Государственная итоговая аттестация по русскому языку в контексте современных проблем образования презентация

Содержание

Основные компоненты учебно-воспитательного процесса содержание методы формы организации средства контроль

Слайд 1Цыбулько Ирина Петровна
руководитель федеральной предметной комиссии по русскому языку, ведущий научный

сотрудник ИСМО РАО, кандидат педагогических наук

Государственная итоговая аттестация
по русскому языку в контексте современных проблем образования


Слайд 2Основные компоненты учебно-воспитательного процесса
содержание
методы
формы
организации
средства
контроль



Слайд 350-е годы:
закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о

дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»;
бывшая 10-летка стала 11-леткой;
соединение обучения с общественно полезным трудом учащихся объявляется обязательным принципом школьного образования.  

Слайд 470-е годы:
поворот советских ученых к зарубежному опыту в области образования. Расширился

обмен научными делегациями, появились переводы работ ученых педагогов и психологов Польши, Германии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, США, Англии, Швеции и других стран;
советские педагоги и психологи стали иначе смотреть на зарубежный опыт, например, по процессу обучения, по программированному и проблемному обучению, тестированию, использованию технических средств в учебном процессе и другим вопросам.
Все это также оживляло поисковую работу ученых педагогов в области форм и методов обучения.      

Слайд 5Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений.

(В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин и др.)

80-е годы:


Слайд 6…стали создаваться «натуральные хозяйства». Почти все инновационные школы стали самодостаточны. И

хотя к приверженцам тех или иных подходов могли отнести себя многие учителя (хотя бы на уровне модных деклараций), реально в массовой практике ничего не менялось. При этом школы, которые были включены в экспериментальную работу по апробации научных подходов, тоже вырождались. Некоторые из них стали превращаться в секты: замкнутое сообщество, члены которого разговаривают сами с собой, которые знают сакральную тайну, и никто им больше нужен. Им нет необходимости разговаривать с другими, они сами знают, что хорошо, а что плохо.

Слайд 7информатизация образования
создание новых учебно-методических комплектов
введение профильного обучения в старшей школе

90-е

годы:

Слайд 8 Особенности инновационных подходов:
не все находки новаторов были “революционными” и глобальными;
поиски велись

в русле обогащения методики, а не содержания обучения и контроля;
формы итоговой аттестации оставались прежними;
минимум социальных последствий;
нет масштабности внедрения.


Слайд 9Основные компоненты учебно-воспитательного процесса
содержание
методы
формы
организации
средства
контроль


Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по

русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"

Слайд 10контроль


Что проверять?
Как проверять?
Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому

языку
в контексте новых образовательных стандартов"

Слайд 11
ДВЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

1. СИТО (национальный институт по

оценке достижений
в области образования Голландии). Модель «цель – результат».
Степень достижения уровня требований учащимися (в динамике и
сравнении по группам и возрастам).

2. Модель «вход – выход» (Великобритания). Основания для сравнения -
средние показатели для графства, города или всей страны, с которой
сравнивается конкретная школа. В качестве точки отсчета - результаты
за предыдущий год. Очень большое внимание уделяется
корректности сравнения, сравнимости состава учащихся со средним для
выбранного района. Сравнение общеобразовательных учреждений с
разным контингентом считается некорректным и ошибочным.

Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 12Постепенно в большинстве стран приоритетным направлением школьного обучения становятся
1)    качество обучения

по предметам;
2)     компетентности и навыки применения полученных знаний;
3)   социализация учеников – коммуникабельность, навыки общения со сверстниками и взрослыми, умение формулировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, проявляя при этом толерантность и уважение к чужому мнению.


Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 13Первый Государственный образовательный стандарт по русскому языку вышел в 1993 году. 2004

год – Стандарт, по которому работает школа сегодня.


Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 14Стандарт определяет тот допустимый уровень образования, относительно которого в обществе достигается

конвенция как о необходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. При этом получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаёт условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образования, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).
В настоящий момент основным источником получения достоверной информации о состоянии дел в школе является государственная итоговая аттестация, проводимая за курс основной (полной) школы в форме единого государственного экзамена.

Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 15(ФГОС 2004 года)
образовательных учреждений
с родным (нерусским)
языком обучения

образовательных учреждений
с

русским (родным )
языком обучения

Для

Для

Для
образовательных учреждений
с русским (родным )
языком обучения

Для
образовательных учреждений
с родным (нерусским)
языком обучения

Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 16Государственная итоговая аттестация по русскому языку (ФГОС 2004 года)
Единый государственный экзамен (11

класс)
(2001-2012)
Назначение работы – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы и ссузы.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку
(2008 -2012)
Назначение работы –оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Конференция "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
в контексте новых образовательных стандартов"


Слайд 17
В основу стандарта общего образования второго поколения, проект которого разработан в

соответствии с решением Правительства Российской Федерации, положены новые принципы.


Слайд 18
Представленные «Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего

(полного) общего образования» на каждом из уровней (интегративном, базовом и профильном) представлены в общих формулировках («…сформированность представлений…», «…сформированность понятий…» и т.д.).


Слайд 19 В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы

требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.


Слайд 20Отличительные особенности стандарта второго поколения
Развитие «компетентности к обновлению компетенций»


Слайд 21
ПРОГРАММА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЕВРОСОЮЗА

подготовить молодых людей уверенно встретить изменения


информационного общества;

дать возможность получить максимум пользы от тех возможностей,
которые предоставляет обязательное образование;

помочь молодежи приобрести ключевые компетенции,
которые необходимы для жизни и успешной социализации
каждого члена общества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕННОСТИ


Слайд 22 Измерительные процедуры


Слайд 24Главная задача средней школы – научить учиться.
Родители хотят участвовать в образовательном

процессе.
Образование длится всю жизнь.
Информатизация – школа не монопольный транслятор знаний (при этом издержки – клиповое мышление – утрачена способность читать и осмысливать длинные тексты).
В условиях вариативности учебных планов, программ и учебников государственная итоговая аттестация – основа единого образовательного пространства.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку – основа сохранения единого языкового пространства на территории Российской Федерации.






Основные тенденции в системе образования


Слайд 25

Республика Башкортостан
В республике проживает свыше 100 национальностей
Количество национальностей, в диаспоре которой насчитывается более 1000 человек, - 23
В 2008-2010 гг. в школах республики изучалось 14 родных языков: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, мордовский, удмуртский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский, еврейский, армянский.
На 6 языках было организовано обучение: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском.

По итогам ЕГЭ – 2010 : «2» - 6 % (без пересдачи), 3,5 % после пересдачи.

Слайд 26Потеря школой монополии – рост экстернатов, семейного образования – меняется сама

функция школы: организация и мониторинг процесса получения знаний
Глобализация и социальная раздробленность, неукорененность в малых группах – острая потребность в самоидентификации, сохранения индивидуальности, но и вхождения в социум, принадлежности миру
Быстро меняющийся, насыщенный информацией мир – быстрое устаревание знаний – нужны не знания, а способы их добывания. Компетентностный подход.


Слайд 27Три группы стран :

В качестве целей заявляются знания, умения и способность

их
применения. Нет явно сформулированных требований к развитию
компетенций, хотя в неявном виде указание на них присутствует.
Эти страны – Испания, Норвегия, Италия.

2. Заявляется цель развития предметных и общих компетенций, как
способности применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Это – Франция, Германия, Финляндия.

3. Заявляется цель развития ключевых компетенций, необходимых для
эффективного включения личности в жизнь общества.
Это – Великобритания, Португалия, Шотландия, Бельгия .


Слайд 281. Какой акцент на формировании предметно-независимых компетенций,
а

какой – на предметно-специфических?
2. Можно ли научить (сформировать) компетенции или это дело самих
обучающихся – развивать свои компетенции, соединяя свой опыт,
отношение к знаниям с формируемыми умениями?
3. Могут ли общеучебные умения быть сформированы
средствами отдельных предметов или в силу своей надпредметной
природы они должны быть освоены как часть иных дисциплин –
тогда каких?
4. Должны ли предметно-специфические компетенции формироваться
для нужд самих этих предметов или они должны служить только в
качестве средства для развития общих компетенций?
5. Какие методы обучения способствуют переносу знаний в жизнь?
6. Как измерять ключевые компетенции?

Определяя группу ключевых (основных, базовых) компетенций (умений),
страны решают ГДЕ, КОГДА И КАК они формируются

ПРОБЛЕМЫ:


Слайд 29Благодарю за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика