Слайд 1Белгородский институт развития образования. Кафедра коррекционной педагогики и психологии
Тема: «Сенсорная интеграция
у детей с нарушением в развитии»
Выполнила слушатель курсов «Психолого-
педагогическое сопровождение вопитательного
процесса в условиях дома ребёнка» Бутенко В.И.
Белгород 2013
Слайд 2Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений,
их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Слайд 3Симптомы нарушений сенсорной интеграции
Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым
стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми, трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
Расстройства мышечного тонуса
Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
Двигательная неуклюжесть
Трудности в концентрации, импульсивность
Быстрая утомляемость
Отказ от социальных контактов
Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Слайд 4Дисфункции сенсорной интеграции
Сенсорная защита - неадекватное восприятие безобидного стимула,
Сенсорный поиск
- чрезмерное стремление к более интенсивному продолжительному сенсорному опыту,
Гравитационная небезопасность – подавление ощущений вследствие перемещения тела снизу вверх, вперёд спиной или изменения положения головы,
Отвращающий ответ на движение,
Невнимательность,
Атипичный уровень общей двигательной активности,
Коммуникативный дефицит со сверстниками,
Наличие диспраксии развития – недостаточная способность к выполнению целенаправленных движений,
Слайд 5Для кого необходима коррекция дисфункции СИ
Дети со специфическими трудностями в обучении,
Дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания,
Дети с ДЦП ,
Дети с аутизмом,
Дети с задержкой психомоторного развития,
Умственно отсталые дети,
Дети с заболеваниями генетического характера (к примеру, синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тёрнера, Клайнфельтера)
Слайд 6Организация сенсорной зоны
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули;
подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.
Слайд 7Комплекс специальных игр
Вращение по кругу
Раскачивание на качелях или в гамаке
Перекатывание со
спины на живот
Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги
Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий
Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом
Балансирование на
гимнастических мячах
Катание на животе на роликовой доске
Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности
Лазание по тренажёрным стенка
Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку
Прыжки с маракасами в руках
Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки
Движения под музыку, пение песен с движениями
Подражание позам и очерёдности движений
Игры с мыльными пузырями
Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне,