Яковлев Андрей Россия, Москва, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, академик Международной и Российской инженерных академий К вопросу анализа и оптимизации адаптивно – игровых систем (АИС) презентация

Содержание

Неопределенности сотрудничества и конфликта Неопределенность – недостаточность априорной информации (неполная определенность цели, внешней среды, характеристик стратегии, параметров и структуры объекта управления). Конфликт-явления и ситуации, в которых участвуют две (или

Слайд 1Яковлев Андрей
Россия, Москва,
профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана,
академик Международной

и Российской инженерных академий

К вопросу
анализа и оптимизации
адаптивно – игровых систем
(АИС)


Слайд 2Неопределенности сотрудничества и конфликта


Неопределенность – недостаточность априорной информации (неполная определенность цели,

внешней среды, характеристик стратегии, параметров и структуры объекта управления).

Конфликт-явления и ситуации, в которых участвуют две (или более) сторон, имеющие различные интересы и обладающие возможностями применять для достижения целей разнообразные средства и действия.

Сотрудничество- деятельность, в которой происходит объединение участников (коалиций) операции для достижения их целей

Случайные

Неслучайные

С неизвестными распределениями

С неизвестными параметрами распределения

С неизвестным законом распределения

Природная неопределенность

Поведенческая неопределенность

Целевая неопределенность


Слайд 3Раскрытие неопределенности методами адаптации
Адаптивные (обучающиеся) системы –класс систем, который способен с

течением времени улучшать свое функционирование. (Цыпкин Яков Залманович)

Традиционный адаптивный подход (дискретный алгоритм) опознания:
a[n]= a[n-1] + Г[n]F’[n-1]{y[n ] – a[n-1]f(x[n])}f(x[n]),
где а[n]- вектор определяемых параметров, Г[n]-квадратная дискретная матрица, элементы которой постоянны или зависят от n, F’{.} – градиент случайного функционала, f(x[n]) – линейные независимые функции, формирующие разделяющую функцию y[n]=aтf[n], известную с точностью до параметра а.

Адаптивные системы управления:
*Самонастраивающиеся, в тои числе и экстремальные (с адаптацией параметров);
*Самоорганизующиеся (с адаптацией структуры);
* Самообучающиеся (с адаптацией алгоритмов).


Слайд 4Игровая модель конфликта












Ф
ЛПР (
P,
I)


















n
n
Абстрактная модель
n
n
D = < S, R> =


А,

S, Ф, Н, G,

Y,

F,W, K, P,R

R,I>,

где

n

n

А

-

множество целей,

n

n

S

-

множество стратегий,


n

n

-

множество факторов внешней среды,

n

n

Н-

-

множество операций

n

n

G

-множество исходов операции,

n

n

Y-

вектор характеристик операций,

n

n

F-

множество операторов соответствия «результат

-показатель»

n

n

W

-

множество показателей эффективности решений,

n

n

K-

множество критериев эффективности решений,

n

n

Р-


множество отношений предпочтения ЛПР,

n

n

I-

множество информированности ЛПР.

Ф

Игра: 1.Кто и как в конфликте участвует? 2. Каковы его исходы?
Кто в этих исходах заинтересован и каковы его результаты?

Стратегические игры: более одной коалиции Ri, i.>1,2,…
Бескоалиционные игры: Rи = Rд.
Антагонистические игры: W = - W.
Неатагонистические игры: W = - W.

R- коалиции интересов и

действий,


Слайд 5Классификация АИС
Технические АИС: СУ управления подвижными объектами (морскими, воздушными, космическими); системы

управления энергосистемами (атомными и электрическими станциями), телекоммуникациями и т.п.

Человеко-машинные АИС: ручного и полуавтоматического управления, автоматизированные и др.

Интеллектуальные АИС: управление социально-экономическими системами (формирование концепций, стратегий, системных программ и проектов), управление инвестиционно-инновационной и научной деятельностью (введение в хозяйственный оборот РНТД и интеллектуальной собственности и т.п.), решение международных конфликтов и образование региональных содружеств.

Глобальные АИС: мониторинг окружающей среды, анализ глобальных изменений в мире, обеспечение безопасности человека на море и в космосе, прогноз природных и техногенных катастроф, управление межпланетными полетами,


Слайд 6Концепция адаптивно-игровых систем (АИС)




Игровые системы (ИС)
Адаптивные системы (АС)
Адаптивно-игровые системы (АИС)
ИС (теория

игр): необходима дополнительная информация о игроках, их коалициях и интересах; новое понимание оптимальности на основе принципа Парето, равновесия Нэша, переговорных процессов (Д. Харшаньи, Р. Зельтон, Р. Ауманн и Т. Шиллинг.)

АС (теория адаптации): параметрическая, структурная, алгоритмическая априорная неопределенность; идентификации неопределенностей осуществляется путем использования рабочей информации; достижения целей в процессе функционирования системы (Фельдбаум Алекс. Арон., Цыпкин Я. З., Андреев Н. И., Петров Б. Н.)

АИС (инженерная интеграция теорий игр и адаптации): наличие различных типов неопределенностей, частичное раскрытие неопределенностей на основе алгоритмов адаптации (обучения и идентификации), обеспечения получения гарантированных результатов в результате решения игровых задач.


Слайд 7Блок идентификации
Алгоритмы управления, в том числе и адаптивные
Органы управления
Объект управления
Внешняя среда,

включающая метасистему

Игровые решающие устройства

Априорная информация

ЭВМ

Функциональная схема АИСУ


Слайд 8Структурная схема АИСУ

Данные системы: X0 (q, g) – начальные условия,

возмущения-(WС, VС),
неопределенные параметры (q, g), игроки и их интересы


Внешняя среда

X(t) = F(t; x, q, g) + P VС

P

C(t; q, g)

Y(t; q, g) = B (t; q, g)X(t; q, g) + C (t; q, g) WС(t; q, g)

X0 (q, g)

VС (t; q, g)

WС(t; q, g)

Основная система управления
Z(t) = Ф{t; аи1,…, аиn; аа1,…, аик}

Игровые алгоритмы

Адаптивные алгоритмы

АИС

Z(t)


Слайд 9Системная модель АИСУ
S = (F, D) –система, состоящая из регулятора D

и объекта
управления F, где заданы отображения
F = {f: M x V Y}, D = ( d: Y x V M}, и
алгоритмы оценивания и управления задаются в традиционной
форме: H= {h: T x Y x M Z}, K = {k: T x Z x V M},
где Т – множество моментов времени, М-множество управлений,
Н- множество алгоритмов оценивания, К – множество алгоритмов
управления, Z- множество оценок состояния системы.


V

Регулятор с игровым решающим устройством:


Слайд 10Статистически оптимальная система с ИРУ
G(t;gj)
G-полезный сигнал; Z- помеха. Все вероятностные

характеристики полезного сигнала и помехи известны за исключением дисперсии Dgi полезного сигнала (неизвестны априорные вероятности). Возникает конфликт.
Игрок А имеет своими стратегиями параметры аi, сторона В управляет выбором дисперсии gj. Сформулируем матричную антагонистическую игру, характеризуемую матрицей для вероятности невыхода ошибки из заданных допусков при нормальном законе распределения ошибки
Рij = Pij(С1 А\В В1 В2 В3 В4 min max
А1 0,5 0,5 0,3 0,2 0,2
| Рij| = А2 0,7 0,6 0,4 0,5 0,4 0,4
А3 0,8 0,3 0,3 0,6 0,3
А4 0,7 0,2 0,2 0, 7 0,2
max 0,8 0,6 0,4 0,7 Седловая точка в чистых стратегиях:
min 0,4 max min Pij = min max Pij = 0,4-цена игры

H(t)


+

+

E(t)

W(t1, t2)

+

Z(t)

X(t;gj)

Y(t)


Слайд 11Кооперативные и бескоалиционные ИРУ

А

В Раij = -Рвij



Ра11 Ра12
Ра21 Ра22

Рв11 Рв12
Рв21 Рв22

Дж. Нэш: Любая конечная бескоалиционная игра n лиц имеет хотя бы одну ситуацию равновесия в смешанных стратегиях
Кооперативная игра сталкиваемся с коалицией. Кооперативная игра может рассматриваться как бескоалиционная игра.
Дж. Харшаньи, Рейнхард Зельдан. Общая теория выбора равновесных ситуаций. – СПб, ЭШ, 2001.



Борьба за рынки фирм А и B


-10 2
1 -1

-2
-1 1

А1- выбор фирмой А первого рынка; А2-второго рынка.
В1- выбор фирмой В второго рынка; В2- второго рынка.
Компания В более крупная. Выигрыш А только на разных рянках.

A

B

-2
-1 1


Слайд 12Системная модель с адаптивным управлением

Адаптация- процесс изменения параметров, структуры и алгоритмов

системы на основе текущей информации с целью достижения определенного, обычно оптимального состояния

Регулятор с адаптивным управлением:

Z

Т

k: Aа x T x Z x V M

V

h: Aа x T x Y x M Z,

аа: Y x N x Z x M Aаk х Aаh

M

Формирование параметров на основе алгоритмов адаптации


Слайд 13Системная модель регулятора АИС
k: Aаиx T x Z x V

M}

Z

Т

h: Aаи x T x Y x M Z},

аи: Y x Т x Z x M Aиk х Aиh

M

V

аа: Y x Т x Z x M Aаk х Aаh

ааи:
Aиk х Aиh Aаk х Aаh хY x Т x Z x M Aаиk х Aаиh


Слайд 14АИС на основе фильтра Калмана - Бьюси
Вычисление апостериорных вероятностей
Pi =

Р(qi/t,0), где i=1, 2,…,n (адаптивная часть)

Алгоритмы
решения
игры на основе априорной
информации

Измеритель
У(t)= B X(t) + C W

Оценка
измеренного сигнала Z(t)

Фильтр КБ
для qn

Фильтр КБ
для q2

Фильтр КБ
для q1

Сумматор

…………

P1 P2 …. Pn

X(t)


Слайд 15Системы полуавтоматического управления (СПУ)
СПУ находят эффективное применение в управлении полетом самолетами,

вертолетами, космическими кораблями (КК) и орбитальными станциями (ОС).
Моделирование систем полуавтоматического управления КК / Авторы: Г. Т. Береговой, А. И. Яковлев, Туманов А. В. и др. // Под редакцией д.т.н. А. И. Яковлева. – М.: Машиностроение, 1986.
A. I. Yakovlev. Hybrid complex of the aircraft intellectualized systems simulation at the stage of their research projecting. AIAA-93-3559-CP.


Полеты летчиков (космонавтов) показали:
Летчик во время полета может решать интеллектуальные задачи.
Деятельность летчиков протекает в весьма специфических условиях, что требует специальной системы отбора, обучения, подготовки и тренировки.
Конструирование летательных аппаратов и их систем управления требует учета факторов полета.
Определяющим фактором повышения эффективности СПУ летательных аппаратов является проведение эффективного моделирования и тренировок летчиков.

Важнейшую роль в подготовке к полету космонавтов играет возможность человека адаптироваться и интеллектуально обрабатывать большие объемы информации.


Слайд 16АИС полуавтоматического управления
Внешняя среда (факторы полета, центр управления полетом)
Летательный аппарат

Интеллектуальная система полуавтоматического управления


Датчики и информационные
системы

Пилот
(экипаж)

Бортовой
вычислительный
комплекс


Исполнительные органы


Слайд 17Пример самолетной АИС полуавтоматического управления
Датчики состояния
летчика
Датчики
перегрузок
Бортовой компьютер
Перегрузочный костюм
Летчик самолета
Информационная система

Система

регулирования давления перегрузочного костюма, воздействий на летчика

Самолет

Система управления

Внешняя среда


Слайд 18АИС полуавтоматического управления спуском КК
Информационная система, средства наблюдения
Пилот-космонавт
Бортовой вычислительный комплекс, обеспечивающий

реализацию алгоритмов адаптации и игровых решающих устройств

Датчики

Исполнительные органы

Космический корабль

Внешняя среда


Слайд 19Показатели эффективности систем полуавтоматического управления КК
Основные группы показателей эффективности АИС ПУ

КК

Системные

Финансовые

Медико -биологические

Социально-экономические

Эргономические

Субъективные

Информационные

Технические

Интеллектуальные

При выборе лучшей АИС полуавтоматического управления КК возникает необходимость определять не только эффективность достижения целей системой, но и обязательно оценивать эффективность работы летчика-космонавта, его состояние, профессиональную подготовку, интеллектуальные способности и воздействие на него факторов космического полета


Слайд 20Пример космического тренажера АИС полуавтоматического управления
Исходные данные
Воздействия на человека -оператора
Инфокоммуникационная система

моделирования внешней среды, движения КК, операций человека

Кабина




Дисплей

Оператор

Управление

Информационная система регистрации результатов эксперимента

Конструктора-разработчики АИС

Медики

Специалисты по проведению эксперимента

Руководитель


Слайд 21Схема создания и функционирования Российско – Словенской комиссии по инновациям


Российско –

Словенской центр по инновациям


Российская группа по коммерциализации РНТД

МОН РФ

МО РС

Программа партнерства в инновационной сфере

Международный центр
сотрудничества

Предложения и запросы на РНТД HI -TEC

МГТУ им. Н, Э, Баумана

Университет
Любляны

Научные, консалтинговые, образовательные инновационные организации, создающие и реализующие проекты и программы

проекты

проекты


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика