Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Московский мониторинг одаренности
2012
Слайд 2ПЛАН
1.Цели и задачи мониторинга
2. Основные параметры
3.Этические принципы
4. Выборка
5. Методики
6. Результаты
7. Выводы
Слайд 3Московский мониторинг одаренности
«Работа по мониторингу ведется в соответствии:
с госзаданием
МГППУ «Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» (мероприятие 0302011)
с Государственной программой города Москвы. Развитие образования Москвы («Столичное образование» 2012-2016 гг.)
.
Слайд 4Цель и задачи Московского мониторинга одаренности
Цель работы
Выявление одаренных и
высокомотивированных детей 3-10 классов.
Задачи работы:
• Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей).
• Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность).
• Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников
Слайд 5Одаренность
Мотивация
Достижения
ТРИ ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПАРАМЕТРА
Слайд 6Одаренность (рабочее понятие) - высокий уровень развития каких – либо способностей.
Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка.
В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США).
На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права.
ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ: ОДАРЕННОСТЬ
Слайд 7ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. МОТИВАЦИЯ.
Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на
рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей.
Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность.
Мотивация саморазвития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником.
Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
Слайд 8ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. ДОСТИЖЕНИЯ.
Учебные достижения: средняя успеваемость по основным предметам
Внеучебные
( внешние) достижения: интеллектуальные состязания (результаты олимпиад и конкурсов) и проектно- исследовательская деятельность
Слайд 9ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОСКОВСКОГО МОНИТОРИНГА ОДАРЕННОСТИ
1.Все личные данные учащихся собираются ,
анализируются и хранятся только в закодированном виде.
2.В индивидуальном порядке обсуждаются только положительные результаты, отрицательные результаты рассматриваются во всех случаях как неопределенные.
3.Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в школе в силу ряда причин:
неравномерность развития
наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для школы)
факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей
Слайд 10ВЫБОРКА : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Основания для создания выборки:
Территориальное расположение школы
(10 округов);
Тип образовательного учреждения.
Выборка общеобразовательных школ –
60 школ. Эта выборка является репрезентативной для средних общеобразовательных учреждений Москвы. Количество обследованных детей - 8917 человек
Выборка специализированных школ.
3 школы. Это- специализированные школы, где работа с одаренными детьми прямо включена в задачи школы.
Классы. В Московском мониторинге принимали участие школьники 3-10 классов .
Слайд 11ВЫБОРКА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
45 СОШ
7 школ с углубленным изучением предметов
4 центра образования
2
гимназии
1 школа с этнокультурным компонентом
1 интернат
Слайд 12МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ АВРОРА
Трехкомпонентная теория интеллекта, ведущего к успеху, (Р.
Стернберг, 1997)
Способности:
- аналитические
- творческие
- практические
Слайд 13ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ АВРОРА-G
Aurora-g
Аналогии
Классификация
Последова-тельность
Изображения
Слова
Числа
Способности
Сфера
Слайд 14ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ
СИЛЬНЫЕ стороны учащегося
Слайд 15НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Слайд 16
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 17РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (1)
I. Документация по стандартизации тестовых модулей Аврора-а и
Аврора-g (МГППУ, Yale University, ©):
нормы для учащихся г. Москвы для соответствующих возрастных групп;
информация о психометрических свойствах (внутренняя согласованность шкал, взаимосвязи между ними, предсказательная валидность);
информация о психометрических свойствах заданий методик (уровень сложности, дискриминативности, анализ качества дистракторов).
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (2)
II. Аналитические материалы
Взаимосвязь способностей с показателями академической успеваемости
Возрастная
динамика
Количественная оценка доли учащихся г. Москвы, обладающих индивидуально-психологическим потенциалом к высоким интеллектуальным достижениям.
Сопоставление уровня способностей учащихся школ повышенного уровня (N=403) и остальных учащихся (N=5 298)
Слайд 19АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ:
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА Г. МОСКВЫ И ВЫБОРКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ
Слайд 20СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 1-ая оценка
Слайд 21СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 2-ая оценка
Слайд 22ИНТЕЛЛЕКТ. ТЕСТ РАВЕНА.
Тест Равена
Тестирование групповое.
Первые 20 минут – обязательны для
всех (с регистрацией каждым испытуемым проделанного объема работы).
Дальнейшее продолжение работы над тестом – по личному желанию каждого учащегося.
Начало выполнения теста – общее для всех . Время окончания работы регистрируется отдельно для каждого испытуемого
Слайд 23МЕТОДИКИ. МОТИВАЦИЯ.
. Параметры мотивации саморазвития
1. «Потребность в саморазвитии» характеризует,
что именно любит делать ребенок в школе и дома в ситуациях свободного выбора, и включает:
«познавательную потребность»
«потребность в сложности интеллектуальной деятельности».
2. «Активность саморазвития» характеризует активность ребенка в направлении собственного развития и включает характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником.
Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
Слайд 24МЕТОДИКИ. ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
В учебной деятельности высчитывалась средняя успеваемость по 8 предметам
за 2 года:
Математика
Физика
Биология
История
Иностранный язык
Литература
Русский язык
Компьютерные технологии
Во внеучебной деятельности ( в том числе и в -. проектно- исследовательской деятельности) результаты олимпиад и конкурсов за 2 года
Слайд 25
РЕЗУЛЬТАТЫ.
КОЛИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ, УЧАСТВОВАВШИХ В МОСКОВСКОМ МОНИТОРИНГЕ ( 24 ШКОЛЫ)
Слайд 26
РЕЗУЛЬТАТЫ : КОЛИЧЕСТВО ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ ( ПО 24 ШКОЛАМ
)
Слайд 27
СВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ
(НА ОЛИМПИАДАХ)
Слайд 28СВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Слайд 29РЕЗУЛЬТАТЫ. СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ.
Слайд 30РЕЗУЛЬТАТЫ. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ВЫБОРКЕ ШКОЛ
Слайд 31РЕЗУЛЬТАТЫ. СООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ДАННЫХ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ
Слайд 32РЕЗУЛЬТАТЫ. . СООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК МОТИВАЦИИ И ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Слайд 33ВЫВОД 1.
В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и
потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %.
Это означает, что каждая школа должна разрабатывать и применять специальные стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми.
Слайд 34ВЫВОД 2.
В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем
почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке.
Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей.
Слайд 35ВЫВОД 3.
Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных
состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей.
Необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики.
Слайд 36ВЫВОД 4.
Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью
. При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам.
Успеваемость, таким образом, не может служить характеристикой развития способностей и (или) мотивации развития школьников.
Слайд 37ВЫВОД 5.
Только 40% учителей достаточно адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности
детей и мотивацию саморазвития у своих учеников.
Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
Слайд 38ОБЩИЙ ВЫВОД
Необходима организация особой системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми
в каждой школе.