Программа подготовки тьюторов Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций презентация

Содержание

-        Нормативная база системы оценки и сертификации квалификаций -        Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций -        Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения -        Общие требования к процедурам,

Слайд 1Программа подготовки тьюторов
«Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций»
Методический

семинар АНО «НАРК»
17 мая 2013 года

Презентационный материал к выступлению
Перевертайло А.С.


Слайд 2-        Нормативная база системы оценки и сертификации квалификаций
-        Квалификационные требования к

экспертам по оценке и сертификации квалификаций
-        Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения
-        Общие требования к процедурам, осуществляемым центром оценки и сертификации квалификаций
-        Особенности организационной структуры центра оценки и сертификации квалификаций, связанные с реализуемыми им процедурами
-        Процедуры допуска к оценке компетенций
-        Проверка заявительных документов соискателя

Модуль 1 Основные нормативно-организационные документы системы оценки и сертификации квалификаций


Слайд 3Тема 1. Профессиональные стандарты
Терминология
От разрозненных шагов по модернизации квалификационных структур –

к формированию современной системы квалификаций, отвечающей перспективным задачам экономического развития, учитывающей:
специфику высокотехнологичных производств,
специфику новых трудовых процессов в отраслях экономики,
ведущие международные тренды.

Слайд 4Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного

вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням:
систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы
описывает именно функционал, при этом с учетом возможностей карьерного роста работника
осуществляет связь систем стандартизации и унификации сфер труда и подготовки кадров по видам экономической деятельности и областям профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.)
решает широкий круг задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры)

Слайд 5Структура описания квалификаций в ПС


Слайд 6Область профессиональной деятельности
ПС≠ОПД
Термины ПС:
Совокупность (группа схожих) видов профессиональной деятельности, имеющая

общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.

Слайд 7Область профессиональной деятельности
ПС≠ОПД
Отрасль ≈Σ ОПД; ОПД ≠ Отрасль; ΣОПД ⇔

ΣВЭД
Управление организацией, управление персоналом, наноиндустрия…
Корреспондирующиеся термины экономики:
а) Отрасль – 1. (англ. Industry) совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства;
2. (нем. die Volkswirtschaft) объективно обособившаяся часть народного хозяйства, объединяющая хозяйственные единицы, обладающие общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей;
3. (Федеральный закон №165-ФЗ от 08.12 2003 г.) совокупность производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо тех из них, доля которых в общем объёме производства в Российской Федерации составляет большую часть.
б) Вид экономической деятельности - 1. Единица классификации экономической деятельности по конечному продукту производственного процесса, в который вовлекаются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) 2. Производственный процесс на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Является объектом классификации ОКВЭД.

Слайд 8Вид профессиональной деятельности
Как правило, ВПД = «наименование ПС»
Термины ПС:
Составная часть

области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций
Область описания профессиональным стандартом квалификации работника
Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Схожие термины сферы образования:
Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования
Виды профессиональной деятельности -
Профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы – ФГОС НПО, СПО
Трактовка ГОС ВПО: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектно-конструкторская

Слайд 9Новое понимание бизнесом термина «профессия» как вида деятельности, а не характеристики

человека (например, профессия – нанесение защитных покрытий, а не маляр)

Термины сферы бизнеса:
Профессия – 1) наименование вида трудовой деятельности или группы видов трудовой деятельности; 2) Основная обобщенная характеристика профессионально-квалификационной структуры отрасли на основе анализа формирования жизненного цикла продукции.
Термины сферы образования:
Профессия - общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Вид профессиональной деятельности
– синоним «профессия»
Как правило, ВПД = «наименование ПС»


Слайд 10Примеры формирования наименований видов профессиональной деятельности
«формула»:
Специалист по…
виду профессиональной деятельности


Слайд 12Профессионально-квалификационная структура отрасли

Соотношение отраслевых и межотраслевых профессий

Основные профессии (ВПД) отрасли








Отраслевые
центры
сертификации

Межотраслевые


центры
сертификации

Межотраслевые профессии


Слайд 13Применение модели полного жизненного цикла продукта/услуги для формирования профессиональной структуры отрасли
Вывод

из эксплуатации (утилизация)

Эксплуатация (послепродажное обслуживание)

Реализация (сбыт)

Исследование спроса и планирование

Сертификация

Проектирование и разработка

Производство







Инверсия рассмотрения цикла жизни продукта



Слайд 14
Включенность ВПД в большие организации и системы отрасли
Крупная

организация (компания)


Структурная единица 2

Профессиональная группа 1


Структурная единица 1

…….


Структурная единица 3

…….

Структурная единица N

Профессиональная группа 2


Слайд 15 Участие представителей профессии в процессах организации
Носители профессии

1


Носители профессии
2


Организация

Процессы


Слайд 16 Описание набора функций для каждого квалификационного уровня



Уровень 2

f

f

f

Уровень 3

f

f

f

Уровень 7

f

f

f

Уровень N

f

f

f

……….. …………

1

N

25

Процессы в организации


Слайд 17Регистрация ПС в отраслевом объединении НП «ОАР» 29.03.12


Слайд 18
Неравномерность распределения функциональной нагрузки по квалификационным уровням
25
15
10
5
1
2
3
4
5
6
7
Процессы, шт.
Кв.

уровни, N




Слайд 19Профессиональные стандарты, разработанные в настоящее время - РСПП


Слайд 20Обобщенная трудовая функция
Единица ПС

Совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся

в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе, и имеющая специфические объекты, условия, характер и результаты труда.




Корреспондирующиеся термины сферы труда:

Вид трудовой деятельности (синоним: группа занятий) -
единица обобщенной классификации трудовых занятий (ОКЗ), должностей и квалификаций работников (ЕТКС, ЕКСД) для целей статистики и тарификации в отрыве от производственных задач (бизнес-процессов). Корреспондируется с видом профессиональной деятельности.
Направление деятельности работников - синоним (укрупненных) должностных обязанностей

Слайд 21Трудовая функция
Ключевой термин ПС

1. Интегрированный и относительно автономный набор трудовых

действий в составе обобщенной трудовой функции, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения
2. Совокупность взаимосвязанных трудовых действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда.

Толкования, не относящиеся к ПС:

Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15; 57 Трудового Кодекса РФ).

Слайд 22Трудовое действие

Процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается

определенная, заранее поставленная, цель
Законченная часть технологического процесса по изменению одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой работников, либо без их участия.

Иные толкования сферы труда, не относящиеся к ПС:
3. Объект нормирования на производстве, законченная элементарная работа (в трудовом праве)
4. Способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся составом приемов, последовательностью операций и их взаимосвязью
5. Однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя




Слайд 23Квалификация
Термины ПС:
готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного

вида трудовой деятельности; 2) официальное признание освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии


Схожие термины сферы образования:
Результаты (профессионального) обучения
1) освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования
2) общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.
3) социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования


Слайд 24Квалификационный уровень
Термины проекта НРК:
совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по

параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов - совокупность требований к умениям, знаниям, уровню квалификации* в зависимости от полномочий и ответственности работника
* уровень квалификации работника** - порядковое место в тарифно-квалификационной системе России: класс, разряд, категория
** Трудовой кодекс Российской Федерации; ЕТКС, ЕКСД (Постановление Правительства Российской Федерации №766 от 20.12.2003)

Применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников


Слайд 25Компетенция
Не является термином ПС
1) способность применять знания, умения и опыт в

трудовой деятельности - РСПП
2) сумма знаний, умений и опыта, синергия которых давала бы в итоге способность работника выполнять требуемые функции - Минпромторг

Схожие термины сферы образования:
профессиональная компетенция
Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

Общие компетенции (ФГОС НПО/СПО), синоним - общекультурные компетенции (ФГОС ВПО) -
1) Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
2) Совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне


Слайд 26Умения

Не является термином ПС, но используемый в качестве дескриптора

1) (англ. ability,

skills) - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач
2) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков
3) способность к целенаправленной и результативной деятельности
4) возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать


Слайд 27Знания
Не является термином ПС, но используемый в качестве дескриптора



результат процесса

познания действительности, получивший подтверждение в практике;
адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории)

Слайд 28Опыт,
практический опыт, практический профессиональный опыт
Не является термином ПС, но используемый

в качестве дескриптора

(англ. experience)
1) Совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром.
2) Основанное на практике познание действительности.
3) Способ приращения квалификации (наряду с обучением и самообразованием)

Слайд 29Навыки
Профессиональные навыки = навыки выполнения трудовых действий
1. Перечень способностей, характеризующих практический

опыт (сфера труда, исп. в резюме)
2. Способность, умение применять на практике в повседневной трудовой деятельности накопленные знания и опыт (Приказ Ростехрегулирования от 30.08.2007 N 2358 "Об организации работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии«)
Схожие термины сферы образования (ГОС ВПО):
1) Деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма
2) Доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид профессиональной задачи
Термины ЕС:
Навыки – способности выполнять конкретные производственные задачи
Термины ПС США:
Профессиональные навыки, способности - синоним умений, общих компетенций и требований к личностным качествам:
чтение, активное слушание, осмысление сказанного, комплексное решение проблем, критическое мышление, генерация идей, умение правильно разобраться и принять решение, чистота речи, выразительность речи, выразительность письма, осмысление написанного, мониторинг, активное обучение, координация, упорядочивание информации, дедуктивное мышление, индуктивное мышление, категорийная гибкость

Слайд 30
Тема 2. Система оценки и сертификации квалификаций
Нормативная база системы независимой

оценки качества профессионального образования

От внутренней оценки процесса – к внешней оценке конечного результата


Слайд 31Сертификация «персонала» или «квалификаций»?
Система добровольной сертификации — система, созданная одним

или несколькими юридическими и/или индивидуальными предпринимателями для проведения работ по сертификации.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.
Объектами сертификации являются:
продукция;
работы (услуги);
системы менеджмента;
персонал.

Общественно-государственная система оценки и сертификации квалификаций на основе профессиональных стандартов – составная часть системы независимой оценки качества профессионального образования, с одной стороны, и национальной системы квалификаций, с другой стороны.
Основная задача - обеспечение объективной признаваемой всем профессиональным сообществом (работодателями) оценки соответствия квалификации человека (его знаний, умений и практического опыта) требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами, и подтверждать его готовность выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.
Профессиональные стандарты - единая система представлений о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы, описание квалификаций, связанных общими производственными задачами


MBA, IT, HR, сертификация бухгалтеров, оценщиков, персонала неразрушающего контроля (по международным стандартам), судебных экспертов и др., «частная добровольная сертификация» (сертификация приобретения юридических и профессиональных прав использования специфических продуктов, услуг или методов, выходящих за рамки общепрофессионального) и др.

«общая добровольная сертификация» в области профессиональной деятельности, в виде экономической деятельности, в виде трудовой деятельности



Слайд 32 Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. № 307-ФЗ
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1663-р;
Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-318/02.

Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03.

Нормативная база. Основные документы.


Слайд 33 Руководство ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации

и смежных видов деятельности".
Руководство ИСО/МЭК 16 "Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов".
Руководство ИСО/МЭК 39 "Общие требования к приемке Органов контроля".
Руководство ИСО/МЭК 40 "Общие требования к приемке Органов по сертификации".
Руководство ИСО/МЭК 56 "Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества".
Стандарт ИСО 10011 (ч.1) "Общие руководящие указания по проверке систем качества."
Стандарт ИСО 8402-94 "Качество. Словарь".
ГОСТ Р 51000.9-97 (ЕМ 45013) "Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала". .
ГОСТ Р 40.101-95 "Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия".
EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала».

Нормативная база. Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации.


Слайд 34Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол №

1 от 20 октября 2010 г.)
Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)
Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)
Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)
Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)
Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)
Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)
Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)
Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)
Положение о квалификационном сертификате (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.)
Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.)

Нормативная база. Документы, принятые Общественно-государственным советом независимой оценки качества профессионального образования.


Слайд 35 Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по

формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г.
Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г.
Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге
Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. № ВП-П12-1763 от 27 марта 2012 г.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

Нормативная база. Иные документы.


Слайд 37Экспертно-методический центр (функционал)


Слайд 38Процедуры конкурсного отбора ЭМЦ


Слайд 40
Центр оценки и сертификации квалификаций: функционал и взаимодействие с участниками и

партнерами системы

Слайд 41Процедуры наделения полномочиями ЦОСК
(заявительный принцип)


Слайд 48Бизнес-процессы центра


Слайд 49
Состав Регистра Системы


Слайд 50Структура Регистра


Слайд 51Регистр системы оценки и сертификации
Единый информационный ресурс разрабатывается в рамках проектов

Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. и других источников финансирования
Исполнитель госконтракта компания «Кацит» разрабатывает федеральную информационную базу (СУБД), в т.ч. по обработке персональных данных по вопросам сертификации квалификаций, в 2013 году будут завершены испытания и начата ее опытная эксплуатация.
Исполнители госконтрактов по разработке отраслевых моделей сети ЭМЦ и ЦОСК в 13 отраслях в 2013 году завершат формирование отраслевых баз данных для отраслевых ЦОСК (реестры и отчетность)
НАРК к 2013 году завершит формирование и запустит в эксплуатацию информационно-аналитическую базу данных (СУБД) по деятельности ЦОСК и ЭМЦ (реестры, отчетность, КИМ (КОС), документы)
Минтруд России совместно с НИИ труда и исполнителем госконтракта в рамках реализации Национального плана развития профессиональных стандартов в 2013 году завершат формирование и запустят в 2014 году в эксплуатацию информационный портал и СУБД по сопровождению разработки ПС и регистр ПС
НАРК в 2012 году ввел в эксплуатацию новый портал, разделы которого посвящены национальной системе оценки и сертификации квалификаций, и которые будут иметь ссылку на регистр.
Все функциональные и технические требования к создаваемым по проектам информационным ресурсам согласованы.
В 2013 году планируется объединение созданных СУБД и порталов с выделением Регистра национальной системы оценки и сертификации квалификаций - систематизированной управляемой организацией-регистратором (базовой организацией) единой информационной сети, объединяющей информационные базы данных системы оценки и сертификации квалификаций и содержащей нормативные документы, реестры зарегистрированных лиц и организаций, а также материалы, имеющие учетное, правовое и организационно-методическое значение для функционирования системы

Слайд 55
Тема 3. Система оценки и сертификации квалификаций

Требования к унифицированным процедурам



Эксперты - главный кадровый ресурс формируемой общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций


Слайд 57Порядок оценки и сертификации квалификаций


Слайд 58Особенности структуры центра


Слайд 61Административная проверка документов


Слайд 62Анализ документов проводится с целью определения адекватности (т.е. полноты, степени соответствия,

взаимосвязей, отсутствия противоречий) документов соискателя установленным требованиям.

Эталон «входных требований» по каждому квалификационному уровню и виду трудовой деятельности задается соответствующим экспертно-методическим центром с учетом дескрипторов отраслевой и национальной рамок квалификаций.

Слайд 63Задания на самостоятельную работу по модулю
(Методические материалы, раздел 7)
Самостоятельное изучение материалов:
Глоссарий

системы оценки и сертификации квалификаций
Нормативная база системы оценки и сертификации квалификаций
Структура и содержание профессиональных стандартов
Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций
Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения
Общие требования к процедурам, осуществляемым центром оценки и сертификации квалификаций
Особенности организационной структуры центра оценки и сертификации квалификаций, связанные с реализуемыми им процедурами
Процедуры допуска к оценке компетенций
Проверка заявительных документов соискателя

Слайд 64Выполнить практическое задание - сформировать комплект проектов документов по одной из

выбранных слушателем функций ЦОСК (собеседование/ оценка / сертификация / апелляция), документы выбрать из списка:
- приказ о формировании экзаменационной комиссии
- должностная инструкция председателя экзаменационной комиссии
- должностная инструкция эксперта экзаменационной комиссии
- должностная инструкция секретаря экзаменационной комиссии
- должностная инструкция организатора экзаменационной комиссии
- форма соглашения о вхождении в экзаменационную комиссию в качестве наблюдателя
- формат графика заседаний экзаменационной комиссии
- приказ о формировании сертификационной комиссии
- должностная инструкция председателя сертификационной комиссии
- должностная инструкция эксперта сертификационной комиссии
- должностная инструкция секретаря сертификационной комиссии
- форма соглашения о вхождении в сертификационную комиссию в качестве наблюдателя
- формат графика заседаний сертификационной комиссии
- приказ о формировании апелляционной комиссии
- должностная инструкция председателя апелляционной комиссии
- должностная инструкция эксперта апелляционной комиссии
- должностная инструкция секретаря апелляционной комиссии
- требования к комплектности документов об основном и дополнительном образовании и профессиональной подготовке: сертификатов, удостоверений, свидетельств, аттестатов и дипломов (наличие листов - вкладышей к дипломам и др.)
- образцы резюме, характеристик
- требования к дополнительным документам, установленным по видам трудовой деятельности
- форма заявления соискателя на оценку и сертификацию квалификаций
- инструкция специалистам ЦОСК по выявлению соответствия между установленными профессиональным стандартом «входными» требованиями квалификационных уровней по опыту, знаниям и умениям для заявляемого вида трудовой деятельности и представленной в заявительной документации соискателя информации, подтверждающей образование и (или) опыт работы, необходимые для допуска к сертификации.

Слайд 65-        Подготовка к собеседованию: формат, порядок и методика проведения
-        Техника ведения

собеседования с соискателем
-        Экспертная документация

Модуль 2 Собеседование с соискателем с целью определения порядка и графика оценки и сертификации квалификаций


Слайд 66Индивидуальное (очное/заочное) собеседование


Слайд 68Этапы интервьюирования (анкетирования)
1. Уточнение области сертификации
Форма освоения компетенций (формальное образование,

неформальное обучение)
Вид профессиональной деятельности
Профессиональный стандарт
Квалификационный уровень, на который претендует соискатель
Документы соискателя в качестве приложений к заявке
Ранее выданный сертификат
Обобщенные трудовые функции (единицы профессионального стандарта), подлежащие сертификации
2. Обозначение требований к структуре и содержанию портфолио, подтверждающего наличие компетенций:
а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции
*При необходимости:
б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых
действий в составе трудовой функции
в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции
Необходимые дополнительные свидетельства в составе портфолио:
документы (дипломы/свидетельства/удостоверения/сертификаты о повышении квалификации/переподготовке/профессиональной подготовке/стажировке; документы о научной степени, наградах, почетных званиях, достижениях, победах в конкурсах, сертификаты систем сертификации персонала/ навыков, в т.ч. зарубежные, и др.):
свидетельства о выполненных/выполняемых работах (трудовые контракты и выполненные проекты / работы / программные продукты и др.; публикации; научные труды; фотографии и видеозаписи выполнения трудовых действий и др.):
отзывы (рекомендации работодателей; отзывы с мест работы/обучения от непосредственного руководителя/ руководителя образовательной организации; отзывы потребителей (клиентов) и заказчиков о качестве выполненных работ и др.).

Слайд 69Этапы интервьюирования (анкетирования)
3. Уточнение области оценки
Трудовые функции (единицы профессионального стандарта)
а)

Перечень трудовых действий в составе трудовой функции
*При необходимости:
б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции
в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции

4. Идентификация готовности к оценке
Проблемные области (компетенции отсутствуют):
а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции
*При необходимости:
б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции
в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции

5. Идентификация готовности к сертификации
Проблемные области (компетенции не подтверждены или имеющихся подтверждений недостаточно):
а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции
*При необходимости:
б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции
в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции

6. Формирование индивидуального графика

7. Выдача рекомендаций

Слайд 71Задания на самостоятельную работу по модулю
Выполнить практическое задание
(Методические материалы, раздел

7)
Сформировать проекты двух документов, самостоятельно выбрав их из списка:
-        анкеты для заочного анкетирования соискателя, вопросы которых структурированы по трудовым функциям (единицам профессионального стандарта) – на примере ПС по виду деятельности
-        инструкция к стандартизированному очному интервью с соискателем, вопросы которого структурированы по трудовым функциям (единицам профессионального стандарта) – на примере ПС по виду деятельности
-        индивидуальный график оценки и сертификации квалификаций соискателя
-        формат рекомендаций эксперта соискателю по результатам собеседования

Слайд 72Тема 3.1. Деятельность экзаменационной комиссии
-        Требования к методам и критериям

оценки, обзор методов оценки
-        Виды КОС (СИМ)
-        Оценка когнитивных компетенций
-        Оценка практических компетенций
-        Экспертная документация

Модуль 3 Деятельность комиссий центра оценки и сертификации квалификаций


Слайд 73Оценка компетенций (процедурные вопросы)


Слайд 74Состав и порядок формирования экзаменационной комиссии


Слайд 76Задания на самостоятельную работу по модулю
(Методические материалы, раздел 7)
Анализ собственной профессиональной

компетентности по вопросам:
- Содержание процедур оценки компетенций
-        Требования к методам и критериям оценки, обзор методов оценки
-        Виды КОС (СИМ)
-        Оценка когнитивных компетенций
-        Оценка практических компетенций
-        Экспертная документация

Слайд 77Выполнить практическое задание - сформировать комплект проектов документов :
-        номенклатура контролируемых

элементов единиц профессионального стандарта, входящих в область сертификации соискателя – на примере ПС по виду деятельности
-        экспертные документы по различным вариантам КОС– на примере ПС по виду деятельности

Слайд 78Тема 3.2. Деятельность сертификационной комиссии
-      Содержание сертификационных процедур
-        Порядок экспертизы документов
-       

Метод портфолио
-        Экспертная документация

Слайд 79Сертификация квалификаций (процедурные вопросы)
При тождественности предмета рассмотрения (компетенций соискателя) в отличие

от оценочных процедур, объектом которых выступает лично соискатель, сертификационные процедуры оперируют документированной информацией

Слайд 80Состав и порядок формирования сертификационной комиссии


Слайд 82Задания на самостоятельную работу по модулю
(Методические материалы, раздел 7)
Анализ собственной профессиональной

компетентности по вопросам:
- Содержание сертификационных процедур
-        Порядок экспертизы документов
-        Метод портфолио
-        Экспертная документация

Слайд 83Выполнить практическое задание - сформировать проект одного из документов, выбрав его

из списка:
-        структура портфолио и описание требований к форматам предоставляемых материалов– на примере ПС по виду деятельности
-        формат экспертного отчета– на примере ПС по виду деятельности
-        протокол заседания сертификационной комиссии– на примере ПС по виду деятельности

Слайд 84Тема 3.3. Деятельность апелляционной комиссии
-      Виды апелляционных вопросов
-        Содержание апелляционных процедур
-       

Экспертная документация

Слайд 85Решение апелляционных вопросов


Слайд 86Состав и порядок формирования апелляционной комиссии


Слайд 88Общие требования к экспертам


Слайд 89Эксперты –
квалифицированные специалисты в определенной области (ОПД, ВТД),
обладающее официальным

статусом,
имеющее необходимую компетентность для выполнения работ по оценке и сертификации квалификаций,
прошедшие подготовку по программам обучения экспертов и
привлекаемые в этом качестве для проведения собеседования с соискателями, проведения экзаменов, принятия решений о сертификации квалификаций соискателей, рассмотрения апелляционных вопросов.

Слайд 90Эксперты системы оценки и сертификации квалификаций
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОПЫТУ:
высшее профессиональное

образование по специальности / направлению подготовки; дополнительное (к высшему) профессиональное образование по специальности / направлению подготовки___________________;
опыт работы (практический, научный, управленческий) не менее ___ лет в данном или близком виде деятельности или стаж работы не менее ____ лет в качестве эксперта по оценке и сертификации квалификаций
достижения в данном или близком виде деятельности (дипломы, сертификаты, награды, ученые звания, публикации, признания со стороны профессионального сообщества

Специфические знания:
нормативные правовые акты, другие руководящие и организационно-методические документы, регламентирующие работы по оценке и сертификации квалификаций;
предъявляемые квалификационные требования к экспертам оценки и сертификации квалификаций;
порядок оценки и сертификации квалификаций;
условия, методы и процедуры оценки и сертификации квалификаций
Специфические умения:
планировать свою деятельность в качестве эксперта;
оперировать понятиями системы оценки и сертификации квалификаций

Трудовые функции:

1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации

2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей

3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей

4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов

Действия, знания умения

Действия, знания умения

Действия, знания умения

Действия, знания умения


Слайд 91Эксперты по оценке и сертификации квалификаций
Трудовая функция:
1. Осуществление работ по проведению

индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации

- выяснение потребности соискателя в необходимости подтверждения (признания) квалификации;
- рассмотрение предоставленных соискателем документов;
- разъяснение соискателю процедур и сертификации квалификаций;
проведение очного интервью (заочного анкетирования) с соискателем
- принятие совместно с соискателями решений по результатам очного интервьюирования (заочного анкетирования) с соискателем, подготовка заключений (рекомендаций), в том числе по выявленным «узким местам» в компетенциях соискателей, проектирование вариантов образовательных программ (наборов учебных модулей), обеспечение объективности и достоверности заключений (рекомендаций);
- определение совместно с соискателями порядка проведения оценки и сертификации квалификаций соискателей (единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям, которые в итоге дают возможность получения сертификата);
- формирование совместно с соискателями индивидуального графика оценки и сертификации квалификаций соискателя, содержащую информацию об области оценки и области сертификации (перечни трудовых функций, действий, знаний, умений), сроках и последовательности проведения оценки квалификации, сроках и последовательности процедур сертификации, и корреспондирующегося с графиками заседаний экспертной и сертификационной комиссий по виду деятельности;
- консультирование соискателей по всем вопросам проведения оценки и сертификации квалификации

Трудовые действия:

Специфические знания:

требования и установленный порядок проведения индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации

Специфические умения:

применять технику проведения собеседования с соискателями в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. подготавливать вопросы для индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации, анализировать полученную в ходе собеседования информацию, подготавливать заключения (рекомендации) по результатам собеседования, обеспечивая их объективность и достоверность


Слайд 92Эксперты по оценке и сертификации квалификаций
Трудовая функция:
- планирование собственной деятельности в

составе экзаменационной комиссии;
- реализация программ теоретических и практических экзаменов;
- обоснованное, на основе установленных критериев, осуществление оценки компетенций соискателей;
- документирование оценочных процедур;
- аргументированное информирование соискателей о результатах оценки;
- составление отчетов о проведении оценки

Трудовые действия:

Специфические знания:

требования и установленный порядок проведения оценки компетенций соискателей и документирования результатов оценки;
установленный порядок принятия решений по результатам оценки квалификации
требования и правила оформления экспертной документации

Специфические умения:

организовывать оценку квалификаций, применять оценочные средства и подготавливать отчеты о результатах теоретических и практических экзаменов;
анализировать документацию, подготовленную по результатам оценки квалификации
аргументировать принятые решения по оценке квалификаций;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию

2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей


Слайд 93Эксперты по оценке и сертификации квалификаций
Трудовая функция:
- планирование собственной деятельности в

составе сертификационной комиссии;
- проведение анализа и экспертизы документов соискателей, полученных в ходе всех этапов оценки и сертификации квалификаций и подтверждающих соответствие квалификации установленным требованиям профессионального стандарта, в том числе:
- анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, представленных на экспертизу, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров;
- проверка соответствия дополнительно направленных в сертификационную комиссию соискателем документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним;
- оценка достоверности и адекватности (т.е. полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных соискателем документов о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио) и наличии опыта работы требованиям соответствующих элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений);
- анализ объектов экспертизы и формирование экспертного отчета, содержащего оценку по каждому контролируемому параметру области сертификации (трудовая функция; действие, знание, умение) и обоснование оценки;
- принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
- аргументированное информирование соискателей о результатах сертификации;
- составление отчетов о результатах сертификации

Трудовые действия:

Специфические знания:

требования и установленный порядок проведения экспертизы документов соискателей и документирования результатов экспертизы;
установленный порядок принятия решений по результатам сертификации квалификации

Специфические умения:

анализировать документацию, представленную в сертификационную комиссию;
аргументировать принятые решения по сертификации квалификаций;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию

3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей


Слайд 94Эксперты по оценке и сертификации квалификаций
Трудовая функция:
планирование собственной деятельности в составе

апелляционной комиссии;
- выполнение установленного порядка рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб);
- выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции;
- формирование запроса (при необходимости) дополнительной информации в структурных подразделениях и комиссиях центра оценки и сертификации квалификаций, в том числе письменных объяснений экспертов и/или должностных лиц;
- составление плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда;
- проведение анализа соблюдения установленных процедур оценки и сертификации, закрепленных в соответствующих документах, анализа документов с целью выявления фактов несоблюдения экспертами и/или должностными лицами центра оценки и сертификации квалификаций на указанном заявителем этапе (эпизоде) оценки и сертификации квалификаций нормативно установленных процедур;
- проверка правильности экспертных суждений и обоснованности принятых решений;
- осуществление инспекционного контроля по отношению к владельцу сертификата, включая выезд в составе апелляционной комиссии к предъявителю рекламации с целью инспектирования на месте;
- проведение встречи и переговоров (интервью) с работодателем, подавшем рекламацию; проведение интервью с владельцем сертификата;
- разработка вариантов решения апелляционной/конфликтной ситуации/спора с учетом мнений всех задействованных сторон;
- принятие решений по апелляционным вопросам;
- аргументированное информирование заинтересованных сторон о принятых решениях по апелляционным вопросам;
- составление отчетов о результатах рассмотрения апелляционных вопросов

Трудовые действия:

Специфические знания:

установленный порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционным вопросам
требования и правила оформления экспертной документации

Специфические умения:

анализировать документацию, представленную в апелляционную комиссию;
аргументировать принятые решения по решению апелляционных вопросов;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию

4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов


Слайд 95Задания на самостоятельную работу по модулю
(Методические материалы, раздел 7)
Анализ собственной профессиональной

компетентности по вопросам:
- Виды апелляционных вопросов
-        Содержание апелляционных процедур
-        Экспертная документация

Слайд 96Выполнить практическое задание - самостоятельно подобрать и предложить проект документа «Порядок

подачи в апелляционную комиссию и рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб)» с учетом специфики отрасли, которую представляет соискатель

Слайд 97Задание на итоговую работу
(Методические материалы, раздел 8)
1. Предложить перечень документов,

необходимых для учета отраслевой специфики при выполнении работ по оценке и сертификации квалификаций для выбранного слушателем вида трудовой деятельности (профессионального стандарта), включая профессиональный стандарт, применяемые отраслевые нормативы и регламенты, специфические нормативные требования к квалификации работников, документы по видам деятельности, регулируемым структурами государственного надзора и контроля (при наличии).
2. Предложить перечень работ эксперта для заданных схем оценки и сертификации квалификаций и представить его в виде алгоритма, используя приведенные ниже графические символы:

Слайд 98Задание на итоговую работу
(Методические материалы, раздел 8)
3. Предложить кейс -

портфолио соискателя для выбранного слушателем вида трудовой деятельности (профессионального стандарта) и квалификационного уровня в следующем составе:
документ об образовании государственного образца с листом-вкладышем (при наличии) - описание;
выписка из трудовой книжки и/или справка с места работы и/или копии приказов (трудовых договоров) - описание;
резюме - пример;
рекомендация и/или характеристика с места работы - пример;
документ о наличии аттестации и/или разряда установленного в отрасли (на предприятии) образца и/или документ, подтверждающий достижения в профессиональной области (повышение квалификации) - описание.
Для данного набора документов определить область оценки компетенций соискателя, описав ее в структурированном виде (трудовые функции, навыки выполнения трудовых действий, умения, знания).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика