Слайд 1ПЕРЕЧЕНЬ СЛАЙДОВ Тема 7
Состояние развития малого предпринимательства в России в 2007-2009
г. г.
История развития МП в новой России.
Функциональный подход изучения деятельности МБ и оценки его влияния на развитие региона.
Роль малого предпринимательства в рыночной экономике.
Экономический эффект от деятельности МБ в регионе оценивается.
Развитие малого и среднего предпринимательства.
Развитие МП в России (2004 – 2012 г. г.).
Условия, необходимые для эффективного и устойчивого развития МП в регионе.
Направления воздействия МБ на экономику региона.
Региональные меры по поддержке МП.
Проблемы дальнейшего развития малого бизнеса в России (Мониторинг «Опора России»).
Итоги политической оценки социально – экономической устойчивости малых предприятий (по данным А. Б. Харзинова за период 2005 – 2009 г. г.)
Основные задачи региональных программ.
Разделы программ комплексного развития региона.
Основные устойчивые патологии регионального развития в бывшем СССР.
Региональные диспропорции в развитии народного хозяйства классифицируются по следующим основным группам.
Показатели оценки диспропорции в сфере производства.
Показатели оценки диспропорции в финансовой сфере.
Показатели оценки диспропорции в социальной сфере.
Слайд 2ПЕРЕЧЕНЬ СЛАЙДОВ Тема 7 (продолжение)
Региональные методы экономического регулирования развития рыночной экономики.
Виды
региональных программ.
Классификационные признаки региональных программ.
Основные проблемы развития МБ в регионах России.
Сдерживающие факторы в развитии деятельности МП.
Основные признаки проектного управления МБ.
Основные этапы внедрения проектного управления.
Факторы опережающие рост доходов населения региона.
Понятие диспропорции.
Причины роста региональных диспропорций в доходах населения.
Основные объекты государственной региональной политики.
Основные цели региональной политики.
Важнейшие принципы региональной политики поддержки предпринимательства.
Содержание выработки основных направлений региональной политики в области предпринимательской среды.
Показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития субъектов Федерации.
Приоритетные цели деятельности государственной политики в области МБ.
Слайд 3С. 1 История развития малого предпринимательства в новой России
I.Этап –
1991-1994г.г .– этап уменьшения диффенциации регионов по развитию МП;
II. Этап – 1995- 2001 г.г. – этап увеличения дифференциации регионов по развитию МП;
III. Этап – 2002- 2007 г.г. - этап относительного постоянства дифференциации регионов по развитию МП;
IV. Этап – 2008 г. и Н. В . - начало периода усиления дифференциации регионов .
Примечание: Периодизация основана на количественных показателях, на учете процессов сближения уровня развития МП или нарастанию различий.
Слайд 4С. 2 Состояние развития малого предпринимательства в России в 2007-2009 г.
г.
-Рейтинг всемирного экономического форума – из 61 обследуемых стран – 55 место;
-дифференциация регионов по уровню развития малых предприятий выросла на 33%;
-1\3 всех малых предприятий – в ЦФО;
-в г. Москва и СкФО было зафиксировано одинаковое количество малых предприятий - 13 % от общего их числа;
-в Санкт – Петербурге – 10,5 %;
-в УФО - 8,5 % малых предприятий;
-число малых предприятий на 1000 жителей в России составляет 11,3 (Европа – 30).
Лучший показатель по России в СЗФО – 15.
-доля малого и среднего бизнеса в ВВП в России 10-12 % (Европа свыше 15 %);
-80 % малых предприятий представлены в России микропредприятиями – до 15 человек.
Слайд 5С. 3 Функциональный подход изучения деятельности МБ и оценки его влияния
на развитие региона
Социальная значимость:
- Формирование широкого слоя собственников (среднего класса);
Средний класс – гарант политической стабильности и движущая сила рыночной экономики в регионе;
Создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
Снижение социальной напряженности, способность сглаживать остроту социальных региональных проблем.
Экономическая значимость:
-непрерывное приспособление к коньюнктуре рынка – интегрирующая функция;
-формирование конкурентных отношений;
- неотемлемая часть хозяйственной системы;
-участие в формировании экономического, финансового, налогового потенциала в регионе.
Слайд 6С. 4 Роль малого предпринимательства
в рыночной экономике
МБ – это существенная
часть рыночной экономики и база конкурентного рыночного механизма.
МБ, динамично реагируя на изменение рыночной коньюнктуры, наделяет рыночную экономику необходимой гибкостью и адаптивностью.
МБ – мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения.
МБ вносит вклад в формирование конкурентной среды, что для рыночной экономики имеет первостепенное значение.
МБ способствует эффективному функционированию и развитию рыночной экономики.
Слайд 7С. 5 Экономический эффект от деятельности
малого бизнеса в регионе оценивается:
-вклад
в валовой региональный продукт;
-повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг;
-уровень диверсификации деятельности субъектов МП;
-рост торгового баланса с регионами РФ и зарубежными странами;
-вклад в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения и развитием агропромышленного комплекса.
Слайд 8С. 6 Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает:
(по данным Е. П.
Кулак)
-успешное решение проблем формирования конкурсных, цивилизованных рыночных отношений;
-расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ и услуг);
-приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
-содействие структурной перестройки экономики;
-придание гибкости, мобильности, маневренности;
-привлечение средств населения для развития производства;
-создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
-формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий;
-активизацию научно – технического прогресса;
-содействует деятельности крупных предприятий;
-освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий ( аренда и выкуп).
Слайд 9С. 7 Развитие малого предпринимательства в России
Слайд 10С. 8 Условия, необходимые для эффективного и устойчивого развития малых предприятий
в регионе
Социальная поддержка, предоставляемая из государственных и негосударственных источников;
Наличие собственной региональной базы для развития;
Доступность инвестиционных средств для малого бизнеса;
Профессионализм предпринимательского корпуса;
Эффективное взаимодействие с экономической и социальной инфраструктурой регионального и местного хозяйства;
Организация специального мониторинга развития малых предприятий и др.
Слайд 11С. 9 Направления воздействия малого бизнеса
на экономику региона
Роль малого бизнеса
в
развитии экономики
региона
Внедрение новых
товаров и услуг
Создание
рабочих мест
и повышение
социальной
защищенности
населения
Содействие
развитию
конкуренции
Содействие реализации
инноваций в
практической
деятельности
Создание новых
рынков или
сегментов рынков
Повышает ВРП
(до 25 %) в
отдельных
регионах
Слайд 12С.10 Региональные меры по поддержке
малого предпринимательства
Региональные меры
по поддержке малого
предпринимательства
Развитие проектного
финансирования
на
конкурсной и долевой
основе
Создание
гарантийного
фонда
Создание малых
инновационных
предприятий
Создание малых
предприятий
Информационная
поддержка
малого бизнеса
Совершенствование
законодательства и
устранение пробелов и
противоречий
Создание
лизингового
фонда
Развитие рыночной
инфраструктуры
Обучение и тренировки
кадров МБ
Становление собираемости
налогов
Проводить эффективную
приватизацию и
земельную реформу
Привлечение
вкладов
населения в
региональные
инвестиции
Слайд 13С. 11 Проблемы дальнейшего развития малого бизнеса в России (результаты мониторинга
«Опора России»)
Знают законодательство не более 80 % бизнесменов, в рядах неконсолидированного бизнеса не более 20 %;
Главная проблема – налоговая сфера:
-8 % опрошенных указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов;
-14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов;
-задолженности по налогам держаться на уровне 35%.
Увеличение числа рейдерских захватов отмечают 23% опрошенных, в т. ч. вовлечение банков в схемы рейдерских захватов.
Задолженности по заработной плате вышли на 1-е место среди всех проблем.
Падение спроса стало проблемой для 1\3 малых предприятий.
Не улучшается ситуация на рынке труда. 50% предпринимателей указали на то, что положение всё ещё сложнее: высокие налоговые ставки и уровень коррупции при низкой доступности квалифицированных кадров.
Слайд 14С. 12 Итоги политической оценки социально – экономической устойчивости малых предприятий
(по данным А. Б. Харзинова за период 2005-2009 г. г.
Что позволило осуществить прирост ВРП в размере 29,3 %
за анализируемый период
Слайд 15С. 13 Основные задачи региональных программ
выравнивание межрайонных различий по показателям
экономического, социального и научно – технического развития;
формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
охрана окружающей среды;
преодоление последствия стихийных бедствий и техногенных аварий;
формирование инфраструктуры и информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно – политической и правой обстановки.
Слайд 16С.14 Разделы программы комплексного развития региона
Анализ и оценка сложившейся социально –
экономической ситуации региона.
Оценка природных ресурсов и состояние окружающей среды.
Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.
Концепция социально – экономического развития региона.
Основные целевые программы.
Механизм осуществления программ.
Ресурсное обеспечение программы.
Координация программных мероприятий.
Оценка эффективности осуществления программы.
Организация, формы и методы управления программой.
Слайд 17С. 15 Некоторые авторы выделяют следующие основные устойчивые патологии регионального развития
в бывшем СССР
значительные бюджетные трансферты и резкое разделение регионов на регионы – доноры и регионы – реципиенты;
деформация инвестиционных потоков (капитал движется из регионов, где он может быть использован с максимальной отдачей, в регионы, где он используется менее эффективно);
отсутствие связи между притоком капитала и инфраструктурной обустроенностью территории, сдвиг производства в неосвоенные регионы;
деформация инвестиционных циклов, искусственная депрессия в регионах с благоприятной рыночной коньюктурой и неисчерпаемым ресурсным потенциалом, вследствие постоянного изъятия финансовых ресурсов;
формирование регионов с отраслевой диверсификацией;
консервация отсталой отраслевой структуры в регионах и препятствия на пути совершенствования структуры в направлении от первичных и вторичных видов деятельности к третичным и четвертичным;
диспропорции между уровнем развития отраслей специализации и комплексирующего и обслуживающего комплекса, а также ряд других региональных патологий .
Слайд 18С. 16 Региональные диспропорции в развитии народного хозяйства могут быть классифицированы
по следующим основным группам
региональное распределение природного комплекса;
социально – экономические региональные диспропорции;
территориальные диспропорции в энергетическом комплексе;
региональные пропорции в промышленности;
территориальные пропорции в аграрно - промышленном комплексе;
территориальное распределение транспортного комплекса.
Возможны и другие подходы к классификации .
Слайд 19С. 17 Показатели оценки диспропорции в сфере производства
Уровень валового внутреннего регионального
продукта (ВРП ).
Темпы роста ВРП на душу населения.
Соотношение темпов роста инвестиций в основной капитал и ВРП.
Доля ВРП, производимая на государственных предприятиях.
Рост экспортного потенциала.
Коэффициент валютного покрытия импорта.
Индекс физического объема промышленной продукции (по видам в сопоставимых ценах).
Степень износа основных производственных фондов.
Удельный вес убыточных предприятий.
Соотношение численности научного персонала и численности занятых в сфере материального производства.
Слайд 20С. 18 Показатели оценки диспропорции в финансовой сфере
Ставка по кредитам банков.
Рост
инвестиций в основной капитал.
Индекс соотношения налогов и других поступлений в региональный бюджет и ВРП региона.
Уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов).
Государственная поддержка регионов (показатели роста трансфертов и других активов).
Уровень доходов и расходов ВРП на душу населения.
Бюджетная обеспеченность и достаточность.
Удельный вес расходов бюджета, направленных на инвестиции.
Состояние кредиторской и дебиторской задолженности, в том числе по налогам.
Слайд 21С. 19 Показатели оценки диспропорции в социальной сфере
Доля оплаты труда
в ВРП.
Уровень прожиточного минимума.
Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума.
Задолженность по выплате заработной платы, пенсий, пособий.
Доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения.
Динамика доли сбережений (депозиты, вклады, ценные бамаги, недвижимость) в общих доходах на душу населения.
Уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета.
Соотношение расходов на социальные программы и ВРП региона.
Естественная убыль и миграция населения.
Отношение средней продолжительности жизни к нормативу.
Удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место .
Динамика численности населения, активного и занятого населения.
Слайд 22С. 20 Региональные методы экономического регулирования развития рыночной экономики
создание специальных
фондов регионального развития;
проведение политики поддержки для предприятий, находящихся в сложных социально - экономических и экологических условиях;
привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики;
компенсация дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
предоставление налоговой скидки «на истощение недр», то есть в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями ;
установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования структуры экономики;
введение регионально дифференцированной амортизации для предприятий, расположенных в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию для предприятий, расположенных в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию производства;
применение повышенных цен на экологически чистую продукцию;
введение санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных районах и др.
Слайд 23С. 21 Виды региональных программ
Региональная программа представляет собой разновидность ЦКП и
служит инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно - технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных и первоочередных проблем.
Виды региональных программ:
государственные (федеральные);
региональные;
комплексные;
узкоспециализированные.
Слайд 24С. 22 Классификационные признаки региональных программ
территориальная принадлежность;
содержание решаемых проблем;
масштабность программной
задачи;
отраслевая локализация;
характер возникновения проблем;
продолжительность;
ресурсные затраты.
Слайд 25С. 23 Основные проблемы развития малого бизнеса
в регионах России
Существенная разница
в уровне работы в системе поддержки малого бизнеса в регионе (Москва, Санкт – Петербург, Краснодарский край);
Несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения малого бизнеса;
Слабая финансово – кредитная поддержка малого бизнеса;
Наличие многочисленных административных барьеров;
Несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса;
Неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса;
Проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса;
Недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу;
Несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом.
Слайд 26с. 24 Сдерживающие факторы
в развитии деятельности МП
Неразвитость и нестабильность законодательства;
Снижение
платежеспособности населения;
Недостаток собственных финансовых средств;
Чрезмерные совокупные налоговые выплаты;
Трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов;
Сложность получения кредитов;
Отсутствие у МП необходимого залога финансовых и др. средств;
Независимость системы гарантий и лизинга;
Недостаточное количество сильных региональных банков;
Наличие кризиса неплатежей, недисциплинированность контрагентов, банкротство деловых партнеров.
Слайд 27С. 25 Основные признаки проектного управления развитием малого бизнеса
Основные признаки проектного
управления малого бизнеса состоят в следующем:
Орган государственного управления развитием малого бизнеса имеет статус и уровень департамента;
Департамент развития малого бизнеса имеет необходимую инфраструктуру и ресурсную базу;
Действия департамента основываются на нормативном признании приоритетности задач по развитию малого и среднего бизнеса;
При департаменте создаются рабочие группы и комитеты, в которые по отраслевому принципу включаются представители регионального управления, при этом уровень чиновников должен быть достаточным для эффективности принимаемых решений ;
Это далеко не все, но важнейшие аспекты проектного управления развитием малого бизнеса.
Слайд 28С. 26 Основные этапы внедрения проектного управления
в малом бизнесе
Слайд 29С.27 Факторы опережающего роста доходов населения региона
-Экономический фактор;
-Перераспределительная социальная политика федерального
центра;
-Политический фактор;
-Институционный фактор (особые отношения с бизнесом ,
увеличивающие доходы бюджета региона);
-Прочие факторы.
Слайд 30С. 28 Понятие диспропорции
Диспропорции - нарушение согласованности , соответствия взаимосвязанных экономических
процессов и показателей, характеризующих функционирование и развитие отдельных отраслей
и производств , протекание стадий воспроизводственного цикла.
Например: может наблюдаться несоответствие объемов добычи сырья намеченным масштабам его переработки , объем производства может
не удовлетворять требованиям потребления , рост производства средств производства намного превышать рост производства потребительских товаров и услуг, и наоборот .
Диспропорции свидетельствуют о гипертрофированном развитии одних секторов экономики за счет других, об отсутствии сбалансированности экономических процессов.
Слайд 31С.29 Причины роста региональных диспропорций
в доходах населения
1. Главная причина возросшей
дифференциации доходов населения - рост пространственного экономического неравенства.
2.Рыночные реформы сопровождались не только ростом цен на товары и услуги ,усилились и региональные различия в стоимости жизни.(Жизнь в г. Москве в 1,5 раза дороже чем в среднем по России и в 2 раза дороже,чем в самых дешевых регионах).
3.Политка региональных властей ( в г.Москве дотации- льготы, субсидии из доходов регионального бюджета).
4.Региональные различия темпов роста реальных доходов более чем троекратное - от 5,2раз в республике Дагестан до 1,5 раз в Магаданской области.
5.Рост доходов в слаборазвитых регионах достигается за счет двух основных механизмов - существенного повышения оплаты труда в бюджетной сфере и роста объема социальных трансфертов.
6.Произошел рост доходов опережающими темпами в тех регионах, где заработали конкурентные преимущества :рост добычи нефти и газа; эффект более выгодного приморского географического положения; крупнейшая агломерация. (Самый низкий темп - Адыгея и Калмыкия).
Слайд 32С.30 Основные объекты
государственной региональной политики
Важные
Локализованные
Проблемы
Экономического,
Социального и
Экологического развития
3
Территори-
альная
структура
государства
1
Основные объекты
государственной
региональной
политики
Администра-тивные
экономические
районы
2
Предмет государственной региональной политики - комплексное решение территориальных проблем в ходе согласования интересов государства (центральной власти) и регионов
Слайд 33С.31 Основные цели региональной политики
-обеспечение экономических ,социальных , правовых и организационных
основ федерализма в РФ ,создание единого экономического пространства;
-гарантирование конституционных социальных прав граждан независимо от экономических возможностей регионов;
-выравнивание условий социально - экономического развития регионов;
-приоритетное развитие регионов , имеющих особо важное стратегическое значение;
-предотвращение загрязнения окружающей среды , комплексная экологическая защита регионов;
-максимальное использование природных особенностей регионов;
-становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Слайд 34С.32 Важнейшие принципы региональной политики поддержки предпринимательства
-Ориентация на поддержку без исключения
действий рыночных механизмов.
-Разделение полномочий между различными уровнями власти в области поддержки предпринимательства.
-Постоянный мониторинг экономического и финансового состояния предпринимательства с целью внесения своевременных корректировок в проводимую политику.
-Создание условий в предпринимательской среде строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета : самоокупаемость, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.
Слайд 35С.33 Содержание выработки основных направлений региональной политики в области предпринимательской среды
1.Оптимизация нормативно - правовых основ.
2.Развитие системы финансово - кредитной поддержки.
3.Совершенствование использования муниципального имущества.
4.Совершенствование налогооблажения бизнеса.
5.Развитие инновационного предпринимательства.
6.Совершенствование информационной поддержки.
7.Укрепление и развитие системы подготовки кадров для бизнеса.
8.Создание интеграции бизнес структур.
9.Обеспечение демонополизации рынков.
Слайд 36С.34 Показатели финансовой обеспеченности
и бюджетной самодостаточности развития
субъектов Федерации
-Объем финансовых
ресурсов на душу населения.
-Средний душевой доход.
-Средний бюджетный доход на душу населения.
-Средний бюджетный расход на душу населения.
-Средняя заработная плата.
-Стоимость потребительского набора.
-Удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах.
-Прожиточный минимум.
Слайд 3735.Приоритетные цели деятельности гос. политики в области малого бизнеса
А) Общие цели
в области МБ:
активное распространение конкуренции на все сегменты народного хозяйства;
выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного ,обладающего предпринимательским потенциалом гражданина;
содействие проблемы занятости;
поддержка инноваций.
Б) Специальные цели в области МБ :
создание благоприятных общих условий для экономической деятельности;
законодательство ,устанавливающее правовое поле для МБ;
устранение многообразных форм дискриминации малых фирм со стороны как более крупных конкурентов , так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам субъектов МБ;
создание и поддержание социальной инфраструктуры , позволяющей МБ получать некоторые услуги и ресурсы на бесплатной или частично платной основе.