Слайд 127.03.2012
Методический семинар
«Модель выпускника
факультета журналистики»
Высшая школа журналистики
и массовых
коммуникаций (ВШЖиМК)
Факультет журналистики СПбГУ
Итоги дискуссий в рабочей группе
Слайд 2Предварительные замечания
Выводы самоорганизовавшейся рабочей группы
(Г. Н. Панкова, М. А. Бережная,
С. С. Бодрунова, В. П. Летуновский,
И. Н. Блохин, П. Ч. Хан + Л. Г. Фещенко, К. И. Григорьева)
не было предварительного исследования
только наболевшее
2. Радикальные идеи на деле не так уж радикальны. Нужно выбрать из них реализуемые и самые нужные
3. «Дорожная карта» взаимосвязанных новаций
4. «Дорожная карта» модели выпускника
5. Обсуждение – по ходу доклада и после него
27.03.2012
Слайд 427.03.2012
Цели изменений
Модель выпускника: «идеальный газ» ,
нормативное представление о гармоничной журналистской
личности
Цели изменений с точки зрения выпускника:
Развитие журналистской личности
Гарантированное трудоустройство
Конкурентный уровень зарплаты
Компетенции:
прогностические (знание рынка, понимание тенденций)
адаптационные (умение предвидеть и перестроиться)
Слайд 527.03.2012
Цели изменений
Цели изменений с точки зрения факультета:
долгосрочная и среднесрочная перспектива
Долгосрочная перспектива:
- ликвидация отставания от медиаиндустрии
- «фабрика мысли» для российских СМИ
2. Среднесрочная перспектива:
- новые условия для реальных рейтингов
- выигрыш конкуренции с вузами Петербурга
- выигрыш конкуренции с новыми формами образования
Слайд 6Компетенции студента
27.03.2012
Три вида компетенций
общегуманитарные
универсально-
журналистские
!
от простого к
сложному
от элементов к комплексам
от общего к профессии
Слайд 7Реальные журналистские компетенции
универсального характера
написать хороший текст под заданный формат
быстро сделать
неплохой фоторепортаж
записать подручными средствами аудио или видео
планировать работу – свою и команды
быстро ориентироваться в обстановке
подбирать и интервьюировать источники
составлять базу контактов
получать доступ и аккредитацию
искать и проверять фоновую информацию
читать документы
И писать, писать, писать под дедлайн!
Пересмотр перечня компетенций:
от дисциплин к компетентности!
Универсальные журналистские компетенции
27.03.2012
Слайд 9Что хотелось бы изменить: предложения
27.03.2012
Четыре зоны усовершенствования:
Преподавание практики: дивергенция универсальных и
профильных компетенций
Обновленная технологическая основа преподавания журналистики
Обновленная модель преподавателя
Пространство факультета как мотиватор
Все блоки взаимосвязаны, продумана их синергия
Слайд 101. Развитие практики
27.03.2012
Спор о том, что важнее: общежурналистские или узкопрофильные компетенции,
- непродуктивен.
Следует формировать и те, и другие!
1-2 курс: формирование универсальных навыков
VS.
3-4 курс: формирование узкопрофессиональных навыков
Целостность образования: сквозные идеи
Сквозная идеология
Сквозная мотивация студента
Сквозные методические идеи и преемственность
Слайд 111. Развитие практики
27.03.2012
СКВОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ:
Преподавание практики через практику,
а не попытки практики => проектная ориентация практических занятий всех видов
Новый уровень связи с практикой вне стен журфака
Поддержка ритма образования с 1 по 4 курс
Ориентация на публичность в любой момент
5. Мотивация студента
Слайд 12
27.03.2012
СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: КНУТ И ПРЯНИК
Слайд 131. Развитие практики
27.03.2012
СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: КНУТ И ПРЯНИК
НАЧНЕМ С КНУТА ☺:
зачет/незачет,
в том числе с учетом профдосье;
мотивация с начала обучения: базовая методичка по всем 4 годам обучения. Это требует большой методической инвентаризации!
приравнять несдачу дедлайна в течение недели
к незачету!
Слайд 141. Развитие практики
27.03.2012
СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: ПРЯНИК
Интранет
мотивационный рейтинг студентов, дистанционная обучающая среда,
социальная сеть для студентов и выпускников
- сквозная установка на конкуренцию через сотрудничество профессиональные конкурсы, коллекции публикаций, премии имени известных журналистов, усиленный день практики
- портфолио как мотиватор для будущего трудоустройства
«фабрика звезд»
совместные проекты/публикации с журналистами/преподавателями
поддержка «постоянно действующего» сотрудничества
мастер-классы, кружки, факультативы, летние школы
- поездки в другие города и другие вузы на практику
- экскурсии в редакции и типографии
Слайд 151. Развитие практики
27.03.2012
СКВОЗНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Медиалаборатории
1 семестр – портал «1 линия»
2
семестр – «1 линия» + учебная газета в формате медиалаборатории
3 и 4 курсы – «1 линия» + учебная газета в (полу)публичном виде
Базы практик
Общий список баз практик - обязательный!
Официальные договоры, ответственность, высокий уровень подготовки
Объединить усилия кафедр профилизации, отдела практики,
отдела по работе с клубом выпускников и юридической службы
Слайд 161. Развитие практики
27.03.2012
1-2 КУРС: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ориентация на подготовку универсального журналиста,
вооруженного полупрофессиональной техникой;
работа только над информационными жанрами;
преемственность преподавания ОТДЖ: от «сырого текста» к конвергентному продукту и добротному новостному содержанию, но с прохождением традиционных этапов на кафедрах СПП, МИТ, ТРЖ;
структура ОТДЖ, однако, претерпит небольшие изменения:
вторая половина 4 семестра, после записи на будущие кафедры профилизации, должна быть посвящена преподаванию конвергентной журналистики и выполнению проектов,
в том числе Большого отчетного проекта.
Слайд 171. Развитие практики
27.03.2012
БОЛЬШОЙ ОТЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ МЕДИА
«Живой блог»:
освещение длящегося события (например, конференции)
ИЛИ
- продукт в технологии Rich media: освещение большой темы
!
2 КУРС, все (по группам): создание и редактирование контента
+
4 КУРС (профиль - МИТ): создание платформы, ведение проекта
Консультативная помощь: Adobe Systems
Преподаватели 2 курса: от каждой кафедры профилизации (а не только ТРЖ)
Преподаватели кафедры МИТ: перебросить 10 часов в нагрузке в С1 из С3
Слайд 181. Развитие практики
27.03.2012
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАКТИКИ НА 1-2 КУРСЕ
«Техника и технология печатных
СМИ» =>
«Основы современного медиапроизводства»
с ориентацией на производство комплиментарного продукта
производственный процесс в современной редакции
редакционная структура
подготовка печатной продукции к печати
технологии обработки «сырой информации»
создание news to use (потребительских новостей)
начала html-форматирования
гипертекст в заданной редакционной оболочке
фото, аудио и видео на уровне пользователя
! подручные средства
! начала стенографии
Слайд 191. Развитие практики
27.03.2012
КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФИЛИЗАЦИИ: 3-4 КУРС
установка на знакомство с полным
циклом медиапроизводства
реализуется через творческие студии и учебную газету
жанры все-таки надо сохранить
творческие студии должны стать приоритетными проектами кафедр профилизации: мастерские, которые дают профессию!
Авторские студии = петербургская школа?
Слайд 201. Развитие практики
27.03.2012
УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА НА 3-4 КУРСЕ
Формат работы:
выход 2
раза в неделю, четверг и понедельник
дневное: по вечерам в формате пн-вт-ср, ср-чт-пт,
вечернее, вероятно, по пятницам-субботам
- частичная публикация в сети: либо пдф, либо «1 линия»
группа межкафедральная!
РТ может заниматься отдельно, а может присоединяться
кто не поучаствовал – незачет сразу!
внешние приглашенные редакторы из городских газет
должны составляться заранее списки студентов
нужен еще один куратор
Учебная газета
должна быть самым важным этапом в обучении!
Слайд 211. Развитие практики
27.03.2012
Курс «Стандарты журналистики»
право и СМИ
с помощью кейсов,
а не только законов
этика СМИ как этика медиапроизводства
работа с источником, использование цитат, оскорбления,
этика фотографии и т. д.
комплекс нормативных предпосылок работы объективность, политический нейтралитет,
недопустимость продажности и джинсы, общественное благо
нормативный стандарт медиатекста
наличие двух источников, баланс мнений, разделение факта
и комментария, общественно-значимая журналистика и т. д.
Слайд 222. Технологическая основа
27.03.2012
Растущая роль кафедры медиадизайна
и информационных технологий
технологическая основа
практически любого проекта обеспечивается кафедрой МИТ, в том числе (в будущем)
и для кафедры ТРЖ;
желательно присутствие студентов кафедры МИТ
в проектах других кафедр в качестве технических
и творческих соисполнителей;
желательно закупить для дисциплин кафедры 1-2 курсов
и конвергентных проектов полупрофессиональную фото- и видеоаппаратуру
Слайд 232. Технологическая основа
27.03.2012
2. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
(ТПО)
идея И. Н. Блохина
структура,
где будет идти постоянный процесс практики
включить: ТРК «1 линия», портал «1 линия», дизайн-студию с новой техникой, фотостудию и аудиторию 415, ньюзрумы и другую проф. технику
ТПО позволит:
разделить технику на профессиональную и вспомогательную;
провести инвентаризацию имеющейся технологической базы;
ознакомить всех преподавателей с практической базой;
вести учет и контроль работы с техникой;
! координировать работу всех подразделений ТПО и формально,
и содержательно.
Нужны два координатора. Добровольцы есть? ☺
Слайд 243. Модель преподавателя
27.03.2012
Что-что?!
Никакие усилия не дадут результата, пока мы не осознаем,
что главное условие развития учеников – учителя.
А мы…
Слайд 253. Модель преподавателя
27.03.2012
Что-что?!
Никакие усилия не дадут результата, пока мы не осознаем,
что главное условие развития учеников – учителя.
А мы…
не знаем, что происходит с медиасистемами на макро- и микроуровне
отстаем от развития медиарынка и медиатехнологий
не обладаем ключевым знанием – знанием аудитории
не обладаем компетенциями, чтобы изучать медиаиндустрию
Поэтому мы сами не можем прогнозировать
развитие рынка журналистского труда
даже на 3-5-летнюю перспективу.
? Новая модель подготовки и переподготовки профессуры?
Слайд 263. Модель преподавателя
27.03.2012
НУЖНО, ЧТОБЫ КТО-ТО УЧИЛ НАС САМИХ.
ИНСТИТУТ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ
Уже создан,
но занимается не тем, чем требуется, и вряд ли справится
Нужна реальная рабочая группа, которая будет:
- читать на иностранных языках
- анализировать медиасистему самостоятельно
- собирать информацию из передовых исследований
- создавать сценарии развития СМИ на 3-4 года вперед
Это позволит нам адаптировать 4-летний образовательный цикл
к скорости развития рынка СМИ.
Слайд 273. Модель преподавателя
27.03.2012
Институт медиаисследований на аутсорсинге!
8-9 человек:
4 исследователя (социолог,
маркетолог, медиаметрист, психолог, технолог)
2 преподавателя-методиста для переработки информации
в методические рекомендации для коллег
1-2 представителя индустрии для верификации выводов
Заказчик: Институт повышения квалификации
Перспективно с точки зрения коммерциализации
Знание будет крайне востребованным:
оно будет новым, практически применимым, научно обоснованным
Слайд 283. Модель преподавателя
27.03.2012
Повышение квалификации
преподавателей
регулярное повышение квалификации!!!
сперва ликбез всем
без исключения
потом регулярное повышение квалификации по своей специализации
повышение квалификации на основе наработок Института медиаисследований раз в год
стажировки в редакциях не реже, чем раз в два года
знакомство всех преподавателей с основной новой техникой
регулярные семинары с представителями медиаиндустрии
Слайд 294. Пространство факультета
27.03.2012
ДВУХЭТАЖНЫЙ МЕДИАЛОФТ. Wow!
Пространство факультета должно стать культовым
Должен расшириться его функционал:
включаем студента в медиасреду
привлекаем медиасреду на факультет
1+2 этаж, включая пространство двора, столовую, оба холла
на входе, аудиторию 101, а также частично библиотеку, превратится
в пространство самоорганизации, встреч и творчества
отдельный куратор, связи с выставочными лофтами, редакциями, союзами журналистов, дизайнеров, телевизионщиков, другими вузами
выставка на третьем этаже отныне должна принадлежать студентам
Слайд 314. Пространство факультета
27.03.2012
МЕДИАТЕКА. Wow-wow!
- делать надо не так уж много,
и это под силу нам самим
электронный каталог и современный доступ к нему
перевод наших изданий в формат pdf, а также под ebooks
оформить библиотечное пространство
навести порядок в фондах библиотеки, убрать лишнее
привлечь Adobe Systems к разработке интерфейса и информационной архитектуры медиатеки
Слайд 32
Давайте придумаем, как это сделать!
Спасибо за внимание!
С. С. Бодрунова, доц.