Часть 1. Речевая деятельность. Автор: Курикова Наталья презентация

Содержание

Речевая деятельность

Слайд 1«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ)
Часть 1. Речевая деятельность.


Автор: Курикова Наталья

Слайд 2Речевая деятельность


Слайд 3Основные понятия речевой деятельности
1. Речевое событие
основная единица речевого общения (коммуникации).
некое

законченное целое со своей формой и структурой.
складывается из 2-х составляющих:
– поток речевого поведения (речь плюс мимика и жесты).
– условия, обстановка, участники.
Пример: Здравствуйте! Здорово! Привет! Здрасте!

Слайд 4Основные понятия речевой деятельности
1.1. Дискурс
Живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого

события.
Речь, «погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова).
В отличие от термина «текст», не применяется к древним текстам: связь с живой жизнью не воспринимается непосредственно.
Изучается в совокупности с соответствующими «формами жизни» - репортаж, интервью, экзаменационный диалог, признание.


Слайд 5Основные понятия речевой деятельности Дискурс
обращен к прагматической ситуации
помогает интерпретировать текст
Оптимисты

учат английский, пессимисты - китайский, а реалисты автомат Калашникова (форум).
Люди с Дальнего Востока уезжают. Запретят правый руль - и уедут 80% (форум).


Слайд 6Дискурс
Инженерный дискурс
Вот эту штуковину воткни сюда.
Медицинский
Спирт. Скальпель. Зажим. (императив)
Бытовой дискурс
-

Это что у тебя? Где купила?
- Да вот здесь, у нас.
Эксперты образовательной деятельности (преподаватели ТПУ работают над международным проектом) – 27 февраля 2010
- Пушкина удаляй!
- Поняла. А сколько манагер в Берлине?


Слайд 7Основные понятия речевой деятельности
1.2. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации



Слайд 8«Сегодня хорошая погода»
В разных речевых ситуациях цель может быть разная.
1)

Молодой человек обращается к хорошенькой девушке. Цель –установить контакт.
2) К приятелю – пригласить на прогулку.
3) Ответ на предложение – отказ. (Не пойду в кино, так как хорошая погода).

Слайд 9Цели коммуникации
Информационная цель - донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение,

что она получена

Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника

Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником


Слайд 10Речевая ситуация «просьба»
- Передайте, пожалуйста, соль!
- Пожалуйста!
И + П

+ К+
2. - Передайте, пожалуйста, соль!
- Простите, здесь соли нет.
И + П – К+
3. - Дайте соль!
- А почему так грубо?
И + П- К-
4. - Передайте, пожалуйста, соль!
- Что?
И, П, К –
5. - Передайте, пожалуйста, соль!
- На!
И+ П+ К-

Слайд 11Определите успешность/ неуспешность достижения информационной, предметной, коммуникативной целей (используйте знаки (+)

и (-).

1) – Дай мне жетон позвонить. – У меня нет.
2) - У тебя есть жетон позвонить? – Есть, но он мне нужен самому.
3) – Где бы найти жетон, срочно нужно позвонить… - Зайди в магазин.
4) – Вечно эти проблемы с жетонами для автомата! – (молчание)


Слайд 12Коммуникативные барьеры. Факторы барьеров
Культурный (религия, уровень образования)

Социальный (гендерное различие, жизненные потребности

и цели:выживание, безопасность, любовь, дружба, самоуважение, самовыражение и др.)

Ролевой (муж/жена, отец/сын)
Психологический (эгоцентризм, группоцентризм)

Когнитивный (стереотипы)
Стереотипы - упрощенные образы кого-либо явления, существующие в сознании в готовом виде.

Яйца курицу не учат (старики)
Бьет, значит, любит
Начальство что хочет, то и делает маленькие люди).
Муж должен кормить семью!

Слайд 13 Коммуникативное равновесие




Вертикальное
адекватное выполнение роли лиц, находящихся
в неравных отношениях по вертикали:


начальник – подчиненный,
старший – младший.

Горизонтальное
адекватное выполнение роли
равного собеседника
(степень знакомства, возраст, соц/ служ. положение).


Слайд 14Коммуникативные роли
Роли задают речевые жанры: приказ, просьба и т.д., отражающие симметричные

и асимметричные роли.
Если  человек не понимает своей роли, происходит сбой в общении.
Прошу Вас сообщить …
Можете ли сообщить ..
Дай (дай-ка) мне информацию …
Скинь мне по e-mailу


Слайд 15«Слово есть дело». Речевой акт
Действие, определяемое целью говорящего, - речевой акт.
Перформативы

– глаголы «поздравить», «благодарить», «просить» и т.д.
-Я обещаю – РА обещания;
-Я прошу – просьба и т.д.
-Да, Нет (в церемонии бракосочетания – это тоже действие, поступок, который определяет судьбу).
Речь  = поступок.
Последовательность РА создает дискурс.

Слайд 16Виды речевого акта


Слайд 17Прямые и косвенные РА
прямой РА:
Не хочу идти в кино.
Передай соль!
Если вы

разговариваете, я соберу контрольные работы

косвенный РА:
Мне нездоровится (отказ).
Не могли бы вы передать соль? (просьба)
Так, я вижу все готовы сдавать контрольную работу, все разговаривают друг с другом… (преподаватель в аудитории) - (предупреждение)

Слайд 18Запомните основные понятия по теме «Речевая деятельность»
Речевое событие
Речевая ситуация
Дискурс
Речевой акт
Коммуникативные роли
Коммуникативные

барьеры
Коммуникативное равновесие


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика