Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Московский мониторинг одаренности 
2012
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2ПЛАН
1.Цели и задачи мониторинга
2. Основные параметры
3.Этические принципы
4. Выборка
5. Методики 
6. Результаты
                                                            
                                    
7. Выводы 
 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Московский мониторинг одаренности 
«Работа по мониторингу ведется в соответствии: 
с госзаданием
                                                            
                                    МГППУ	«Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» (мероприятие 0302011) 
с Государственной программой города Москвы. Развитие образования Москвы («Столичное образование» 2012-2016 гг.)
.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Цель и задачи Московского мониторинга одаренности 
Цель работы 
	Выявление одаренных и
                                                            
                                    высокомотивированных детей 3-10 классов.
Задачи работы:
•	Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей).
•	Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность).
•	Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Одаренность 
Мотивация
Достижения 
ТРИ ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПАРАМЕТРА 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Одаренность (рабочее понятие) - высокий уровень развития каких – либо способностей.
                                                            
                                    Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. 
В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания),  и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США).
 На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права.
ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ: ОДАРЕННОСТЬ 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. МОТИВАЦИЯ.
Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на
                                                            
                                    рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. 
Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. 
Мотивация саморазвития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. 
Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. ДОСТИЖЕНИЯ. 
Учебные достижения: средняя успеваемость по основным предметам
 
Внеучебные
                                                            
                                    ( внешние) достижения: интеллектуальные состязания         (результаты олимпиад и конкурсов) и проектно- исследовательская деятельность 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОСКОВСКОГО МОНИТОРИНГА ОДАРЕННОСТИ
1.Все личные данные учащихся собираются ,
                                                            
                                    анализируются и хранятся только в закодированном виде. 
2.В индивидуальном порядке обсуждаются  только положительные результаты, отрицательные результаты рассматриваются во всех случаях как неопределенные. 
3.Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в школе в силу ряда причин: 
неравномерность развития 
наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для школы)
факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ВЫБОРКА : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 
Основания для создания  выборки:
Территориальное расположение школы
                                                            
                                    (10 округов);
Тип образовательного учреждения.
Выборка общеобразовательных школ – 
60 школ. Эта выборка является репрезентативной для средних общеобразовательных учреждений Москвы. Количество обследованных детей - 8917 человек 
Выборка специализированных школ.
3 школы. Это- специализированные школы, где работа с одаренными детьми прямо включена в задачи школы. 
Классы. В Московском мониторинге принимали участие школьники 3-10 классов .
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ВЫБОРКА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
45 СОШ
7 школ с углубленным изучением предметов
4 центра образования
2
                                                            
                                    гимназии
1 школа с этнокультурным компонентом
1 интернат
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ АВРОРА
Трехкомпонентная теория интеллекта, ведущего к успеху, (Р.
                                                            
                                    Стернберг, 1997)
Способности:
	- аналитические
	- творческие
	- практические
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ АВРОРА-G
Aurora-g
 Аналогии
Классификация
Последова-тельность
Изображения
Слова
Числа
Способности
Сфера
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ
СИЛЬНЫЕ стороны учащегося
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (1)
I. Документация по стандартизации тестовых модулей Аврора-а и
                                                            
                                    Аврора-g (МГППУ, Yale University, ©):
 нормы для учащихся г. Москвы для соответствующих возрастных групп;
 информация о психометрических свойствах (внутренняя согласованность шкал, взаимосвязи между ними, предсказательная валидность);
 информация о психометрических свойствах заданий методик (уровень сложности, дискриминативности, анализ качества дистракторов).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (2)
II. Аналитические материалы
Взаимосвязь способностей с показателями академической успеваемости
Возрастная
                                                            
                                    динамика
Количественная оценка доли учащихся г. Москвы, обладающих индивидуально-психологическим потенциалом к высоким интеллектуальным достижениям.
Сопоставление уровня способностей учащихся школ повышенного уровня (N=403) и остальных учащихся (N=5 298) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ:
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА Г. МОСКВЫ И ВЫБОРКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 1-ая оценка
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 2-ая оценка
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22ИНТЕЛЛЕКТ. ТЕСТ РАВЕНА.
Тест Равена 
Тестирование групповое.
Первые 20 минут – обязательны для
                                                            
                                    всех (с регистрацией каждым испытуемым проделанного объема работы).
Дальнейшее продолжение работы над тестом – по личному желанию каждого учащегося. 
Начало выполнения теста – общее для всех . Время окончания работы регистрируется отдельно для каждого испытуемого
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23МЕТОДИКИ. МОТИВАЦИЯ. 
. Параметры мотивации саморазвития
 1. «Потребность в саморазвитии» характеризует,
                                                            
                                    что именно любит делать ребенок в школе и дома в ситуациях свободного выбора, и включает:
«познавательную потребность» 
«потребность в сложности интеллектуальной деятельности». 
2. «Активность саморазвития» характеризует активность ребенка в направлении собственного развития и включает характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. 
Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24МЕТОДИКИ. ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
В учебной деятельности высчитывалась средняя успеваемость по 8 предметам
                                                            
                                    за 2 года:
Математика 
Физика 
Биология
История 
Иностранный язык
Литература 
Русский язык 
Компьютерные технологии 
Во внеучебной деятельности ( в том числе и в -. проектно- исследовательской деятельности) результаты олимпиад и конкурсов за 2 года 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
РЕЗУЛЬТАТЫ. 
КОЛИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ, УЧАСТВОВАВШИХ В МОСКОВСКОМ МОНИТОРИНГЕ ( 24 ШКОЛЫ)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26
РЕЗУЛЬТАТЫ : КОЛИЧЕСТВО ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ ( ПО 24 ШКОЛАМ
                                                            
                                    )
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27
СВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ 
(НА ОЛИМПИАДАХ)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28СВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29РЕЗУЛЬТАТЫ. СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30РЕЗУЛЬТАТЫ. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ВЫБОРКЕ ШКОЛ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31РЕЗУЛЬТАТЫ. СООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ДАННЫХ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32РЕЗУЛЬТАТЫ. . СООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК МОТИВАЦИИ И ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33ВЫВОД 1.
В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и
                                                            
                                    потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %. 
Это означает, что каждая школа должна разрабатывать и применять специальные стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34ВЫВОД 2.
В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем
                                                            
                                    почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. 
Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35ВЫВОД 3.
Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных
                                                            
                                    состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей.
Необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36ВЫВОД 4.
Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью
                                                            
                                    . При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам.
Успеваемость, таким образом, не может служить характеристикой развития способностей и (или) мотивации развития школьников.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37ВЫВОД 5.
Только 40% учителей достаточно адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности
                                                            
                                    детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. 
Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38ОБЩИЙ ВЫВОД
Необходима организация особой системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми
                                                            
                                    в каждой школе.