Слайд 1
« ЛИМФАТИЧЕСКАЯ И ИММУННАЯ СИСТЕМЫ»
БИОЛОГИЯ. 8 КЛАСС
(3 УРОКА)
Разработка проведения уроков с использованием
м у л ь т и м е д и й н о й п р о г р а м м ы
«Биология. 8 класс. Анатомия и физиология человека»,
«Просвещение», 2002г.
СПб АППО Центр информатизации образования
Руководитель проекта: Иванова Е.В.
© Учитель: Иванова Г.Г.
259 школа Адмиралтейского района
Санкт-Петербург 2007 год
Слайд 2Лимфатическая и иммунная системы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Используемая при изучении данной темы мультимедийная программа «Биология. 9 класс. Анатомия и физиология человека», «Просвещение», 2002г. состоит из трех CD-дисков (один установочный и 2 рабочих).
Учитель инструктирует учащихся о порядке выполнения самостоятельных операций на компьютерах во время уроков и при подготовке домашнего задания. Каждый ученик получает два распечатанных комплекта материалов:
- на 3-х листах инструктивные карточки (для работы в классе и дома);
- на 4-х листах раздаточный материал для выполнения письменных заданий в течение двух уроков в классе и подготовке опережающего домашнего задания.
Слайд 4
Работа с программой включает:
-
прослушивание и чтение текста;
- просмотр видеофрагментов;
- работу со словарем терминов;
- обращение к биографиям ученых;
- выполнение тренировочных упражнений;
- поиск иллюстраций и динамических моделей по ключам;
- выделение материалов в раздел «избранное»;
- извлечение при презентации домашнего задания (рассказе с иллюстрациями).
Слайд 5Распределение материала на CD
Урок 1
Стр.1. Содержание урока. + Запомните. + Проверьте свои знания.
Стр.2. Основные функции лимфатической системы.
Стр.3. Лимфатические сосуды.
Стр.4. Поглощение жиров.
Стр.5. Защита организма.
Урок 2
Стр.6. Непрекращающаяся война.
Стр.7. Наша собственная армия.
Стр.8. Вездесущие лимфоциты.
Стр.9. Лимфатические узлы. Тимус.
Стр.10. Последняя битва. Антигены/антитела.
Урок 3
Стр.11. Клеточная память.
урокам №1 и №2.
После вводного слова учителя и инструктажа дети самостоятельно изучают материал по данной теме и выполняют задания с использованием
м у л ь т и м е д и й н о й п р о г р а м м ы.
Раздаточные листы с выполненными письменными заданиями сдаются на проверку учителю в конце каждого урока.
УРОК 1. Лимфатическая система.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. На стр.2 рассмотрите схему и запишите:
Из чего состоит лимфатическая система?
2. Просмотрите видеофрагмент на стр.2 и назовите:
Функции лимфатической системы
а)
б)
в)
3. На стр.3 нажмите (!), прослушайте и запишите:
Что такое лимфа?
4. На стр.4 нажмите цифру (2) и просмотрите связь между кровеносной и лимфатической системами. Прочитайте текст на стр.4 и запишите:
В чем заключается эта связь?
5. На стр.5 увеличьте в круге и рассмотрите лимфатическую систему. Ответьте на вопрос:
Почему лимфа имеет молочный цвет?
Слайд 8Задание 2. Ответьте на вопросы. УРОК 1
Вернитесь на стр.1, нажмите (V) и выполните упражнения №1 и №2.
Упражнение 1. Вставьте нужное.
Лимфатическая система – это ………………………………… _система.
Лимфатические капилляры открываются в ……………………………….
В основном, в лимфе содержатся ………………………………………….
Процесс ……………………………….. антител происходит в лимфоузлах.
Лимфатическая система участвует в ………………………………… жиров.
Упражнение 2. Изобразите соответствующие связи в схеме.
Слайд 9 УРОК 2. Защита организма.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
7. На стр.6 нажмите
(!) и прослушайте текст.
Перечислите лимфатические узлы:
а) в)
б) г)
8. На стр.6 нажмите термин лимфоциты и запишите.
9. На стр.7. нажмите на термин иммунитет и запишите.
10. На стр.7. нажмите на термин неспецифический иммунитет и запишите .
Ответьте на вопрос:
Чем определяется неспецифический иммунитет?
Слайд 1011. На стр.7 просмотрите видеофрагмент и перечислите:
Пути проникновения микроорганизмов в тело
человека:
а) в)
б) г)
12. Прочитайте текст на стр.7 и ответьте:
В чем значение иммунитета?
13. На стр.8 просмотрите видеофрагмент «фагоцитоз».
Какие клетки выполняют функцию фагоцитоза?
14. Нажмите (V) на стр.8 и запишите:
Основоположником каких наук был Луи Пастер?
15. Прочитайте текст на стр.9..
Что такое лимфоциты?
16. На стр.9 нажмите (ж), прочитайте о тимусе и его роли в иммунитете.
Слайд 1117. На стр.10 нажмите термин антитела и напишите:
А.Что такое антитела?
Б. Какую
функцию выполняют антитела?
18. На стр.10 нажмите (!), прослушайте; откройте термин гуморальный иммунитет,
ответьте на вопрос:
С чем связан гуморальный иммунитет?
19. На стр.10 нажмите (!), прослушайте, что такое антигены. Откройте термин и запишите определение.
20. На стр.10 просмотрите видеофрагмент «антиген и антитело».
Опишите принцип взаимодействия антитела с антигеном.
Слайд 12
Вернитесь на стр.1
и
выполните упражнения
№3, №4 и №6 !
Слайд 13Упражнение 3. Выберите нужное.
Фагоцитоз – это:
*процесс узнавания антигена
*выработка антител
*захват и
разрушение болезнетворных м/организмов
*разрушение микробов в кислой среде желудочного сока
Упражнение 4.
Упражнение 6.
к УРОКУ 3. Вирусы
(выполняют на 2 уроке те, кто справился быстрее;
остальные – в удобное время в кабинете информатики)
1. Найдите в «словаре» (верхний левый угол на любой странице) термин вирусы,
запишите на лист определение.
Что такое вирусы?
2. Откройте в уроке №9 стр.11 «Клеточная память», просмотрите видеофрагмент.
3. Вернитесь к «Содержанию» курса. Справа в вертикальной графе выберите «Изображения», введите слово «вирус», нажмите «Поиск».
4. В результате поиска появится список из 4-х вирусов. Просмотрите изображения и запишите в тетрадь:
Какие вирусы вам известны?
Слайд 155. В левом верхнем углу – «3D модели» - выберите из
списка «вирус», нажмите «Поиск». Просмотрите и запишите в тетради: Отличия в строении найденных вирусов:
А. Вирус гепатита «А»
Б. Вирус гриппа
В. Вирус полиомиелита
Г. Вирус иммунодефицита человека
7. Найдите в приложении слайды вирусов и описания к ним. Впишите в данную страницу описание вирусов и стрелочками соедините название вируса с его изображением.
Слайд 16
В результате поражения двигательных
нейронов спинного мозга вирус полиомиелита может привести к параличу конечностей, мышц живота или груди, в том числе и дыхательной мускулатуры.
Слайд 17 Вирус натуральной оспы, несмотря на свою сложную структуру, в настоящее время
полностью ликвидирован на нашей планете благо- даря созданию Эдвардом Дженнером противооспенной вакцины.
Слайд 18
Вирус гриппа часто мутирует, поэтому справиться с ним очень трудно. Белки
вирусного капсида постоянно меняются, в результате чего он становится устойчивым к вакцинам.
Слайд 19Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефи-цита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В
большинстве стран распространен ВИЧ-1.
Слайд 20
Вирусы, поражающие растения, распространяются с помощью насе-комых или семян зараженных растений.
Вирус табачной мозаики не убивает растения, однако приводит к резкому снижению урожая.