1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура 2 2. Классификация счетов бухгалтерского учета 6 3. Активные и пассивные счета 9 4. Двойная запись и ее значен презентация

Содержание

1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура Для того чтобы логически сгруппировать факты о совершении хозяйственной операции по различным показателям и вилам, необходимо выразить их разнообразие единым

Слайд 1 Тема 4. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
1. Понятие о счетах бухгалтерского

учета, их функции и структура 2
2. Классификация счетов бухгалтерского учета 6
3. Активные и пассивные счета 9
4. Двойная запись и ее значение 15
5. Учетные записи и их виды 18
6. Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь 21
7. Оборотные ведомости и их контрольное
значение 23
8. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета с балансом 27
9. План счетов бухгалтерского учета 28


Слайд 21. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура
Для того

чтобы логически сгруппировать факты о совершении хозяйственной операции по различным показателям и вилам, необходимо выразить их разнообразие единым языком - бухгалтерским, основанным на понятии счета.
Счет - это группировочный признак, указывающий на конкретность отраженных на нем хозяйственных операций, на их принадлежность к определенному классу объек­тов учета. является важным инструментом для ото­бражения и объяснения взаимосвязей, лежащих в основе хозяйственных операций.
Как элемент метода бухгалтерского учета счет позволяет следить за изменениями, которые происходят в составе активов и пассивов, и за их состоянием на определенное число, а также для отражения доходов, расходов и финансового результат а предприятия.


Слайд 31.Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура
Хозяйственные операции могут

увеличивать или уменьшать отражаемые на счете объект учета. Поэтому поле каждого счета разделено на две части. Простейшая, так называемая Т-модель счета исключает следующие элементы: код; наименование; стороны счета.
Код - это цифровой символ, присеваемый каждому счету. Использование кодов обусловлено необходимостью их более легкого запоминания и автоматизированной обработки информации.
Наименование счета символизирует конкретный объект, учитываемый на данном счете, и выражает экономическое содержание счета.
  Стороны счета являются условно-техническими обозначениями, которые выполняют функции группировки. Левая сторона счета называется дебет, правая - кредит.
Счет ____________________________________
(код, наименование счета)
Дебет Кредит


Каждая из сторон счета предназначена для отражения показателей: сальдо и оборотов. Сальдо характеризует состояние объекта наблюдения на начало и конец отчетного периода. Начальное сальдо берется из данных счета за предыдущий период или из бухгалтерского баланса. Движение имущества и источников приводит к изменению начального сальдо, поэтому после отражения всех изменении объекта учета на счете (оборотов) можно определить его состояние или сальдо на конец определенного периода, то есть конечное сальдо.

Слайд 41.Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура
Итоговые показатели по

всем записям на дебете или кредите одного счета, отражающие увеличения или уменьшения, произошедшие на конкретном объекте учета за определенный период (месяц), называются оборотом.
Итоговый показатель по всем записям, отраженный по дебету счета, называется дебетовым оборотом, отраженный по кредиту счета, - кредитовым оборотом. При подсчете оборота начальное сальдо в него не включается.
Отражение хозяйственных операций, учитывающее движение на противоположных сторонах счета, неодинаково. Чтобы определить с какой стороны счета произвести записи, отражающие увеличение, и с какой - уменьшение, необходимо знать экономическое содержание счета.
От значения сальдо зависит порядок регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Югославский исследователь Иво Дугковнч сформулировал два правила записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах:
Чтобы увеличить сальдо счета, надо сделать запись с той же стороны (левой или правой), с которой находится начальное сальдо.
Чтобы уменьшить сальдо счета, надо сделать запись со стороны (левой или правой), противоположной той, с которой помещается начальное сальдо.




Слайд 5Понятие о счетах бухгалтерского учета, их функции и структура
Как текущий инструмент

БУ счета должны выполнять определенные функции, основными из которых являются экономическая, информационная, контрольная, группировочная и учетная.
Экономическая функция предусматривает отражение конкретного объекта учета на отдельном счете, исходя из его экономического содержания.
Информационная функция требует регистрации, обработки, передачи и хранения информации и обеспечивается при помощи сплошного, непрерывного, документально-обоснованного наблюдения за всеми изменениями.
Контрольная функция, выполняемая счетами, обеспечивается особыми приемами наблюдения и обобщения данных, сопоставимостью показателей, повышенной тре­бовательностью к достоверности, объективности и своевременности информации.
Группировочная функция выполняется путем обобщения экономической информации по видам имущества, их назначению, хозяйственным процессам.
Учетная функция заключается в применении определенного способа регистрации информации на счетах в зависимости от изменений, продиктованных хозяйственными операциями и функцией, которую выполняет данный счет. Учетная функция определена экономическим содержанием счета, и на ее основе обеспечивается выполнение всех перечисленных выше функций.


Слайд 62. Классификация счетов бухгалтерского учета
Суть классификации заключается в том, чтобы правильно

и четко описать объекты бухгалтерского учета на основе бухгалтерских счетов и расположить их в определенном порядке.
План счетов бухгалтерского учета, применяемый в Республике Молдова, состоит из девяти классов счетов. Каждый класс объединяет определенную группу счетов, предназначенных для отражения однородных объектов учета.
Все счета бухгалтерского учета, можно группировать по трем признакам:
в зависимости от их назначения - на балансовые, результатные и другие счета;
по отношению к балансу - на активные и пассивные счета;
по содержанию к структуре - на определенные классы.
Балансовыми называются те счета, которые используются для составления бухгалтерского баланса (классы 1-5).
Счета результатов - это счета доходов и расходов, предназначенные для определения финансового результата (классы 6 и 7).
К другим счетам относятся счета управленческого учета (класс 8) и забалансовые счета (класс 9).
Группировка счетов на активные и пассивные является условной, поскольку такое деление осуществляется по отношению к бухгалтерскому балансу. Прямое отношение к нему имеют только счета пяти классов (1-5).

Слайд 7 Классификация счетов бухгалтерского учета

Счета финансового учета
Счета управленческого учета
Счета забалансового учета


Слайд 82. Классификация счетов бухгалтерского учета
В составе балансовых, имеются и регулирующие счета.

Они называются еще контрарными, так как противопоставляются какому-либо другому активному или пассивному счету и поэтому делятся на контрактивные и контрпассивные.
В тех случаях, когда контрарный счет противостоит другому активному счету, он называется контрактивным. В классе 1 «Долгосрочные активы» к кон­трарным (регулирующим) относятся счета 113 «Амортиза­ция нематериальных активов», 124 «Износ основных средств» и 126 «Истощение природных ресурсов».
Если контрарный счет противостоит другому пассивному счету, он называется контрпассивным. В классе 3 «Собственный капитал» таковыми являются счета 313 «Неоплаченный капитал», 314 «Изъятый капитал» и 334 «Использованная прибыль отчетного года».

Слайд 93. Активные и пассивные счета
На бухгалтерских счетах отражаются хозяйственные операции, экономическое

воздействие которых может иметь два направления: увеличение (+) или уменьшение (-). В этой связи очень важно правильно определить, в какой части счета (дебетовой или кредитовой) будут зафиксированы данные.
В бухгалтерском балансе любого предприятия имеются статьи, включаемые в актив и пассив, то есть группирующие имущество по видам и источникам его образования. По аналогии со статьями баланса счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные.
Активные - это счета, предназначенные для учета различных видов имущества, затрат и расходов. К активным относятся, например, счета 111 "Немате­риальные активы", 123 "Основные средства", 211 "Материалы", 811 "Основное производство" и 711 "Себестоимость продаж".
Пассивные - это счета, отражающие источники формирования имущества, а также счета доходов. К пассивным относятся, например, счета 311 "Уставный капитал". 411 "Долгосрочные кредиты банков", 521 "Краткосрочные обязательства по торговым счетам" и 611 "Доходы от продаж".


Слайд 10Схема активного счета
Счет _____________________________________________

(код, наименование счета)


Слайд 11Структура активного счета
Структура активного счета демонстрирует порядок записей на счете,

который заключается в следующем:
- по дебету отражается первоначальное состояние учитываемого объекта (начальное сальдо), хозяйственные операции, увеличивающие значение начального сальдо (оборот), и конечное сальдо;
- по кредиту записываются хозяйственные операции, уменьшающие значение актива.
Конечное сальдо всегда дебетовое или нулевое, поскольку невозможно израсходовать больше средств, чем имеются в наличии. Оно рассчитывается путем прибавления к начальному сальдо суммы оборота по дебету счета и вычитания суммы оборота по кредиту.
Для определения конечного сальдо активного счета может быть использована следующая формула:
Cк = Cн + Д - К
где Ск - сальдо конечное; Сн - сальдо начальное; Д - оборот по дебету данного счета; К - оборот по кредиту данного счета.


Слайд 12Схема пассивного счета
Счет _____________________________________________

(код, наименование счета)

Слайд 13Схема пассивного счета
На пассивном счете порядок записей следующий:
по кредиту счета

отражаются начальное сальдо, хозяйственные операции, увеличивающие значение начального сальдо (оборот), и конечное сальдо;
по дебету записываются хозяйственные операции, уменьшающие значения начального сальдо (оборот).
На пассивных счетах конечное сальдо всегда кредитовое (или нулевое), так как могут быть использованы только источники финансирования, имеющиеся в наличии.
Конечное сальдо пассивного счета равно сумме кредитового сальдо на начало периода и оборота по кредиту за вычетом оборота по дебету.
Для определения сальдо пассивного счета может быть использована следующая формула:
Ск = Сн + К - Д.
где Ск - сальдо конечное; Сн - сальдо начальное; Д - оборот по дебету данного счета; К - оборот по кредиту данного счета.

Слайд 14Счета 8 класса
Конечное сальдо активных и пассивных счетов записывается в соответствующие

строки бухгалтерского баланса на конец отчетного периода. Поэтому такие счета называются балансовыми.
Существуют счета, которые не отражаются в балансе.
Счета доходов 6 и затрат 7 накапливаются и списываются в конце отчетного периода (в конце года) на специальный счет 351 «Итоговый финансовый результат».
В счетах класса 8 накопленные суммы (обороты) списываются в конце каждого отчетного периода и таким образом закрывая их. Такие счета не имеют начального и конечного сальдо и называются транзитными.
К транзитным относятся счета 811 "Основная деятельность", 812 "Вспомогательные производства" и 813 "Косвенные производственные затраты".

Слайд 15 4. Двойная запись и ее значение
Первое системное описание двойной записи появилось

в 1494 году и было дано францисканским монахом Лукой Пачоли.
Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, потеря и приобретение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга и отражаются на двух счетах. С двойной записи начинается бухгалтерский учет.
Каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания и двойственности характера, обязательно затрагивает два объекта учета, а, соответственно, и два счета. Например, если предприятие приобретает товары, то, с одной стороны, увеличивается их количество на складе, с другой, - на ту же сумму уменьшается наличие денежных средств; если товары куплены за наличный расчет, или возникают обязательства перед поставщиком, если товары еще не оплачены.
Двойная запись характеризует движение объектов учета, указывает направление этого движения, порождает информацию, которая имеет двойное содержание: 1.показывает изменение объектов, учитываемых в двух связанных ею счетах; 2.прослеживает направление движения объектов учета.




Слайд 164. Двойная запись и ее значение
Дебет и кредит одной и той

же суммы составляют в двойной бухгалтерии два элемента записи операции на двух счетах. Следовательно, при отражении операций в учете с использованием метода двойной записи обязательно присутствуют три составляющие: содержание хозяйственной операции (ее описание), дебетуемый счет, кредитуемый счет. Это позволяет установить экономическую взаимосвязь объектов бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета посредством двойной записи называется корреспонденцией счетов.
Двойная запись, являясь важным элементом метода бухгалтерского учета, выполняет также контрольные функции. С ее помощью осуществляется контроль за достоверностью информации о хозяйственных операциях и правильностью их отражения в системе счетов.
При осуществлении контроля обязательно должны быть выполнены следующие условия:
- сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов;
- сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов.
Отсутствие такого равенства свидетельствует о нарушении двойственности отражения, то есть о наличии ошибок, допущенных при регистрации данных на счетах бухгалтерского учета, которые должны быть обнаружены и устранены.



Слайд 17Виды хозяйственных операций
При осуществлении хозяйственной деятельности на предприятиях совершается большое количество

разнообразных операций. Однако, учитывая их влияние на изменения в составе средств (активов) и источников образования (пассивов), можно выделить четыре типа хозяйственных операций.
Первый тип связан с изменением только в составе активов предприятия. В этом случае один вид активов увеличивается, другой - уменьшается. При отражении такого типа хозяйственных операций используют два активных счета: по дебету одного из них показывают увеличение актива, а по кредиту другого - его уменьшение.
Второй тип хозяйственных операций связан с изменениями только в составе пассивов предприятия. В таком случае один вид пассивов увеличивается, другой - уменьшается. При отражении такого типа хозяйственных операций используются два пассивных счета: по кредиту одного из них показывают увеличение пассива, а по дебету другого - его уменьшение.
Третий тип хозяйственных операций связан с поступлением средств на предприятие, что вызывает увеличение как активов, так и пассивов. При отражении такого типа хозяйственных операций используются один активный счет и один пассивный. По дебету активного счета отражают увеличение актива, а по кредиту пассивного счета - увеличение пассива.
Четвертый тип хозяйственных операций связан с выбытием средств с предприятия, что вызывает одновременное уменьшение активов и пассивов. При отражении этого типа операций также исполь­зуют активный счет и пассивный. По кредиту активного счета показывают уменьшение актива, а по дебету пассив­ного - уменьшение пассива.



Слайд 18 5. Учетные записи и их виды
Учитываемые на счетах объекты бухгалтерского учета

вступают в корреспонденцию, которая характеризуется адресностью происходящих изменений в результате совершившихся хозяйственных операций и величиной этих изменений. Адресами корреспонденции выступают признаки счетов (их наименование или коды), которые характеризуют отражаемый на счете объект бухгалтерского учета. Счета, взаимосвязанные хозяйственными операциями, называются корреспондирующими.
Письменное указание дебетуемого и кредитуемого счетов и стоимостной оценки показателя, характеризующего конкретную хозяйственную операцию, называется бухгалтерской записью (проводкой). Следовательно, бухгалтерская запись представляет собой описание хозяйственной операции и призвана выделить существенные свойства, присущие операциям. Она содержит следующие элементы:
наименование (код) дебетуемого счета;
наименование (код) кредитуемого счета;
величину изменений (сумму).
Проводка составляется бухгалтером после:
осмысления и анализа хозяйственной операции, зафиксированной в первичном документе;
установления типа изменений, к которым приводит данная операция;
определения корреспондирующих счетов, в которых следует отразить изменения;
установления, с какой стороны счета - дебета или кредита - следует отразить хозяйственную операцию.



Слайд 19Простые и сложные записи
Бухгалтерская запись может быть представлена в сокращенном варианте,

при котором указываются одни корреспондирующие счета. Например, получение в кассу денег от продажи товаров можно показать следующим образом:
Дебет счета 241 "Касса" 8000 леев
Кредит счета 611 "Доходы от продаж" 8000 леев.
В зависимости от количества корреспондирующих счетов бухгалтерские записи подразделяются на простые и сложные.
Бухгалтерская запись, которая состоит только из одного дебетуемого и одного кредитуемого счета, называется простой.
Корреспонденция счетов может быть обозначена и другим образом - стрелками в известной схеме Т-счетов. Подобный способ нагляден и используется только в учебных целях.
Бухгалтерские записи, в результате которых один счет дебетуется и несколько кредитуются, или несколько дебетуются и один кредитуется, называются сложными.
Сложные бухгалтерские проводки не нарушают правила двойной записи, поскольку, как и в простых бухгалтерских записях, сохраняется взаимосвязанное отражение хозяйственных операций по дебету и кредиту счетов (равенство дебетовых и кредитовых итогов).

Слайд 20Запись хозяйственных операций
Бухгалтерские записи по форме бывают: хронологические и систематические.
Хронологическая

бухгалтерская запись характеризуется тем, что отражает составленные бухгалтерские записи в той последовательности (в последовательности их совершения), в которой хозяйственные операции имели место. Бухгалтерские записи составляются и регистрируются непосредственно на том документе, который подтверждает хозяйственную операцию. Такая запись в системе учета называется контировкой. После контировки бухгалтерские записи группируются по видам хозяйственных операций и по периодам времени.
В журнале регистрации хозяйственных операций записываются номер, дата и краткое содержание хозяйственной операции, корреспондирующие счета, сумма. Он составляется на основании первичных документов, подтверждающих совершение операции. Отражение хозяйственных операций в регистре носит название учетной регистрации.
Систематическая запись составляется на основании хронологической записи и состоит в группировке экономической информации по бухгалтерским счетам при помощи сводных документов (на основании первичных документов).
Па практике хронологическая запись производится в учетных регистрах и служит важным средством контроля за своевременностью и полнотой отражения хозяйственных операций на счетах.



Слайд 21 6. Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь
В целях получения информации о

наличии, движении, состоянии и использовании каждого объекта бухгалтерского учета применяются два вида счетов: синтетические первого и второго порядка и аналитические.
Синтетические счета (первый уровень или счета первого порядка ) содержат обобщенные показатели об экономических объектах бухгалтерского учета, то есть активах, капитале, обязательствах в едином денежном выражении. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называются синтетическим.
Счета второго порядка (субсчета), как и синтетические счета первого уровня, регламентированы Планом счетов бухгалтерского учета. Под субсчетом понимается идентификатор группы объектов более низшего уровня, чем синтетический счет первого порядка. Субсчетам, как и счетам, присваивается название и код. Предприятия при необходимости могут вводить дополнительные счета второго порядка.
Для управления предприятием и контроля за хозяйственной деятельностью требуется информация об отдельных видах имущества, их остатках и движении как в денежном, так и в количественном (натуральном) выражении, о конкретных обязательствах и т.п.
Счета, которые детализируют, раскрывают содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества, источникам образования и совершаемым процессам, называют аналитическими. Учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хо­зяйственных операциях внутри каждого синтетического счета называется аналитическим.


Слайд 22 Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь
Записи на счетах синтетического учета, субсчетах

и счетах аналитического учета делают на основе одних и тех же учетных документов. Поэтому обязательным условием правильного ведения синтетического и аналитического учета является равенство их итогов, а именно:
- сальдо (остаток) одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся;
- оборот по дебету и оборот и по кредиту одного синтетического счета должны быть равны сумме оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся.
- если синтетический счет активный, то естественно, его аналитические счета также являются активными. Аналогичный порядок распространяется и на пассивный счет.
Аналитические счета открываются в развитие соответствующего синтетического счета и в них делаются те же записи, что и в синтетическом счете, но по определенным признакам в разрезе тех детальных показателей, которые оказываются не­обходимыми для внутренних пользователей предприятия.


Слайд 23 7. Оборотные ведомости и их контрольное значение
Для обобщении информации, содержащейся на

счетах, составляются оборотные ведомости. Они представляют собой способ сводного обобщения записей, обобщения оборотов и остатков (сальдо) по аналитическим и синтетическим счетам за отчетный период (месяц) с целью проверки достоверности отражения хозяйственных операций в аналитическом и синтетическом учете, для составления баланса и отчета о прибылях и убытках.
В оборотных ведомостях отражаются остатки (саль­до) на начало и конец месяца и итоги оборотов по дебету и кредиту счетов за месяц.
Различают оборотную ведомость по синтетическим счетам и оборотные ведомости по аналитическим счетам.
В оборотную ведомость по синтетическим счетам вначале записываются все применяемые на предприятии счета, при этом для каждого из них отводится одна строка.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид:
Номер и наименование счета Сальдо на начало Обороты Сальдо на конец
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит


Слайд 24Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Первая графа - "Сальдо начальное" - отражает

сальдо (дебетовое и кредитовое) по счетам на начало месяца. Она должна совпадать с данными начального баланса: сумма, записанная в дебетовой колонке оборотной ведомости, должна совпадать с суммами, отраженными по статьям актива, а суммы, записанные в кредитовой колонке – с суммами пассива бухгалтерского баланса.
Вторая графа - "Обороты за месяц" - содержит обороты (по дебету и кредиту) по всем счетам за отчетный период. Так как каждую хозяйственную операцию, совершенную за отчетный период, записывают по дебету и кредиту счетов в тех же суммах, то обязательно должно быть достигнуто равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов.
В третьей графе «Сальдо конечное» - итоги по дебету и кредиту счетов также должны быть тождественны, поскольку выводятся по счетам на основании начальных остатков и оборотов за отчетный период.
По активным счетам конечное сальдо определяется путем суммирования начального сальдо с оборотом по дебету и вычитания из полученной суммы оборота по кредиту. По пассивным счетам конечное сальдо определяется путем сложения начального остатка с оборотом по кредиту и вычитания из полученной суммы оборота по дебету.
Равенство итогов всех трех граф оборотной ведомости по синтетическим счетам вытекает из сущности метода двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды - по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.



Слайд 25Оборотный баланс и шахматная оборотная ведомость
Данные первой и третьей графы оборотной

ведомости п счетам синтетического учета являются источником для составления бухгалтерского баланса предприятия. Начальные сальдо но синтетическим счетам - это статьи начального баланса, а конечные сальдо - статьи баланса на конец отчетного периода. Такую оборотную ведомость называют оборотным балансом.
В зависимости от формы учета данные аналитического и синтетического учета сверяются непосредственно при подсчете оборотов по синтетическому счету. Подробные сведения об оборотах по всем счетам получают из шахматной оборотной ведомости. Она составляется на основе данных регистрационного журнала или журналов- ордеров, где заранее указана корреспонденция счетов по всем хозяйственным операциям.
Для каждого счета в шахматной оборотной ведомости выделяют один столбец и одну строку. В строках отражаются операции по дебету счетов, в столбцах - по кредиту, это позволяет сократить количество записей в бухгалтерском учете. Корреспонденция счетов показывается путем записи суммы хозяйственной операции на пересечении соответствующего столбца и строки.
На практике техника ее составления облегчается самими формами журналов-ордеров, предусматривающими группировку оборотов по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.


Слайд 26Ошибки при отражении хозяйственных операций
При отражении хозяйственных операций могут быть допущены

ошибки. Допущенные ошибки в первичных документах, за исключением кассовых и банковских, исправляются корректурным способом. Это зачеркивается неправильный текст или цифра одной чертой, сверху надписывается правильный текст или цифра, пишется «Исправленному верить» с указанием даты и подписи лиц, делающих исправления. Если для внешнего пользования, то заверяется печатью.
Если ошибка обнаружена после сдачи отчета, то используются два метода исправления ошибок: метод дополнительных проводок и метод красного сторно.
Метод дополнительных проводок в случае, если запись произведена не в той сумме, которая указана в документе. Исправление записи производится путем написания дополнительной аналогичной проводки , если сумма < необходимой. Если сумма > необходимой, то метод красное сторно, т.е. запись повторяют со знаком минус или красными чернилами.
Если неправильно записана проводка, то исправление записи производится путем написания обратной записи.




Слайд 278. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета с балансом
Показатели баланса характеризуют состояние имущества

по составу (актив) и источники формирования имущества (пассив). Эти данные приводятся в балансе на начало и конец отчетного периода. Суммы по статьям баланса на начало периода переносятся на соответствующие синтетические счета (в дебет или кредит).
Действия по выбору из баланса показателей, характеризующих объект наблюдения на начало отчетного периода, и переносу их в качестве начального сальдо на бухгалтерские счета называются открытием счета. Следовательно, для того чтобы открыть счета текущего периода необходимо начальное сальдо взять из бухгалтерского баланса, в результате чего проявляется прямая связь между счетами и балансом на дату его составления. При этом для каждого вида имущества и источника формирования открывается отдельный счет, в котором записывается начальное сальдо. На активном счете начальное сальдо записывается в дебет, а пассивное - в кредит. Итог начальных сальдо активных счетов должен быть равен итогу начального сальдо пассивных счетов, а следовательно, и итогу актива и пассива баланса.
В течение отчетного периода, например месяца, на счетах отражаются изменения (увеличение или уменьшение), происходящие с объектами в результате совершения хозяйственных операций. По окончании отчетного периода, после регистрации всех хозяйственных операций на каждом счете подсчитываются обороты (итоги уменьшения или увеличения имущества и источников) по дебету и кредиту за данный период и выводится сальдо на конец отчетного периода. Далее обороты и сальдо в целях контроля переносятся в оборотную ведомость. Итог дебетовых сальдо должен быть равен итогу кредитовых сальдо. Конечное сальдо по счетам служит основанием для заполнения соответствующих статей бухгалтерского баланса. Итог актива баланса должен быть равен итогу пассива.




Слайд 289. План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный

перечет счетов, обеспечивающий единообразие текущего учета хозяйственной деятельности и отражение ее фактов.
План счетов - это один из основных нормативных документов в области бухгалтерского учета и, опираясь на его номенклатуру, бухгалтер регистрирует хозяйственные операции и трансформирует их в систематизированную информацию.
План счетов бухгалтерского учета, а также Методологические нормы по его применению утверждены приказом Министерства финансов Республики Молдова № 174 от 25 декабря 1997 года и введены в действие с 1 января 1999 года.
План счетов состоит из следующих разделов: 1. Общие положения. II. Терминология. III . Перечень счетов бухгалтерского учета. IV. Методологические нормы применения счетов бухгалтерского учета.
Раздел I раскрывает содержание Плана счетов, определяет сферу действия и его связь с формами финансовой отчетности, порядок классификации и кодирования счетов.
Раздел II содержит определения основных терминов и понятий, которые сформулированы в соответствии с терминологией принятой, в международной практике, и включены в национальные стандарты бухгалтерского учета.
В разделе III приведен перечень счетов бухгалтерского учета, который включает классы и группы счетов, выделяя при этом счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета).
В разделе IV дана характеристика классов, групп счетов и счетов первого порядка, приведена корреспонденция счетов по основным типам хозяйственных операций.



Слайд 29План счетов
План счетов содержит 9 классов:
1 - Долгосрочные активы


2 - Текущие активы
3 - Собственный капитал
4 - Долгосрочные обязательства
5 - Краткосрочные обязательства
6 - Доходы
7 - Расходы
8 - Счета управленческого учета
9 - Забалансовые счета
Классы 1-7 включают счета  финансового  учета,  класс  8  -  счета управленческого учета, класс 9 - забалансовые счета.
Принадлежность счета к тому или иному классу определяется по первому знаку его кода.
Код группы счетов состоит из двух знаков. Первый из них означает код класса, в который входит данная группа, второй - порядковый номер группы в соответствующем классе.


Слайд 30План счетов
Счета первого порядка обозначены тремя знаками: первые два означают

код группы, к которой относится данный счет, третья - номер счета первого порядка. Например, счету первого порядка "Основные средства" присвоен код 123: первая цифра (1) означает номер класса сче­тов "Долгосрочные активы", две первые цифры (12) - номер группы счетов данного класса "Долгосрочные матери­альные активы", все три цифры (123) - номер счета перво­го порядка (синтетического счета) "Основные средства".
Счета второго порядка (субсчета) обозначены че­тырьмя знаками: первые три показывают код счета первою порядка, четвертый - номер субсчета. Например, счету второго порядка "Здания" присвоен код 1231, где четвертая цифра (1) показывает его порядковый номер.
Субсчета используются по мере необходимости, их количество может быть увеличено, если возникает необходимость у предприятия.
В каждом классе Плана счетов предусмотрены резервные номера групп счетов, а в каждой группе - резервные номера синтетических счетов.
Счета финансового учета используются для обобщения информации, подлежащей отражению в финансовых отчетах и предназначенной для внутренних и внешних пользователей. Они делятся на балансовые счета и счета результатов.


Слайд 31План счетов
Балансовые счета (классы 1-5) соответствуют структуре баланса. Активные счета

предназначены для заполнения статей актива, а пассивные - для заполнения статей пассива баланса. Классы счетов имеют следующее содержание.
Класс 1 "Долгосрочные активы" (коды счетов 111 - 142) объединяет три группы счетов, на которых отражаются нематериальные активы, долгосрочные материальные активы и долгосрочные финансовые активы.
Класс 2 "Текущие активы" (копы счетов 211 - 252) объединяет пять групп счетов, на которых учитываются товарно-материальные запасы, краткосрочная дебиторская задолженность, краткосрочные инвестиции, денежные средства, прочие текущие активы.
Класс 3 "Собственный капитал" (коды счетов 311- 351) объединяет пять групп счетов, используемых для учета уставного и добавочного капитала, резервов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), неосновного капитала, итогового финансового результата.
Класс 4 "Долгосрочные обязательства" (коды счетов 411-426) включает две группы счетов, на которых учитывают долгосрочные финансовые обязательства, долгосрочные начисленные обязательства.
Класс 5 "Краткосрочные обязательства" (коды счетов 511 - 539) включает три группы счетов, на которых отражаются краткосрочные финансовые обязательства, кратко- срочные торговые обязательства и краткосрочные начисленные обязательства.



Слайд 32План счетов
Счета результатов объединены в два класса: 6 "Доходы", 7

"Расходы". Выделение отдельных классов счетов для учета доходов и расходов обусловлено необходимостью определения за каждый отчетный период финансового результата.
Класс 6 "Доходы" (коды счетов 611 - 623) включает две группы пассивных счетов, используемых для отражения дохода от операционной и неоперационной деятельности.
Класс 7 "Расходы" (коды счетов 711 - 731) объединяет три группы активных счетов, на которых учитываются расходы операционной деятельности, расходы неоперационной деятельности и расходы (экономия) по подоходному налогу.
Счета управленческого учета (класс 8) охватывают информацию, необходимую для управления производством в пределах самого предприятия, исчисления себестоимости продукции (работ и услуг), определения финансовых результатов по центрам ответственности и другим позициям. Класс 8 (коды счетов 811 - 822) объединяет две группы счетов: по учету производственных затрат по статьям и другие счета управленческого учета. Счета для учета производственных затрат позволяют определить себестоимость продукции, работ и услуг.
Счета "Забалансового учета" Класс 9 (коды счетов 911 - 951) включает такие группы, как арендованные долгосрочные активы, товарно-материальные запасы и ценные бумаги, не принадлежащие предприятию, условные обязательства и платежи, другие средства и обязательства, принятые на забалансовый учет. Забалансовые счета не корреспондируют между собой, а также со счетами других классов.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика