Слайд 1Дата составления: 16 июня 2014 г.
Работа вблизи линии
электропередачи
Слайд 2
Приведем статистику обрыва ЛЭП…
Слайд 3Основной объем эксплуатируемых на производственных объектах
Обществ линий электропередач это ВЛ-6кВ, питающие
кусты
добывающих скважин
Причиной 16% отключений является обрыв ВЛ-6кВ при:
• производстве погрузочно-разгрузочных работ в охранной зоне ВЛ;
• провозе негабаритных грузов и проезде машин и механизмов с
поднятыми подъемными и выдвижными частями под ВЛ
Слайд 4
Основные термины и определения
Слайд 5
ВЛ (ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ) –
устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным
на
открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств (РУ), а для ответвлений – ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод РУ
ВЛ
Слайд 6Габариты провода над землей и ВЛ
Габаритом провода над землей
называется расстояние от
проводов до поверхности земли при
наибольшей стреле провеса
Габаритом ВЛ при пересечениях –
наименьшее расстояние проводов линии по вертикали до
поверхности шоссейных и железных дорог, рек, проводов линий
связи или пересечении их воздушной линией
Габаритом ВЛ при сближениях –
наименьшее допустимое расстояние от проводов ВЛ до различных
объектов при прохождении линии параллельно этим объектам
(например, зданиям, строениям и т.д.)
Слайд 7Габариты провода над землей и ВЛ по ПУЭ
Габарит провода над землей,
а также габариты ВЛ при пресечениях и сближениях устанавливаются ПУЭ в зависимости от группы ВЛ и местности, по которой проходит трасса ВЛ
Например, наименьшее расстояние по вертикали между неизолированными проводами ВЛ (6-20 кВ) над поверхностью земли и пресекаемыми сооружениями должны быть:
1) при прохождении по труднодоступной местности – 5 м
2) при пересечении автомобильных дорог и до полотна дороги – 7 м
Слайд 8
Кабельная линия
КЛ (кабельная линия) –
линия для передачи электроэнергии или отдельных ее
импульсов,
состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с
соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками)
и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных
линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой
сигнализации давления масла
Слайд 9Знак безопасности
Знак безопасности (плакат) –
знак, предназначенный для предупреждения человека о возможной
опасности,
запрещении или предписании определенных действий,
а также для информации о расположении объектов, использование которых связано с исключением или снижением последствий воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов
KS-01
Слайд 10Наряд-допуск
Допуск к работам –
допуск к работам по распоряжению или наряду
Наряд-допуск (наряд)
–
задание на производство работы, оформленное на специальном
бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы
Слайд 11
Охранные зоны электрических сетей
Слайд 12Охранные зоны
Охранная зона ВЛ –
зона вдоль ВЛ в виде земельного участка
и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на определенном расстоянии в метрах
Охранная зона КЛ –
участок земли вдоль подземных КЛ, ограниченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на определенном расстоянии в метрах
Слайд 13Охранные зоны
Для охраны электрических сетей установлены охранные зоны:
► вдоль ВЛ в
виде земельного участка и воздушного пространства,
ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе
стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их
положении на расстоянии, м:
Слайд 14Охранные зоны
► над подземными кабельными линиями в соответствии с
действующими Правилами охраны
электрических сетей в размере
площадки над кабелями:
1) для кабельных линий выше 1 кВ по 1 м с каждой стороны от
крайних кабелей;
2) для кабельных линий до 1 кВ по 1 м с каждой стороны от крайних
кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под
тротуарами - на 0,6 м в сторону зданий сооружений и на 1 м в
сторону проезжей части улицы;
3) для подводных кабельных линий до и выше 1 кВ - зона,
определяемая параллельными прямыми на расстоянии 100 м от крайних кабелей.
Слайд 15Информационные знаки ВЛ и КЛ
Информационные знаки для обозначения охранных зон линий
электропередачи
рекомендуется изготавливать из листового металла или пластического материала
толщиной не менее 1 мм и размером 280x210 мм.
На информационном знаке размещаются:
слова:
"Охранная зона кабеля. Без представителя не копать" (для кабельной линии)
"Охранная зона линии электропередачи" (для воздушной линии),
2) значения расстояний от места установки знака до границ охранной зоны
3) стрелки в направлении границ охранной зоны;
4) номер телефона (телефонов) организации-владельца линии
5) кайма шириной 21 мм.
Слайд 16Информационные знаки
Фон информационного знака белый, кайма и символы черные.
На железобетонных опорах
ВЛ знаки могут быть нанесены
непосредственно на поверхность бетона. При этом в качестве фона
допускается использовать поверхность бетона, а размеры знака могут
быть увеличены до 290x300 мм
Информационные знаки устанавливаются в плоскости:
перпендикулярной к оси линии электропередачи;
на углах поворота - по биссектрисе угла между осями участков линии)
Их установка осуществляется для:
1) ВЛ - на стойках опор на высоте 2,5-3,0 м;
2) подземных кабельных линий - на отдельных стойках
на высоте 0,6-1,0м
Слайд 17Места установки информационных знаков
При определении мест установки информационных знаков на всех
линиях
электропередачи рекомендуется руководствоваться
следующими положениями:
Расстояние между информационными знаками должно быть:
► в населенной местности - не более 250 м;
► в ненаселенной местности - не более 500 м;
► в труднодоступной местности - по решению владельца ВЛ в местах
удобных подходов к ВЛ, где возможно появление людей.
2. Информационные знаки должны устанавливаться также на опорах, ближайших к местам пересечений ВЛ с железными и шоссейными дорогами, нефте- и газопроводами, другими инженерными сооружениями.
3. Размеры информационного знака на ВЛ выбираются по условию четкого распознания нанесенного на него текста.
Слайд 18Знаки на опорах ВЛ до 1 кВ
На опорах ВЛ до 1
кВ на высоте не менее 2 м от земли через 250м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены):
► порядковый номер опоры;
► плакаты, на которых указаны:
- расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах,
установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи);
- ширина охранной зоны;
- телефон владельца ВЛ.
Слайд 19Знаки на опорах ВЛ выше 1кВ
На опорах ВЛ выше 1 кВ
на высоте 2,5-3,0 м должны быть
нанесены следующие постоянные знаки:
► порядковый номер - на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах
ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;
► номер ВЛ или ее условное обозначение - на концевых опорах, первых
опорах ответвлений от линии, на опорах в месте пересечения линий одного
напряжения, на опорах, ограничивающих пролет пересечения с железными
дорогами и автомобильными дорогами I-V категорий, а также на всех опорах
участков трассы с параллельно идущими линиями, если расстояние между их
осями - менее 200 м;
► расцветка фаз - на ВЛ 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с
транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ;
► предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности;
► плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной
линии связи, - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
Слайд 20Действия, запрещенные в охранной зоне
В пределах охранных зон линий электропередачи
без письменного
согласия организации,
эксплуатирующей эти линии,
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1) устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более установленных в действующем законодательстве, а также стоянки автомобильного транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах ВЛ);
2) осуществлять строительные, монтажные, взрывные работы, производить вырубку деревьев, складировать материалы;
3) производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах КЛ).
Слайд 21Действия, запрещенные в охранной зоне
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
производить всякого рода действия, которые могут
нарушить нормальную работу электрических сетей или привести к их повреждениям, в частности:
1) набрасывать на провода, приставлять и привязывать к опорам и проводам посторонние предметы, влезать на опоры, загромождать подходы к ним;
2) сбрасывать большие тяжести (свыше 5 т), выливать растворы кислот, щелочей и солей, устраивать всякого рода свалки на трассе КЛ;
3) разводить огонь вблизи вводных и РУ, ВЛ и в охранных зонах КЛ;
4) производить снос или реконструкцию зданий, шоссейных дорог и других сооружений в местах, где проходят ВЛ и КЛ или установлены РУ, без письменного согласования с организациями, эксплуатирующими электрические сети;
5) совершать остановки всех видов транспорта (в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением 330кВ и выше).
Слайд 22Пересечение ВЛ с автомобильными дорогами
Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до
поверхности
земли в местах проезда
техники должно быть:
►не менее 6 м для сетей напряжением до 1000 В
►не менее 7 м для сетей напряжением свыше 1000 В
Слайд 23Движение машин, высотой более 4,5 м
На автомобильных дорогах с движением машин,
имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м, в местах пересечения дорог с ВЛ с обеих сторон этих линий должны устанавливаться сигнальные знаки, указывающие допустимую высоту движущегося транспорта
Сигнальные знаки устанавливаются организацией, в ведении которой находится дорога, по согласованию с организацией, эксплуатирующей линии электропередачи
Слайд 24Виды барьеров при проезде под ЛЭП
БАРЬЕРЫ
►Столбы или ограждения
►Проволочная ограда сильного натяжения
с предупреждающими флажками или лентой
►Большие бочки для нефтепродуктов, окрашенные красным цветом и заполненные каменными обломками
►Земляные насыпи высотой, по крайней мере, 1 метр
►Деревянные или бетонные стопоры (ограничители) в качестве стояночного упора
Слайд 25Столбы
СТОЛБЫ
►Сделанные из прочного материала, который не проводит электричество
►Ярко окрашенные и снабженные
флажками
►Светоотражающие материалы и краска, чтобы их хорошо было видно ночью
►Высота поперечины зависит от минимальной высоты ВЛ – оценка рисков
Слайд 26Дополнительные опасности
Дополнительные опасности:
►Двигающееся высокое оборудование может подпрыгивать –включите это в вашу
оценку риска.
►Ночью риск увеличивается, используйте хорошо видимые материалы или осветите подъездные пути.
►Обратите внимание, что необходимо свернуть стрелы и телескопические секции.
►Следите за антенной. Она может быть выше.
Слайд 27Перевозка крупногабаритного груза
Перевозка крупногабаритных грузов, высотой более 4,5 м, под ВЛ
может осуществляться только на основании специальных разрешений
При выборе маршрута перевозки крупногабаритного груза должны быть оценены:
высота ВЛ;
состояние подземных КЛ на предлагаемом маршруте.
Высота ВЛ и глубина залегания КЛ на маршруте перемещения крупногабаритного груза должны быть обозначены на схеме, выдаваемой перевозчику
Слайд 28Перевозка крупногабаритного груза
Во время перевозки крупногабаритного груза
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1) отклоняться от установленного маршрута;
2)
превышать указанную в разрешении скорость движения;
3) продолжать перевозку при возникновении технической неисправности
транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
4) осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100 м;
5) выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или неправильно
оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей
указанных в нем должностных лиц;
6) вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного груза дополнительные записи.
Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие
изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение
на движение по новому маршруту
Слайд 29Безопасные расстояния до ВЛ
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ВБЛИЗИ ВЛ
с использованием различных механизмов допускается
только при условии, если расстояние по воздуху от механизма или от его подъемной либо выдвижной части, а также от поднимаемого груза в любом их положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее величин, установленных действующим законодательством (СНиП 12-03-2001)
Слайд 30Допустимые расстояния
При производстве работ в непосредственной близости от ВЛ
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ приближение
людей, механизмов и
грузоподъемных машин к находящимся под напряжением
токоведущим частям на расстояния менее указанных в таблице
Слайд 31Проезд под ВЛ
При проезде под ВЛ подъемные и выдвижные части грузоподъемных
машин и механизмов должны находиться в транспортном положении.
Скорость движения определяется местными условиями, но недолжна превышать 10 км/ч.
Под ВЛ автомобили, грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у опор)
Колебания и изменения провеса проводов
ЗАПОМНИТЕ!!!
На ВЛ могут иметь место такие явления, как:
- Вибрация проводов (колебания провода 3-5 см, за 1 с – 5-100 колебаний)
- «Пляска» проводов (до 12-14 м в пролетах длиной 450 м)
- Колебания проводов при резком сбросе гололедообразования (до 2 м)
- Субколебания проводов на ВЛ с расщепленными фазами, расположенных в одной горизонтальной плоскости
- Изменение габаритов и стрелы провеса провода в результате гололедообразования