Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Слайд 2ПОДДЕРЖКА ВЫПУСКНИКА
Опираться на сильные стороны ребенка;
Избегать подчеркивания промахов ребенка;
Проявлять веру в
ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
Слайд 3НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ СДАЧИ ЕГЭ:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий
уровень организации деятельности;
высокая устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
сформированность внутреннего плана действия
Слайд 4В СОСТОЯНИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА:
Нарушение ориентации, понижение точности движений;
Снижение контрольных
функций;
Обострение оборонительных реакций;
Понижение волевых функций
Слайд 5Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ будет эффективным, если в нем будут
задействованы все субъекты учебного процесса:
- учащиеся,
- родители,
- педагоги
Слайд 6Советы выпускникам
Подготовка к экзамену:
Подготовь место для занятий
Введи в
интерьер комнаты жёлтый и
фиолетовый цвета
Составь план занятий.
Начни с самого трудного раздела, с того материала,
который знаешь хуже всего
Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв
Слайд 7
Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
Тренируйся с
секундомером в руках, засекай время выполнения тестов
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы
Слайд 8Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью
подготовиться к экзамену,
не хватает
всего одной, последней перед ним ночи.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться,
не опаздывая, лучше за 1 час до начала
тестирования.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться,
ведь ты будешь сидеть на экзамене от 3-х и
более часов.
Слайд 9Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию:
-как заполнять бланк,
какими буквами писать,
как кодировать номер школы и т. д.
Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все
эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Слайд 10Во время тестирования
Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого
типа задания в нём содержатся.
• Внимательно прочитай вопрос до конца,
чтобы правильно понять его смысл.
• Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.
Начни с лёгкого!
• Думай только о текущем задании!
Слайд 11 Научись пропускать трудные или непонятные
задания.
Многие задания можно быстрее
решить, если
не искать сразу правильный вариант ответа, а
последовательно исключать те, которые явно
не подходят.
Оставь время для проверки своей работы, чтобы
успеть пробежать её глазами и заметить
явные ошибки.
Если не уверен в выборе ответа,
доверься интуиции!
Слайд 12Советы учителям
Следует активнее вводить тестовые технологии в
систему обучения. С их
помощью можно оценивать уровень
усвоения материала учениками и сформировать у них навык
работы с тестовыми заданиями.
Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик
не будет тратить время на понимание инструкции.
Во время таких тренировок формируются психотехнические
навыки саморегуляции и самоконтроля.
Основную часть работы желательно проводить
заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов
по пройденным темам.
Психотехнические навыки позволят учащимся более
уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в
решающей ситуации, овладеть собственными
эмоциями.
Слайд 13ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ СТАРШЕКЛАССНИКИ
Когнитивные трудности
Личностные трудности
Процессуальные трудности
Слайд 14КОГНИТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ
В чем заключается трудность?
Работа с тестовыми заданиями
Чем может помочь психолог?
При
выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают успешность психологические функции: преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память
Слайд 15ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ
В чем заключается трудность?
Отсутствие полной и четкой информации о процедуре
Единого государственного экзамена
Чем может помочь психолог?
Предоставление достаточно информации о том, что такое Единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам
Слайд 16ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ
В чем заключается трудности?
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов
Трудности, связанные
с ролью взрослого
Трудности, связанные с критериями оценки
Все трудности связаны с недостаточным знакомством с процедурой экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Слайд 17ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОЛОГ?
Овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ.
Проигрывание процедуры ЕГЭ .
Слайд 18Советы родителям
• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок
получит
на экзамене.
• Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов.
• Обеспечьте дома удобное место для занятий.
• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
• Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки
к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых
заданий по предмету и потренируйте ребёнка.
Слайд 19• Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте
ребёнка ориентироваться
во времени и уметь его
распределять.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
• Контролируйте режим подготовки к экзаменам,
не допускайте перегрузок.
• Обратите внимание на питание ребёнка.
• Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых,
он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
• Не критикуйте ребёнка после экзамена.
• Помните: главное — снизить напряжение и тревожность
ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Слайд 20РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ.
Огромное значение имеет режим дня.
Не следует забывать про прогулки и занятия физическими упражнениями.
В течении дня необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут.
Для повышения работоспособности необходим полноценный сон.
Большое значение имеет эмоциональный настрой родителей
Слайд 21СПОСОБЫ ,СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ДЫХАНИЕМ
Управление дыханием:
Медленное и глубокое дыхание( с участием
мышц живота
Частое (грудное) дыхание
Слайд 22СПОСОБЫ ,СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ТОНУСОМ МЫШЦ, ДВИЖЕНИЕМ
Под воздействием психических нагрузок возникают
мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Слайд 23СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ТРЕВОГИ
Релаксация- напряжения- релаксация- напряжение
Спортивные занятия
Контрастный душ
Стирка белья
Мытье
посуды
Пальчиковое рисование(кляксы)
Игры с газетой
Громко спеть любимую песню
Покричать то громко, то тихо
Потанцевать под музыку ,причем как спокойную, так и «буйную»
Смотреть на горящую свечу
Вдохнуть глубоко до 10 раз
Погулять в лесу, покричать
Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
Слайд 24ПРИЕМЫ ,МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Перед экзаменом или во время него целесообразно
выпить несколько глотков воды
Сделать упражнение «Перекрестный шаг»,влияющий на гармонизацию работы левого и правого полушарий
Упражнение «Энергетическое зевание»-уменьшение кислородного голодания, усиливающее негативное влияние стресса
Слайд 25УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь
большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Возьмите по 2 грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
Слегка помассируйте кончик мизинца.
Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.
Слайд 26ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Морковь - стимулирует обмен веществ в мозгу.
Ананас - помогает
удерживать в памяти большой объем текста(витамин С)
Авакадо - источник энергии для кратковременной памяти