели народной игрушки были крепко связаны с

землей, с деревенским трудом, природой и поэтому надолго сохранили целостность  народного художественно- образного мироощущения.   Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи",

коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни".


Слайд 18Особенности лепки и росписи народных мастериц
  Многие годы и даже тысячелетия

отрабатывались приёмы лепки наиболее рациональных форм. Самые удачные находки передавались от мастерицы к мастерице, из поколения в поколение.   Поэтому глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Например, конусообразная юбка в фигуре женщины, обтекаемая ( в виде капельки) форма птички-свистульки.   Предельно обобщенные основные объёмы, одна-две характерные детали, без которых невозможно понять сущность изображенного, - таков творческий  метод мастериц деревни Хлуднево. Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз.

Слайд 19Из истории куклы
Это удивительно, но лишь на рубеже 19-го и 20-го веков произошел однократный

и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Все тогда поменялось резко и в одночасье. Так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок.

И только во второй половине девятнадцатого века французские кукольники додумались до двух вещей: первое — ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное, чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит» удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу.


Слайд 20"Кукла - царь игрушка"
Справедливость этого суждения подтверждена многовековой историей, хотя теперь,

с позиции дня современного, кажется, что роль куклы в жизни ребенка значительно уменьшилась. Споры о великом значении или же вреде куклы, не смолкали на протяжении трех последних веков, а отзвуки их слышны и поныне. Куклы должны иметь добрые человеческие лица, при этом лицо куклы должно быть универсально, кукла с лицом Петра Первого - уже не кукла.

Театральное искусство недолговечно, «Горе от ума» давно не играют, но кроме рецензий, видеозаписей и фотографий от него осталась кукольная коллекция Светланы Воскресенской. Театральных летописцев – кукольников – доселе не было, но именно эта новая формация создала осязаемое, объемное свидетельство истории.


Слайд 21Марионетки
(От фр. marionnette) — разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в

движение при помощи нитей.

Слайд 22Солдатики
В историческом плане, период - краткий, всего чуть больше 200 лет.

Он был призван отражать в наглядных фигурках современную ему линейную тактику и правильные, регулярные построения, от чего в современных армиях сохранились, разве что, парады, т.е. время от Фридриха Великого, через Наполеоновские войны - и до Великой (Первой Мировой) войны.

В центре внимания литературы солдатики - фигурки для (детской) игры, для чего они и появились изначально в середине 18 в. и каковыми были вплоть до 80-х гг. века 20-го (в Западной Европе - раньше).


Слайд 23Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому

что родились от старой оловянной ложки. Ружье на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир-то какой великолепный - красный с синим! Лежали они в коробке, и когда крышку сняли, первое, что они услышали, было:
- Ой, оловянные солдатики!

Все было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, – должно быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.


Слайд 24Из чего сделана Барби
В XX веке самым популярным материалом для изготовления

кукол являлись стойкий  недорогой пластик и более мягкий винил. Компания Pedigree Soft Toys делала кокетливых кукол-девочек. У них были глаза, которые могли двигаться из стороны в сторону, если куколку потрясти. Кроме того, у маленьких кокеток были красивые волосы, которые можно было мыть.

В 1959 году мир потрясла американская фирма Mattel, выпустившая первую пластиковую куклу-девушку с настоящей женской фигурой, подвижными руками и ногами и с самым современным гардеробом. Английская фирма Pedigree в 1962 году также выпустила куклу-девушку, которая походила на младшую сестру Барби. Синди - так ее назвали -  была вторая после Барби кукла, для которой стали делать специальный гардероб. В телевизионной рекламе Синди представляли так: "Кукла, которую ты можешь одевать".


Слайд 25Мишка Тедди
С трудом верится, что известный мишка Тедди впервые появился в 1902 году. Много

лет идет спор между Америкой и Германией о том, где был сделан первый Тедди. А случилось так, что первый мишка был сделан в обеих странах, но назван в честь президента США Теодора Рузвельта. Один из наиболее популярных мишек был создан Венди Бостон.

Модификация мишки Венди Бостон повлияла на дизайн большинства медведей, сделанных в 60-70 гг.
С середины 70-х годов и по наши дни растет число коллекционеров игрушечных медведей, в основном это взрослые люди.


Слайд 26Самодельные куклы - лучшие игрушки для детей
Как и у других

народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Народная игрушка несёт в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это и оберег, и талисман, и магическая кукла. Самодельная кукла - самый лучший подарок собственным детям!

Тряпичные куклы очень хорошо положить в люльку новорожденному ребёнку, и малыши, подрастая, играют ими с огромным удовольствием. В отличие от покупных игрушек, самодельная кукла несёт в себе вашу Любовь к ребёнку, и ребёнок это чувствует. Поэтому даже страшненькая куколка становится самой любимой, гораздо любимее магазинных красавиц.


Слайд 27Выводы:
Все мы - молодые, пожилые и старые - в прошлом были

детьми, все любили игрушки. В современном бурном мире дети составляют большую и, смею думать, лучшую часть человечества. Мы должны помнить народную заповедь: игрушка - не балушка.
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир. Играйте! Играйте! Играйте! С детьми, с внуками, с правнуками. Пусть детство не заканчивается с возрастом!

Слайд 28 Источники: hopeakettu.narod.ru/igr.html igrology.ru/toyshist


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика