Слайд 1«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ)
Часть 1. Речевая деятельность.
Автор: Курикова Наталья
Слайд 3Основные понятия речевой деятельности
1. Речевое событие
основная единица речевого общения (коммуникации).
некое
законченное целое со своей формой и структурой.
складывается из 2-х составляющих:
– поток речевого поведения (речь плюс мимика и жесты).
– условия, обстановка, участники.
Пример: Здравствуйте! Здорово! Привет! Здрасте!
Слайд 4Основные понятия речевой деятельности
1.1. Дискурс
Живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого
события.
Речь, «погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова).
В отличие от термина «текст», не применяется к древним текстам: связь с живой жизнью не воспринимается непосредственно.
Изучается в совокупности с соответствующими «формами жизни» - репортаж, интервью, экзаменационный диалог, признание.
Слайд 5Основные понятия речевой деятельности Дискурс
обращен к прагматической ситуации
помогает интерпретировать текст
Оптимисты
учат английский, пессимисты - китайский, а реалисты автомат Калашникова (форум).
Люди с Дальнего Востока уезжают. Запретят правый руль - и уедут 80% (форум).
Слайд 6Дискурс
Инженерный дискурс
Вот эту штуковину воткни сюда.
Медицинский
Спирт. Скальпель. Зажим. (императив)
Бытовой дискурс
-
Это что у тебя? Где купила?
- Да вот здесь, у нас.
Эксперты образовательной деятельности (преподаватели ТПУ работают над международным проектом) – 27 февраля 2010
- Пушкина удаляй!
- Поняла. А сколько манагер в Берлине?
Слайд 7Основные понятия речевой деятельности
1.2. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации
Слайд 8«Сегодня хорошая погода»
В разных речевых ситуациях цель может быть разная.
1)
Молодой человек обращается к хорошенькой девушке. Цель –установить контакт.
2) К приятелю – пригласить на прогулку.
3) Ответ на предложение – отказ. (Не пойду в кино, так как хорошая погода).
Слайд 9Цели коммуникации
Информационная цель - донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение,
что она получена
Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника
Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником
Слайд 10Речевая ситуация «просьба»
- Передайте, пожалуйста, соль!
- Пожалуйста!
И + П
+ К+
2. - Передайте, пожалуйста, соль!
- Простите, здесь соли нет.
И + П – К+
3. - Дайте соль!
- А почему так грубо?
И + П- К-
4. - Передайте, пожалуйста, соль!
- Что?
И, П, К –
5. - Передайте, пожалуйста, соль!
- На!
И+ П+ К-
Слайд 11Определите успешность/ неуспешность достижения информационной, предметной, коммуникативной целей (используйте знаки (+)
и (-).
1) – Дай мне жетон позвонить. – У меня нет.
2) - У тебя есть жетон позвонить? – Есть, но он мне нужен самому.
3) – Где бы найти жетон, срочно нужно позвонить… - Зайди в магазин.
4) – Вечно эти проблемы с жетонами для автомата! – (молчание)
Слайд 12Коммуникативные барьеры. Факторы барьеров
Культурный (религия, уровень образования)
Социальный (гендерное различие, жизненные потребности
и цели:выживание, безопасность, любовь, дружба, самоуважение, самовыражение и др.)
Ролевой (муж/жена, отец/сын)
Психологический (эгоцентризм, группоцентризм)
Когнитивный (стереотипы)
Стереотипы - упрощенные образы кого-либо явления, существующие в сознании в готовом виде.
Яйца курицу не учат (старики)
Бьет, значит, любит
Начальство что хочет, то и делает маленькие люди).
Муж должен кормить семью!
Слайд 13
Коммуникативное
равновесие
Вертикальное
адекватное выполнение роли лиц, находящихся
в неравных отношениях по вертикали:
начальник – подчиненный,
старший – младший.
Горизонтальное
адекватное выполнение роли
равного собеседника
(степень знакомства, возраст, соц/ служ. положение).
Слайд 14Коммуникативные роли
Роли задают речевые жанры: приказ, просьба и т.д., отражающие симметричные
и асимметричные роли.
Если человек не понимает своей роли, происходит сбой в общении.
Прошу Вас сообщить …
Можете ли сообщить ..
Дай (дай-ка) мне информацию …
Скинь мне по e-mailу
Слайд 15«Слово есть дело». Речевой акт
Действие, определяемое целью говорящего, - речевой акт.
Перформативы
– глаголы «поздравить», «благодарить», «просить» и т.д.
-Я обещаю – РА обещания;
-Я прошу – просьба и т.д.
-Да, Нет (в церемонии бракосочетания – это тоже действие, поступок, который определяет судьбу).
Речь = поступок.
Последовательность РА создает дискурс.
Слайд 17Прямые и косвенные РА
прямой РА:
Не хочу идти в кино.
Передай соль!
Если вы
разговариваете, я соберу контрольные работы
косвенный РА:
Мне нездоровится (отказ).
Не могли бы вы передать соль? (просьба)
Так, я вижу все готовы сдавать контрольную работу, все разговаривают друг с другом… (преподаватель в аудитории) - (предупреждение)
Слайд 18Запомните основные понятия по теме
«Речевая деятельность»
Речевое событие
Речевая ситуация
Дискурс
Речевой акт
Коммуникативные роли
Коммуникативные
барьеры
Коммуникативное равновесие