ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО презентация

Содержание

Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями студентов, выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества

Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ
компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе

ООП, реализующих ФГОС ВПО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)


Слайд 2
Расхождение между

задаваемыми системой
образования целями
реальными
потребностями
студентов, выпускников,
работающих

специалистов,
работодателей и общества

Слайд 3Учение как способ существования человека
Главной задачей современного образования, по выражению

одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых американского ученого М.Н. Ноулза, стало «производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Слайд 4Миссия ОУ
подготовка компетентного выпускника – путь в новое социально-профессиональное пространство


Слайд 5Основные исходные данные для проектирования ООП:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП, реализующих ФГОСВПО:
Общая постановка

задач

ФГОС ВПО как новый
комплекс требований,
которые должны быть
реализованы в
проектируемых
вузовских ООП

Действующие ООП
(под ГОС ВПО второго поколения)
как «аккумуляторы»
накопленного вузами
академического опыта
и культуры организации
высшего образования
в конкретных областях


Слайд 6Требования
к ООП
(Б,М,С)
Требования к результатам освоения ООП
Требования
к структуре ООП
Требования к условиям реализации


Слайд 7ЭЛЕМЕНТЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ ДВУХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ
изменение нормы качества образования

связано с наметившейся
тенденцией смещения акцентов в системе высшей
школы с позиции фундаментализма к прагматической
практике, что предполагает представить
ФГОС ВПО – ПрООП ВПО –ООП ВПО
как инструменты, балансирующие между традиционным
(фундаментальным) и компетентностным (прагматическим) подходами

Прагматичное образование

ФГОС ВПО – ПрООП ВПО –ООП ВПО

Фундаментальное образование


Слайд 8Перенастройка
рабочих программ
учебных дисциплин
(модулей), практик на
новый результат
образования
Взаимосвязь рабочих
программ
между

собой
(междисциплинарность)


с системообразующими
компонентами ООП:
КМВ
КО УП
содержанием УД


Слайд 9Перенастройка –
описание результатов
образования на «языке
компетенций

результаты
образования -
цели

результаты
образования


оценивание


результаты
образования –
задачи


результаты
образования –
компетенции

Электронное приложение 2


Слайд 10это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в

состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом)

Результат образования


Слайд 11«Перенастройка»
рабочих программ учебных дисциплин,
модулей, практик как ориентация
на результат

образования

обеспечивают
согласованность
программ

облегчают
проектирование,
поскольку делают
понятным,
в каком месте
проявляются
системные связи

акцентируют
связь между
преподаванием,
обучением и
оцениванием


помогают
разработчикам
точно
определять
их ключевые
цели

фокусируют внимание на
достижениях студентов,
а не преподавателей


Слайд 12Последовательность стратегий преподавателей и студентов по поводу результатов обучения и

их оцениванием

Стратегия преподавателя (преподавание)
задачи
желаемые результаты образования
обучающая деятельность
оценивание

Стратегия студента (обучение):
оценивание
учебная деятельность
результаты образования


Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание-обучение

Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-обучение




Слайд 13результаты образования –
цели
Цель представляет собой общую формулировку
учебных намерений

преподавателя,
(что преподаватель планирует охватить
в блоке обучения и какое
общее содержание и направленность
программ он описывает)

результаты образования –
задачи
Результаты образования по сравнению
с задачами являются более точными,
простыми и понятными
(результаты образования представляются
конкретными формулировками учебных намерений,
дающими конкретную информацию о том,
что планируется достичь преподаванием )

результаты образования –
компетенции
межпредметный характер компетенции
позволяет считать ее формирование
как процесс
(компетенция - «динамическая комбинация
способностей и позиций…» )

результаты образования –
оценивание
(оценка результатов образования связана
с деятельность преподавателя,
задача которого состоит в обеспечении
соответствия методов обучения, процедур и
критериев оценивания результатов образования)

Перенастройка - описание результатов образования на языке компетенций


Слайд 14Принципы проектирования
Электронное приложение 1
Модульность
Технологизация

Студентоцентрированность

Преемственность



Слайд 15Технологии становятся формой бытия науки, целью которой является не только и

не столько генерирование знаний, сколько порождение технологий как универсального способа бытия знания












Технологизация как организационно-
управленческая норма проектирования
образовательного процесса


Слайд 16Первоначально идея технологий формировалась в инженерии, тем не менее, прямой перенос

логики инженерных технологий, построенных в пространстве бессубъектных отношений, в социальные, в т.ч. педагогические науки, невозможен из-за субъективных в них отношений (S-S и субъектно-ценностные отношения)

Слайд 17В педагогике, являющейся открытой системой, происходит трансформация знания в поведенческую диспозицию

и стратегию действия.
Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной.

Слайд 18Простота должна быть сконструирована.
Но чтобы что-то сконструировать, нужно точно знать,

с чем Вы имеете дело и что Вы хотите достичь

Э. де БОНО

Слайд 19"Педагогическое проектирование"
Проектирование - это деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных

проектов, под которыми понимаются "оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности"
[В.Слободчиков, Терминологический словарь Ин-та педагог. инноваций РАО].

Слайд 20Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию

их проектирования)


За основу взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (П. 2.1.)


Слайд 21компетентностная ориентация
рабочих программ учебных
дисциплин, модулей, практик
разработка
результатов
образования

проектирование
средств и
процедур
оценки
проектирование
содержания
и технологий
образования


Слайд 22ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧИХ ПРОГРАММ
ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК
конкрентны

Правильная формулировка

целей начинается с глагола неопределенной формы:

анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать,
систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать»,
(способностью), знать, (стремиться «использовать», «учитывать», «обосновывать»,
«стремиться» (к совершенствованию), выражать и т.д.

измеримы

достижимы

определены
во времени

1


Слайд 23МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Цикл (раздел) ООП,
к которому
относится
данная

дисциплина
(модуль)

логическая и
содержательно-
методическая
взаимосвязь с
другими частями
ООП
(дисциплинами,
модулями,
практиками)

требования
к «входным»
знаниям, умениям и
готовностям
обучающегося,
необходимым
при освоении
данной дисциплины

теоретические
дисциплины
и практики,
для которых
освоение
данной дисциплины
(модуля) необходимо
как предшествующее

2


Слайд 24КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения

дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: _____________________________ (номер/индекс компетенции[1])
2) Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции)
3) Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции)
[Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (пример см. прил. 2, п.3).
Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения).
Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП]
[1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП, Раздел 3. / См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. – С. 28-29.

3


Слайд 25СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) стр.17
4
В соответствии с Типовым положением о

вузе к видам учебной работы отнесены:
лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы,
контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа).
Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

Слайд 264
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и

общекультурных компетенций

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов


Слайд 27ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
АКТИВНЫЕ И
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ
С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА


ИМЕЮТ ПРАВО
«ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ
И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ,
НАИБОЛЕЕ ПОЛНО
ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ОСОБЕННОСТЯМ
И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ
КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

ВСТРЕЧИ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
РОССИЙСКИХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ
КОМПАНИЙ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ,
МАСТЕР-КЛАССЫ
ЭКСПЕРТОВ
И СПЕЦИАЛИСТОВ

5

[Примечание: Один из подходов к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих результаты образования в форме компетенций, дан в Электронном приложении 9.]


Слайд 28ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

6


Слайд 29ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля)
могут быть использованы мультимедийные

средства; наборы слайдов
или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы;
при необходимости – средства мониторинга и т.д.

8

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)


Слайд 30СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
Область
профессиональной деятельности
Объекты профессиональной деятельности
Компетенции выпускника, формируемые КО

ООП по разным направления подготовки

Виды и задачи профессиональной деятельности

общекультурные

Профессиональные
(ОПК, СПК)

СЛК

ОНК

ИК

СЛК1,2..

ОНК1,2…

ИК1.2…

ПСКn…

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВИДЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

Р Е З У Л Ь Т А Т Ы О Б Р А З О В А Н И Я


Слайд 31Модель спирального развития образовательного процесса, реализующего компетентностную модель выпускника
Учебная и производственная

практика

Слайд 32К о н т а к т н а я

и н ф о р м а ц и я

Адрес: 105318, Россия, Москва, Измайловское шоссе, д. 4 (м. «Семеновская»)
Телефоны: (495) 369-42-83, 369-18-30
Факс: (495) 369-58-13
E-mail: rc@rc.edu.ru
www:rc.edu.ru
azarova56@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика