ПРАКТИКУМ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛ. ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК презентация

Содержание

ЗАДАЧИ УРОКА ЗАГАДКА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ТАЙНА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ДУХОВНЫЙ. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА РОЛЬ ПОЗНАНИЯ В ЖИЗНИ

Слайд 1ПРАКТИКУМ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛ.
ГЛАВА 2 «ЧЕЛОВЕК»
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 10КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
МОУ.

ИЛЬИНСКАЯ СОШ УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.

Слайд 2ЗАДАЧИ УРОКА
ЗАГАДКА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ТАЙНА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАУКИ

О ЧЕЛОВЕКЕ.

ЧЕЛОВЕК ДУХОВНЫЙ. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

РОЛЬ ПОЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ


Слайд 3МЫСЛИ МУДРЫХ
« ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕН КАК ЖИВОТНОЕ СТЫДЯЩЕЕСЯ
А

ПОЧЕМУ? А КАКИМ ОБРАЗОМ

Слайд 4ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ , СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
ЧЕЛОВЕК

В ДРЕВНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА –ИЗ НИЧЕГО, ПО ВОЛЕ БОГОВ, ПО ВОЛЕ ПРИРОДЫ.
НАУЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- АНТРОПОГЕНЕЗ СВЯЗАН С Ч. ДАРВИНОМ В 19 В. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА..» И «РОЛЬ ТРУДА …» в 20 В. ЭТИ ИДЕИ СОСТАВИЛИ КОНЦЕПЦИЮ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПР ИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.


Слайд 5ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ , СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
ЧЕЛОВЕК

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИДУТ ПО ТРЕМ ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1.ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ,
2. БИОЛОГО- ГЕНЕТИЧЕСКОЕ,
3. БИОЛОГО- СОЦИАЛЬНОЕ.

Слайд 6ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
РАМАПИТЕК
(14 – 20 МЛ)

АВСТРАЛАПИТЕК
(5- 8 МЛ )
HOMO

HABILIS- ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ (2МЛ )



HOMO ERECTUS –
(1-1,3 МЛ)


HOMO SAPIENS-
150 ТЫСЮ- 200ТЫС.


КРОМАНЬОНЕЦ( 40 – 50 ТЫС.)


ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ТРУДА В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТ УПИЛ МЕСТО МНОГОФАКТОРНОСТИ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО


Слайд 7ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
СМЫСЛ ЖИЗНИ – ЗАНЯТИЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА:
ЗАЧЕМ,

РАДИ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК

ОБЪЕТИВНАЯ: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ЖИВЫМ.


ДВА ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ:
СМЫСЛ ЖИЗНИ СВЯЗЫВАЕТСЯ С МОРАЛЬНЫМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ ЗЕМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
В ДРУГОМ – С ЦЕННОСТЯМИ , НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЗЕМНОЙ ЖИЗНЬЮ.


Слайд 8ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТЬ

?


Слайд 9ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ,

ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.


Слайд 10Духовный мир личности
духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и

в самовыражении
знания о природе, обществе и человеке
убеждения и вера в истинность своих убеждений
способность к тем или иным видам деятельности
чувства и эмоции
цели
ценности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ

система взглядов человека на мир и свое место в нем


Слайд 11Типы мировоззрения
Обыденное (житейское):
опирается на личный опыт
человека и мало использует
опыт

других людей

Религиозное:
возникает под
влиянием
религиозных учений

Научное:
опирается на
достижения
науки, тесно
связано с
общественной
практикой людей

Гуманистическое:
высшей ценностью
ставит права и
свободы человека


Слайд 12?
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания,

принципы взаимоотношения человека со средой обитания:

гуманистическое мировоззрение
религиозное мировоззрение
научное мировоззрение
обыденное мировоззрение


Слайд 13ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К
ЗНАНИЮ.


Слайд 14
Элементы деятельности


субъект


объект

потребности
цель

средства
результат



Цель оправдывает средства
Н. Макиавелли
Благородная цель может быть достигнута только благородными

средствами
Н.С. Лесков

Слайд 15Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Первичные,
врожденные
Вторичные,
приобретенные


Слайд 16Мотивы деятельности
Мотив – побудительная причина
Потребности
Интересы
Потребность – осознаваемая нужда в том, что

необходимо для физического и духовного развития

Интересы – обобщенное выражение потребностей людей


Слайд 17Уровни развития способностей


Слайд 18Основные виды деятельности
Игра
Учение
Труд
Общение
имитация действительности
приобретение знаний и
способов действий
достижение практического результата
установление и

развитие
взаимных отношений

Слайд 19Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда

ранее не существующее

Механизмы творческой деятельности

Воображение – создание
нового образа на основе прошлого опыта

Фантазия –
воображение,
характеризующееся
особой силой,
яркостью и
необычностью

Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются


Слайд 20?
Вид деятельности, характерный не только для людей:
материально-производственная
познавательная
творческая
игровая


Слайд 21ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ.
Я ЗНАЮ ТО, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НО

ДРУГИЕ НЕ ЗНАЮТ И ЭТОГО

ПОЧЕМУ?


Слайд 22Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство

чувственного и рационального

Большинство

Решающую роль играют ощущения и восприятия

Сенсуализм
(Дж. Локк)

Решающую роль играют мыслительные операции

Рационализм
(Р. Декарт)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

Эмпиризм
(Ф. Бэкон)

Мир познать невозможно

Агностицизм
(И. Кант)

Два уровня познания


Слайд 23Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий
Представление
Целостный

образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений

Восприятие

Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов

Ощущение


Слайд 24Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Умозаключение
Логическая связь понятий
Суждение
Логически

обобщенный образ предмета

Понятие


Слайд 25?
Рациональное познание, в отличие от чувственного:
дает истинные знания о предмете
опирается на

ощущения
расширяет представления о мире
использует логические умозаключения

В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
непосредственное восприятие предмета
систематизация информации
классификация полученных данных
формирование понятий


Слайд 26Основные мыслительные операции




анализ
синтез


сравнение

абстрагирование

обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда

явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий

формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения

переход от единичного к общему


Слайд 27Роль практики в познании
Практика – материальное освоение человеком окружающего мира.


Слайд 28Истина
Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету.

Относительная истина
Абсолютная истина
Субъективность

Объективная

истина

Главный критерий истины – практика!


Слайд 29Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.

Ложь – преднамеренное

введение в заблуждение.

Слайд 30Наука – основная форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов и

закономерностей, более глубоких знаний

+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…


Слайд 31Уровни научного познания
Основные формы знания – закон, принцип, научная теория
Основные формы

знания – факты и эмпирические законы

Главная задача – объяснение изучаемых явлений

Главная задача – описание предметов и явлений

Рациональные формы познания ПСУ

Чувственные формы познания ОВП

Теоретический

Эмпирический


Слайд 32Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата.


Слайд 33ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТЬ.
19 ВЕК.
ЗНАНИЕ
21 ВЕК.
ЗНАНИЯ.


Слайд 34ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

СВОБОДА НЕ В ТОМ, ЧТОБ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ,

А ВТОМ, ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.
(ДОСТАЕВСКИЙ)

Слайд 35Индивид – индивидуальность – личность
Индивид – каждый отдельный человек
Индивидуальность – неповторимость

каждого человека
Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

Слайд 36Важнейшие качества личности
Сознание и самосознание
Способность успешно взаимодействовать с другими людьми
Личное достоинство
Наличие

убеждений и принципов
Способность нести ответственность
Самоопределение
Свобода (=«осознанная необходимость»)

Самоузнавание + образ своего Я + самооценка

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

способность воспроизводить действительность в идеальных образах


Слайд 37Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
детство → юность

→ зрелость → старость


агенты

первичной социализации:
родители, родственники,
друзья

вторичной социализации:
учителя, коллеги,
руководители


институты социализации

семья, школа,
армия, церковь

+
Адаптация –
процесс привыкания
к новым условиям
существования

десоциализация?
ресоциализация?


Слайд 38ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006.

© С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика