Государственная энергетическая политика и стратегия развития инновационной энергоэффективнойэкономики России презентация

Содержание

Мировой опыт энергосбережения

Слайд 1
Модуль 1
Программа повышения квалификации
«Управление энергосбережением
и повышение энергетической
эффективности на предприятиях

АПК

Слайд 2

Мировой опыт энергосбережения






Слайд 3

Кто эффективно использует энергию,
тот предотвращает разбазаривание природных ресурсов и охраняет окружающую

среду


Энергоэффективность и энергосбережение – это, прежде всего, бережное отношение к энергии в любой сфере и ее предельно безвредное производство

Слайд 4
Лидиры в гонке за «зеленой» энергией
По итогам 2009 г. наибольшие капиталовложения

в сектор экологически чистой энергетики сделаны в Китае, инвестиции в этот сектор в Китае составляют $32 млрд., (США - $18,6 млрд.)

В процентном отношении к размеру ВВП лидирующее положение заняла Испания

По объему установленной мощности ВИЭ лидируют Китай, Германия и Испания

Источник: Bloomberg


Слайд 5К 2050 году Европа может полностью перейти на возобновляемую энергию


Слайд 6
В Европе выросли уже два поколения людей, для которых сбережение всех

видов ресурсов является
частью повседневной жизни.
Население экономит свои деньги и заодно
вносит посильный вклад в общее дело
снижения потребления энергии

Среднестатистическому европейцу нравится иметь имидж человека, который заботится не только о собственном бюджете, но и об окружающей среде

В моду входит особый экологичный life-style: тратить меньше топлива и пользоваться энергосберегающими приборами.

Слайд 7Дания: чудеса бывают…
Газ
Био-
топливо


Слайд 8
Программа конверсии ТЭЦ
I-й этап: реконструкция самых крупных источников тепла в системах

ЦТ, работающих на угле и газе (около крупных 30 станций были превращены в небольшие ТЭЦ суммарной электрической мощностью примерно 465 МВт)
II-й этап: оставшиеся установки на угле, средние по мощности станции на газе и часть станций, работающих на жидком топливе в системах ЦТ (в основном перевод на сжигание отходов и на природный газ)
III-й этап: реконструкция небольших систем ЦТ с их последующим присоединением к системам с ТЭЦ на природном газе или к системам, работающим на биотопливе
Параллельно велась работа по переоборудованию районных электростанций с целью получения от них дополнительного тепла и передачи его в сети централизованного теплоснабжения крупных городов

Слайд 9
была осуществлена централизация систем теплоснабжения крупных городов и населенных пунктов
большинство источников

переведены в теплофикационный режим (суммарная установленная мощность малых ТЭЦ в системах ЦТ превысила 1300 МВт)
был осуществлен перевод источников с жидкого топлива (нефти) и частично угля на экологически чистые природный газ и биотопливо

Дания: теплоснабжение


Слайд 10
Дания: смена парадигм
Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang

Kwee, Program Director

Слайд 11Дания: методы стимулирования
Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang

Kwee, Program Director

На вырабатываемую ТЭЦ электроэнергию установлена фиксированная цена, которая соответствует собственным долгосрочным производственным затратам плюс сэкономленные капитальные затраты
Законодательно закреплены экономические гарантии крупным ТЭЦ, сохраняющим комбинированное производство энергии
Действует инвестиционная субсидия для перевода систем централизованного теплоснабжения на работу от ТЭЦ и установок на биомассе (в общей сложности выделялось до 50 млн. датских крон в год)
Действуют инвестиционные гранты для строительства сетей ЦТ и ремонта тепловых сетей в случае обязательного подключения к магистральной сети (компенсация 30…60% капиталовложений)
Действует субсидия на производство электроэнергии, поставляемой ТЭЦ на газе и возобновляемых энергоресурсах в электросеть общего пользования (100…170 датских крон за 1 МВт-ч)


Слайд 12Дания: методы стимулирования
Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang

Kwee, Program Director

Действуют инвестиционные субсидии для проведения энергоэффективных мероприятий в промышленности и торговле, включая ТЭЦ
Действуют инвестиционные субсидии для устройства центрального отопления в жилых домах, построенных до 1950 г., в районах с системами централизованного теплоснабжения (30…50% общей суммы затрат)
Часть тарифа на электроэнергию размером 10 ДК/МВт-ч тратится на энергосбережение (половиной этой суммы распоряжаются энергораспределительные компании, а другой половиной – фонды энергосбережения)
Энергокомпании обязаны поощрять своих клиентов внедрять меры по энергосбережению


Слайд 13
Дания: Энергетический план на 2001-2030 гг.
полный отказ от использования угля и

нефти при производстве тепловой и электрической энергии

переход на возобновляемые энергоресурсы и природный газ (доля последнего в энергетическом балансе страны не превысит 45%)

Слайд 14
США: пробуждение
В 2006 г. более 60 ведущих организаций, представляющих различные заинтересованные

стороны со всей страны, объединили усилия для разработки Национального плана действий по повышению энергетической эффективности

В этот план включены основы стратегии “Перспектива-2025”, предусматривающей действия по достижению и оценке поступательного развития в направлении к поставленной цели

“Мы будем инвестировать $15 млрд. в год в разработку таких технологий, как энергия ветра и солнечная энергия, перспективные виды биотоплива, обогащенный уголь и более экономичные легковые и грузовые автомобили, собираемые здесь, в Америке” (Президент Обама; февраль 2009 г.)


Слайд 15
«Перспектива-2025»
«План действий» получил широкую поддержку со стороны правительств штатов, энергетических компаний

и потребителей на всей территории Америки
При подготовке “Перспективы-2025” использовался опыт более двух десятилетий работы в области повышения энергоэффективности
К 2007 г. был достигнут значительный прогресс:
около половины всех штатов приняли программы повышения энергоэффективности
установлены строительные нормативы для новых домов и зданий
примерно в одной трети штатов установлены целевые показатели энергосбережения и устранены препятствия, мешавшие коммунальным компаниям получатьприбыль от продажи дополнительной энергии
Штаты, энергетические компании и другие организации расходуют около $2 млрд. в год на программы энергосбережения. В результате:
сокращение затрат электроэнергии в объеме, который равен производительности 30 электростанций общей мощностью более 500 МВт
снижение выбросов парниковых газов в объеме, соответствующем выхлопам 9 млн. автомобилей в год
сокращение затрат на приобретение энергии потребителями почти на $6 млрд. в год

Слайд 16
США: финансирование программ повышения энергоэффективности
$5 млрд. в фонд Программы помощи

с утеплением (программа действует с 1976 г.; оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения).
Благодаря этой программе более 5,6 миллиона семей с
низким доходом повысили уровень комфорта своих домов
и снизили расходы на электроэнергию.
$4 млрд. на модернизацию государственного жилья, находящегося в ведении Министерства жилищного строительства и городского развития США, для повышения энергоэффективности.
$300 млн. на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы.
$3,2 млрд. на гранты штатам и местным органам власти для поддержки осуществления проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения в государственных зданиях.

Слайд 17
США: финансирование программ повышения энергоэффективности
$4,2 млрд. для Администрации общих служб

США на преобразование зданий, принадлежащих федеральному правительству, в высокопроизводительные экологически чистые здания, в которых сочетаются методы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
6,9 млрд. – Федеральной администрации по пассажирским перевозкам для передачи местным службам общественного транспорта с целью инвестиций в проекты по энергосбережению и расширению возможностей систем общественного транспорта.
50 млн. на усилия, направленные на повышение энергоэффективности информационных технологий и технологий связи.
Увеличение налоговых льгот для домовладельцев и предприятий, которые за собственный счет осуществляют модернизацию своих объектов недвижимости с целью повышения энергоэффективности.

Слайд 18Япония: ставка на солнечную энергетику


Правительство Японии
оплачивает треть стоимости установки батарей
В

конце 1997 г. солнечные батареи были установлены на 8 тыс. жилых домов.
В 2010 г. установлены солнечные батареи на
1 млн. жилых домов

Цена 1 кВт-ч «солнечной» энергии снизилась с 30 тыс. иен в 1973 г. до 140 иен в 2000 г. (такой уровень приемлем для использования солнечных батарей в быту)


Слайд 19
Япония: бытовой сектор
отказ от пультов дистанционного управления электронной аппаратурой
ежедневные добровольные выключения

кондиционеров на 1 час в августе месяце, на который приходится пик потребления электричества
отказ от поддержания высокой температуры воды в электрочайниках в течение ночи.

Основная проблема электроэнергетики Японии – бытовой сектор, расходы энергии в котором продолжают увеличиваться. Поэтому сегодня большое внимание в стране уделяется обучению граждан способам сбережения энергии. Среди них выделяются:

Правительство Японии планирует также сократить потребление электроэнергии бытовыми электроприборами, в том числе кондиционерами воздуха - на 63%, холодильниками - на 30% и т.д.


Слайд 20
Япония: промышленность
повышения энергоэффективности заводской котельной
налаживания естественного охлаждения промышленной воды в зимний

период
внедрения использования зимой естественного сухого воздуха в системе кондиционирования
расширения вторичного применения тепловых отходов на производстве

Завод по производству фотобумаги компании «Коника»
в городе Одавара (префектура Тиба) поднял
эффективность энергопользования на 40% за последние 10 лет.
Это достигнуто путем:


Слайд 21

Государственная политика России в области энергосбережения


Слайд 22Общий потенциал повышения эффективности использования энергии в РФ оценивается примерно в

420 млн. т у.т

Потенциал энергоэффективности в России



Слайд 23Топливно-энергетический баланс Западной Сибири в 2007 г, млн. т у.т.


Слайд 24Пути обеспечения экономического роста России
Комплексное ресурсосбережение в промышленности, коммунальном хозяйстве и

на транспорте
Техническая и инфраструктурная модернизация ТЭК, ускорен-ное развитие топливно-сырьевой базы
Снижение доли нефти и газа в товарной структуре внешней торговли и постепенное замещение необработанных энергоносителей наукоемкой продукцией российского производства
Оптимизация внутреннего энергетического баланса, поощрение использования возобновляемых источников энергии, охрана окружающей среды
Развитие диверсифицированных высококонкурентных внутренних энергетических рынков
Повышение роли государственного регулирования в реализации энергетической стратегии

Слайд 25Барьеры на пути энергосбережения в России
Человеческий фактор – основная причина, по

которой энергосберегающие технологии с трудом приживаются в России: пока сбережение энергетических ресурсов не станет частью культуры ситуацию с внедрением энергоэффективных решений трудно будет изменить
Недостаток знаний в области энергосбережения как в бизнес-среде, так и среди обывателей
Отсутствие достоверной системы статистической отчетности по показателям энергоэффективности
Тарифная политика: энергетической отрасли пора переходить к дифференцированной тарификации, приводя ее в соответствие с принципами ценообразования на мировом рынке
Отсутствие реально работающих налоговых и административных инструментов экономического стимулирования
Отсутствие отечественного аналога ISO 50001 – международного стандарта на системы менеджмента энергосбережения (только появился необходимо повсеместное внедрение)

Слайд 26Государственная стратегия России до 2030 года
Главной целью новой Стратегии является создание инновационного

и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России.

Основные приоритетами развития отечественной экономики
энергоэффективность экономики и энергосбережение;
совершенствование топливно-энергетического баланса страны и структуры ТЭК;
создание цельной системы законодательных актов в сфере использования топлива и энергии, достаточной для государственного регулирования;
энергетическая безопасность (устойчивость энергоснабжения, техническая и экологическая безопасность ТЭК, поддержание энергетического потенциала как фактора внешней и внутренней политики).


Слайд 27Государственная стратегия России до 2030 года
Три этапа реализации
Первый этап (ориентировочно по 2013

- 2015 годы) - выход из кризиса и формирование основ новой экономики.
Второй этап - переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики.
Третий этап - развитие инновационной экономики.

В электроэнергетике
Прогнозируется в 2 - 2,5 раза увеличение объемов производства электроэнергии на базе атомных электростанций и возобновляемых источников энергии.
В целом предусматривается увеличить к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии долю нетопливных источников в производстве электроэнергии примерно с 32 % (2008 год), до не менее чем 38 %.


Слайд 28
Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года
21.10.10 Правительство

РФ одобрило госпрограмму энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года.
Планируемый объем финансирования программных мероприятий за весь срок реализации программы должен составить более 9 трлн. руб., в том числе 760 млрд. руб. из средств бюджета РФ (135 млрд. руб.) и субъектов РФ (625 млрд.), а остальное — из внебюджетных источников финансирования.

Реализация программы в сочетании с изменением структуры ВВП (13,5% и 27% соответственно) должно обеспечить выполнение поручения Президента РФ — снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

Слайд 29
Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года
этап (2011…15

гг.) — переход на энергоэффективный путь развития экономики:
снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 7,4%
обеспечение суммарной экономии энергии в размере 300 млн. т.у.т.
суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов — около 2,5 трлн. руб. (в текущих ценах)
поступления дополнительных налогов на прибыль за счет снижения энергетических издержек предприятий и организаций — 163 млрд. руб.
этап (2016…20 гг.) — развитие экономики по энергоэффективному пути:
снижение энергоемкости ВВП не менее чем до 13,5%
обеспечение суммарной экономии энергии в размере 1 100 млн. т.у.т.
суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов — около 7 трлн. руб. (в текущих ценах)
поступления дополнительных налогов на прибыль за счет снижения энергетических издержек предприятий и организаций — 183 млрд. руб.

Слайд 30Энергоэффективность в регионах: проблемы

Закон предполагает финансовое поощрение регионов, за успехи в экономии

энергии. Минфин выступает против поддержки энергоэффективных проектов из федерального бюджета
Стимулов к энергосбережению у региональных и местных чиновников мало: они заинтересованы в увеличении контролируемых ими денежных потоков, а экономия энергоресурсов, как раз, эти потоки может существенно снизить
Руководству бюджетных организаций энергосбережение на практике также невыгодно
Нет рынка энергосервисных услуг

Слайд 32
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения

энергоэффективности


 

Слайд 33
Source:


Слайд 34
ФГУ «Российское энергетическое агентство» создано 22 декабря 2009 года на базе

Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Объединение «Росинформресурс» с 1966 г.)


70 региональных филиалов
2000 сотрудников
150 000 кв.м. - имущественный комплекс

РЭА: история создания

Инфраструктура

Опыт и компетенции Росинформресурса в промышленности и ТЭК



Слайд 35
Поддержка реализации ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в

части компетенций Министерства энергетики РФ, а также в рамках Распоряжения Правительства РФ №1830 от 01.12.2009
Содействие повышению эффективности государственной политики в области ЭЭ и ВИЭ
Создание единой площадки для взаимодействия всех участников рынка
Содействие повышению инвестиционной привлекательности инновационной энергетики

Цели РЭА

РЭА – центр обмена информации, мониторинга,
координации и стимулирования проектов
в области энергоэффективности, возобновляемых
источников энергии и инноваций в ТЭК


Слайд 36
Государственная информационная система в области энергосбережения
Создается в

рамках статьи № 23 Федерального закона
№ 261-ФЗ
Регулируется Постановлением № 391 от 01.06.2010 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования».

Source:



Слайд 37
В России создаётся государственная
информационная система ГИС
с

регулярным представлением
следующих основных сведений:


 
о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;
об объеме использования энергетических ресурсов, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов;

Слайд 38

полученных в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических

паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных реестра СРО в области энергетического обследования ;
о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;
о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов;
о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях;

продолжение


Слайд 39

об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и

повышения энергетической эффективности;
о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
иных установленных Правительством Российской Федерации сведений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

продолжение


Слайд 40
Задачи РЭА


Слайд 41Source:
Структура Государственной информационной системы
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения

энергетической эффективности

Система национальных порталов
«Энергоэффективная Россия»

Инфраструктура обработки энергетических паспортов

Система
«Управление энергосбережением»

Взаимодействие с министерствами, ведомствами, субъектами федерации, муниципалитетами

Анализ, контроль и отчетность
Вертикальная интеграция с
ГАИС «УПРАВЛЕНИЕ»

1

2

3

П. 8 -10 Приложения №1 Постановления № 391


Слайд 425
Министерство энергетики http://minenergo.gov.ru/


Российское энергетическое агентство http://rosenergo.gov.ru/

Портал
«Энергоэффективная Россия» http://energosber.info/index.php
Министерство экономического развития

http://www.economy.gov.ru/minec/main

Информационные сайты


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика